АХУРА-МАЗДА
Индоиранская религия до Заратуштры представляла собой одну из форм политеизма. Заратуштра отказался от всех богов, объявив верховным божеством и творцом Вселенной – Ахура-Мазду (Господина Мудрости).
Проповедь пророка носила ярко выраженный этический характер, осуждала несправедливое насилие, восхваляла мир между людьми, честность и созидательный труд.
Критике подвергались современные пророку ценности и практика традиционных вождей арийских племён, совмещавших жреческие и политические функции и арийских колдунов, а именно насилие, грабительские набеги, кровавые ритуалы и безнравственная религия, поощряющая всё это.
Заратуштра резко осудил формы жертвоприношений, совершавшихся изначально в честь отвергнутых им богов: кровавые жертвы и возлияния опьяняющим соком хаомы (сома в Индии). Он сохранил только огненные жертвоприношения, считая огонь символом праведности и единственно верным путем к бессмертию.
Монотеизм Зороастра. Верховный Бог Ахура-Мазда, ("Премудрый господь", или "Владыка мудрости"), является отцом духов-близнецов, Святого Духа (Спента-Манью) и Злого Духа (Ангро-Манью) которые, в начале творения, осуществляют выбор между жизнью и не жизнью, между добром и злом. И шести Святых Бессмертных духов Амешаспентов.
Выбор между добром и злом должен осуществляться и каждым человеком, который призван "мыслью, словом и делом" встать на сторону Ахура-Мазды и Святых Бессмертных в их борьбе против сил зла.
Дуалистический зороастризм. После смерти Заратуштры под влиянием мидийских магов его религия приобретает дуалистический характер. Ахура-Мазда (Ормузд) по-прежнему оставался Верховным Богом, однако теперь его всемогущество ограничивалось силой Злого Духа Ангро-Майнью (Ахримана): великое противостояние и борьба осуществлялись уже не между двумя подчиненными духами-близнецами, а сам Ахура-Мазда был отождествлен с Благим Духом и тем самым низведен на одну ступень со Злым Духом. Оба они считались ровесниками.
Благому творению, осуществленному Ахура-Маздой, Злой Дух, противопоставил свое собственное злое творение. Эта дуалистическая система напоминала религию, известную грекам как "религия магов".
Зерванизм (Зурванизм). Не все последователи Зороастра были согласны с тем что Добро и Зло равновеликие силы. В зурванизме Зерван (Зурван) - "Время ), рассматривался как отец Ахура-Мазды и Ангро-Манью, которых он породил, ради чего приносил жертвы в течение тысячи лет. Во время жертвоприношения Зерван в какой-то момент усомнился в его действенности. В результате сомнения родился Ангро-Майнью. Ахура-Мазда же родился в результате самой жертвы. Это учение было осуждено как ересь в ортодоксальном зороастризме. Он пытался подчинить Зервана власти верховного бога, Ахура-Мазды, но при этом не мог объяснить происхождения Злого Духа.
Вероучение ортодоксального зороастризма. Верховный Бог Ахура-Мазда (Ахура – Бог Мазда – Мудрый), – в самом начале мироздания имел материальное тело, но сделал из него посредством Святого Духа (Спента-Манью) Вселенную и остался только в своей духовной сущности.
Ахура-Мазде присущи совершенное познание и умение безошибочно различать добро и зло. Он состоит из трех начал: святости, чистоты и справедливости.
Сотворив мир, Ахура-Мазда и его дух Святой дух стоят во главе сил добра, покровительствуют благочестивым и охраняют всю природу.
Ахура-Мазду окружают "шесть бессмертных святых" шесть духовных первотворений Ахура-Мазды – Амешаспенты, эманации Бога – персонификации благих качеств и добродетелей: "Благой Промысел"; "Лучшая праведность"; "Святое благочестие"; "Желанная власть"; "Целостность"; "Бессмертие". Они не имеют материального облика.
Для объяснения сущности Амешаспентов обычно прибегают к метафоре шести свечей, зажжённых от одной свечи. Вместе с Ахура-Маздой Они являют собой образ семи ступеней духовного развития человека, а кроме того, называются покровителями семи телесных творений, каждое из которых представляет собой зримый образ Амешаспента.
История мира, согласно зороастризму, представляет собой грандиозную драму, охватывающую четыре трехтысячелетних периода.
В первый период мир еще не имел материального существования; при этом его существование могло мыслиться либо как совершенное, либо как эмбриональное.
По истечении первого трехтысячелетнего периода все сущее было сотворено в своих материальных формах. Ахура-Мазда творил на месте пустоты. Он сделал небо в форме яйца, из сверкающего металла, звезды, землю, окруженную водами, точно яичный желток в середине яйца, светила в небе, растения, Первозданного Быка и первого Человека - Гайомарта.
На это творение Ахриман ответил своим антитворением, однако его лишила силы магическая формула - одна из главных молитв зороастризма, произнесенная Ормаздом.
Третий период был отмечен вмешательством Ахримана в творение Ормазда, в результате которого Ахриманом были убиты как "Смертная жизнь", от которой ведут свое происхождение люди и металлы, так и первобык, от которого произошли животные и растения.
Начало четвертого, завершающего периода ознаменовалось приходом на землю зороастрийской религии, то есть - рождением Заратуштры. Считалось, что конец каждого тысячелетия в этот период будет отмечен приходом нового спасителя, преемника и чудесного потомка Заратуштры, последнему из которых предстоит провозгласить начало Последнего суда и возникновение нового мира.
С помощью Святого Духа, и "шести бессмертных святых" Ахура-Мадза руководит природой и людьми. В природе ему также помогают особые надзиратели за миром животных – рату (надзирателем четвероногих в зороастризме считается заяц).
Богами более низкого ранга являются Митра – бог Солнца и Правды и судья мертвых, Анахита — богиня Воды и Плодородия, Ей посвящаются многочисленные обряды, связанные с сезонными полевыми работами, Тиштрия (звезда Сириус), Вертрагну (божество Битвы), Сраош – благовестник, Фраваши - духи-хранители каждого человека.
Божеству не следует поклоняться в храмах, так как вся земля и небо — один великий храм Ахура-Мазды.
АНГРО-МАНЬЮ
Могущество Ахура-Мадзы изначально ограничено силами зла, которые возглавляет дух-разрушитель Ангро-Манью (Ахриман). «Дух» в зороастрийском понимании это «мысль». Два изначальных духа — добрый и злой (Спента и Ангра) — символизируют две противонаправленные ментальности: на созидание и на разрушение. Последняя (Ангро-Маинью) – главный враг Ахура-Мазды и его мира, его разрушитель и, прежде всего, губитель человеческого сознания, чьё разрушение оборачивается деградацией общества и затем всего мира.
Все явления мира представляются в зороастризме в виде борьбы двух изначальных сил — добра и зла, светлого Ахура-Мазды и злого Ангро-Майнью. Ахура-Мазда ведет с Ахриманом постоянную борьбу, но ее исход всецело зависит от помощи людей - от того, насколько людям удастся преумножить в мире доброе начало.
К силам зла принадлежат дайвы (позже дэвы — "демоны") — боги индоиранской религии, отличные от асур ("владыка", Иранское ахура), богов с особой властью морального порядка. Не умея создавать ничего нового, Ангро-Майнью кощунственно копировал творения Ахура-Мазды. В черной преисподней, он породил мерзкие исчадия - дэвов, которые должны были противостоять ахурам: Ака Ману ("Злая мысль"), Друдж ("Ложь"), Айшма ("Ярость") - вдохновитель будущих набегов кочевников, Индра, Нахатья и множество других.
Кроме дэвов, Дух Зла наплодил и демонических существ женского пола - паирика. В древности их представляли в виде безобразных мышей, лягушек и т.д., но впоследствии, паирика начали трактоваться как коварные чародейки, то старухи, то красавицы. (Срравнить с отношением славян к лягушкам.
Ангро-Манью возглавляет воинство дайвов - демонов зла, мучений и бедствий. Ему подчиняются все ведьмы, бесы и чудовища, которые властвуют над людскими пороками. Дайвы обитают в подземном мире, имеют множество обличий и могут вселяться в любое существо. Более всего дайвы любят воплощаться во внешних врагов государства, поэтому борьба с соседними государствами и захват их территорий рассматривался древними персами не как порабощение мирных людей, а как уничтожение злых демонов - т.е. борьба за добро.
Конечная цель дайвов - захватить власть над всем миром, и этот захват они начинают с природы, устраивая стихийные бедствия. Но главным объектом, на который направлены их действия, являются люди. Для уничтожения благочестивых людей Ахриман придумал 9999 болезней, включая нравственные.
Он же изобрел и смерть, но старается поразить ею не все человечество, а только верных Ахурамазде - поэтому раньше и чаще умирают хорошие и храбрые люди.
В основе этического учения зороастризма лежит противопоставление двух понятий: Аша и Друдж.
Аша — это закон вселенской гармонии, истина, правда, добро (отец Аши — Ахура-Мазда).
Друдж — это антитеза Аши, буквально: ложь, разрушение, деградация, насилие, грабёж.
Все люди делятся на две категории: (приверженцы Аши, праведные, те, кто стремится нести миру добро) и (лживые, несущие миру зло). Благодаря поддержке Ахура-Мазды, праведные должны побеждать Друдж и мешать её приверженцам губить мир.
Отсюда и задача зороастрийца — следовать Спента-Маинью (доброму духу, созидательному мышлению) и подобно своему творцу Ахура-Мазде воплощать в своих деяниях Ашу (вселенский закон добра) и отвергать Друдж (ложь, зло, разрушение).
Человек обладает полной свободой выбора и в этой борьбе может встать на любую сторону, но совместное усилие приверженцев истинной веры все же приведет к конечной победе сил добра. Ахура-Мазда в Конце Времён победит Ангро-Манью.
В эпоху соперничества с христианством и исламом в Зороастризме отмечается стремление принизить значение злого духа. Современные зороастрийцы не считают Аримана божеством, поэтому зороастризм иногда называют асимметричным дуализмом.
ПАНТЕОН
Ахура-Мазда (Владыка Мудрости) — Бог, Творец, Высшая Всеблагая Личность;
Спента-Манью (Святой Дух);
Амэша-Спэнта («бессмертные святые») — семь первых творений, созданных Ахура Маздой, Его ипостаси;
Язаты (в узком смысле) — духовные творения Ахура Мазды более низкого порядка, покровительствующие различным явлениям и качествам в земном мире. Наиболее почитаемые язаты: Сраоша, Митра, Рашну, Веретрагна;
Фраваши праведных — Духи праведных личностей, в том числе и пророка Заратустры.
Раты –покровители (Заратуштра - рат людей, пшеница - рат злаков, гора Хукарья - глава гор). Раты - это и «идеальные» промежутки времени (пять частей суток, три части месяца, шесть частей года).
Силам добра противостоят – силы зла:
Спента-Манью (святость, творческое начало). Ангро-Майнью (скверна, разрушительное начало).
Аша-Вахишта (справедливость, истина). Друдж (ложь).
Воху-Мана (ум, благомыслие, понимание). Акем-Мана (злой умысел, путаница).
Хшатра-Ваирья (могущество, решительность, власть). Душ-Хшатра (трусость, подлость).
Спента-Армаити (любовь, вера, милосердие). Тара-Маити (ложная гордость, спесь).
Хаурватат (здоровье, целостность, совершенство). Аветат (ничтожество, деградация, болезнь).
Амеретат (счастье, бессмертие). Меретин (смерть).
ЧЕЛОВЕК по своей природе - духовная сущность, и его душа,
Фрасаши (Фравахр), предсуществует его телу. Душа и тело - творения Ахура-Мазды. Человек, следовательно, принадлежит Богу, и к Богу он возвращается.
К личной добродетели относятся действия, делающие человека счастливым. К ним можно причислить бережливость, супружество, простоту, удовлетворенность. Всеобщие добродетели, когда человек приносит пользу большому числу людей – отвага, храбрость, борьба за правое дело, за справедливость.
Особую роль в древнем зороастризме играет государство: религия и государство тождественны. Царь – наделен властью от Ахура-Мазды. Враги государства – это воплощенные демоны, враги религии и Ахура-Мазды.