Прирамидка кота Корифея - открытая теорема очеявленного абсурда
Многозначительное попустительство автора темы даёт зелёный свет для моей теоремы. Теорема касается
только Героя, а не
тени его, так методично раздетой и разложенной тут перед нами, что проще отвернуться, чем разглагольствовать далее. Тень, даже голая, целиком зависит от позы Героя, но от чего же зависит сама поза его? Я мысленно перебрал все доступные мне варианты реальности и столкнулся лицом к лицу с политической стереометрией. Но начну традиционно - с предисловия и дано.
Предисловие от противного:Есть фактическая очевидность проблемы, созерцая которую начинаешь испытывать лёгкие приступы абсурда, переходящие в пикирующую тошноту, от которой так хочется избавиться простым логическим облегчением. Но обрести его невозможно тогда, когда абсурд становится вопиющим и тотальным. Нате, смотрите, какой я! и куда тут с приборами? Пора либо положить ноги на стол, либо понять то, что до тебя пытаются донести методом молчаливого исключения, намеренно предъявляя всё что угодно, кроме основного решения.
Итак, дано (и давно):Эмпирический идиотизм, выкручивающий не только голову, но и шею. Привожу одну лишь цепочку фактов (смело размножаем её на миллионы аналогичных цепей): наш Герой из года в год говорит о необходимости понижения ключевой процентной ставки ЦБ, как это делалось во всех странах, ставших на путь развития собственной промышленности и т.д. и т.п. Говорил это, когда ставка была завышена аж до 6%! Никуда не годится. Тут же, не отходя от кассы, ЦБ повышает её до 8%. Герой вновь говорит о необходимости понижения ключевой ставки. И ЦБ, ударившись о вертикаль власти, реагирует мгновенно - и повышает её до 10%. Так они, пританцовывая и улыбаясь, доходят до 17%.
Таких галантных, как одинокий бульдозер на площади, фактов можно привести не сотни, но тысячи. Все они укладываются в одну элементарную колею, смысл которой нам и надлежит понять в будущем, потому как смысла этой колеи в настоящем нет и быть не может. Колея же сия очевидна (заметим: уже до предельной наглости - до публичной последней наготы):
говорится одно - делается противоположное. Во всём. Но уже так, чтобы не видеть этого не мог даже тот, кто сделал оптимизм своей профессией. Из года в год нас подводят к каким-то новым воротам, заставляя пялиться на них исключительно как бараны:
Почему говорится одно, а делается другое, кому это нужно? в чём дело?! Проклятье какое-то...
Я мог бы тут исписать километры страниц конкретными иллюстрациями данного "какого-то проклятия". Ну да кто кто же в России не сможет описать эти километры? Хотелось бы увидеть в них хоть какой-нибудь смысл, а главное - будущее. Сами же бесчисленные голые факты, бесстыдно иллюстрирующие генеральную линию (говорится одно - делается другое), ровным счётом ничего не дают: новые ворота остаются запертыми - а баран перед ними удивлённым.
Вопрос:Кто наш Герой?
Ответ (вернее, взаимоисключающие ответы) на этот вопрос откроет ворота, актуальные для всех, а не для одного Героя. Мы глянем туда и спросим уже по делу: что было, что будет и чем сердце успокоится? То есть - что же там, за воротами, происходит и кто здесь главный с ключами?
Четыре неправильных, но правдоподобных ответа:
Крайние и глуповатые:1. Дурачок.
Наш Герой играет роль и удовлетворён своей ролью. Он нравится народу. А рулят машинками те, кому положено. Он же не в претензии - ведь каждому своё. Все сидят на своём месте и только делают вид, что Герой их начальник (так и народу спокойнее, да и работать легче - под прикрытием). Разумеется, Герой не может говорить то, что действительно делается, иначе народ (увы, баран перед воротами) возопиет и сделает "как бы чего не вышло". А это уже никому не понравится. В общем, все пока довольны. И всё объясняется.
Недостаток версии: как-то всё слишком плоско.
2. Двойной агент.
Наш Герой - профессионал высочайшего класса. Он перевербован давно и верно служит Системе. Перевербовка вовсе не должна быть формальной и происходить на сознательном плане: сделка могла заключаться на тонком и глубинном уровне психики. Тогда лучшего агента Системы - на таком посту и в такой стране, как Россия, представить себе невозможно. Остаётся снять шляпу перед блестящей профессиональной работой Героя (ни разу не оступиться под перекрёстными взглядами на умопомрачительном канате, открытом всем прожекторам, интригам и ветрам, и никаких страховок, и в крайнем случае спрятаться некуда). Снимая шляпу, приходишь в ужас по-человечески... Но дальше рассуждать и страшно, и противно. Хотя всё сходится: двойной агент и должен говорить одно, а делать другое (такова профессия). И даже объясняется то, что через столько лет успешной работы началась звёздная болезнь и появилось желание подразнить публику и судьбу и покуражиться совсем уже на грани провала. Отсюда эта всё возрастающая наглость абсурда и показное (на грани фола) несоответствие слов делам и лозунгов плодам. Своего рода психологическая компенсация за пережитое в течение двадцати лет сверхчеловеческое напряжение воли.
Недостаток версии: неслыханно, чтобы Штирлиц сам стал фюрером, так не бывает (по законам жанра, а это уже серьёзный аргумент и крыть его нечем).
Закулисные и замысловатые:3. Игрок и прагматикНаш Герой абсолютно трезв и расчётлив: он чётко осознаёт расклад политических сил, прекрасно знает глубину проникновения Системы внутрь государственного организма России, знает мощь и силу Системы и... заигрывает с ней. Более того, он знает, что Система преследует одну цель (внутри России) - распад и уничтожение этого организма для восполнения убыли жизненных сил всей Системы в целом. Волевой центр Системы находится не в России. Ну да об этом кто только не писал. Нашего Героя (вот тут сложный психологический казус) не устраивает и одновременно устраивает такой расклад сил. Он наслаждается своим умением балансировать между лагерями, своей профессиональной хитростью и расчётливостью. А затяжное статус кво (не вашим, не нашим) является необходимым и достаточным условием этого наслаждения. Балансировать и хитрить и есть, в понимании нашего Героя, его главное профессиональное качество. Он упивается политическим процессом как таковым (процесс ради процесса). И верит, что его мудрость, сдержанность, осторожность и расчётливость спасут организм и позволят ему худо-бедно жить с раковой опухолью внутри. Жить, пока правит Герой. А там... Но там уже пусть другой играет свою партию. Наличие агентов Системы внутри государства предусмотрено правилами, без которых не было бы и самой игры, такой упоительной, такой рискованной и такой сложной. Героя всё по большому счёту устраивает, он хотел бы длить эту игру бесконечно, до своей физической кончины (не входит в правила, не интересно). И так тоже всё сходится и объясняется.
Недостаток версии: иррациональная любовь народа не может долгое время вдохновляться (пусть от противного) такой примитивной натурой (раскусили б).
4. Трагическая фигура, КутузовНаш Герой - герой, ведущий смертельную схватку со страшной болезнью внутри государства. Как никто, он знает степень поражения организма раковой опухолью и знает, что промедление смерти подобно. Но также знает, что резать нужно один раз и так, чтобы не убить организм (не навреди!) Нужна сила, которую необходимо накопить. Любая поспешность приведёт к роковым последствиям, и в этой поспешности заинтересована сама Система. Параллель с Кутузовым в данном случае наиболее исторически точна. А был ещё бедный-бедный Павел... Это самая глубокая из версий - исторически и метаисторически наполненная взаимосвязями. И она тоже объясняет, вернее искупает своей глубиной поверхностное и очевидное расхождение слова и дела. В эту версию так хочется верить... и в этом, увы, её основной недостаток.
Недостаток версии: чисто человеческий масштаб личности не коррелирует с масштабом задачи, выбивается то тут, то там как несоответствие героя и роли, то есть вновь нарушаются законы жанра (история художественна, как судьба, не учитывать этого - значит не чувствовать главного нерва истории и отказывать ей в смысле).
Итоговая версия (открытая система):Все четыре решения слишком логически укладываются в нашу теорему - и это больше всего настораживает! словно они сами навязываются, срываясь с цепи и бросаясь в глаза. Слишком уж они похожи на правду! а правда на правду не похожа: она просто правда, а не своё подобие. Правдоподобие же является не чем иным, как границей правды и лжи. По всей видимости, каждая из версий отражает только одну из граней внутренней правды и внешней лжи, и становится полной ложью в своей отдельности. Противоречивость между версиями подсказывает нам, что совместить их на одной рассудочной плоскости невозможно, следовательно мы должны мысленно выстроить объёмную картину, внутреннее пространство которой и будет содержанием правды, а каждая из граней - только подчёркивать одну из границ правды и лжи, чётко разделять их. Получаем что-то вроде равносторонней пирамидки (равносторонность её я вывожу из того, что каждая из версий приблизительно равна по правдоподобию остальным).
Незакрытым вопросом у меня остаётся один: какая из граней является основанием пирамидки? Иначе, наша пирамидка будет подвешена в безвоздушном пространстве, а значит станет гулящей абстракцией, от тьмы которых и так нет продыху на свете. Пирамидка должна стоять на исторической почве. Значит, какая-то из граней должна быть её основанием, что не умаляет правдивости других граней, но основание есть основание. Кручу-верчу и всеми фибрами хочу, чтоб таким основанием была четвёртая версия. Тогда я готов ещё немножко потерпеть и смириться с тремя другими, уводящими мысль в бездну человеческого фактора...
Приношу свои извинения той почтенной публике, что дочитала мои измышления до сих строк. Плоского решения моя теорема, увы, не имеет. Но теорема поставлена. Вопрос открыт, как те ворота - мы вернулись из абсурда на волю вольную, а наши бараны потеряли свой пафос. Разве этого мало?