Представляю несколько новых записей Татьяны Калмыковой. В основе некоторых из них лежат народные песни, уже записанные раньше, но их переинтонирование и иное инструментальное оформление придают музыкальную самостоятельность этим новым версиям.
Некоторые песни изложены в скромной, почти графической манере. «Татары» и «Надоело мне горе» поются в сопровождении инструмента
хорой (старинные гусли, возможно греческого происхождения), одновременно Татьяна аккомпанирует себе на
гудке – русском трехструнном смычковом инструменте. «Колыбельная» звучит под аккомпанемент
калимбы – африканского язычкового инструмента, по способу звукоизвлечения напоминающего музыкальную шкатулку.
https://rmvoz.ru/lib/fonoteka/etnic/rossia/kalmykova/5/tatary.mp3https://rmvoz.ru/lib/fonoteka/etnic/rossia/kalmykova/5/nadoelo_mne_gore_GO.mp3https://rmvoz.ru/lib/fonoteka/etnic/rossia/kalmykova/5/kolibelnaya_pre.mp3В стиле фолк-джаза исполнена песня «Селезень». Характеру и ладовым особенностям песни соответствует своеобразная расшатанность темперации, воспроизведенная небольшим инструментальным ансамблем.
https://rmvoz.ru/lib/fonoteka/etnic/rossia/kalmykova/5/selezenj.mp3Скромное сопровождение гусель и электроники дают простор для свободной вокальной импровизации на основе песни «Стороною». Здесь проявился интерес Татьяны к индийской культуре пения (ее рассказ о нескольких месяцах проведенных в Индии и о занятиях с исполнителями вокальных раг скоро появится), это особенно заметно к концу песни с его виртуозным, «самоиграющим» вокалом.
https://rmvoz.ru/lib/fonoteka/etnic/rossia/kalmykova/5/storonoju_Dramsh.mp3«Пчелка» исполнена постоянным составом проекта «Живая земля». Необыкновенно насыщенная звуковая партитура складывается из нескольких контрастных пластов: голос, гудок, две звонницы плоских колоколов (Александр и Татьяна Жихаревы), духовые (Сергей Старостин). Выступая то все вместе, то в различных сочетаниях друг с другом, они создают богатую, постоянно обновляющуюся тембровую палитру. Терпкий, несколько ориентальный колорит придает песне одновременное звучание нескольких вариантов минорного лада.
https://rmvoz.ru/lib/fonoteka/etnic/rossia/kalmykova/5/PCHELKA_short.mp3Песня «Марья», уже не раз записанная Татьяной, на этот раз предстает приближенной к индийской раге. Гудок и индийский
сантур воспроизводят инструментальную стихию, характерную для вступительного раздела раги. Узнаваемо индийский характер носит и вокальная партия, манера звукоизвлечения, характерные интонационные обороты, принцип постепенного прорастания мотива в длительную мелодическую линию.
https://rmvoz.ru/lib/fonoteka/etnic/rossia/kalmykova/5/MARJA_SANTUR.mp3В песне «По сеням» интересны инструментально-тембровые поиски. Постепенное подключение множества инструментов в сочетании с электронными тембрами рождает ощущение оркестрового богатства звучания. По мере развертывания проясняется родственность этой композиции принципам классических оркестровых вариаций: куплеты песни, музыкально почти не изменяясь, накладываются на обновляющуюся инструментальную фактуру. Этот простой, в сущности, прием здесь наводит неожиданный мост между академической традицией и сегодняшними поисками интерпретаций народной песни.
https://rmvoz.ru/lib/fonoteka/etnic/rossia/kalmykova/5/po_senjam_DRAMSH.mp3