Название может показаться несколько странным, для данного раздела. В дальнейшем буду не против переноса этой статьи в другое место. Пока же размещаю ее в этом отделе потому, что написана она православным священником и выложена на православном сайте.
Лично я с общей тематикой данной статьи согласен (иначе бы не выкладывал ее здесь). Не согласен лишь с батюшкой в некоторых нюансах, традиционно свойственных ортодоксальному сознанию. Например, в том же ответе на вопрос "Что дальше?" Но тут уж никуда не денешься.
Зачем подобная статья здесь?.. Думаю, на эту тему как раз и можно будет подискутировать.
PS. Все что подчеркнуто в статье, подчеркнуто мною; с целью обратить на эти места особое внимание. Крах капитализма. Что дальше?
Священник Дмитрий Шишкин, Православие.Ru
Был такой император в Византии, которому показалось, что христианство - это что-то искусственное, вредное и даже опасное, потому что «монополизирует» идеологию, как сказали бы сейчас. Так вот, этот император - Юлиан Отступник - стал в масштабах страны всемерно насаждать и поощрять «религиозное свободомыслие», язычество, оккультизм, эзотерику и прочее... Словом, он стал апологетом «возрождения» в юном христианском мире.
Закончилось это всё печально для самого императора: он бесславно погиб в бою, а перед смертью, по слухам, воскликнул: «Ты победил, Галилеянин!» То есть, надо понимать, вся его реваншистская политика, все его усилия по водворению «разнобожия» и «многокультия» именно и были подспудной, но вполне осознанной борьбой со Христом, с Истиной... если угодно, проверкой христианства на прочность. Чем такие попытки заканчиваются, мы знаем, и уже не только из истории несчастного императора, но из примеров ближайшего времени.
Однако история если и учит кого, то редко, и подспудная борьба со Христом, испытание Его учения «на прочность» продолжается и в наше время, приобретая только новые, изощрённые формы.
Так вот, с прискорбием надо признать, что современная капиталистическая система (с её поклонением «золотому тельцу») и современная культура (с её поклонением плоти) это и есть очередной и явный вызов Христу. И вызов этот, растянувшийся на столетия, похоже, приблизился к логическому завершению. Условно говоря, уже идёт тот последний бой, который заставил императора воскликнуть: «Ты победил, Галилеянин!» Где-то в 1984 году случилось в моей жизни примечательное событие. Я тогда ещё учился в школе, и вот приятель сообщил, что можно соорудить антенну, которая будет ловить «вражеские голоса». Мы такие антенны сделали, и началась эйфория! Сейчас трудно даже представить, что это было! Едва проснувшись утром, я бежал к своей старенькой радиоле и, в буквальном смысле затаив дыхание, крутил ручку настройки. Затаивать дыхание приходилось потому, что радиостанции нещадно глушили и их приходилось «пеленговать» - улавливать волны, - чутко вращая ручку. Так вот, одно из первых откровений «свободного радио» меня ошарашило. Это был бойкий разговор двух русских «вольнодумцев», один из которых жил «за бугром», как говорили тогда, а второй здесь, «на Родине». И вот они приветствовали друг друга в эфире примерно так:
- Привет, ну как там ваш загнивающий капитализм? - спрашивал первый.
- Ну наш-то только ещё загнивает, а ваш коммунизм уже окончательно сгнил! - отвечал второй.
Сейчас это звучит как прибаутка, не больше того, а тогда просто перевернуло сознание и прочно врезалось в память. И теперь я понимаю, как правы были оба эти балагура.
Но если социализм советского образца, прогнив окончательно, рухнул, как все мы знаем, 20 лет назад, то теперь со всей очевидностью наступило время капитализма. И все эти разговоры о «мерах спасения», о «денежных вливаниях» и «ключевых соглашениях» - это разговоры о том, какие лучше припарки применять к покойному. Капитализм мёртв! Вот и всё. Как глобальная парадигма.
И надо рассуждать о судьбах мира исходя из этого свершившегося факта.
Это произошло не вдруг и не случайно и стало именно следствием последовательного и систематического «вытеснения» из духовной, нравственной, социальной жизни Христа. Не так воинственно и явно, как это произошло в Советском Союзе, но не менее очевидно и высокомерно. Начался этот процесс ещё в эпоху Возрождения и продолжался так долго, может быть, только потому, что Господь долготерпел, давая возможность людям вкусить последствия своих «самостоятельных» действий, идей и планов. И вот теперь столетия спустя эти плоды проявляются во всей своей полноте, и эта ущербная «полнота» есть именно то, что люди искали сами, что они избрали и изобрели взамен отвергнутой Истины.
Капитализм рушится. Но что придёт ему на смену, какая «новая формация»? Не знаю... Что-нибудь будет... Но формации сменяются, а «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8 ). И у нас ещё есть шанс в покаянии прислушаться внимательно к голосу Господа и понять, что все наши «системные» беды происходят только от того, что мы прислушивались к Нему недостаточно чутко и глубоко. А если и прислушивались, то нетерпеливо, будучи увлечены и одержимы своими идеями и фантазиями, так что, не поняв и не услышав до конца Христа, урывали только какие-то клочки истины и пытались их использовать в угоду своим страстям, приплести к своему «разумению». Всё нам хотелось сделать по-своему, «по уму». Вот и сделали... и получаем «по полной»!
Две идеи лежат в основе современной западной цивилизации, и обе эти идеи по сути своей безбожны. Это идея накопления капитала и идея жизни «в своё удовольствие».
И если можно говорить о какой-то реальной «долгосрочной», как сейчас говорят, альтернативе этим изжившим себя идеям, то это - христианская идея духовной нищеты и идея воздержания как необходимого средства к освящению человека.
Первая идея, выраженная, впрочем, ещё пророком Давидом: «Богатство аще течет, не прилагайте сердца», - означает, что никто в принципе не может обладать богатством, но может только воспользоваться им - с жадностью или великодушием, во благо душе или в её погибель. Так Господь призывает «неправедным богатством» приобретать себе друзей. По толкованию святых отцов, это именно и означает, что человек, довольствуясь всем необходимым, может и должен направлять «текущее в руки» богатство на делание добра.
Альтернатива же «сладкой жизни» одна - воздержание. Сознательное. Именно сознательное, а не по нужде - это очень важно! Воздержание ради Христа! И не только в потреблении материальных благ, но и в отношении к своим страстям. Потому что только такое воздержание вводит человека в мир духовных переживаний и чувств, практически незнакомых современному, «плотскому» человеку. Тоска, отчаяние, духовная и нравственная пустота, о которых буквально кричит современная культура, - это и есть прямое и естественное порождение идеологии самодовольства и плотоугодия. И других путей разрешения от этой пустоты, кроме воздержания и смирения, нет.
Но эти «новые старые» идеи невозможно насадить искусственно, «широким фронтом». Люди в массе своей сами должны прийти к осознанию их истинности. И последняя, крайняя помощь, которую оказывает нам в этом Господь, - это нынешний «системный кризис». Поймём это - исправимся; будем жить... не поймём - погибнем, на сколько бы ни растянулась наша мучительная агония.
Но всё же «до конца не погибнет» род человеческий - это мы знаем из Священного Писания, из многочисленных пророчеств святых отцов.
И если России уготована добрая роль в процессе действительного возрождения - возрождения мировоззрения, культуры, основанной на духовности, то невозможно от этого призвания бесконечно отмахиваться. Вообще это наше хваленое «благоразумие» - беда да и только. Мы ведь всё только портим, развращаем и губим с умным лицом, ссылаясь с упрямством осла на это самое «благоразумие». Вот уж воистину, как говорит Господь: «Погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну» (1 Кор. 1: 19). Когда же мы оценим беспристрастно плоды своей самонадеянности? Когда перестанем наконец пренебрегать Христом, полагая, что можем создать что-то более совершенное и «разумное», чем предлагает нам Бог? Давайте посмотрим вокруг честным и ясным взглядом! За что тут ещё цепляться, перед кем благоговеть, у кого учиться?! Я не о частностях говорю, а о фундаментальных, основополагающих вещах. Не хватит ли уже семимильными шагами идти к собственному разрушению вслед за теми, кто сами этот «широкий» путь для себя придумал и по нему пошел, упрямо не замечая иного, «узкого», но спасительного пути.
Вот в чём истинная сила и мощь России, пусть даже гипотетическая. В том,
чтобы прямо и в полный голос свидетельствовать о правде Божией, признавать её единственно возможным основанием доброй жизни, отбросив в сторону лукавые экивоки и политесы, которые только наводят «тень на плетень», а на деле ни силы не дают, ни ясности не прибавляют. Идея краха капитализма «витает в воздухе» и настолько очевидна, что об этом просто невозможно больше молчать! И нет больше сил наблюдать, как пренебрегают Богом как бы «не сущим». Это не шутки - такое пренебрежение, и горькие плоды его свидетельствуют об этом со всей очевидностью.
Господь победил и на этот раз! И чем раньше мы дадим себе в этом отчёт, чем раньше встанем на сторону Господа со всей решимостью, верой, с готовностью к самоотдаче и созиданию, тем быстрее всё станет на свои места и в наших замороченных головах и в нашем многострадальном Отечестве!
Священник Димитрий Шишкин
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/50504.htm