Кавказский камень преткновения
Кавказ – как один из важнейших, соединяющих Европу и Азию – Запад и Восток, путей, всегда находился в зоне интересов различных мировых держав. Империя Александра македонского, Великая Римская Империя, гунны, хазары, иранские, турецкие завоеватели, монголы, Тамерлан, Россия, Англия, Германия, все они стремились завоевать или взять под контроль этот регион. Методы и цели у всех отличались вследствии внутренних особенностей самих этих крупных держав и исторической обстановки, складывавшейся на тот период времени. В 21 веке в борьбу за Кавказ с новой силой и решимостью вступила сильнейшая мировая держава Соединённые Штаты Америки, чьи оценки геополитической структуры мира и данного региона рисуют лидерам этой страны серьёзные перспективы в плане развития его экономики, политической системы в своих непосредственных интересах. Таким образом, картина сегодняшнего устройства государств и республик Большого Кавказа видится ими далёкой от завершения и стагнации в рамках одного политического курса, устраивающих их геополитических противников, а в частности Москву. Вследствии этого государственным аппаратом США был разработан глобальный план усиления собственного влияния на Кавказе и больше того, капитального изменения курса политики стран Закавказья и республик, входящих в состав РФ с дальнейшим втягиванием их в орбиту своей системы управления.
Российской стороной этот план видится так:
Проект «Большой Кавказ»
Реализация этого проекта должна полностью вытеснить Россию с территории Кавказа, не только Южного, но и Северного.
В целом проект исходит из того, что Кавказ является средоточием конфликтного потенциала и переплетением многочисленных конфликтных узлов на южном фланге России. США эксплуатируют этот конфликтный потенциал в своих интересах, прибегая к разным способам манипулирования конфликтами. К числу таких способов можно отнести, например, вытеснение России в качестве посредника (даже ценой торпедирования договоренностей сторон, достигнутых под эгидой России) для расширения формата посредничества, что ведет к интернационализации конфликтов и создает почву для вмешательства НАТО в этот процесс.
Вашингтон прибегает к приему, который можно назвать национализацией конфликтов и связанных с ними угроз, то есть объявляет тот или иной конфликт угрожающим национальной безопасности США, для того чтобы иметь основания для оправдания интервенции.
Такой двунаправленный процесс, с одной стороны, интернационализации, а с другой — национализации конфликтов и связанных с ними угроз нацелен на то, чтобы сделать Соединенные Штаты главным арбитром и создать почву для монополизации процесса миротворчества на Кавказе.
Монополизируя процесс миротворчества, США получают возможность решать вопросы в своих интересах, будь то продвижение американских проектов в энергетике и блокирование соответствующих выгодных России и Ирану проектов, расширение геополитического влияния и военного присутствия и сокращение влияния России, в том числе путем подавления и нейтрализации ее стратегических союзников.
Главная цель проекта «Большой Кавказ» заключается в создании на территории Кавказа управляемого из Вашингтона федеративного государственного образования, в состав которого должны войти Азербайджан, Грузия, Армения и российские республики Северного Кавказа.
При этом происходит перетасовка территорий. В ходе реализации проекта предусматривается передать Армении Нагорный Карабах плюс Лачинский коридор. Азербайджан соединяется с Нахичеванью (а значит, и с Турцией) и получает дополнительно коридор в сторону Нахичевани по территории южного Мегринского района Армении. В процессе реализации этого плана не исключается возможность введения «миротворческих сил» под эгидой США (либо Турции) по «боснийско-косовскому» сценарию.
В результате этого территориального размена достигаются следующие геополитические цели, имеющие очевидную антироссийскую направленность. Во-первых, Россию изолируют от ее южных соседей, прежде всего Ирана. Во-вторых, Армению заставят проводить антироссийскую политику в связи с тем, что, оказавшись изолированной от Ирана, в блокаде проамериканских режимов, она принуждена будет переориентироваться на интересы США.
Проект «Большой Кавказ» ориентирован на важные для США экономические цели. Он позволяет перекрыть каналы экспорта иранских энергоносителей в северном направлении, становится в обход России стратегическим «мостом» для транспортировки энергоносителей из Центральной Азии, а также из района Каспия через Черное море, в том числе через Украину. Кроме того, он открывает возможности для крупномасштабного строительства трубопроводов и транспортных коридоров между Азербайджаном, Грузией и Турцией.
Внешним управляющим по проекту планировалась Турция, но в связи с возникшими разногласиями по поводу курдов в Ираке США переориентировались на Грузию. Сообщается, что Саакашвили был подготовлен и приведен к власти американцами для того, чтобы:
— интенсифицировать конфликты на Кавказе;
— добиться полной ликвидации российского военного присутствия в Закавказье;
— усилить давление на Южную Осетию, Абхазию, Армению, Азербайджан;
— создать предпосылки для размещения американского контингента в зоне «Большого Кавказа».
Правда, тогда, когда была сделана ставка на Саакашвили, американцы, судя по всему, даже отдаленно не представляли, что это такое и на что он способен. Всему свое время.
К исполнению проекта планируется привлечь не только Грузию и Азербайджан, но и Казахстан, которому вашингтонские стратеги отводят важное место. Ведь поставки казахстанских энергоносителей через Кавказ (контроль над которым хотят захватить США) в Европу в обход России позволят ликвидировать зависимость ЕС от российских нефти и газа. Европа, таким образом, оказывается в экономической зависимости от Вашингтона, который получает возможность диктовать ей свою волю.
Проект предусматривает достижение важных для Вашингтона военно-стратегических целей. Главной целью в военной области является создание мощной военной инфраструктуры США в Закавказье. Известно, что для военного обеспечения проекта в настоящее время на территории Грузии и Азербайджана действуют «мобильные силы» американского спецназа, которые готовят аэродромы для использования американской военной авиацией. Кстати, по этой же схеме начиналась подготовка войны в Ираке.
Формирование военной инфраструктуры идет в рамках реализации так называемой программы «Охрана Каспия», или «Каспийская пограничная инициатива». Пентагон активно работает над этой концепцией с 2003 года. Она предусматривает размещение в регионе военных баз, которые будут обеспечивать безопасность и интересы США в Каспийском бассейне. Кроме того, планируется формирование сил охраны Каспия — сети отрядов специального назначения и полиции.
В задачи сил охраны Каспия входит:
— оперативное реагирование на любые чрезвычайные обстоятельства в прикаспийских странах (что на деле будет означать мгновенную военную интервенцию в случае проведения независимой от Вашингтона политики);
— отражение атак террористов на нефтепроводы;
— «обеспечение безопасности воздушных, морских и сухопутных границ Азербайджана и Казахстана»;
— борьба с незаконным оборотом наркотиков и контрабандой оружия (поскольку в этой сфере действуют преступные международные сети, ячейки которых находятся на территории практически всех стран региона, эта задача дает удобный повод США для военного вмешательства в любую из них).
Планируется, что командный центр (штаб) программы «Охрана Каспия», оснащенный новейшими радарными установками, разместится в Баку. В зону его ответственности войдет весь каспийский регион.
На Баку стратегический выбор пал еще и потому, что создание военной инфраструктуры США на территории Азербайджана позволяет американским вооруженным силам через примыкающую к нему часть Каспийского побережья получить доступ в регион Поволжья, становящийся все более взрывоопасным, и на Урал, рассекая пространство России.
В ближайшие 10 лет правительство США планирует выделить на создание сил «Охраны Каспия» 100 миллионов долларов. «Охрана Каспия» должна стать передовым рубежом Европейского командования США.
По мнению экспертов, усиление военного присутствия США на Кавказе и в Средней Азии грозит России потерей Габалинской РЛС «Дарьял» в Азербайджане и проблемами для нормального функционирования РЛС «Окно» в Таджикистане (в Нуреке).
В результате незащищенными окажутся промышленные районы Урала и Сибири, где сконцентрирован основной потенциал российского ВПК, значительно уменьшается подлетное время к нашей территории. Кроме того, США получат возможность контроля территории Сибири, а российской власти будет сложно отказать американцам в их притязаниях на наши природные ресурсы.
То повышенное внимание, которое Пентагон проявляет к Каспийскому региону, объясняется еще и тем, что реализация глобального плана США по передислокации военных баз из Западной Европы на Восток будет невозможна без размещения части военных в Азербайджане и Казахстане.
——————————————
Мировой финансовый кризис, постигший Америку и её западных союзников не смог отразиться на продолжении линии реализации этого жизненноважного для неё замысла. США не только не отказались от него, но и упрочили связи с Грузией и Азербайджаном, с теми государствами, на которые была сделана основная ставка заокеанских игроков. После ситуации шаха, в которой оказался режим Саакашвили, была произведена рокировка, отвод видимых сил на вторые позиции с целью проведения новых комбинационных действий, как на военных, так и политико-идеологических и финансово-экономических клетках одного из стратегических отрезков «Великой шахматной доски».
Исходя из этого, можно предположить какие события произойдут вскоре в кавказском регионе. Из той видимой части спектакля, что предназначена для всеобщего обозрения; это возможная эскалация конфликта в Кодорском ущелье, демонстрация ситуации тупика вокруг мирного решения карабахской проблемы, всплеск недовольства отдельных гражданских и политических групп по этому поводу и, как следствие, перетекание субстанции конфликта в другое, военное измерение. Но Штаты не допустят сползания к большой войне, здесь их мастерство в улаживании локальных конфликтов и «миссионерский миротворческий опыт» скажут своё веское слово. Команда Белого Дома позаботится о том, чтобы убедить Москву в поддержке её олимпийской политики и партнёрстве в вопросах обеспечения безопасности на Кавказе, тем самым попытаясь усыпить бдительность кремлёвцев и скоординировать дальнейшие действия со своими союзниками перед новой фазой проникновения в системы региона. Американские ставленники вынуждены будут во время остановиться, чтобы не довести события до сверхкритической точки и следовать согласно дальнейшим инструкциям. Теоретически возможны этот и другие варианты развития событий, всё будет зависеть от внутренней ситуации в России.
Несмотря на решимость Америки в деле достижения своих целей и её гигантских пока ещё возможностей, ей мешает её же «демократия». Американцы до поры до времени обязаны следовать правилам игры, которые сами же и установили, к тому же лидеры США не могут позволить себе вступить в открытое противостояние с Россией. Поэтому эту роль и должны выполнять сами люди, недовольные политикой Москвы на Кавказе, новые общественные силы, которые планируют выпустить на политическую сцену хозяева большого игры. Логично было бы предположить, что это тоже часть плана.
На этом фоне, смешанные чувства вызывает националистическая истерия, охватившая отдельные слои населения русских городов. Ненависть к кавказцам заставляет многих обращаться к государству с требованиями, отделить Кавказ ( его Северную сердцевину прим.авт.) от России. Естественно, Кремлю такой исход дел не несёт ничего благоприятного, мало того такая позиция ведёт к угрозе распада федерации и государственные деятели РФ, это конечно же понимают. Но попугать кавказское население и общественных лидеров посредством бурных народных волнений, может быть одним из ходов в многоступенчатой политической комбинации, возникший в процессе событий или запланированный заранее. В конечном итоге ни то, ни другое не повлияет на разрешение кавказской проблемы, но ещё дальше продвинет американские планы утверждения своих «жизненноважных» интересов в регионе.
Пока националист кричит о землях своего государства, их стремятся прибрать к рукам другие. Пока он провозглашает величие своей страны, при этом призывая к межнациональной розни, она теряет силы и союзников. Российским политическим деятелям важно думать о том, как погасить националистические настроения, обуявшие столицу и другие города и вести диалог с Кавказом, а его жителей, граждан РФ воспринимать одинаково, как и граждан русской и любой другой национальности, проживающей в России. Иначе планы конкурентов всегда будут иметь шансы воплотиться в реальность. Это закон политики во всех её аспектах.
В связи с этой проблемой, нас, жителей Дагестана, аварцев, являющихся народом самым непосредственным образом влияющим на политическую жизнь в республике и на Северном Кавказе, наряду со всеми дагестанцами вполне справедливо волнует вопрос: В какую сторону повернутся события? Что мы можем извлечь из борьбы двух держав на нашем участке земли, не потеряв при этом свободы, которая и сейчас лишь в наших сердцах, но никак не в действительности, так как экономически государство и власть связывает население по рукам и ногам, не предоставляя возможностей для роста материального благополучия своих граждан. Помимо этого, всех нормальных здравомыслящих людей волнует проблема войны и мира. Что ждать от активизации действий США и Англии и их местных сателлитов на северо-кавказском направлении, в зоне влияния и ответственности аварского этноса и всего многонационального народа Дагестана? Именно последнее словосочетание и очерчивает спектр тех координат, которые станут определяющим фактором в выборе болезненных, проблемных точек, которыми будут стремиться манипулировать исполнители эпизодов общего плана. Межнациональные отношения – вот куда будут бить, на чём будут играть те, кто заинтересован в дестабилизации обстановки. Недавние анти-кавказские акции на руку тем, кто жаждет новой волны анти-российских настроений на Кавказе. На самом деле кавказафобские настроения не утихают не только в маргинальных слоях российского общества, но и в так называемых полуинтеллегентных и околополитических кругах Москвы и её окрестностей. Что царит в высших кругах власти малоизвестно. Одно ясно, политика властей РФ внутри Дагестана не ведёт к консолидации всех общественных сил, которые и силами уже не назовёшь. Кремль укрепляет в республике позиции новых- старых ставленников, партийных чиновников, совершенно не задумываясь, что народ диким образом отстранён от всех событий, происходящих в политической жизни республики, что он даже не имеет возможности собственным правом голоса избирать главу своей республики и хоть как-то влиять на те процессы, которые по инерции у нас называют демократическими. Максимально несогласные с этим и со многими другими явлениями в обществе, радикализировали методы борьбы в рамках религиозной идеологии и ведут вооружённое противостояние с властью, пытаясь взломать её эшелонированную оборону на уровне милицейских патрулей и военных частей. Умеренные…А умеренных, как и явно равнодушных нет, есть недовольные; выбирают меньшее из зол. Какое из них меньшее и кого, молча поддерживать, дано знать им самим. Получается замкнутый круг. Власть, как уже не раз говорилось, живёт в своём мире, народ в совершенно ином мире, не столь защищённом и благополучном, то есть в абсолютно противоположных друг другу условиях. И ориентиры у них разные, ведь власть ориентируются на себе подобное, тоже на власть, но покрупнее, то есть на кремлёвских чиновников, а народ…трудно сказать, на что он сейчас ориентируется, но уж точно не на власть.
Но ведь в природе коллективных человеческих масс заложено опираться на группы лидеров, на те столпы, которые призваны поддерживать народ в его становлении. Если нет тех столпов на которые может опереться народ на своём пути, происходит дезориентация, стагнация и следом хаотический поиск новых ориентиров и системы, способной вывести его из тяжёлого кризисного положения, которое если не преодолеть, приведёт к «обезвоживанию» народного организма и психологическому упадку общественных масс, по развитию сознанию и генетической адаптированности в социуме, связанных с такими явлениями, как институты власти и гражданского общества.
Вот тут из недр коллективных масс и появляются новые идеи, вылупиться на свет которым помогают целые аналитические центры, поддерживаемые заинтересованными в этом сторонами. (по аналоги фонд Сороса поддерживаемый Госдепом и мн.др.) Идеи, что вызрели из реальных проблем общества, системы которого прогнили и требует замены (перемен). Опасность их, несмотря даже на их видимую благость, состоит в том, что переменами всегда готова воспользоваться третья сила и повернуть ситуацию в непредсказуемую сторону. Это о том, что Америкой уже озвучена мечта, цель всех кавказских патриотов (истинных и тех, кто рвётся к власти) о независимости, а значит, приведены в действие механизмы, способные эти идеи облечь в реальные формы.
За этой манящей перспективой о свободных и суверенных государствах Северного Кавказа может скрываться наживка тех сил, что в очередной раз втягивают Кавказ в орбиту своего влияния. Насколько чужда сегодняшняя власть народу, настолько будет чужд и протекторат, которому не интересны нужды и проблемы народа. Ещё в 19 веке английский Лорд Бальфур откровенно заявил: «Единственно, что меня волнует на Кавказе, это кто контролирует железную дорогу до Батуми, по которой идет нефть, а аборигены пусть хоть разорвут друг друга на куски.» В конечном счёте, ничего не изменилось и в нынешние времена. И этот план глазами российской стороны не ставит проблему человека, жителя Кавказа на первое место, их больше беспокоит, то, что противник сможет продвинуться к другим российским регионам и добиться стратегического дисбаланса в большой геополитической игре. А Люди…люди ведь всегда были пешками и только тогда к их слову прислушиваются, когда грядут выборы.
В этой ситуации, народу и общественным силам нужно знать, что то, с чем боролся самыми жёсткими способами Имам Шамиль, а конкретно с кланово-коррупционной системой тогда уже зарождавшейся в Дагестане в лице местных князьков и правителей под протекторатом царской администрации, держит и сегодня народ в своих руках. И завтра первое лицо республики уже не будет именоваться президентом, так как эту привилегию центральная власть отобрала у властей периферийных с их же громогласного согласия, а люди окончательно расстанутся с надеждой избирать своих лидеров во благо Родины и процветания народа. Куда смотреть аварскому народу, самому многочисленному в Дагестане, которому в управлении республикой предоставлены вторые-третьи места.? Уж точно не в списки будущих кандидатов в главы республики, приготовляемых за кулисами кремлёвской администрации. То же самое и всем дагестанцам, выход нужно искать в создании многонационального общественно-политического движения, контролируемого и ведомого в своей деятельности совестью и честностью его участников, стремлением воплотить идеалы дагестанской конституции в жизнь (а не провозглашать их лишь на словах), соединить их в гармоничном синтезе с истинными исламскими ценностями и дагестанскими (кавказскими) адатами. Это подразумевает и изменение финансово-экономической системы, обращения её на службу социальной сферы, напрямую связанной с нуждами всех слоёв населения.
Как только народ будет искренне доволен свой властью, пусть нынешней, пусть будущей, её действиями во благо его, – превратятся в пыль все планы и проекты, призванные обеспечить интересы новых государств на этом пространстве за счёт…, за наш счёт… Потому как первое, что пойдёт в ход, начнись так называемые «регулируемые перемены» – это человеческие ресурсы, люди первые, кого затронут перемены и пертурбации, что стремятся уготовить нам идеологи различных политических полюсов в центре жизненноважных интересов, которых находится Кавказ, а значит и Дагестан.
М-Шах. 07.01.2011.