20-го октября я включил новости на ТВ. По российским телеканалам пока ничего не было (украинские я смотрю очень фильтровано) - включил "Евро-ньюс". То, что я там увидел... лучше так - в какой-то момент мне показалось, что меня незаметно перенесли на машине времени куда-то в гитлеровскую Германию 30-х годов. На экране ТВ обезумевшая толпа забивала насмерть раненного пожилого человека, похожего на Муаммара Каддафи. Зловещее зрелище, апокалипсическое. А ведь на дворе начало 21-го века. А потом я подумал: но ведь это естественный ход вещей, неизбежный ход после того, как были уже неоднократно попраны нормы международного права, установленные после Второй Мировой. Особенно поразила реакция американских политиков, мол, все правильно, нормальная кончина диктатора. Если без дипломатии - "собаке собачья смерть". Ну, а Америка, как всегда, будет "пиф-паф" судить весь мир.
Можно по-разному смотреть на экстравагантную фигуру Каддафи. Но этому человеку (в отличие от Саддама Хусейна, кстати) удалось построить довольно светское, довольно демократическое, довольно справедливое (насколько все это может быть справедливым, по африканским понятиям) государство, Джамахирию. Я знаю это не из Интернета и ТВ: так получилось, что многие представители Украины подрабатывали в Ливии (не только медсестрами). И они искренне недоумевали, когда видели на ТВ странных людей, рассказывающих о невыносимой жизни в Ливии при диктаторе. Бог им всем Судья.
Надеюсь, Муаммар своей мученической смертью искупил карму государственного деятеля, надеюсь он достигнет Джаннэта.
Прилагаю ниже две небольшие статейки российского кинорежиссера и телеведущего на тему смерти Каддафи и прикрепляю отдельным файлом "Зеленую Книгу" Каддафи. На мой взгляд, она небезынтересна. Перевод, правда, нелучший. И надеюсь на дискуссию по этому, как мне кажется, имеющему метаисторический смысл событию.
Юрий Грымов
«Икона» нового века
Я думаю, трагическая смерть последнего революционера – больше, чем новость недели. Это символ нового века, с начала которого прошло одиннадцать лет.
Не будут сейчас анализировать тот кошмар, который затеяли американцы, Саркози, НАТО, – об этом достаточно писали. Вчера я увидел смерть революционера.
Каддафи при всей противоречивости своего правления – большой человек. Сегодня он заслужил такой же лик, как Че Гевара, который тиражируется по всему миру. Я уверен зеленые майки с ликом Каддафи, также как и брелки и значки, вскоре появятся.
Я прямо так и вижу, как «демократические» веяния придут в Ливию. Исчезнут бесплатные медицина, образование, услуги ЖКХ, придут менеджеры, которые предложат ливийцам стать такими же менеджерами, и посещать фитнес-клубы. Я думаю, сначала в Триполи лик Каддафи будет продаваться из-под полы, позднее – его будут вывешивать на балконах.
Вчера, когда его смерть комментировали лидеры других государств, очень интересно было сравнить их «антропометрические данные». Я уверен, что многое можно сказать по лицу человека (не все, но многое). Так вот, Каддафи – гигант, по сравнению с ними.
Мне кажется, будущие «диктаторы» будут выглядеть, как Марк Цукерберг, а в России Павел Дуров (последний объявил, что станет интернет-иконой). Правда, подписывая каждую страницу Вконтакте своей фамилией, иконой не станешь. Но, к сожалению, стало ясно, кто будет влиять на страны, сталкивать людей, и развязывать новые войны.
В 2006 году я ужинал в сильно прокуренном кафе, где страшно воняло рыбой, и количество представителей мужского пола превышало разумные пределы, – это было на окраине Каира. Стоял страшный гул, а я боялся упасть со стула, заклеенного скотчем и скрученного проволокой. Жестикулируя руками, я объяснял своим сопродюсерам с Каирской студии, что же я хочу для съемок фильма «Чужие».
Я обмолвился, что мне очень интересен Муаммар Каддафи, и мне хотелось бы снять о нем документальный фильм. Человек за соседним столиком, который, раскачиваясь, задевал меня своим стулом, развернулся ко мне, и начал набирать номер на своем сотовом. Я, как нормальный человек, решил, что это шутка. Оказалось, что нет. Он, и правда, связался. И на том конце провода ему сказала: почему бы и нет.
Позже я узнал, что с Каддафи может встретиться любой человек, вразумительно обосновавший цель. Вернувшись в Россию, я получил бандероль с зеленой книжечкой Каддафи.
Многие сейчас подумали, что, может быть, Каддафи финансировал мой фильм «Чужие». Надеюсь, вы не допускаете мысль, что я – настолько фанатичен. Но то, что Каддафи – большой человек, чувствую.
В то время я отвлекся на создание фильма «Чужие» и упустил такую возможность, о чем жалею. После вчерашних событий, думаю, фильм «Чужие» обрел новое звучание и актуальность. И, наверное, я понимаю, почему центральные российские каналы боятся его показывать.
P.S. Так, для справки, социальный пакет режима Каддафи (можем ли мы допустить мысль, что такой же может быть в нашей стране?). Обратите внимание: за подделку лекарств – смертная казнь. Не перекладывается на Россию, правда? Пойду выпью аспирин.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАКЕТ В ЛИВИИ
Пособие по безработице – 730 $.
Зарплата медсестры – 1 000 $.
Новобрачным дарится 64 000 $ на покупку квартиры.
На открытие личного бизнеса единовременная материальная помощь — 20 000 $.
Образование и медицина бесплатные.
Образование и стажировка за рубежом – за счёт государства.
Сеть магазинов для многодетных семей с символическими ценами на основные продукты питания.
За подделку лекарств – смертная казнь.
Квартирная плата – отсутствует.
Плата за электроэнергию для населения отсутствует.
Продажа и употребление спиртного запрещены – «сухой закон».
Кредиты на покупку автомобиля и квартиры – беспроцентные.
Риэлтерские услуги запрещены.
Покупку автомобиля до 50% оплачивает государство, бойцам народного ополчения – 65%.
Бензин стоит дешевле воды. 1 литр бензина – 0,14 $.
Максим Шевченко:
«Убийство Каддафи - это способ решения европейского экономического кризиса»
События в Ливии и цветные революции на Ближнем Востоке / 25.10.2011 Тележурналист Максим Шевченко о причинах убийства ливийского лидера …
Деловая газета «Взгляд» опубликовала комментарий тележурналиста Максима Шевченко под названием «Это было подлинным мотивом ливийской войны».
«Муаммар Каддафи убит. Почему он убит? Почему он пал в бою, как и обещал, почему он не попал в плен? По двум причинам. Во-первых, он сам для себя решил в плен не попадать, что, на мой взгляд, было бы ошибкой – он мог рассказать много интересного о западных своих партнерах, которые еще в недавнем прошлом обнимали его, жали его руку и дрожали от страстного вожделения получить его деньги, бабки, money», - пишет М.Шевченко.
Как отмечается в статье, «второе – я уверен, что его убили по приказанию Саркози и других людей, которым он давал деньги на их избирательные кампании». «Убили по согласованной позиции западного финансово-промышленного истеблишмента – Каддафи вкладывал огромные суммы в западную экономику. Но это же был не дар, это были инвестиции, которые надо было возвращать. У меня подозрение, что в ситуации кризиса в Европе убийство Каддафи, а, стало быть, уход от необходимости отвечать по тем деньгам, которые они взяли у Каддафи, – это способ решения европейского экономического кризиса», - отметил аналитик.
«Эта война имеет для Европы огромную экономическую пользу. Миллиарды, десятки миллиардов, вложенные в Италию, в крупнейшие концерны, во французские корпорации, теперь это обратно востребовано уже не будет. Поэтому его убили, поспешно, по-пиратски, по-разбойничьи, по-бандитски», - подчеркивается в статье.
«Главная ошибка этого человека – желание договориться с Западом, стать частью мирового истеблишмента, наивная вера в то, что демократия, гуманизм, декларируемые ценности реально существуют, и он не имеет дело с бандой озлобленных корыстолюбивых мерзавцев, для которых важнее всего просто власть и деньги. Эта наивная вера и привела его к трагическому концу на улицах Сирта. Он умер как мужчина. Будут ли за него мстить его дети? Аиша, у которой убили детей и которая родила ребенка, уже контуженного в утробе, потому что она попала под удар французской бомбы, которая специально метила в семью Каддафи, имеет такое моральное право», - сказано в публикации.
Как отмечает М.Шевченко, «Каддафи никогда не станет новым Че Геварой». «Хотя бы потому, что Эрнесто Че Гевара в западном истеблишменте видел сатану и считал, что компромиссы, переговоры с дьяволом невозможны. Эрнесто Че Гевара видел сатану и в Советском Союзе – в своей известной алжирской речи он объявил, что советский империализм еще хуже, чем империализм западный, потому что советский империализм прикрывается маской социализма, а на самом деле вынуждает развивающиеся страны брать заказы, покупать советское вооружение, брать деньги. Че Гевара умер чистым революционером, человеком, который видел только свободу, революцию, только социальную справедливость как главную цель своей жизни. Каддафи, наверное, в конце жизни понял свои ошибки. Каддафи хотел в какой-то момент стать клоуном при дворе, экзотическим туземным вождем, что-то вроде раджи из романа Ивлина Во. Каддафи хотел стать таким же раджой, он ходит в красивом мундире, с эполетами, его принимают, и Карла Бруни с ним, и Саркози, и Берлускони, и Тони Блэр, все с ним заодно», - пишет М.Шевченко.
По словам журналиста, «в последние дни Каддафи понял, что он сделал, и пересмотрел свою жизнь, понял все ошибки, которые он совершил». «Я надеюсь, что он простил свой ливийский народ, который он так любил и которому посвятил свою жизнь. Но думаю, на Страшном суде он явится и спросит с Саркози, с Баррозу, с Берлускони, со всех тех, кто убил в Ливии 25 тысяч ливийцев, это не считая чернокожих гастарбайтеров, которых вообще никто не считал, и 50 тысяч ливийцев сделал калеками. С тех, кто разрушил десятки городов и сделал вдовами не только Аишу Каддафи, но еще десятки тысяч ливийских женщин», - подчеркнул Максим Шевченко.