Над миром флаг судьбы подняв,
Он возвратил Огонь свободы
Во мраке стонущим народам,
И был к горе прикован Кав.
Героический образ и судьба Прометея живут веками в сознании людей, и это подобно вечному огню, который не угасает, горя в сердцах многих, в том числе тех, кто волей Провидения боролся за свою свободу, свободу, прежде всего, духовную, дарующую справедливость и право внутреннего выбора. Образ Прометея вдохновил многие народы, в том числе лучшие умы и души тех, что населяют скалы, к которым был прикован Герой. В начале 20 века даже возникло движение Прометеизма, выступавшее за свободу малых народов, не имевших права на самоопределение. Кто направлял его деятельность - видел свои цели, но в него входили люди, чьё оружие было слово и мысль, неистребимый огонь духа. И никакие политические спекуляции не могли обесценить горение духа.
Прометей навсегда остаётся символом просвещённой борьбы с деспотией любых форм. Но власть, которую он отвергал, так ли она зловеща и несправедлива? Скорее она двойственна, как все земные державы, чей созидательный светлый импульс замутнён влиянием тёмных сил.
Огонь духовной свободы пылал над миром людей.
Спасительный Огонь, искры которого осветили целое движение, озарили разумы, воспламенили сердца многих лучших представителей народов, чьи души оказались сдавлены глыбами государственности.
Прометеев огонь в них нёс людям искреннее стремление к просвещению, к осознанию собственной истории и духовных начал. Вдохновлял на борьбу. И за это многие из них претерпели муки, лишения и разлуку с Родиной.
О, бедный Гефест! – он вынужден был приковать друга-титана к скале. Как незавидна доля его – исполнять волю грозного владыки, карающего за стремление обрести свет разума и свободу духа. Как в этом схож с ним простой человек, исполняющий волю самодержавия; воюя и покоряя, он остаётся добровольным невольником его власти. Как и жестокий громовержец не насытился пленением героя и послал орла терзать его плоть и алкать его кровь, так и имперские тираны-самодержцы, не удовольствовавшиеся признанием народами их могущества, продолжали бичевать их, ограничивая их в выборе своего будущего.
Как схожи муки титана с муками народов, претерпевших бедствия под гнётом державным. А хищные тотемы империй олицетворяют собой орудие казни Героя. Его кровь из выклеванного орлом тела окропила Скалы Каф, произрастив на них древо свободы и пламенного стремления к справедливости и Свету, чуждому злу несправедливости и тьме невежества.
Истинный Бог, сотворивший всё сущее, вдохнул жизнь в героя-огненосца. Этот Огонь – есть Огонь веры, просвещения, свободы и братской любви, его нельзя приковать и предать казни. Он вечно-сущ в сердцах людей! И он не похищен был Прометеем, но по Воле Божьей был возвращён народам.
Прометей и ныне прикован, прикован к Древним скалам, откуда происходила его свобода. Не сбросить ему оков; спит Геракл, не несёт вести Гермес, а хищный Орёл всё прилетает и прилетает пить кровь героя, открывшего путь новому человечеству. Переплетаются миф, реальность и аллегория,- прозревает провидец в будущее, созерцает черты его, тайны его, скрытые от людей, что топчут землю у подножья скал. Не видят своей свободы, не знают своего будущего, не верят своим богам и царям земным…
Кто ты, Титан?
О, если Прометей воплощался среди людей, пройдя путь искупления в результате бунта и падения человечества титанов, то это был великий полубог. Но, скорее, казнь Прометея — это отголосок в древнегреческом мифе тех доисторических, по отношению к истории человечества, событий, которые повлекли за собой гибель титанов и сотворение нового рода, рода людей. Бунт титанов (а мне видится Прометей их вождём) и их уход с метаисторической арены жизни, открыл путь новому роду, новому творению, проложившему себе путь, благодаря (как двойственно бы это не звучало) мятежному огню Прометея...