Религия, философия, наука
Человеческий фактор (свобода творения, миссия Христа, теодицея)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

С.Л. Франк.

Широкого, лёгкого пути в рай земной, по которому блаженства можно достичь непосредственно, без труда – такого пути не существует. Человеку не избежать труда и тревоги духовной борьбы, потому что в этом и состоит достоинство и богоподобие человеческого существа. Борьба же эта – в её замкнутой, изолированной форме, ничто, кроме бесплодной, пожирающей и уничтожающей человека тревоги не дающая – становится творческой, коль скоро её преображает добровольная любовь к Богу, дарующая человеку твёрдую опору.

Истинный путь – это не отрицание наличия добра и зла, как бы некоего ненужного, воображаемого бремени. Но этот путь и не в мрачно гордом восстании против наличия добра и зла. Путь этот – преодоление их трансцендентности, когда добро и зло правят человеком как чуждые силы посредством принуждения, приказаний и запретов. Преодоление трансцендентности, одновременно с которым достигается и свобода и блаженство, коренится в любви – а именно в любви к Богочеловеку, в «свободной пленённости» Его красотой. Богочеловек – то есть одновременно и Бог, и человек – сочетает трансцендентное с имманентным, выводит человека из его изоляции и состояния покинутости Богом – безо всякого принуждения, без отрицания свободного, творческого естества человека.


Ф.М. Достоевский.

…я сложил себе символ веры, в котором всё для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа… Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться с Христом, нежели с истиной.

_______________________________________________
Роза Мира не является новой религией и новой культурой,
но ансамблем и диалогом религий и культур.

Четыре мира (миропонимания)... - это и есть попытка разъяснения, что синтез науки, религии и философии возможен исключительно в одном мире (миропонимании) - в субъект-субъектном.
Объект-объектный мир (миропонимание) - это мир науки.
Субъект-объектный мир - это наше будничное житие-бытие.
Солипсизм - это глубокое погружение в собственные мысли и чувства, когда внешний мир не просто исчезает из поля зрения субъекта, а вливается в его мысли и чувства и растворяется там.
А теперь - вишенка на торте, или субъект-субъектный мир (миропонимание)...
Правда, при субъект-объектных вариациях относительно пары "наблюдатель-мир" теоретически получается еще один мир "Субъект-субъектный", где мир-Субъект воздействует на наблюдателя-субъекта напрямую без посредника сознанием на сознание, но, в силу симметричности, что "субъект-Субъект", что "Субъект-субъект", я говорю о едином мире "субъект-субъектном". Может, зря, а, может, нет... Время покажет.

Да, комбинаторный метод по-своему эффективен, его ещё Аристотель использовал при построении своей метафизики.
Если вариации субъект(S)/объект(O), то базовых шесть:
O
S
O - O
S - O
O - S
S - S
Это без "акцентных", если можно так выразиться (типа "Субъект-субъектный", мир-Субъект и наблюдатель-субъект).

Но вот вопрос: а если вообще нет субъект-объектной дихотомизации?

Например, в той же формуле, если брать её в теории множеств, Я = {Я}. Здесь Я - элемент или множество? И то, и другое, но и ни то, и ни другое - просто выход за постулированную двойственность. Но выход заверщённый, он равно и процесс, и результат.

Или если брать её в мереологии, как соотношение части и целого: (Я є Я). В этом случае Я - часть или целое? Опять-таки, и то, и другое, но и ни то, и ни другое - такое целое себя, которое равновелико любой своей части, и такая часть себя, которая равновелика целому себя.

Далее имеем, к примеру, Я = {Я} и Я* = {Я*} при Я є Я* и Я* є Я, где Я и Я* взаимообразно друг другу Ты. Или трёхэлементно, в общем виде: А є В є С є А, при А є А, В є В и С є С. И так далее...

А ведь это самый простейший, самый элементарный, чисто формальный, можно даже сказать самый примитивный уровень познания природы Я как природы Духа, ибо Я = Дух. И уже на этом элементарнейшем уровне нет ни субъекта, ни объекта, ни каких-либо субъект-объектных отношений.

Но к тому же - Я = телесный Дух. К тому же - Я = телесный Дух в мире. Отсюда, если словами Павла Флоренского, "человек - малый мир, микрокосм, среда - большой мир, макрокосм. Так говорится обычно. Но ничто не мешает нам сказать и наоборот, называя Человека - макрокосмом, а Природу - микрокосмом: если и он, и она бесконечны, то человек, как часть природы, может быть равномощен со своим целым, и то же должно сказать о природе, как части человека... И природа, и человек бесконечны; и по бесконечности своей, как равномощные, могут быть взаимно частями друг друга, - скажу более, могут быть частями самих себя, причем части равномощны между собою и с целым. Человек - в мире; но человек так же сложен, как и мир. Мир - в человеке; но и мир так же сложен, как и человек".

Странным образом, но редко отмечают, что Богочеловечество Иисуса Христа открыло миру, помимо всего прочего, и принципиально новую логику. Взять хотя бы приводимые в Евангелии от Иоанна Его слова: "Я в Отце и Отец во Мне" (14:11, "Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас" (14:20). Их логика не просто выходила далеко за пределы наличной в те времена аристотелево-хрисипповой логики, а потребовалось ещё два тысячелетия, чтобы создать соответствующий логико-математический инструментарий.

Солипсизм - это глубокое погружение в собственные мысли и чувства, когда внешний мир не просто исчезает из поля зрения субъекта, а вливается в его мысли и чувства и растворяется там.

Можно сказать и так, это одна из его граней. Другая грань такова, что субъектно солипсизм реализуется каждым человеком в состоянии сновидческих снов - в состоянии полной внутринаходимости в этой естественной форме виртуальной реальности. Хотя субъективно человек этого не осознаёт, а потому даже там солипсистом себя не считает. Третья грань - концептуальный солипсизм... Граней много.

Но опять-таки, парадокс: одним из родоначальников концептуального солипсизма давным-давно уже объявлен... Беркли. Тот самый, который, наоборот, явился основоположником одного из оригинальных вариантов духовной монадологии и весьма глубоким образом обосновал, что только признание факта Я = Дух может предохранить от солипсистских выводов. В том числе (а для самого Беркли это было прежде всего) - от коллективного солипсизма атеистического толка. Терминология у него другая, но суть примерно такова. Ему же принадлежит одно из наиболее кратких, но ёмких определений: "Дух есть простое, нераздельное, деятельное существо; как воспринимающее идеи оно именуется умом; как производящее их или иным способом действующее над ними - волей".



 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика