С.Л. Франк.
Широкого, лёгкого пути в рай земной, по которому блаженства можно достичь непосредственно, без труда – такого пути не существует. Человеку не избежать труда и тревоги духовной борьбы, потому что в этом и состоит достоинство и богоподобие человеческого существа. Борьба же эта – в её замкнутой, изолированной форме, ничто, кроме бесплодной, пожирающей и уничтожающей человека тревоги не дающая – становится творческой, коль скоро её преображает добровольная любовь к Богу, дарующая человеку твёрдую опору.
Истинный путь – это не отрицание наличия добра и зла, как бы некоего ненужного, воображаемого бремени. Но этот путь и не в мрачно гордом восстании против наличия добра и зла. Путь этот – преодоление их трансцендентности, когда добро и зло правят человеком как чуждые силы посредством принуждения, приказаний и запретов. Преодоление трансцендентности, одновременно с которым достигается и свобода и блаженство, коренится в любви – а именно в любви к Богочеловеку, в «свободной пленённости» Его красотой. Богочеловек – то есть одновременно и Бог, и человек – сочетает трансцендентное с имманентным, выводит человека из его изоляции и состояния покинутости Богом – безо всякого принуждения, без отрицания свободного, творческого естества человека.
Ф.М. Достоевский.
…я сложил себе символ веры, в котором всё для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа… Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться с Христом, нежели с истиной.