«Призрак бродит по Европе…»
Прошедшие накануне беспорядки в столице Великобритании Лондоне, во время которых молодые экстремисты из неблагоприятных районов громили всё, что им попадалось на пути - от телефонных будок, торговых лавок до дорогих бутиков и офисов бизнес-компаний, пошатнули некогда стабильное положение Британского Королевства.
Некоторое время власти Лондона и правительство Англии находились в состоянии шока, оказавшись не в силах остановить разбушевавшуюся толпу. Волна беспорядков, как известно, прокатилась и по ряду других британских городов, таких, как Бирмингем, Манчестер и Бристоль.
Наконец, население наиболее пострадавших районов вышло из оцепенения и решило выразить протест погромщикам, встав на защиту своих улиц. К ним присоединились и отдельные политики, заявившие, пользуясь случаем, о себе и своей политической карьере. Полицией, на первых порах не сумевшей предотвратить уличное беззаконие, по горячим следам был проведен ряд арестов участников беспорядков. Власти пригрозили найти и наказать зачинщиков.
Как сообщалось, основным поводом для начала агрессивных акций стало убийство молодого темнокожего подростка из среды эмигрантской молодёжи, выходцев из восточных стран, которые и составили костяк экстремистских групп, бесчинствовавших на улицах Лондона. Но главной причиной и лейтмотивом взрыва негодования являлась и является ненависть этих самых социально незащищённых слоёв к современной политико-экономической системе; к роскоши для избранных, окружающей всё и вся и недоступной в то же время никому; внутренняя склонность данных маргинальных слоёв общества к криминалу и анархии, обоснованная идеями протеста против несправедливости и произвола правоохранительных органов.
В настоящее время Англия зализывает раны и подсчитывает убытки, понесённые в результате кратковременной «уличной войны», в ходе которой выяснилось, что самая опасная оппозиция политике мультикультурализма, либеральной экономике и так называемым демократическим ценностям находится не где-то там, на Востоке: в Китае, Алжире или Иране, а на просторах старушки Европы, в старой доброй Англии. Хозяйка туманов, дождей и мировых капиталов была потрясена подобным развитием событий, и вот уже власти Великобритании продумывают комплекс мер по предотвращению повторения этого сценария в будущем, что, однако, не даёт им гарантий быть уверенными в том, что «точка невозврата» ещё не пройдена. Она, по всей видимости, уже осталась позади.
Подобно тому, как та же Греция и Норвегия уже не смогут возвратиться в свой привычный комфортный мир, когда всё шло по плану, финансы лились рекой, экономика развивалась, а взятый правительствами политический курс не вызывал сомнений, точно так же и Англия столкнулась с необратимой проблемой в лице экстремизма внутри себя, который, словно вирус, с быстротою ветра заражает все другие его участки, разрушая их поочерёдно. Проведённые параллели сами по себе не являются симметричными, однако сходство их - в потере этими государствами прежних состояний, в которых они находились, в прохождении ими тех самых «точек невозврата», после которых начинается новая эпоха. В данном случае новизна её в том, что связана она с наступающим кризисом, кризисом не только в сознании, но и в экономике.
Подобные события, являющиеся эпицентром беспорядков и нестабильности, напрямую влияют на состояние экономического роста, на инвестиционный климат и, как лакмусовая бумажка, определяют условия для процветания бизнеса, сказываясь на уровне доверия стороне, принимающей на своей территории его субъекты.
Что последует за этими стихийными акциями, мотивы которых созревали уже давно, как отразятся последствия их на экономической и финансовой стабильности Соединённого Королевства - предугадать, спрогнозировать несложно. Прежде всего, произойдёт откат от либерального курса в проведении миграционной и внутренней политики европейских стран, оказавшихся в подобном, что и Англия, положении, а это нанесёт удар по либеральной экономике, её основным принципам и воспрепятствует на каком-то этапе свободному циркулированию финансовых потоков и ресурсов, производимых мировыми компаниями.
Коснуться это может и России, и её регионов, где недовольных своим социальным положением гораздо больше, чем в той же Англии. Но это уже проблема российских властей, решать которую способны лишь они, причём методами улучшения социального обеспечения населения, борьбой с бедностью и развитием условий для роста благосостояния каждой семьи, что станет залогом создания системы финансово-экономического Баланса в обществе.
Марат Шахманов
("БД" №13)