Патимат Салихова:Когда нравственный человек и человек безнравственный вступают в борьбу, то безнравственный при прочих равных условиях имеет больше шансов на победу.
Вильгельм Виндельбанд
Трудно не согласиться с этим изречением великого философа-идеалиста, особенно, если речь идет о финансовых операциях, так как применение орудий конкурентной борьбы, признанных издавна на торговом поле, не согласуются порой с системой нравственных ценностей, установленных в определённых, лучших слоях человеческого социума. При этом стоит отметить, что шансы на победу, возникающие вследствие игнорирования морально-этических норм некоторыми предпринимателями при совершении коммерческих операций, еще не гарант успеха, даже при самом эффективном их использовании. Поэтому для тех предпринимателей, у которых нравственные ценности являются вершиной в пирамиде жизненных приоритетов, всегда есть в бизнесе пути, подразумевающие честную конкурентную борьбу.
Однако в реальности результаты социологического опроса, проведенного отделом маркетинговых и социологических исследований кадрового дома «Super Job» (сайт проекта «Россия в красках») выявили совершенно обратную сторону; на вопрос «Могут ли нравственные правила стать препятствием для успешного ведения бизнеса?» чуть более 50% опрошенных ответили - «да». «Нет», – ответили 11%. «Смотря, какой бизнес», – 33%. И затруднились ответить на этот вопрос чуть более 5% респондентов.
Данный опрос был проведен в 2006 году, к сожалению, за пять лет эти позиции не очень изменились в соотношениях. А почему и кто несет ответственность за утвердившееся в современном обществе мнение несовместимости нравственности и успешного ведения бизнеса?! Ответственность эту несет само общество в целом и отдельные представители деловых кругов, связанных с крупным мировым капиталом.
Если человек, вступая в ряды предпринимателей, твердо уверен в том, что нравственные принципы для процветания своей деятельности он должен оставить в стороне и от других ждет аналогичной позиции, естественно, что и шаги, предпринимаемые для реализации тех или иных экономических идей, будут соответствовать его взглядам в отношении морально-этических норм ведения бизнеса. Отсюда вытекает вопрос, – какие показатели являются наиболее важными для большинства субъектов коммерческих отношений, при оценке успешности своей деятельности?! К сожалению, на текущий день, это показатели, выражающие лишь финансовую эффективность инвестиционных проектов, при этом социальный эффект и социальная значимость остаются малозначимыми факторами в перечне конечных целей реализуемого проекта.
Основной движущей силой для внедрения нравственных ценностей в сферу бизнес - отношений, несомненно, является сила веры, так как бизнесмены всё активнее обращаются к ценностям и традициям, заложенным в культуре и религии народов, в богатом историческом наследии. Рассмотрим позиции двух доминирующих в РФ религий, в контексте наличия фактора нравственности в предпринимательской деятельности.
Автор книги «Исламская этика бизнеса», Гульнара. Нуруллина пишет:
«В мусульманском вероучении особо подчеркивается преимущество нравственных ценностей перед экономическими благами. Священный для мусульман Коран представляет свод морально-нравственных законов, регулирующих поведение в разных сферах общественной жизни, включая экономическую. Это, прежде всего, касается представлений о собственности, труде, как источнике благосостояния, греховности накопительства, ростовщичества, несправедливых способов обогащения, взаимозависимости интересов общества и индивида, а также вопроса о справедливом перераспределении материальных благ в обществе путем осуществления обязательных и добровольных пожертвований и уплаты различных налогов". Исламские этические принципы определяют индивидуальный выбор человека, основанный на максимизации личной выгоды и выгоды для общего социального благосостояния. Исламская экономическая система признает частную собственность и рыночную конкуренцию, но главным в ней является положение о том, что все богатство принадлежит Богу, который передает его во временное пользование человеку. Поэтому человек должен бережно и рационально относиться и к природным ресурсам, и сохранять природу для будущих поколений. Мораль ислама отрицает любое поведение, которое ведет к несправедливости и нарушению прав человека. Считаются незаконными любые спекулятивные сделки, обман, обособление финансовых ресурсов от реальной экономики, четко оговаривается понятие зульм, означающее несправедливость, ущерб, зло.
В любом запрещенном или порицаемом шариатом бизнесе осуждается даже элемент зульма, несущий вред вовлеченным в этот бизнес людям или интересам общества. Вред может быть явным или скрытым (последствия его могут стать ощутимыми спустя некоторое время), может выражаться не только в имущественной форме, но и в серьезном нарушении нормальной работы государственных органов или отдельных коммерческих организаций. С целью борьбы с несправедливым и, приносящим урон обществу поведением или бизнесом, в исламской экономике запрещается любое незаконное присвоение чужой собственности или дохода, составляющее основу ростовщичества, так же, как явно преступные действия - воровство, либо мошенничество.
Исламская этика бизнеса также отвергает возможность предоставления неверной информации при определении стоимости ценных бумаг и оценивает эффективность фондовых рынков объемами инвестиций в реальные проекты в сфере промышленности, сельского хозяйства, строительства и т.д.
В православии также духовные ценности имеют высшее значение, а богатство человек обретает на благо других людей, для служения ближним.
Позиция православия в отношении нравственности в бизнесе ясно оговаривается в принятой 9 июля на заседании круглого стола - «Бизнес и Православие: роль православных духовно-нравственных ценностей для современного российского предпринимательства», резолюции, в которой подчеркивается неразрывная связь российского предпринимательства и его традиций с ценностями православной религии, такими, как хранение в чистоте православной веры, следование нравственным заповедям христианства и стяжание деятельной любви к Богу, Отечеству и ближнему.
«Православная этика хозяйствования – говорится в документе – неизменно делает акцент на том, что наше главное богатство – это люди, их нравственный и творческий потенциал. Для того чтобы сохранить, развить и совершенствовать его, нашей стране необходимо построить духовно - этически ориентированную экономику и отладить систему социальной ответственности. Все мы – Церковь, государство, предприниматели, общество в целом – должны позаботиться о том, чтобы среди нас было как можно меньше теплохладных, равнодушных и отчаявшихся людей и как можно больше людей, способных активно созидать духовные и материальные блага, исполняя тем самым свое призвание деятельного служения Богу и Отчизне. Достигается это через следование всегда и во всем законам, установленным Богом. В этом главная цель православного хозяйствования и долг верующего предпринимателя. В Православии богатство само по себе не является благословением и наказанием, а является, прежде всего, испытанием и ответственностью. Стяжание богатства – не самоцель. Если богатство становится самоцелью, занимающей все мысли и чувства человека, оно будет экономически бесперспективно и духовно вредно».
Обобщая вышесказанное, вывод однозначный – истинные ценности не подлежат купле-продаже и не выражаются в материальной стоимости, они бесценны, и построенное на их игнорировании предприятие, неизбежно, даст трещины в будущем.
Сила веры и соблюдение религиозных норм, несомненно, отводят человека от соблазна достижения целей - путями, противоречащими нравственным законам и правилам. Каждая истинная религия предлагает формы ведения экономической деятельности, целью которой является социальная значимость, а результатом - положительный социальный эффект.