Отделено от "Иудаизм и христианство - возможность диалога"
https://rmvoz.ru/forums/index.php?topic=1353.0
Во второй раз перечитал работу Эмиля Факенхайма "О христианстве после Голокауста"
(тогда, при опубликовании сборника, я читал все работы подряд, и мысли мешались)
Прежде всего, спасибо за замечательный сборник (всем интересующемся советую к прочтению).
Каждая статья, на мой взгляд, настолько содержательна идеями, что заслуживает отдельной ветки.
Первое ощущение (как и второе) - Эмиль Факенхайм - человек из другой культуры.
Его мысли, мироощущение, видение христианства и еврейской истории в христианском мире отличны от "русских".
Однако, этим они мне кажутся особенно ценными.
Удивительно, что человек северозападной метакультуры так точно - прямым текстом - характеризует 12 лет истории 3-го рейха, как царство антихриста:
прежде нужно решить труднейшую задачу: сузить пропасть между «арийцами» и «неарийцами», т.е. между большинством христиан и всеми евреями, пропасть, созданную и узаконенную в 1933 г. и ставшую чудовищной реальностью в эпоху господства Антихриста
....
если бы многочисленные христиане – католики и протестанты – в оккупированной нацистами Европе и за ее пределами искренне, публично и без иносказаний молились за оклеветанных, гонимых и истязаемых в нацистской Европе евреев, их молитвы сдвинули бы не только горы. Они привели бы их к крушению царства Антихриста, сердцевиной которого был мир Голокауста.Чувствуется, что Катастрофа европейского еврейства для Эмиля Факенхайма не история, а лично пережитая Катастрофа.
Отсюда его постоянное подчёркивание уникальности этого удавшегося геноцида. Уничтожен целый европейский народ, не просто 6 миллионов жизней, а язык, литература, народные песни, шутки. Нет уже в Европе и, наверное, никогда не будет детей, для которых первые слова будут словами идиш. Хотя евреи (и даже еврейские общины) в Европе сегодня и есть, но того народа, который был частью христианской Европы со времён Римской Империи - нет. Тот народ навсегда ушёл в историю.
Европа убила своих евреев, как неповторимое национально-культурное образование. И убийство это было не убийством людей-врагов, а убийством недочеловеков, почти скотов. Убийство с разработкой новых технологий смерти, с использованием кож, волос, костей, жира жертв, для производства мебели, мыла, абажуров и прочего. С проведением медицинских опытов и научных экспериментов над обречёнными.
Понятна и боль Эмиля Факенхайма о трещине в европейском христианстве. Действительно, в Европе христиане не разделяли судьбу гонимых и гонителей с евреями, как это было в другом царстве антихриста - СССР, а были поставлены перед выбором: умереть с евреями или быть пассивными наблюдателями, если не активными участниками "окончательного решения". И лишь единицы выбрали умереть с евреями (хотя были и целые народы, не отдавшие своих евреев на заклание - болгары, финны, датчане).
Даже, наверное, не столько европейское, христианское согласие на убийство евреев больно Факенхайму, сколько согласие на такое бесчеловечное убийство, каким стала Катастрофа.
В резне, погромах, войне, убийца и убиенный остаются в "человеческой семье". Это убийства Абелей Каинами. Это братоубийства из-за ненависти, зависти, злобы. Убийца осознаёт, что убивает человека, и убиенный погибает с сознанием, что он человек.
Катастрофа явила в истории "доходяг" - людей, доведённых до потери человеческого облика (и образа Бога в себе), жертв Освенцима и Бухенвальда, и произошло это после столетий христианской истории в Европе. И довели "доходяг" до такого расчеловеченного состояния, сыны и дочери христианских народов, продолжая подходить к причастию по воскресеньям, венчаясь, крестя своих новорожденных, исповедуя грехи.
Христианская теология дала трещину - примеров "доходяг" Освенцима в Библии нет, представить себе Иисуса, как "доходягу" Освенцима невозможно, как и отказать "доходягам" в членстве в общечеловеческой семье.
Так я понял мысли и чувства Эмиля Факенхайма.