Пантеон буддийского культа своеобразен. Своеобразно само словосочетание «буддийский пантеон». Но говорить о нем можно и нужно на том основании, что в культовой практике сингальских буддистов уже сложились определенные формы почитания Будды и буддийских святых, практически аналогичные формам богослужения.
Буддисты и исследователи подчеркивают, что Будда не является богом, а лишь великим мудрецом, прозревшим общие законы бытия и сообщившим их людям. «Проповедники буддизма всегда выделяют философскую сторону буддизма, который формулирует свои высшие цели в понятиях не божественного существования и даже не существования вообще, а именно освобождения от всяких форм существования, т.е. достижения нирваны. […] Подчеркивается, что Будда существо не единичное, в различные космические эры появлялись свои Будды. В самом деле, их общее число варьируется, по разным легендам, обычно от 24 до 28. В современном сингальском молитвеннике для мирянина мы находим славословие в честь двадцати восьми Будд.[…] Сингальская легендарная хроника «Пуджавалия» описывает историю о-ва Ланка во времена прежних Будд. Во все периоды сохраняются топография местности (с изменением лишь названий) и основной характер событий, аналогичных тем, которые связаны и с легендами о Гаутаме». Например, при всех Буддах ветвь дерева Бо на остров доставляла монахиня.
«В сингальской культовой практике из прежних Будд чаще всего упоминается Дипанкара-будда. Представление о множественности Будд не затемняет представления об их особой, сверхчеловеческой природе. Каноническая буддийская литература приписывает Будде Гаутаме (и другим Буддам) особенные, магические способности. Начнем с того, что особые тексты (например, «Лаккхана-сутта» из «Дигханикая») трактовали тридцать два отличительных признака, выделяющих Будду из мира людей; среди них такие, как очень высокий рост, длинные мочки ушей, необычно длинные руки (ниже колен), по-особому растущие волосы, сорок зубов вместо тридцати двух, плоскостопие, равная длина пальцев, привычка спать на правом боку, не шевелясь, скрытость главного полового признака и т.д. Будде приписываются необычайные сверхъестественные способности. Он видит и слышит на расстоянии, понимает чужие мысли, он может по желанию мгновенно ниспослать тьму и свет, испускать от своего тела радирующее сияние и т.п.»
Вопрос о том, существует ли Будда Гаутама теперь, спустя 2,5 тысячи лет после его паринирваны, - до сих пор предмет спора различных буддийских сект. Но человек, совершая обряд поклонения Будде, безусловно рассчитывает на вознаграждение от него, в своей молитве называет его «Божественным учителем». Есть обычай оставлять некоторое количество своей еды «для Будды» как проявление благочестия. В одной из современных религиозных поэм говорится: «Если ты приобретешь все эти добродетели, Будда заметит тебя, полюбит и будет с тобой».
Некоторые моменты ритуала почитания Будды свидетельствуют об отношении к Будде как к фигуре божественной. «Монах перед началом обряда встает на колени перед статуей Будды, читает формулы славословия и испрашивает разрешения для исполнения ритуала. В ряду общих магико-очистительных действий производятся и такие, которые чрезвычайно напоминают утренний туалет: совершается «умывание» статуи и прочие гигиенические процедуры (в процессе обряда фигурируют сосуды с водой, полотенце, зубная щетка). Отдельно изображается мытье лица и рук статуи; образу Будды преподносятся монашеское одеяние и весь набор положенных монаху предметов (так называемый «атапирикара», в состав которого входят сосуд для подаяний, бритва, иголка и т.п.). Примерно в середине ритуального процесса монах звонит (семь раз) в небольшой ручной колокольчик. Это момент […] означает не что иное, как приглашение Будде «войти» в свое изображение. Звон колокольчика в индуистских ритуалах (как и в сингальском культе богов-покровителей) всегда является призывом к богу; аналогична, по-видимому, его роль и в буддийском обряде». Звонок – это поворотный момент, после него меняется характер ритуала, он превращается в настоящее богослужение. Монах зажигает светильники, курит благовония, трижды кланяется изображению как бы в знак приветствия и совершает ритуал символического омовения ног Будды. И это уже не имитация гигиенической процедуры, но способ выразить почтение.
Будда занимает верховную позицию среди всех существ различных культов. Это выражено и в ритуальных «мелочах». Когда верующий поклоняется Будде, он держит сложенные ладони у лба или даже надо лбом, а в поклоне богам помещает их только на уровне груди. Некоторые верующие перед изображением Будды складывают руки в традиционном жесте «анджали» - «раскрытые ладони сложены лодочкой и кончики всех пальцев соприкасаются, а перед изображением богов ладонь правой руки закрывают, сгибая пальцы в среднем суставе, и накрывают ее левой ладонью».
В состав буддийского пантеона кроме Будды следует включить Махинду и Сангхамитту, божественных учеников Будды Ананду, Сарипутту, Моггалану, царей, прославившихся своей приверженностью Буддизму и восхваляемых как артхаты, добродетельных мирян, святостью заслуживших нирвану (их деяния описаны в религиозных сочинениях, например, в «Садхучаритодая»).
«В пантеон буддийского культа следует, по-видимому, включить и Мару, хотя этот персонаж не является объектом религиозного поклонения. Но он вечный антагонист Будды и вечный его спутник. Он выступает как противник Будды в его прошлых рождениях (о чем и рассказывают джатаки), он искушал Будду во время медитаций и пытался помешать его просветлению. Мара выступает как демон зла, он нередко идентифицируется с индуистским богом смерти Ямой, ему подчиняются злоносящие демоны (армия Мары). По народным сингальским представлениям, он, как и другие демоны, способен вызывать болезни. Мара существует в мире доныне; […] считается, что позиция его меняется в зависимости от дней недели: в воскресение он находится на севере, в понедельник – на северо-западе, во вторник – на юге, в среду – на юго-западе, в четверг – на западе, в пятницу – на северо-востоке, в субботу – на востоке, и это учитывается в обрядах народных культов».
Различные символы: ступы, древо Бо, изображения «дхарма-чакры» («колесо закона», символизирующего буддийское учение и буддийскую проповедь), «следы Будды» (углубления в скале Адамов пик, напоминающие отпечатки стоп) etc - также объекты почитания в буддийском культе.