У Максима Босого аллергия на слово Эзотерика, у Вас, Ярослав, на Эзотеризм. Кем и когда дискредитированы эти слова? Откуда Вы это взяли? Раздел Эзотерика прекрасно существует во всех крупных Библиотеках. Я думаю, что есть такие произведения, которые ни под другую рубрику просто не подойдут – ну, вот прочитайте хотя бы Матезу суперсистем. Как подразделы Эзотерики нужно отдельно создать категории Теософия, Антропософия.
Если бы только у Босого и меня была аллергия (думаю, что причины этой аллергии у нас с ним разные), то полбеды; у меня же есть основания полагать, что аллергия на это слово присутствует у большинства наших потенциальных читателей и авторов. И не вижу смысла лезть на "рожон языка" и с порога отпугивать людей. Почему и откуда появилась аллергия на это слово, постараюсь объяснить, отвечая на Ваши вопросы.
Кем и когда дискредитированы эти слова?Теми, кому надо навесить клеймо на Розу Мира (не только и не столько о книге Андреева речь, но и о ней тоже, как наиболее полной и чёткой на сегодня вербализации Процесса Синтеза Культур и Религий - их ансамбля и диалога); теми, кому необходимо дискредитировать на упреждение прорыв Духа в истории.
Весь 20-й век шла дискредитация и окарикатуривание Грядущего, что мы называем "Розой Мира", "Новым Средневековьем", "Третьим Заветом", "Белым Всадником" и т.д. - низлиянием Женственного Духа в Историю и Культуру.
Работало на эту дискредитацию всё: и коммунизм в России, и национал-консерватизм в церквах, и либеральный космополитизм с его денежным тоталитаризмом и торжеством массовой культуры, разгул сексуальной стихии и самоубийственная борьба с Природой, и терроризм, и тьма вульгарных эзотериков, оккультистов, колдунов, экстрасенсов и т.д. и т.п. Дьявольские "альтернативы" сыпались как из рога изобилия.
Да, слово "эзотеризм" дискредитировано. И легче отказаться от него совсем (по крайней мере, на вывеске), чем пытаться вернуть ему подлинный смысл: вершина, глубина, мистика (этих синонимов достаточно; хотя слово "мистика" тоже смертельно ранено и перемещается в языке в "сакуалу" слов, утративших подлинный, сакральный смысл).
Сейчас бороться за возвращение слову "эзотерика" его настоящего смысла - это терять силы и время, терять читателей и авторов, и давать лишний козырь тем, кто хочет поставить не только Андреева, но всю русскую религиозную и мистическую мысль в один ряд с вульгарными компиляторами и их вульгарным всесмешением.
Эзотерика - в массовом своём исполнении ("белый шум", что призван заглушить истину) - это уже не вершина и не глубина, а уравниловка, посредственность и поверхностность, прикрытая нахватанными отовсюду терминами и формами. Это уже не чистый дух горных вершин и не апофатика великих мистиков, а винегрет для обывательского стола.
Откуда Вы это взяли?Из жизненного опыта, из читательского опыта, из опыта общения с людьми традиционных конфессий, не чуждых духу Розы Мира, но чуждых попытке усреднения и всесмешения вер и культур. Всесмешение - это то, что противостоит диалогу и раскрытию (преображению) традиций. А только диалог великих традиций, творчески преображенных изнутри и открытых миру, сможет привести к тому, что мы называем Розой Мира. Никакая "эзотерика", методом вырезания кусков из традиций и их компиляцией, механической эклектикой, с привнесением отсебятины, к Розе Мира не приведёт, а только дискредитирует Её окончательно.
99% современных "эзотериков" инвольтируются оттуда, где хотят отравить дух РМ в зародыше, это тот "белый шум плевел", что должен заглушить ростки Её Духа. Не видеть и не понимать этого нельзя, сотрудничать со всеми, кто говорит на "эзотерическом" языке, только по факту - эзотеризма и мистицизма - это самая плохая услуга для Новой Эпохи, это Её кривое обезьянье зеркало.
Раздел Эзотерика прекрасно существует во всех крупных Библиотеках.Может быть, не знаю. Но мы не являемся крупной библиотекой, мы являемся порталом, на входе которого звучат имена Бердяева, Соловьёва, Андреева и Ал. Меня. А тому же Даниилу Андрееву навесить ярлык "оккультист, утопист, эзотерик" - значит лить воду на мельницу тех национал-консервативных сил в традиционных религиях, кто именно такой ярлык хочет приштамповать не только к Андрееву, а ко всему новому и великому, что принесла русская религиозная мысль в 20-м веке. (Кстати, поэтому я уже не спешу сотрудничать со Свентари: там как раз главная линия - это отделить Андреева-визионера от Андреева-утописта; умалив как мыслителя, навесив иронические кавычки на слово "поэт"; так распадается целостное явление и разлагается дух).
Я не против размещения в Библиотеке любых книг (кроме откровенно демонических или бездарных, что по сути одно), на то она и Библиотека. Но я против вывески на её воротах среди основных категорий "Эзотеризм", "Нью-эйдж", "Оккультизм" и т.д.
Я считаю, что основными категориями должны быть самые традиционные: Философия, Искусство, Религии и т.д.
Их главными подразделами - тоже самые традиционные: Античная философия, Индийская философия, Классическая германская философия, Русская религиозная философия и т.д.
Религии - тоже подразделы традиционные: Христианство (с его основными конфессиями), Ислам (с двумя главными конфессиями), Иудаизм (с подразделом Каббала), Буддизм (с подразделами), Индуизм (с подразделами).
В любой из конфессий есть мистика и великие мистики (которых тоже ведь там не очень жалуют). Вот эта великая мистика и есть подлинная эзотерика. И не надо делать общий раздел Эзотеризм, а лучше в каждой из традиционных религий сделать подразделы, например: ранне-христианская, католическая, православная мистика, мистика суфизма, дзен-буддизм и т.д.
Я думаю, что есть такие произведения, которые ни под другую рубрику просто не подойдут – ну, вот прочитайте хотя бы Матезу суперсистем. Сейчас всё больше появляется книг, которые вообще не подходят под строгую классификацию. Да та же Роза Мира Андреева! Даже Бердяева уже трудно причислить к академической философии. А Розанов - его куда? И чем дальше, тем больше размываются границы жанров: прозрачность границ, взаимопроникновение систем - один из главных признаков Новой Эпохи. Неужели все эти книги надо сложить в один раздел Эзотеризм? На мой взгляд, гораздо осмысленнее классификация по национальным культурам и традиционным конфессиям. А всё, что не укладывается, - в раздел Философия (или его подразделы).
Как подразделы Эзотерики нужно отдельно создать категории Теософия, Антропософия. А нужна ли такая дотошная классификация вообще? Тогда Достоевского - в антропософию надо (это вершина антропософии). А теософия - это богословие, богомудрость - неужели не достаточно океана традиционных конфессий и океана философии, чтобы делать ещё отдельную категорию "теософия"? Это мода начала прошлого века: попытка создать универсальное учение (своего рода религиозно-мистически-философский эсперанто), провалившаяся, как все эклектические системы. Традиции устояли, и слава Богу!
Мне кажется, что достаточно ясной, понятной, традиционной классификации в нашей библиотеке, не слишком дотошной и не слишком громоздкой классификации. А категория "Эзотеризм" на сайте с первым разделом Роза Мира (как на форуме, так и в библиотеке) нам наотрез запрещена врачом-аллергиком (мы не имеем права давать повод для навешивания ярлыков, мы не имеем права отпугивать потенциальных читателей Розы Мира из традиционных конфессий, просто не имеем такого права и всё).
Для тех, кто знаком с РМ и принял Её Дух, никакая "Эзотерика" не страшна, и сама категория ничего не говорит и не даёт. Эзотерика - как вершина и глубина - как подлинная мистика - есть везде, и нет никакого смысла качественную характеристику выносить отдельной категорией. Это ведь как создать категорию Художественность, имея уже категорию Искусство.
А вот для людей, не знакомых с РМ (а на таких мы обязаны ориентироваться, если не хотим замкнуться в клуб читателей одной книги или секту), категория "Эзотеризм" на главных воротах - это знак, красная тряпка, которая только укрепит их в подозрениях, внушаемых ортодоксами. Зачем нам это надо? Зачем лезть на рожон из-за слова?
Вот мои соображения. Жду Ваших аргументов. И постараемся придти к согласованному решению. Не получится - устроим голосование (но это не лучший метод, потому что формальный).