Но ведь смерть героев происходит на двух планах, а где после этого они могут оказаться?
В ином мире (наш мир для него тоже иной, всё относительно). Духовный мир - это совсем другое, он присутствует в любом космическом плане (кроме антикосмоса).
Да, ад (высшие его слои) относится к духовному антикосмосу, не стоит недооценивать силы Тьмы.
Переоценивать ещё хуже (только и ждут). Надо всегда помнить о небытийственной природе зла (лжи). Духовное - в точном смысле слова - это Истинное, Подлинное, Вечное. Духовное - это КАЧЕСТВО. Ад не имеет ничего общего ни с подлинным (фальшив насквозь), ни с истинным (лжив и ложен), ни с вечным (вообще вне истинного бытия), ни с качеством (подмена).
Но у Булгакова как-то все это недифференцировано, будто ад вовсе и не ад...В этом, конечно, проявилась слабость его как духовидца.
Скорее, как религиозного мыслителя. Духовидец (визионер иных планов бытия, если быть точным) без глубокого мыслителя - это почти всегда срыв в муть (Блок). Достоевского спас от срыва великий ум, дающий способность наяву осмыслять увиденное в медиумическом созерцании. Ну и конечно, его любовь ко Христу (что важнее ума).
Игра слов. Духовный в плане трансфизики и духовный в плане этики.
Духовный - это подлинный, божественный. Духовен только Бог и божественное. Этика лишь одно из качеств духа. А трансфизика бывает разная, может быть и тёмная и бездуховная. Вот "тёмная духовность" - воистину игра слов, как и "обезьяна Бога". Никакой "тёмной духовности" не бывает, как не бывает "тёмной жизни", а бывает болезнь духа, сама же по себе болезнь (ложь) не существует, как не существует никакой "тёмной духовности" и "тёмной жизни" (зло паразитарно по определению, это изолгание бытия, а не альтернативное бытие).
Иешуа - это несомненно отвратительное изобретение сил тьмы, все время вклинивавшихся в медиумистический мозг Булгакова, мерзкая подмена великого образа.
Ну слава Богу! Хорошо, что Вы так считаете: от сердца отлегло...
"Медиумистический" - это неологизм? или опечатка?
Беда Булгакова в том, что он не был мистиком и религиозным мыслителем, а взялся за мистическую и религиозную тему. Как писатель Булгаков велик (формально - интереснее и Достоевского), но как мыслитель и мистик - почти посредственность (на этом противоречии и сыграли его инспираторы). Но внутри Булгаков светел, хоть и слепил такую духовную отраву, как "Мастер и Маргарита" (не ведая, что творит).
Эх, съем я сейчас по частям весь Сашин "хлеб" (не впервой)...