О подвиге одного покойного, но благородного кота ниже.
А пока несколько уточняющих вопросов-реплик (кажется, принципиальных):
Любовь к негодяю тоже довольно распространённое явление. Это, конечно, не умаляет самой любви, но с нравственной точки зрения никак не ставит любящего на грань святости.
А как же "любите врагов своих"? как же любовь к демонам, до которой поднимались некоторые святые? Любить друга и праведника - это ещё уровень до святости (многие способны). А вот любить врага и негодяя - это святость (нравственная гениальность).
Христос любил Иуду?
Бог любит демонов?
Любовь - сама по себе - вне осуждения зла - нравственна? (Любовь - как таковая - относится к нравственным ценностям или каким?)
Преданность, сама по себе, хоть и достойна уважения, но вненравственная категория.
А какая?
Смелость, стойкость, мужественность, терпение, терпимость, доброжелательность, нежность, милосердие и т.д. - не нравственные категории (сами по себе, в отрыве от обличения зла)? Если не нравственные, то какие? Эстетические? физиологические? (Вопрос не только терминологический.)
Нравственность возможна там, где возможно различение и осуждение зла.
...
Нравственно не то, что хорошо, а то что различает и осуждает зло
В светлых мирах, свободных от зла, нравственность невозможна? (Нечего различать и осуждать.)
К мирам (целым галактикам), не знавшим (по Андрееву) вторжения зла и восходящим изначально по лестнице возрастающих блаженств без падений и срывов, нравственные категории не применимы? Эти высокие миры вненравственны? Или таки нравственно то, что хорошо (само по себе, безотносительная ценность), а не то что различает и осуждает зло?
Не ведающая никакого зла чистейшая и прекрасная душа - безнравственна? Адам до грехопадения (до вкушения плодов с древа познания добра и зла) безнравственен?
(Без-нравствен: вне нравственности).
А теперь расскажу о кошачьем нравственном подвиге (свободном выборе), которому я был свидетелем.
Как известно, кот - существо достаточно эгоцентричное, хитрое и трусливое (не в пример собаке), хотя эстетически великолепное.
Благородство - это умение действовать (делать выбор) вопреки своим личным эгоистическим интересам. Трудно заподозрить кота в этическом благородстве, несмотря на его благородную эстетику.
А случай, убедивший меня в обратном, такой.
Лет 15 назад у нас появился щенок спаниель, приблудный и больной. К тому времени наш кот Леопольд был уже старый (он умер через месяц после описываемого события). Со щенком он не дружил, прожили они под одной крышей совсем недолго (меньше полугода). Кот был хитрый, как все коты, и уже равнодушный к внешнему миру от старости. И всегда панически боялся собак.
На Яшку (щенка), когда он вышел на дорогу (дело было на даче), набросился огромный пёс, размером с хорошую овчарку. И никто бы не успел спасти Яшку (разорвал бы псина его в минуту), если бы...
Да, Яшка ко всем своим болячкам (эпилепсия, порок сердца) был ещё почти слепой (потом с годами ослеп и оглох совсем). Прожил несмотря ни на что долгую собачью жизнь (12 лет).
Из кустов вылетел старый кот, одним прыжком вцепился в морду страшного пса, терзавшего беззащитного подслеповатого дурака Яшку. Нападение кота было настолько неожиданно, молниеносно и нагло, что ворог посрамлённо бежал, поджав хвост и скуля. Щенок был спасён. А кот через месяц умер.
Кто ему Яшка? Пустое место. Почему было бы не отсидеться в кустах? Ведь шёл на верную смерть - прыгал в страшную пасть без малейшего шанса на победу (силы сторон даже сравнивать смешно). Кто знал, что жуткий и рассвирепевший в азарте враг ретируется?
Далеко не каждый человек способен на такой бесполезный (с точки зрения здравого смысла) поступок.
И никто меня не убедит, что котом руководил исключительно инстинкт. Почему этот инстинкт (и что это за инстинкт?) оказался сильнее инстинкта самосохранения? Большинство котов на месте Леопольда отсиделись бы в кустах. Нет, это был свободный и личный подвиг.
Он пробудил во мне чувство глубокого уважения. Уважения - в самом прямом и полном смысле слова. (Не каждый человек достоин такого уважения: любви достойны все, уважения избранные).
Благородство души не так часто встречается в мире.