Женя, спасибо, я очень рада, что ты выложил здесь, на Воздушном замке, аудиозапись нашего вечера.
Кажется, пора и мне, как основному организатору, высказаться.
Прежде всего, я благодарю всех, кто принял приглашение участвовать в вечере, всех тех, кто помогал его организовывать, а также тех, кто выступал и присутствовал на вечере.
Трудности организации, конечно, были. Трудности эти объективны, - творчество Даниила Андреева изучено мало, не найден роман «Странники ночи», - его основное литературное произведение. Полнозвучность его поэтического языка распознаваема в регистрах оценок того «большого времени» истории, и свидетелем, и жертвой которого был он сам, но порой бывает трудна для восприятия слухом, воспитанным лирическим камертоном поэтов Серебряного века.
Все эти трудности мы сознавали, но предупредить их полностью, разумеется, было не в наших силах. Тем не менее, вечер в целом удался.
Он удался потому, что сотрудники библиотеки и фонда им. А. де Сент-Экзюпери проявили к творчеству Даниила Андреева большой интерес и внимание. Для них организация этого вечера не была случайной. Творчество Даниила Андреева по своему размаху и проблематике органично тем движениям истории и цивилизации, о которых размышляли и А. де Сент-Экзюпери, и писатель Иван Ефремов, о научной и литературной деятельности которого библиотека и фонд А. де Сент-Экзюпери накапливают большой и серьезный материал.
И это действительно так. Как представляется, имя и творческая жизнь Даниила Андреева соизмеримы именно с космическими смыслами рождавшейся в муках времени новой истории человечества, поскольку даже и сквозь тюремные стены он откликался на поиски новых замыслов о призвании человека и искал путей самосохранении культуры и цивилизации.
Интересными были выступления М.С. Листова и Б.Н. Романова. Каждый из них упоминал о вестничестве Даниила Андреева и каждый по-своему задал вектор в понимании значения его поэтического и философского творчества. Вестничество, - как своеобразный и порождаемый вихрями истории и времени образец поэтического призвания и творчества, - стало важнейшим мотивом проведённого в библиотеке им. А. де Сент-Экзюпери вечера памяти Даниила Андреева. В этом угадывались свои символические параллели и меридианы, по которым можно проводить линии и траектории смыслового единства их творческих поисков.
О высоком уровне технического обеспечения выступлений на вечере уже говорилось. Присоединяясь к благодарностям сотрудникам библиотеки и фонда, скажу, что надёжность технического обеспечения заметили все. Уже после вечера ко мне подходила А.А. Шишко, – а она является ведущим организатором работы секции документального кино и телевизионных фильмов в ЦДРИ, - и говорила, что возможность совмещения воспоминаний и демонстрации на экране фотографий оказалась очень удачной находкой, что благодаря этому сами воспоминания воспринимались более объемно и целостно.
Очень удачной была и музыкальная часть вечера. Я бы даже сказала, что наиболее полноценно вечер представил музыкальную интерпретацию творчества Даниила Андреева. И это тоже связано с объективной ситуацией, потому что именно музыкальное и композиторское творчество оказывается созвучным до конца еще не оценённому масштабу поэзии и философии Даниила Андреева.
Вот уж воистину, - если когда-то откликались на блоковское слово «Слушайте музыку революции», то сейчас глубину творчества Даниила Андреева можно оценить, прислушиваясь к музыкальным созвучиям, отражающим мир его поэтической и философской образности.
Вечер не вместил финальную часть сочинения С. Жукова «Навна» в сопровождении чтения фрагмента поэмы в исполнении А.А. Андреевой. Об этом можно только сожалеть, но, тем не менее, вечер помог раскрыться и быть услышанными музыкальным произведениям Евгения Морошкина. Они прозвучали впервые, и отклики были почти восторженными, с чем мне очень хочется поздравить Евгения Викторовича. Для меня самой музыка Евгения Морошкина стала еще одним музыкальным измерением космической образности в поэзии Даниила Леонидовича.
Подытоживая свой рассказ о вечере, скажу, что его итоги обнадёживают. После вечера была высказана разумная мысль о том, что целесообразно в Москве найти библиотеку и ходатайствовать о присуждении ей имени Даниила и Аллы Андреевых.
Идя по следам нашего вечера, я провела некоторую поисковую работу, оценила принципы организации работы библиотечных сетей в Москве. Надо полагать, что при общем согласии, найти библиотеку и ходатайствовать о присуждении ей имени Даниила и Аллы Андреевых вполне возможно.
А надёжность технического сопровождения вечера сама по себе уже порождает новые замыслы и перспективы. Совсем недавно интернет-газета «Взгляд» опубликовала фотографии Москвы начала тридцатых годов, как раз времени творческого становления Даниила Андреева. Фотографий много, делал их французский путешественник Брэнсон Дэку в 1931 году, а Калифорнийский университет (г. Санта-Круз, США) перевёл в цвет черно-белые снимки.
Думается, что было бы очень интересно прочитать лирические стихи Даниила Андреева, а также некоторые прозаические отрывки, посвящённые городу, на фоне демонстрации этих снимков с большого экрана. Эффект мог бы быть большим и значимым, особенно учитывая чуткость понимания Даниилом Андреевым мистически глубоких образов и стихий городской жизни. Возможно, это помогло бы по-новому раскрыть для нас многие мотивы его поэзии…
В заключении хочу еще раз поблагодарить всех выступавших и присутствовавших на вечере, а также искренне пожелать успеха вечеру, посвящённому жизни и творчеству Даниила Андреева, который пройдёт 16 мая в Центральном Доме литераторов. Сама я, - из-за поездки в Житомир, - присутствовать на вечере не смогу, о чём искренне сожалею.
Ирина Николаева