Чем проще кажутся на первый взгляд стихи, тем больше они не отпускают душу и требуют от неё работы.
Вот и эти неделю меня не отпускали. А я, по понятной человеческой лености, всякий раз скидывал на своих немногих читателей их ношу, публикуя здесь очередной вариант.
Простота таких афористических стихов кажущаяся, даже формально. Мне опять вспомнились строчки 34-летней давности; я их любил приводить как пример, что не так всё нелепо и просто в моих стихах, как кажется с первого взгляда (пока было на свете несколько человек, с кем это вообще обсуждалось):
Бессмыслица любви пока жива –
и мы смываем грим с лица...
(Взято отсюда:
https://lib.rmvoz.ru/bigzal/taran_stihi_1988-2000/rasputica)
"Жива-лица" - это графоманская рифма. Первый признак поэтического дилетантизма. Всё здесь ясно.
Но вот: "бессмыслица" и "грим с лица" - это же совсем другое дело!
И тот, кто хотел бы показать свой "профессионализм" в поэзии, написал бы эти строки так:
Пока любви жива бессмыслица –
и мы смываем грим с лица...
Но тогда в них стало бы сразу меньше жизни (искренности).
Так и в этой "Нашей ноше" (название приходило долго и трудно и услышалось после целой череды вариаций этих стихов), вот только один пример (а там, как и в других моих стихах, такого "добра" немало):
Критер
ий – власть и злато.
Скукож
ивалась правда...
Выделил жирным профессионализм звукописи (рифмы), которая не пытается перетягивать на себя одеяло и висеть на кончиках строк. Она вообще делает всё, чтобы остаться незамеченной. Хотя и услышанной. Но не на уровне рассудка...
А ведь это извечное противоречие формы и смысла, которым только и живо искусство, в котором вся его тайна! И оказывается, что простота живого строится на внутренней сложности, но она скрыта и не выпячивает себя, ради этой живой простоты.
Но ведь так и в общественной формации. Россия вновь её ищет. И я так боюсь, что вновь поверхностные, но мнящие себя профессиональными, умы навяжут ей очередную доктрину-идеологию.
Идеология должна быть (да она и есть всегда в любом государстве), но она не должна стать над жизнью, но находиться в незримой и таинственной глубине и только ею определяться, не поднимаясь на поверхность и не заслоняя собою великой простоты живого...
Стихи должны быть словом живым, а это и есть искусство. И да простит мне читатель мою минутную слабость... О таких вещах (рифмы, звукопись и т.д.) поэту говорить неприлично, это выносить напоказ из своей кухни - лишнее. Да и не поможет. Но мне показалась интересной параллель между зримой простотой и незримой сложностью устройства поэтического и общественного.
Главный грех (искушение) либерализма - простота формального подхода без внутренней сложности. Это тоталитаризм эгоцентризма. И чем больше его оценочный примитив пытается усложнять и регламентировать форму жизни, тем его духовная пустота тираничней.