Генезис способности агрегирования протомонад в сложные материальные структуры
Самым общим, в некотором смысле, физикалистским атрибутом, конституируемым из совокупного онтологического опыта, является внутренний метафизический эссенциальный динамизм протомонады, «оживляющий» её как существующую – как экзистирующую. Заслугой Лейбница явилось то, что он наиболее внятно, чем кто-либо до него, артикулировал «активное» субстанциональное начало монад, как их важнейшее имманентное свойство. От себя добавлю, что благодаря этой внутренней активности манифестируется природный феноменологический аспект монад, и она же обуславливает «диалогическую» согласованность и взаимодействие с внешним миром, что означает существенное критическое переосмысление лейбницевского, так называемого, принципа предустановленной гармонии. К сожалению, Лейбниц ограничился лишь всеобщей и отвлеченной динамической атрибуцией монад. Он не придал должного значения тому, что конкретизация внутреннего субстанционального движения по аналогии с перцептивно-представимыми формами движения физических тел позволяет уяснить способность агрегирования протомонад (монад) в сложные материальные структуры. Позволяет интерпретировать эту способность в кинематической (геометрической) терминологии. Именно через математически формализуемую дифференциацию динамизма проясняется пространственно-физический аспект экзистенции протомонад и, что онтологически существенно, их способность агрегирования. Генезис этой способности рассмотрим более обстоятельно. Внутреннее протомонадное эссенциальное движение уже было мной специфицировано выше как циклоидальное. Что де-факто уже есть первый и семантически важнейший момент формализации, позволяющий содержательно эксплицировать центральный аспект онтологии протяженной материи, для начала – посредством двух идеальных взаимообусловленных кинематических (геометрических) понятий; для их обозначения используем номинативы фокус и симметрия (асимметрия). Действительно, конкретизируя формообразующее движение внутренней протомонадной эссенции как циклоидальное (вращательное), автоматически, неявным образом, но с необходимостью, подразумеваются, по крайней мере, две предикации. А именно: пространственного места (фокуса), в окрестности которого происходит циклическое движение «метафизической точки», и обобщённой характеристики относительного расположения (асимметрии) траектории движения и фокуса. Указанных интеллигибельных различений уже достаточно, чтобы сформулировать центральное натурфилософское утверждение. Его можно представить в следующем виде:
Площадь поверхности (объём) пространственной протомонадной фигуры, формируемой траекторией циклоидального движения внутренней духовной эссенции протомонады, с необходимостью предопределяется асимметрией фигуры (траектории) относительно фокуса и находится в отношении (пропорциональна) со степенью (количественной мерой) асимметрии. Кроме того, степень асимметрии также характеризует меру интенции протомонады к агрегированию с подобными ей образованиями в той же количественной направленности, в которой предопределяется площадь поверхности (объём) протомонады. Где минимальная величина обозначенной площади и соответствующая ей минимальная мера интенции к агрегированию имеют место при абсолютной симметрии (отсутствии асимметрии).
Большинство людей испытывают идиосинкразию от витиеватых формулировок, подобных только что приведённой и рассчитанной на ту редкую породу «буквоедов», предпочитающих, и это весьма похвально, дискурсивную строгость. Которая не всегда сочетается с легкостью стиля. Как представляется, не всякий читатель «доползет» до середины представленного непосредственно выше текстового абзаца, в котором обозначены существенные акценты, служащие «достаточным основанием» дальнейших рассуждений и способствующие восприятию материала в целом. А так как автору, несмотря на вербальные затруднения, всё же хотелось бы быть понятым максимально широким кругом «философов по жизни», в том числе теми, которым претит сухой философический язык, попробую передать смысл сформулированного утверждения простыми, насколько это возможно, словами, не особенно заботясь об артикуляции сопутствующих формальных условий, оставляемых «за кадром». В новой редакции оное утверждение может звучать так. Чем асимметричнее относительно фокуса пространственная форма протомонады, тем в большей степени ей свойственно стремление к «взаимодействию» с другими протомонадами и образованию целостных материальных структур (агрегатов). Помимо этого, рост асимметрии формы протомонады сопровождается одновременным изменением (увеличением) площади её поверхности (объёма), что наряду с асимметрией обуславливает способность протомонады к агрегированию. При абсолютной симметрии протомонады её способность к агрегированию утрачивается.
Довеском к представленному разъяснению может служить следующая образная аналогия, или, скорее, наглядный макет. Всем знакомы, наверное, детские игры–пазлы. Когда из отдельных плоских фрагментов с выпуклостями и вогнутостями по периметру необходимо собрать известную картинку. В положительном итоге этого увлекательного занятия получается не только некоторое связное изображение, но и определённая структурированная «механическая» целостность, обусловленная характерной для соседних фрагментов, составляющих собранное изображение, сцепленностью, возникающей благодаря совпадению контуров взаимосоответствующих выпуклостей и вогнутостей. Умозрительно можно представить себе пазлы из симметричных фрагментов, квадратных например. Но, как легко догадаться, от любого незначительного случайного воздействия собранная картинка рассыплется в первоначальное хаотическое состояние. Отдавая должное наглядности предложенной иллюстрации декларируемого посыла об асимметрии, как необходимой атрибуции способности агрегирования, я отдаю себе отчёт, что она, конечно же, весьма условна. Хотя бы потому, что статична. Тем не менее, определённую положительную дефинитную функцию она, надеюсь, выполнила. Как должно быть ясно из приведённого иллюстративного разъяснения, именно симметричные по форме фрагменты выступают аналогом-макетом «идеальной» симметричной протомонады, окончательно утрачивающей способность агрегирования в силу собственной симметричности. Симметрия – не случайное и инертное в онтологическом плане, как может показаться кому-то, понятие. Она атрибутивно характеризует наличную форму существования, как предельное идеализационное противопоставление, в специфической форме заключающее в себе всеобщий диалектический закон наличной экзистенции. И в силу этого же закона эта форма имманентно предполагает и заключает в себе антитезу – множественную асимметрию, как другую противоположность, посредством которой конституируется множественность наличных объектов. Конечно же, обращение к квадрату в образном макете, призванном наглядно проиллюстрировать значимость симметрии, обусловлено своеобразием предложенной аналогии. И не более. Действительно же идеальной симметричной фигурой в трёхмерном пространстве является шар. Уже древние в своих интуициях обращали внимание на шарообразную форму, как на некую пространственную всеобщность, заключающую в себе все онтологические потенции предметной наличности. Современная математика языком геометрических и кинематических конструкций подтверждает уникальную «оптимальность» шара. В частности, как единственной формы, имеющей минимально возможную площадь поверхности при, так называемых, непрерывных деформациях. Шар предстаёт как универсальная пространственная единичность, потенциально заключающая в себе все возможные трехмерные пространственные формы и «отталкивающая» их, выражаясь гегелевским языком, как свои антитезы. Презумпционный ответ на вопрос одного из моих коллег по «философскому цеху» о «протоформе», то есть пространственной форме протомонад, пребывающих в неагрегированном состоянии, в свете озвученных аргументов представляется обоснованным. Форма этих протомонад – шарообразная.
Естественнонаучной дисциплиной, предоставляющей немалое число аналогий, иллюстрирующих проявления асимметрии (симметрии) как субстанционального атрибута способности агрегирования является химия. Точнее, та её часть, пограничная с квантовой физикой, где в квантомеханических определениях разъясняются и классифицируются типы химических реакций. Которые обусловлены, как установлено теоретическими моделями и в ходе специально поставленных экспериментов, траекториями движения электронов в атомах химических элементов; или, в терминологии учебников и научно-популярной литературы – формой электронных облаков, при этом также используется понятие орбиталь. Следует оговориться, что популяризаторы квантомеханических реальностей сами испытывают затруднения в отыскании аналогий из макромира для иллюстрации явлений микромира в привычных для обыденного опыта представлениях. И не в последнюю очередь потому, что изначально в значительной степени отталкиваются от математических абстракций, целью которых является, главным образом, создание удовлетворительных инженерных методик расчета с целью практического использования. Вследствие этого наглядно-иллюстративная функция познавательного процесса утрачивается, или отображается весьма смутно или произвольно. Что не так безобидно, как может показаться, так как дальнейшая дифференциация природного существа становится проблематичной из-за отрыва от содержательной стороны гносеологического объекта. Итак, если задаться целью, выделить какую-то обобщающую спецификацию, просвечивающую на заднем плане среди классификационно-различимых классов физических феноменов, таких как электричество, магнетизм или механистические энергетические определения, посредством которых непосредственно интерпретируется химическая активность, то окажется, что указанной спецификацией, как нетрудно догадаться, является асимметрия. Только определенным образом номинируемая и артикулируемая. Причем упомянутые физические феномены сами проявлены и являются таковыми в силу внутренней асимметрии природных существ, представляющих эти феномены. Развернутое раскрытие проблематики обусловленности различения классов физических феноменов их субстанциональной асимметрией слишком обширная тема, в которую я не имею возможности углубляться и ждущая своего исследователя-систематизатора. Мне лишь остаётся упредить возможные обструкционистские выпады в свой адрес со стороны многочисленных апологетов сциентизма из научной среды, регламентирующих в значительной степени деятельность научного сообщества. Напомнив им, что отказавшись по факту от метафизики, они полностью лишили сами себя каких-либо аргументов и оснований в дискурсе о генезисе природы и, соответственно, генезисе естественнонаучных законов. Как известно, современной наукой в таком ракурсе вопрос вообще не ставится, так как никакого иного начала, кроме исключительно начала эмпирического физического факта, не признается. Но поскольку непризнание чего-то, это сугубо личное дело каждого и никоим образом не опровергает непризнанной действительности, а неимение обоснованного суждения о рассматриваемом предмете кроме сакраментального «не верю» не предполагает, надеюсь, его огульного отрицания, то Ваш покорный слуга рассчитывает хотя бы на заинтересованное и уважительное отношение. Не более. Остальное во власти времени.
Разберём пример-аналог физико-химической природы, иллюстрирующий тезис о внутренней асимметрии протомонады, как предпосылке способности агрегирования. Вернее, диалектически противоположный, но существенный в онтологическом плане, акцидентный случай, демонстрирующий утрату этой способности вследствие внутренней симметрии. Предлагаемый пример использован мною также для онтологического углубления понятия симметрии, поскольку сугубо пространственный её ракурс, сам по себе, как некая статичная идеальная проекция внутреннего субстанционального циклоидального динамизма, вторичен. В том числе в репрезентирующем аспекте, поскольку не отражает в полной мере и непосредственности связующих экзистенциальных интенций, порождающих агрегирование. Итак, от преамбулы к сути. Речь идет о репрезентативной модели второго по порядку химического элемента таблицы Менделеева, рассматриваемой в упомянутом выше разделе химии, – об атоме Гелия. Из соответствующей литературы мы узнаем, что Гелий – бесцветный газ без запаха и вкуса, а определение инертный характеризует его как предельно химически неактивный элемент, то есть не склонный вступать в химические реакции как с атомами других элементов, так и с какими-либо веществами-молекулами вообще. И объясняются эта чрезвычайно низкая химическая агрегируемость особенностями строения атома Гелия. Его ядро окружено двумя так называемыми электронными облаками, создаваемыми движением двух электронов, причем оба облака имеют, акцентирую этот момент, шарообразную (симметричную) пространственную форму. Как известно, направленность циклоидального движения электронов, как и спецификация направленности движения всех элементарных частиц вообще, характеризуется в квантомеханической терминологии модусами понятия спин. Наиболее распространенной, «нормальной» модификацией атома Гелия является такая, где направленность спинов (направленность движения) электронов взаимно противоположная. Условно говоря, по часовой стрелке и против. Причем суммарный спин обоих электронов равен нулю. Именно эта характеристика предопределяет свойства данного химического элемента как образца химической инертности – как менее всего склонного к агрегированию на атомно-молекулярном уровне. Что и позволяет рассматривать атом Гелия как наиболее подходящий аналог протомонады. Логика смысловой конкретизации вынуждает меня экспансировать понятие спин из физико-химической сферы в натурфилософскую. Что обусловлено необходимостью уточненного отражения онтологической картины, связанной с внутренним движением протомонады. Необходимость номинатива, специфицирующего движение, незримо заложена уже в самом его различении, как такового. Так как движение имманентно предполагает дифференциацию его направленности – движение куда. Итак, в дальнейшем изложении семантическая предикация симметрии будет подразумевать не только аспект определенного пространственного гармонического равновесия, но и векторного (направленностного). Углубленное толкование понятий симметрии-асимметрии, которые учитывают расширительную семантику, уместно дополнить соответствующим означающим определением – спин-пространственная.
Спин-пространственная симметрия презумпционно рассматривается мной как некоторая универсальная природно-онтологическая характеристика в некотором смысле «завершенного» и устойчивого места-пространства. Подтверждение чему обнаруживается в природных существах на разных масштабах. От микромира до макрокосма. Типическим макро-примером является картина звездного неба и всей обозримой, в том числе новейшим научным инструментарием, Вселенной. Уже древними было замечено, что плотность объектов звездного неба в среднем одинаковая. Этот факт-загадка, как один из центральных, предопределяет направление мысли и в современных космологических теориях. А также является первейшей контроверзой против той или иной теории-модели. Причём обоснованность практически всех этих моделей, в большей или меньшей степени, в плане согласованности с указанной эмпирической данностью, весьма уязвима. С некоторых пор мало кем оспаривается онтологическая данность, что Вселенная динамична как в локальных измерениях, так и в глобальных. Соразмерно этому вполне естественным выглядит умозрительный, на первых порах, посыл-требование базисных субстанционально-динамических предпосылок, обуславливающих гармонизирующее начало, как всеобщей необходимости природного бытия, и эксплицирующихся в природе в форме симметрии. Фундаментальность движительного «симметрирующего» фактора в поддержании и созидании пространственной симметрии открывается созерцательному взгляду сквозным онтологическим замыслом на всех уровнях природной иерархии, поэтому он отнесен мной к основным проекциям эксплицирующейся здесь парадигмы. Опыт квантомеханических репрезентаций микромира также свидетельствует об этом. Нетрудно заметить, если принять в расчет сделанное выше углубление понятия симметрии, что одиночная протомонада, как пространственно симметричный (шарообразный) материально-физический феномен, в аспекте заложенных интенций к агрегированию не полностью инертна. А, если так можно выразиться, лишь наполовину. Поскольку спиновой, то есть, направленностный аспект её внутреннего циклоидального движения внутри неё не компенсирован. Данное обстоятельство, с учетом обозначенной парадигмальной проекции, приводит своей внутренней логикой к следующему онтологическому заключению. Творение определённой протомонады, как акцидентного модуса духовной эссенции, осуществляемое в неком едином бытийном космогоническом акте, с необходимостью предполагает творение в том же акте её динамической антитезы – «зеркальной» протомонады, имеющей противоположный спин. Только в этом случае симметрия части, в данном случае включающей две «зеркальные» протомонады, при полной свободе всех данных ей внутренних интенций, не нарушает глобальную симметрию Целого. В этом месте авторской прихотью хотелось бы привести закадровый монолог из бельгийского фильма «Вне времени» (оригинальное название: The Lovers) режиссера Ролана Жоффе, в котором артикулируется некая квинтэссенция художественного замысла фильма. «Все, что мы называем реальностью, состоит из крошечных частиц энергии, и когда две частицы встречаются, одна начинает вращаться по часовой стрелке, а другая — против. И если вы разделите эти две эти частицы под призмой Вселенной, под призмой времени, и потом измените вращение одной, вращение другой частицы тоже изменится, мгновенно, — связь сквозь пространство и время». Воспроизведённое в текстовом виде «аудио-приложение» к указанному фильму не несёт здесь какой-либо обосновывающей функции. И приведено лишь по причине обращающего на себя внимание удивительного смыслового синхронизма данного художественно-эзотерического созерцания, или некоторой его части, и настоящих дискурсивных выкладок. Как минимум, это тоже может служить предметом для размышления.
(продолжение следует)