Истина с позиций логики всегда противоречива.
Логика имеет много уровней, как и всё на свете. То, что меня сразу не погнали взашей с ветки, на которой сидят люди с умными лицами, оставляет мне определённый шанс. Логично? И этот шанс мне надо использовать, пока окружающие не опомнились. И использовать - благодаря логике, которая является моим излюбленным способом существования. Я не уверен, что меня тут будут долго терпеть, а изложение моей концепции - даже в общих чертах - требует баснословного времени и немалого пространства. Я начну - а там видно будет. Поехали:
Шагнём от печки. Мой уважаемый шеф уже несколько лет носится с идеями культурного поиска, диалога-ансамбля, нового искусства и т.п. В целом его возбуждение оправдано и отвечает на зов появившихся в культуре пустот. Но язык поэтических недоговорённостей, чурающийся лобовых определений и логических определённостей, отпугивает ищущих эти определения и определённости. Люди верят в технологию - и им представляется, что путь к универсальной технологии устлан логической непротиворечивостью. Годы, проведённые мною на службе людям, приучили меня к тому, что людям надо дать именно то, чего они жаждут, а уже после обсуждать последствия и выход из положения. Посему ограничусь логикой, вырванной, как зуб мудрости, из уст поэзии. (Да простит меня мой уважаемый шеф в интересах нашего общего дела!)
Что мы имеем? Некую область познания (так скажем, общих и предельных вопросов), к которой с разных сторон и с разным успехом подступаются разные институты. Ограничимся ведущими, опустив детали (хотя в деталях, как показывает жизнь... ну да ладно, иначе я никогда не окончу и первой серии). Три института: религия, философия, наука. (Искусство, как не претендующее на методологию истины, пока сокроем в скобках. До поры.)
Каждый из институтов так и не смог найти общих (для всех институтов) ответов на предельные вопросы, хотя претендует именно на такие общие ответы. Религия - в нравственной сфере. Наука - в методологии. Философия - в поиске универсальных понятий и их взаимосогласования. В каждом из институтов есть устремлённость к универсальному и... тоска от бессилия объять необъятное (на вершинах - смирение). Каждый из институтов делал исторические попытки подмять под себя другие институты и стать во главу угла. Все такие попытки завершались бесславно. В итоге пришли к некоему едва терпимому статус кво и разграничению сфер.
Однако, предельные вопросы, как и смысл жизни, никому отменить не удалось, равно как и удовлетворить их силами одного из институтов. Не своих адептов только удовлетворить - а всех вопрошающих и на всех углах мироздания. В воздухе повис вопрос о необходимости диалога. Ни религия, ни наука, ни даже философия оказались не в силах только своими методами заполнить зияющую между институтами пустоту, из которой и вопиют самые главные, и самые предельные, и самые противоречивые вопросы бытия. Отворачиваться от этой зияющей пустоты больше нет никаких средств. Она вопиёт.
Каждый из институтов имеет общие для других основания: религия - нравственное начало и идею единства мира и Творца, духовные практики; наука - общие методологии овладения материальным миром и методы познания; философия - общие категории и понятия, удовлетворяющие ненасытный человеческий разум. Каждый из институтов может привнести в другой своё видение, но ни один не в силах ни поглотить другой, ни стать во главе его.
Итого: бездна предельных вопросов, заполоняющая собою всё пространство между институтами, оказалась неподвластной ни одному из них, а общего знаменателя, бесспорного для всех, найти так и не удалось, и скорее всего уже не удастся. Вывод: только диалог между институтами может перебросить мостки через бездну (а она вопиёт всё пронзительнее!) и покрыть её взаимосвязями, совместимыми с жизнью каждого в отдельности.
И тут встаёт на дыбы вопрос вопросов: на каком языке вести сей диалог, из какой материи мостить мостки его? На языке религии? науки? философии? Каждый из институтов провозглашает свой и только свой язык универсальным и пригодным для диалога. И приводит к тому весомейшие аргументы, и диалог повисает под их тяжестью в воздухе (а воздух, повторюсь, вопиёт!)
Кто же создаст между институтами Воздушный Замок, в котором состоится диалог на приемлемом и понятном для всех языке? Только искусство. Каким бы ни казалось это утверждение эфемерным и неполноценным многоуважаемым институтам - но только искусство. Красота и творчество - вот универсальный язык общения и для науки, и для религии, и для философии. Красота и творчество. Моё утверждение вытекает из чистой логики - путём исключения, а не из какого-то идейного волюнтаризма или поэтического сумасбродства, как у моего уважаемого шефа. Чистая логика - и никакой претенциозности. Через язык искусства религия, наука и философия смогут без надрыва, обид и склок строить диалог друг с другом. И в этом диалоге возгорятся ответы на те предельные вопросы, которые ставят в тупик каждый из институтов по отдельности.
А теперь попробуйте найти в моих тезисах логическое противоречие? Я с удовольствием посмотрю на этот поиск и даже поучаствую в нём. Прошу не расценивать моё выступление как провокацию, хотя оно не лишено провокационности, конечно; или как лесть начальству, хотя без доли таковой ни один вопрос нельзя решить в нашем мире в принципе; или как голимую софистику, хотя к софистике я питаю слабость и отношусь с уважением, тем паче - к голимой, но это уже лично мои эстетические предрассудки, от которых я стараюсь воздерживаться, когда мне сие воздержание выгодно. За сим - честь имею.