Такое впечатление, что Вы реагируете не столько на меня (на мои тексты), сколько на своё заранее выработанное представление о том, как люди могут реагировать на Ваши тексты (я упрощаю, но в этом корень непонимания).
Н-да, жесть! Классическая «Ты-концепция», о недопустимости которой при обмене мнениями писал Николай Миронов. Ну и образ собеседника Вы себе создали! Это, наверное, от того, что я, благодаря Вас за работу «Дух и буква, высказала соображение о том, что
Искусство слова здесь (т.е. в «Розе Мира») равнозначно убедительности образного строя мысли.
И с огромным трудом мне приходится пробиваться сквозь этот заранее выстроенный частокол: многословных уходов, недоверия с одной стороны и уверенности с другой, что собеседник не старается Вас понять, а "гнёт свою линию"
Бедная я, бедная! Рву на себе рубаху и бьюсь об частокол своего многословия. Например, такого:
"Непонимание" порой гораздо интереснее собственно "понимания".
И я часто ловлю себя на чувстве, что Вы не со мной переписываетесь, а со своим прежним опытом диалогов с другими людьми и в другом месте.
Ярослав, ну просто оплакиваю свою жизнь! Жизнь, потраченную на сокрушения от прежнего опыта диалогов с другими людьми, и невнимание к Ярославу, благородно старающемуся преодолеть камни преткновения «искусством слова», прилагаемого к качествам собеседника, но не к его сомнениям и возражениям на некоторые высказывания визави.
Я как бы выпадаю из диалога, когда читаю Ваши ответы на мои тексты (такое чувство, что тексты эти лишь повод, причём не в своей целостности, а в виде отдельных фраз и даже отдельных слов, чтобы возобновить какой-то прерванный диалог - не имеющий непосредственного отношения ни к конкретному тексту, ни к конкретному собеседнику).
Вы это серьезно? Тогда снимаю свой многословный посыл:
Я ищу и хочу понять Ваше отношение к понятиям, которыми Вы пользуетесь.
И оставляю себе пушкинское слово, сказанное им в вечное утешение, впрочем, не только мне, но нам всем:
Зачем же так неблагосклонно
Вы отзываетесь о нем?
За то ль, что мы неугомонно
Хлопочем, судим обо всем,
Что пылких душ неосторожность
Самолюбивую ничтожность
Иль оскорбляет, иль смешит,
Что ум, любя простор, теснит,
Что слишком часто разговоры
Принять мы рады за дела,
Что глупость ветрена и зла,
Что важным людям важны вздоры
И что посредственность одна
Нам по плечу и не странна?
Я говорю честно, что я Вас не понимаю часто, но понять стараюсь и поэтому не только пытаюсь найти слова (общие нам с Вами по смысловому наполнению), но и задаю вопросы.
Ярослав, на Ваши вопросы я, по мере сил и знаний, отвечаю. Но, наверное, мои ответы Вас не удовлетворяют настолько, чтобы понять или, подумав, оценить высказанные мной суждения, выразив свое согласие или несогласие, или высказать свои аргументы на предмет обсуждаемой темы. К последним я всегда прислушиваюсь. И то, что Вы ничего этого не делаете, в сущности, мои ответы - дезавуирует, оставляя их только в качестве моего личного мнения. И это - нормально. Это даже не говорит о каком-то особом "непонимании". Человек, в сущности, не призван к "всепониманию". Тайна должна сохранять своё присутствие в слове. Иначе - не интересно!
Поэтому я снова вернусь к предложенным Николаем Мироновым правилам ведения дискуссии.
Обмен мнениями не предполагает перехода на личности. Это обмен мнениями, не более того. Выяснение точек зрения.
В результате нашего обмена мнениями выяснилось, что у нас разное понимание «искусства слова» в приложении к философскому знанию. Вы считаете, что
философия является частью слова, а не слово - передаточным "инструментом" для философии.
Я высказала сомнение в этом и уверенность в том, что философия пользуется не «словами», а понятиями и категориями. Уточняя свою мысль, я сказала о том, что
Диалектика всегда предметна и категориально выразительна, без этого она становится простой софистикой.
Обмен мнениями состоялся, увы, на фоне Ваших упреков в мой адрес в многословности и невнимании к Вашим чувствам и намерениям. Но, по-моему, они несостоятельны. Более того, они опираются на оценки моего опыта общения, который Вы не можете знать до конца. Я знала очень интересных собеседников и всегда прислушивалась к их мнению. Они таких упреков в мой адрес никогда не делали, хотя не всегда и не во всем были со мной согласны. Просто мы придерживались какой-то определённой планки взаимоуважения, которое несогласие никогда не прикрывает "непониманием".
Если я не права, пусть нас рассудят читатели, хотя обсуждаемая проблема, конечно, весьма специальная. Я бы обозначила её так: "искусство слова" versus философия. Метафилософские опыты Даниила Андреева в свете постановки такой проблемы очень интересны. Больше мне добавить нечего. Но я подумаю, продолжать ли эту ветку.
Ирина Николаева