Монады — общее для всех живых существ. Стихиали — более узкое название, безусловно. Но речь у нас шла именно о стихиалях, потому что диалог с Природой и есть диалог с её духами.
Да, терминологическая ясность не помешала бы. Ибо даже у Даниила Андреева представлена в основном некая мифо-поэтическая картина, где многое прописано невнятно. А понимать только на уровне, так сказать, интуитивной ясности... В некоторых аспектах этого недостаточно.
Для кого-то гипотеза, а для кого-то — духовный опыт. Доказать ничего невозможно: вопрос веры. (Я имею в виду стихиалей, а не инопланетян.)
У кого-то не состоялось, а у кого-то состоялось. Я верю тем, у кого состоялось. И у моей веры есть весомые внутренние основания.
Ничуть не пытаюсь поставить под сомнение ни Вашу веру, ни Ваш духовный опыт. Наоборот, очень многое в Ваших текстах мне близко. Например, в докладе о Солярисе некоторые моменты таковы, что ловил себя на мысли, будто я сам это написал - настолько узнаваем опыт (но об этом там ещё напишу, всё никак не соберусь). А что акцентирую внимание главным образом на моментах несовпадения, то это естественно: ведь именно такие моменты и хочется прежде всего понять, без чего не понять чужую точку зрения. Диалог есть путь к взаимопониманию. Возможно, только взаимопонимание и является единственно достижимым результатом диалога.
Это и не надо объяснять. Без посредства Бога невозможно ничего подлинно-духовного, ни культурного, ни природного.
Речь немного о другом. О том, что в любом диалоге фактически всегда больше участников, нежели непосредственно участвуют в нём. Даже если человек совсем один, он никогда не одинок: все помыслы его открыты Богу. В этой же открытости происходит и любое общение, но оно, кроме того, открыто ещё и перед иными духовными силами, так или иначе опосредуется ими. А когда речь о диалоге с самими такими духовными силами, то структура общения ещё более сложна. И тут уж всегда есть опасность, что на самом деле общение происходит не с теми, с кем намеревались, а с какими-нибудь хакерами да пранкерами (условно говоря). Только через молитвенное предстояние пред Богом, при посредстве Духа Святого возможно общение со светлыми духовными силами (ангелами, стихиалями, как ни называть). В противном случае получится совсем другое общение с другими духами, диаметрально противоположными благим намерениям.
Церковь Христова и церковный исторический институт на данном отрезке времени не одно и то же...
Церковь и церковь не одно и то же...
У Агнии Барто есть стихотворение "О человечестве" - детское, но мудрое:
Готов для человечества
Он многое свершить,
Но торопиться нечего,
Зачем ему спешить?
Пока ещё он подвига
Себе не приглядел,
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!
Дед от простуды лечится,
Лекарство дать велит,
Но он не человечество,
Он старый инвалид.
С утра Наташка мечется
(Гуляйте с ней с утра!).
Она не человечество,
А младшая сестра.
Когда судьбой назначено
Вселенную спасти,
К чему сестренку младшую
На скверике пасти?!
Пока ещё он подвига
Себе не приглядел
А дома (что поделаешь!)
Нет подходящих дел!
В своем платочке клетчатом
В углу ревет сестра:
- Я тоже человечество!
И мне гулять пора!
Младшая сестра тут полностью права. Один человек, естественно, не человечество - как совокупность всех людей на земле. Но в каждом человеке вся полнота человечества - как человеческой природы и вся уникальность человеческой личностной ипостаси. Ещё гораздо более это верно применительно к Церкви, как таковой, и к той же самой Церкви на том или ином отрезке времени, или как Поместной Церкви среди других Поместных Церквей. "Церковь Христова есть не учреждение, но новая жизнь со Христом и во Христе, движимая Духом Святым", - писал по этому поводу Сергий Булгаков, не только протоиерей, но и выдающийся русский философ. А Дух Святой неразделим - в каждой Поместной Церкви Он во всей полноте, и в каждый период жизни Церкви тоже во всей полноте в ней. Нет Церкви с большой буквы и с маленькой буквы (разве что как синоним слова "храм") - есть Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь, как бы внешние себе её ни представляли, пусть даже как принципиально не одно и то же. Таковое различие - всё равно, что не одно и то же фасад здания и жилые комнаты в нём. Да и в самих комнатах жизнь может протекать по-разному, со своими проблемами и коллизиями. Но главное не это, а сама жизнь. Так и в Церкви: от всех человеческих учреждений и человеческих контор она отличается Святым Духом, живущим в ней и движущим её.
Замечу, что Андреева никто от Церкви не отлучал
Крещёного в Православие Ленина тоже никто от Церкви не отлучал. Но этот факт ничего не говорит о верности или неверности его учения.
Крик о помощи сейчас стоит другой, нежели во времена апостола Павла. Тогда стоял крик от боли, общий для всех существ, живущих в падшем мире. Теперь же это крик от действий человеческих, ставящих под угрозу само существование биосферы.
Так ведь мир и стал падшим тоже от действий человеческих. И само существование биосферы человек своими греховными действиями тоже ставил под угрозу неоднократно. Поэтому принципиальной разницы нет. Это один и тот же крик о помощи, с самого момента грехопадения, ибо и нынешняя ситуация - его прямые последствия, воплощающиеся в безбожной цивилизации.
Я совсем не исключаю, что в будущем голос Церкви и Христа будет услышан церковью — и Александр Мень, и Даниил Андреев будут признаны пророками. А Козырев будет признан величайшей научной величиной 20-го века официальной наукой. Вы можете на 100% исключить подобный вариант?
В мире вообще нет вероятности, равной нулю - даже в случае "чуда Джинса" и прочих подобных "чудес". Да и нет науки официальной или не официальной, а если придерживаться сей искусственной градации, то по всем научным параметрам Козырев был вполне официальным учёным. Как и Александр Мень был вполне ортодоксальным православным священником. А будет ли он и Даниил Андреев признаны пророками, это зависит не от того, услышат их или не услышат, а от воли Божией. Святые прославляются на небесах.
замечу, что у Вас какой-то «зуб» на поэтов и художников чувствуется: то с религиозным творчеством, то теперь с научным Вы употребляете сравнительную степень в отношении творчества художественного и философского — гениальнее, более развитого воображения и интеллекта требует и т.д.
В своё время меня тоже покоробил такой эпизод в истории науки. Как-то Давида Гильберта спросили об одном из его бывших учеников. "А, такой-то? - вспомнил Гильберт. - Он стал поэтом. Для математики у него было слишком мало воображения". Потом понял, что Гильберт в этом всё-таки прав, ибо не надо отождествлять воображение с фантазией, а интеллекта (не путать с разумом) наука требует всё-таки большего, нежели художественное творчество. Так что это просто констатация факта, не более того. Боксёру, к примеру, тоже требуется хорошая физическая подготовка, иначе и раунд не продержишься. В том числе сила. Но ни один боксёр, при прочих равных условиях, не превзойдёт штангиста в его виде спорта, "накачка" не та. Это не значит, что у меня "зуб" на боксёров (наоборот, ибо и сам им был), просто такова се ля ви.
Что же касается отношения науки к Природе, то само отношение к мёртвой материи не может быть не утилитарным. Точные науки не изучают живую Природу, они к ней индифферентны. Я имел в виду отношение к Природе того движения в человечестве, что называется «научно-техническим прогрессом». Это утилитаризм и прагматизм в самом чистом виде. И это отношение понятнее, к сожалению, нынешней церкви гораздо больше, чем какой-то лепет про каких-то стихиалей. Роднее и ближе научный прагматизм. То же можно сказать, например, об отношении к культурному служению или ратному. К последнему — пиетет и уважение. К первому — постольку-постольку, в лучшем случае — хобби. Но поприще? служение? подвиг? бескорыстное самопожертвование ради Христа? Это извините. Это уже ни в какие ворота...
Ставить знак равенства между наукой и тем, что называется "научно-техническим прогрессом" - всё равно, что ставить знак равенства между поэзией песен и эстрадным бизнесом. Да и не включать, скажем, современную биологию (в т.ч. биофизику) в число "точных наук" - это по меньшей мере странно (хотя само выражение "точные науки" сколь расхоже, столь малоосмысленно). Как и сказать, что та же биология (современная, повторяю) не изучает живую Природу. Ну, а заявления по поводу пиетета или утилитаризма Церкви - оспаривать не вижу смысла: это всего лишь Ваши оценки, а о вкусах не спорят. Но рассуждая непредвзято, солдат в бою рискует гораздо большим, чем писатель за столом. Даже если не его убьют, а он убьёт. Никакие муки творчества несравнимы с муками, как дальше человеку с этим жить. Так что не в пиетете и уважении тут дело, а в духовной мудрости Церкви.
У меня же речь шла об одухотворении человеческого отношения к Природе, а не самой Природы как таковой. Видеть в Природе не окружающую среду или мёртвую материю, но воплощение живых душ и творчество великих духов — это и есть одухотворение Природы для человека. Именно это одухотворение Природы Александр Мень считал главным у Даниила Андреева
А кто с этим спорит? Ныне мало кто из людей видит в Природе лишь окружающую среду или мёртвую материю. Почти все об этом и писали, и пишут, почти все к духовному отношению и призывали, и призывают. Других, как правило. Потому на деле если что и меняется, то в худшую сторону.
Но если в человеческом мире такие заявления очевидно абсурдны, то относительно Природы можно заявить, что это всё, мол, Бог сотворил без всяких посредников. И вопрос закрыт. Однако, это такой же абсурд, как и относительно творчества человеческого
В отличие от человека, Бог способен творить материальное буквально из ничего. Никакие стихиали Ему при этом не нужны. В том числе, чтобы пятью хлебами накормить тысячи человек. Человек же в этом плане всегда творит что-то только из чего-то - из ничего нечто материальное создать не в состоянии. Абсурдно переносить одно на другое.
К кому Христос обратился во время бури на озере: «Молчи, стихни»? Как Он творил другие чудеса? Что значит «Сам преломил хлебы» — как Вы себе это представляете? Как Он претворил воду в вино? Может быть, необходимо признать, что Он, как Господь, творил чудеса через взаимодействие с сокрытыми от нас силами Природы, и это живые силы, которые слушались своего Господа? Не знаю, насколько уместен пример, но ведь и козыревские опыты не могут повторить люди, не изменившие своего отношения к Природе как к мёртвой материи. Именно по этой самой причине и не могут. Попробуйте таким людям доказать, что чудеса, описанные в Евангелиях, не игра воображения и не религиозная пропаганда?
Не стоит приравнивать Иисуса Христа к какому-нибудь колдуну или магу, которые не могут чудодействовать иначе, как при посредстве посторонних духовных сущностей. В отличие от них речь о Богочеловеке, с Божьей ипостасью. Не стоит также пытаться анатомировать Божьи чудеса, дабы определить некий их механизм - бесполезное это занятие. Что значит "Сам преломил хлебы"? как это себе представлять? как Он претворил воду в вино? - всё это пустые вопросы, человеческий разум ответить на них не в состоянии. Но смириться, увы, с этим человеческий разум не может в гордыне своей. Потому либо просто объявляет описанные в Евангелиях чудеса религиозной пропагандой, либо пытается подвести под них хоть какое-то рациональное (с его точки зрения) основание, типа взаимодействия с сокрытыми силами Природы, материальными или стихиальными. То и другое - две стороны одной медали: гордыни человеческого разума. Но именно гордыни, а не разума самого по себе: как таковой он тоже дар Божий. Просто не стоит этим даром злоупотреблять, как и всеми прочими Божьими дарами. В таковом злоупотреблении корень почти всех нынешних глобальных проблем.
при чём тут «жутковатый дух системы»? Где Вы его увидели? Бывают более и менее удачные тексты, только и всего. Вы основываете своё утверждение моей фразой: «это настолько очевидно, что обсуждать нет смысла»; и говорите: «в таком случае нет и диалога». По-моему, это игра словами в чистом виде.
Моя фраза была в определённом контексте и касалась действительно такой очевидности, которую нет смысла обсуждать ни с какой точки зрения.
Именно в определённом контексте прежде всего и дело, ибо он таков:
Если станет выбор между существованием человечества и биосферой Земли, то этот выбор Господь сделает не в пользу человечества. Это настолько очевидно, что обсуждать нет смысла.
Знать заранее, чисто умозрительным образом, какой выбор сделает Господь - этакое даже ветхозаветным пророкам не снилось. Зато таков дух современной безбожной цивилизации, "дух системы", абсолютно уверенной в том, что её "ценности" и правота её выбора (вплоть до законодательного запрета креационизма в науке и образовании) настолько очевидны, что и обсуждать нечего. Поэтому меня малость удивил тот Ваш текст. Будем считать, что он просто получился не очень удачным.
* * *
В завершение хотелось бы всё-таки вернуться к теме, ибо здесь обсуждается прежде всего книга "Капитан Брамы". Одна из центральных линий в ней - как раз тема диалога, и до этого я писал, что кульминационный момент малость "разочаровывает" именно тем, что диалог двух персонажей явно не получился. Он вообще не состоялся, даже по факту. Но вместе с тем, если проанализировать аналогичные произведения других авторов, обнаруживается несколько неожиданная закономерность, если можно так выразиться. Как в "Солярисе" Лема, например - там тоже не получился диалог людей с Океаном. Или в поминавшейся уже в этой ветке книге Александра Чеснокова (О'Санчеса) "Нечисти" - и там два главных героя, Денис и Лёха, оба довольно-таки симпатичные по своему душевному складу, но "нечисти" враждебных типов, в кульминационный момент встречи просто переходят к смертоубийству. Молча. Не получается никакого диалога между "светлыми" и "тёмными" у Лукьяненко, хотя там тоже подразделение проходит не по линии "добрые" и "злые"... И таких примеров можно было бы привести весьма и весьма много. Поневоле всё это побуждает задуматься: а что такое диалог - не по форме только, а по существу? При каких условиях он вообще возможен? Выше пытался обозначить своё понимание этой проблемы: на мой взгляд, никогда не бывает непосредственных диалогов, а если именно таковой пытаются осуществить, то ничего и не выходит.