Искусство слова
Капитан Брамы. Книга первая

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Вадим, поясню свою мысль. Под борьбой христианства с язычеством в первые века новой эры я имел в виду не физическую, но духовную борьбу. А именно: создание такой системы мировоззрения, в какой все без исключения боги и духи природы либо объявлялись бесами, либо плодами фантазии. Такая мировоззренческая система была создана. И только по этой причине, когда христианская церковь стала государственной религией, под внешние меры была подведена уже готовая духовная и нравственная база. Искушение применить внешнее насилие для ликвидации последних очагов язычества уже вторично по отношению к выигранной ранее духовной битве (где-то христианство больше подверглось искушению власти кесаря и применяло более жёсткие меры, где-то меньше, но суть оставалось единой — язычество было побеждено сначала нравственно и духовно, а уже затем ликвидировано физически).

Оценка духовной победы христианства над язычеством не так однозначна, как кажется. Это двойственная победа: у неё есть как благие, так и злые последствия. И злые мы пожинаем по сей день: то отношение человека к природе, какое породило технократическую цивилизацию, во многом было сформировано и оправдано христианским отношением к духам природы как бесам или фантомам.

Можно ли было включить в христианский пантеон наряду с ангелами и светлых духов природы, чётко отделив их от демонических сущностей, как отделены ангелы от демонов? Можно ли было выделить духовно светлую и благую весть в языческих верованиях, отделив её от демонических искажений и человеческих суеверий? Вопрос не имеет уже ответа. Состоялось то, что состоялось: огульное очернение языческих богов и духов природы. Причиной этого мне видится аскетический уклон в христианстве первых веков, сформировавший основные мировоззренческие каноны и установки христианской традиции.

Если бы к языческому наследию (в каждом народе, куда приходило христианство: единого язычества ведь не было, каждое верование было конкретно и обладало своими пантеонами и своей традицией) отнеслись бережней, мудрее, духовно зряче, то вся человеческая цивилизация могла быть иной. И мы бы жили сейчас в совершенно ином мире, и над нами бы не висела угроза тотальной экологической катастрофы. Но что сделано, то сделано.

Печально другое: косность христианской церкви, нежелание ни на йоту пересмотреть сформированное святыми отцами отношение к природе и её духам. Весь накопленный веками в языческих культах опыт взаимодействия человека с духами природы был отброшен и огульно объявлен бесовским. Только в индуизме сохранилась преемственность традиции общения человека со стихиалями.

Причину такого огульного уничтожения духовного опыта предшествующих веков в христианстве я вижу ещё и в наследовании им иудейской традиции, крайне нетерпимой к любым религиозным культам и любому духовному опыту, кроме иудаизма. Эту нетерпимость, доходящую порою до полной нравственной глухоты («жестоковыйности»), ветхозаветного духа христианство не смогло духовно преодолеть до конца и во многом приняло в своё мировоззрение. В этом коренится  множество и других проблем, не только в отношении к природе. Высокомерное отношение к творчеству человека и к культуре тоже имеет корни в иудаистической традиции. Вообще дух великого инквизитора в христианстве и есть ветхозаветный дух, разница только в одёжках и букве.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Есть у нас один любопытный (может быть, не бесспорный, но в своем роде единственный) труд по стихиалям. По просьбе автора сего труда, оный перенесен в дальний ящик. Тем не менее... Посмотреть можно здесь.

Перенесён формально по просьбе автора, но работа не бесспорная, это очень мягко говоря. Если и рекомендовать к ознакомлению что-то у нас на данную тему, то вот по-настоящему глубокая и серьёзная работа:
Е. Морошкин. «Сквозь природу (иллюстрированная статья о сквожении иной реальности в живописи)».

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Да, Юрий, может, Вам будет интересно. Есть у нас один любопытный (может быть, не бесспорный, но в своем роде единственный) труд по стихиалям. По просьбе автора сего труда, оный перенесен в дальний ящик. Тем не менее...
Перенесён формально по просьбе автора, но работа не бесспорная, это очень мягко говоря. Если и рекомендовать к ознакомлению что-то у нас на данную тему, то вот по-настоящему глубокая и серьёзная работа:
Е. Морошкин. «Сквозь природу (иллюстрированная статья о сквожении иной реальности в живописи)».

Вадим, Ярослав, спасибо за ссылки!
Всегда полезно узнать что-то дополнительно - тем более по такому вопросу, который и меня интересует с давних пор.


Перенесён формально по просьбе автора, но работа не бесспорная, это очень мягко говоря. Если и рекомендовать к ознакомлению что-то у нас на данную тему, то вот по-настоящему глубокая и серьёзная работа

Работа не бесспорная. Согласен. Однако данная книга мне помогла, в начале работы над первым "Капитаном".

Почему я труд Олега Плота решил Юрию порекомендовать? Юрий, как мне показалось, подошел к вопросу стихиалей с позиций рационализма и логики. Юрием ставились вопросы: а если вместо диалога со стихиалями человек ведет диалог с собой? а если самим стихиалям не нужен никакой диалог (вспомним пример с речкой)? Мне все казалось, что Юрий вот-вот спросит: хорошо, все эти разговоры об общении с Природой, экологической катастрофе, церкви, язычестве, технологической цивилизации - понятны. Допустим, диалог необходим, иначе катастрофа. Но как осуществим этот диалог, как возможен? Если иметь в виду, что под диалогом со стихиалями подразумевается не просто "воздыхания по поводу прекрасных березок" и т. п. (хотя любование красотой Природы - это прямой путь к диалогу со стихиалями), а какой-то непосредственный диалог, ОПЫТ... Ну, вот я и решил предложить книгу Олега. Потом вспомнил о том, что есть прекрасная работа Евгения "Сквозь Природу". Хотел дать ссылку и на нее, но ты меня опередил.

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 06 Май 2017, 21:15:09, Золушка»

Опыт Максимилиана Волошина, Даниила Андреева, Николая Козырева мне видится убедительнее опыта Олега Плота. И если не убедил тот, то тем более не убедит этот, последний только в обратном может убедить и укрепить сомнения. Как это и произошло с самим Олегом, отрекшимся окончательно и от «Розы Мира» (как духовного опыта), и от своего личного опыта, что и послужило причиной удаления всех его текстов о стихиалях со всех площадок. На таком удалении он и здесь настаивал, да я не внял. Олег и в опыте со стихиалями, и в других сферах пришёл к буддийскому пониманию вреда любых «картинок». Впрочем, о буддизме Олега — отдельный разговор, насколько это буддизм. Но за глаза такой разговор вести некорректно.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика