Музыка Замка
Духовная музыка, католицизм

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #16 : 24 Января 2011, 10:57:45 »
Переход в начале 17 века от прежних принципов организации музыкальной ткани к новой системе шел очень непросто. Хотя результат сегодняшнему музыканту кажется простым и очевидным: главенство одного солирующего инструмента или голоса, другой инструмент (или группа инструментов, или оркестр) является аккомпанирующим. У Монтеверди же и его современников путь к этому результату, исследование его выразительных возможностей, проходили многими руслами, сопровождались многими неожиданными находками. Кое-что вошло в музыкальную речь последующего времени, а кое-что осталось только приметой этого переходного периода.

В основном эти поиски проходили у Монтеверди в опере и светских вокальных жанрах. В традиционных духовных жанрах (мессы, мотеты, псалмы, магнификат) он применял те же найденные в светской музыке технические приемы и стилевые открытия. На сегодняшний слух, привыкший к довольно ясному разграничению светской и духовной сфер в музыке, это может звучать неожиданно. Так, Confiteor (часть мессы) своим вполне земным характером вызывает ассоциации с любовной канцоной, а «Плач Мадонны» напоминает развернутую музыкально-драматическую сценку с подробно прописанными психологическими деталями.

Можно в этом увидеть некий курьез переходного времени, а можно отметить и другое: традиционные основы духовной жизни были вполне живыми, они естественно входили в повседневное сознание человека той эпохи и не требовали говорить о них каким-то особым языком, ясно выделяя духовную сферу стилистически. То, что открывалось в это время в музыке в целом – подчеркнутая эмоциональность, новое осознание человеческой личности как субъекта высказывания – могло быть применено и в традиционных церковных жанрах, не разрушая их смысла.




____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 10 Марта 2014, 12:35:09, Е. Морошкин»

« #17 : 24 Января 2011, 17:33:39 »
Еще несколько мотетов Монтеверди. Есть и написанные в старинной полифонической манере, разработанной нидерландскими мастерами 14 - 15 веков (мотеты «Surge propera», «Ego sum pastor bonus»), есть и отражающие новые формы сольных и ансамблевых композиций.



____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 10 Марта 2014, 12:35:37, Е. Морошкин»

« #18 : 30 Января 2011, 20:33:38 »
Магнификат – традиционное католическое песнопение, основанное на тексте «Magnificat anima mea Dominum…» («Величит душа моя Господа…» – слова Девы Марии из Евангелия от Луки).

Магнификат Монтеверди существует в двух редакциях. Это, в сущности, два самостоятельных произведения, в некоторых своих моментах построенные на сходном музыкальном материале.

Первая версия написана, по-видимому, в начале 1610-х годов, когда, в связи с работой в сценических жанрах, композитор вел поиски выразительных возможностей разных инструментальных и вокальных составов. Подобно другим произведениям этого периода, магнификат строится как цепочка небольших самостоятельных эпизодов, в том числе чисто инструментальных. Здесь можно ощутить непосредственную творческую радость автора, впервые выявляющего в музыке новую стихию – инструментализм, его самостоятельное значение, своеобразие и тембровые возможности каждого из инструментов.

https://rmvoz.ru/lib/etnofonoteka/evropa/17/monteverdi/Magnificat_1.MP3


В поздней редакции магнификата внимание композитора сосредоточено на других задачах. На первом плане здесь оказывается цельность композиции, где выразительность контрастов сочетается с целеустремленностью музыкального развития. Постепенно нагнетая напряжение, композитор в финальных разделах достигает высокой патетики высказывания, необычайной для музыки того времени монументальности и экспрессии.

https://rmvoz.ru/lib/etnofonoteka/evropa/17/monteverdi/Magnificat_2.MP3

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 21 Декабря 2015, 17:01:57, Ярослав»

« #19 : 01 Февраля 2011, 15:21:05 »
В заключение покажу одно из самых цельных и крупных духовных сочинений Монтеверди – Vespro della Beata Vergine (Вечерня Блаженной Девы). Это цикл песнопений, предназначенный для вечерней католической службы; традиционно он должен был включать и старинные (григорианские) мелодии. В этом большом цикле Монтеверди выявил всё многообразие своих поисков: здесь сказался и его опыт оперной драматургии, и эксперименты в области детализированных психологических миниатюр, и знание выразительных возможностей многохорных церковных композиций (когда при расположении отдельных хоров и групп солистов в разных частях собора достигаются выразительные пространственные эффекты). Иногда на первый план выходит стихия четкого, напористого ритма (совершенно новое средство для музыки этого времени), иногда активизируется инструментальная фактура. Однако при всей разнонаправленности задач и даже некоторой разностильности отдельных частей, всё произведение объединено общим напряженным дыханием, в нем выстраивается объемный и целостный духовный мир.



____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 06 Марта 2014, 22:23:59, Е. Морошкин»

« #20 : 20 Февраля 2011, 00:59:23 »
Евгений, спасибо за файлы и коментарии.

Всем интересующимся, рекомендую аудио лекции игумена Петра Мещеринова - "История музыки"

http://www.predanie.ru/mp3/igumen_Petr_Meshherinov/

(третий по счёту курс лекций, можно искать на странице: ctrl+F(поиск по странице),  затем набрать История музыки и нажать enter)

или вот вырезка со страницы:


« #21 : 20 Февраля 2011, 21:40:48 »
Леонид, спасибо за ссылку. Видно, что Петр Мещеринов - человек широкой культуры и непредвзятой мысли. Я тоже всем рекомендую послушать его лекции.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

« #22 : 20 Октября 2017, 13:19:30 »
Александр Таран предложил поделиться в Замке его трёхчасовым видео: Ференц Лист. Оратория «Христос».

«Похоже, единственное полное исполнение оратории в России и мире в 20 веке. Дирижёр Евгений Светланов. Последняя его крупная творческая работа.»

https://youtu.be/4vo526QaImE

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика