Переход в начале 17 века от прежних принципов организации музыкальной ткани к новой системе шел очень непросто. Хотя результат сегодняшнему музыканту кажется простым и очевидным: главенство одного солирующего инструмента или голоса, другой инструмент (или группа инструментов, или оркестр) является аккомпанирующим. У Монтеверди же и его современников путь к этому результату, исследование его выразительных возможностей, проходили многими руслами, сопровождались многими неожиданными находками. Кое-что вошло в музыкальную речь последующего времени, а кое-что осталось только приметой этого переходного периода.
В основном эти поиски проходили у Монтеверди в опере и светских вокальных жанрах. В традиционных духовных жанрах (мессы, мотеты, псалмы, магнификат) он применял те же найденные в светской музыке технические приемы и стилевые открытия. На сегодняшний слух, привыкший к довольно ясному разграничению светской и духовной сфер в музыке, это может звучать неожиданно. Так, Confiteor (часть мессы) своим вполне земным характером вызывает ассоциации с любовной канцоной, а «Плач Мадонны» напоминает развернутую музыкально-драматическую сценку с подробно прописанными психологическими деталями.
Можно в этом увидеть некий курьез переходного времени, а можно отметить и другое: традиционные основы духовной жизни были вполне живыми, они естественно входили в повседневное сознание человека той эпохи и не требовали говорить о них каким-то особым языком, ясно выделяя духовную сферу стилистически. То, что открывалось в это время в музыке в целом – подчеркнутая эмоциональность, новое осознание человеческой личности как субъекта высказывания – могло быть применено и в традиционных церковных жанрах, не разрушая их смысла.