Что-то мне приспичило уточнить этот "момент" (всплыла сегодня эта фраза в голове из-за одного внешнего и вовсе постороннего для темы повода):
Вы же сравнивали поэзию с любовью. Я лишь развивала Вашу аналогию.
Я
не сравнивал поэзию с любовью, а лишь сказал, что если человек
любит поэзию (а "не себя в поэзии"), то он не может без неё жить, то есть не может не читать других поэтов.
Равнодушие к предмету и
любовь к предмету две вещи не совместные (о морали я ничего не говорил в данном контексте, это другая тема уже). Если человек равнодушен к творчеству других поэтов, то значит он испытаывает любовь не к поэзии, а к самому "стихосложению в собственном соку". И здесь уже аналогия с похотью как раз уместна: "технология" секса по любви и секса без любви ничем не отличается (формально). Необходимость элементарных знаний и всяческих там упражнений никто не отрицает: поэзия - это искусство, которому нужно учиться. Но без любви - всё будет разврат. А по любви - всё само придёт: любовь сама будет заставлять совершенствоваться - ради предмета, а не ради себя. И прежде всего это - вечное чтение, как говорил Чехов. Главное и единственное по сути "упражнение", остальное - лишь специи, добавки "к блюду".
Но самое печальное (и смешное одновременно), что в таком,
абсолютно очевидном пункте, как "вечное чтение", проходит "линия непонимания" (и размежевания) с большинством пишущих современных стихотворцев: размежевания и непонимания - их с поэзией и поэзии с ними. Нельзя не любить и быть любимым одновременно - в искусстве (в жизни можно). В общем, любить надо поэзию: чтобы научиться писать стихи, нужно сначала научиться их читать, а для этого нужно испытывать потребность, жажду в таком чтении, которую даёт только живое чувство - бесконечная любовь к поэзии. Мне кажется, что именно технологический (формалистический, утилитарный, прагматический) подход ко всему на свете у современного человека породил и такое явление как сотни тысячи пишущих стихи при отсутствии у них живого интереса и живой любви к поэзии как таковой. Это лишь одно из бесчисленных проявлений одного и того же процесса -
отмирания любви в душах, соблазнившихся системой ценностей рассудочно-техногенной цивилизации. Так что в "хозяйстве поэзии" всё, как всегда, показательно, концентрированно и без фальши: если уж абсурд, то абсурд; разврат, так разврат: смотрите, мол, на меня, нелюбимую и вожделенную, и подумайте, куда путь-дорожка стелется...
Вот на такие мысли меня сегодня натолкнула всплывшая в памяти по одному малозначащему и постороннему поводу и спонтанно возникшая в этой ветке дискуссия об "стихосложенческих упражнениях". Не бывает поэзии без мировоззрения, а смысл всему даёт только любовь... Не любят современные стихотворцы поэзии, вот в чём дело: она для них девочка по вызову для удовлетворения то ли каких-то страстей, то ли - просто от скуки жизни (как у Свидригайлова), то ли для "чего-то такого духовного по остаточному принципу" (для галочки)... В общем, это что угодно, только не любовь. А без любви всё мертво и ничего не имеет смысла. Так что не сравнивал я поэзию с любовью, а говорил о любви как таковой, в том числе и к поэзии (предмету этой темы).