Александр Блок. Избранные стихотворения в Библиотеке вестничестваИзбранных стихов Александра Блока я представляю здесь больше, чем кого-либо из других поэтов – больше двухсот. Этого требует уникальная поэтическая мощь Блока, интенсивность творческого горения, родившая сотни безусловных стихотворных шедевров. Важно и то, что круг реальностей, отраженных в произведениях поэта, основные коллизии, его волновавшие – всё это созвучно с поисками и прозрениями Даниила Андреева. Весь жизненный путь Блока, как показывает Андреев, был путем-предупреждением для человечества, способным в будущем пролить свет на встающие перед ним сложнейшие, труднораспознаваемые опасности.
Творчество Блока представляет собой огромный поэтический дневник, постоянно фиксирующий все движения внутреннего мира поэта. В конце жизни он объединил большинство произведений в три книги; в первой из них (охватывающей 1898-1904 годы) стихотворения идут в строгом хронологическом порядке; две другие, сохраняя общие хронологические очертания, делятся на тематические группы и стихотворные циклы. В таком порядке я представляю избранные стихи и здесь, добавив некоторые из произведений, не вошедших в трехтомник.
Среди ранних поэтических опытов молодого Блока есть небольшое стихотворение, где он предугадал поле своих будущих поисков и метаний:
Как сон молитвенно-бесстрастный,
На душу грешную сошла;
И веют чистым и прекрасным
Ее прозрачные крыла.
Но грех, принявший отраженье,
В среде самих прозрачных крыл
Какой-то призрак искушенья
Греховным помыслам открыл.
Именно вокруг этого будет развиваться всё дальнейшее. Парение в среде легких, бесплотных веяний запредельного, встреча среди них с моментами ядовитыми, разрушающими, тревога за сохранение в себе чистоты зрения, за умение распознавать невидимое зло – это надолго станет основной темой его поэзии. Легкое, акварельное письмо первых стихотворений постепенно наполняется живыми, вещественными красками, расширяется жизненный кругозор поэта, намечаются новые мотивы, из которых в дальнейшем вырастут несколько сквозных линий его творчества.
Вторая книга открывается циклом «Пузыри земли». Вместе с родственной ему поэмой «Ночная фиалка» этот цикл можно назвать светлой кульминацией поэзии Блока. Мир природы в целом занимает у него не очень большое место – несоизмеримое со значимостью природы у других поэтов – но в этом цикле Блок сумел восполнить эту некоторую ущербность своего творчества. Здесь – редкий образец проникновения внутрь природы, умение слышать ее внутренние голоса, так непохожие на голос человеческих чувств.
Из других тем, оформившихся к этому времени: ощущение города как греховного, ущербного мира, искажающего и калечащего человеческую сущность (в цикле «Город»), некоторые метаисторические прозрения (в ряде стихотворений того же цикла), особое чувство России и своего родства с ней.
Цикл «Снежная маска» выглядит неожиданным переломом в творчестве поэта. Это один из самых очевидных примеров прямого, неосознанного вторжения иномерных реальностей в творческий процесс. Поэту внезапно явился мир Дуггура, и, пораженный новизной открывшихся горизонтов, он на некоторое время стал медиумом, проводником его смыслов. Полностью обновились ритм и интонация стиха; в невероятном богатстве возникли новые образы, как будто ничем не подготовленные на его предшествующем, постепенно и последовательно развивавшемся пути.
Этот, вызвавший лихорадочную творческую активность (до шести стихотворений за один день) короткий период подключения к другой реальности, необычной, слепящей, духовно размагничивающей, оказал необратимое воздействие на духовную жизнь Блока. Что-то в нем надломилось и уже не смогло срастись в прежней цельности. Почти всё, написанное после зимы 1907 года, несет печать сожаления об утрате необъятных и неиссякаемых, как раньше казалось, творческих сил.
Иногда голос Блока поднимается до трагедийного, органного пафоса – в третьей книге, открывающейся стихотворением «К музе». Изредка наступают моменты просветленного, мудрого, возвышающего приятия жизни. А потом снова – прорывы зияющее-черных, опустошающих инфрафизических картин в циклах «Пляски смерти», «Жизнь моего приятеля», «Черная кровь». И всё чаще звучат мотивы простой человеческой усталости, отступившей только один раз, в марте 1914 года, когда родился полнозвучный, почти не замутненный стихотворный цикл «Кармен».
Стихи разных лет о России Блок объединил в цикл «Родина». В них, иногда светло-окрыляющих, а чаще горьких, поэт пытается найти созвучие своей души с душой России, которую он ощущал почти зримо, с голосом которой иногда хотел полностью слиться.