Животное царство
Просветление царства животных и христианство

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Пир зверей

Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море. (Исаия, 11: 6-9)
___________________________


Мечта об утерянном рае, где ягненок пасется рядом с мирно лежащим львом, всегда живет в сердцах людей. «Трезвые» умы воспринимают ее как утопию, детскую сказку, лишенную какого-либо основания. Христиане верят, что Господь победит зло, и мир преобразится. Исчезнут болезни, печаль, смерть, и никто больше не будет враждовать: ни люди, ни звери.

До недавнего времени меня неприятно поражало, насколько мало в христианстве говорится о взаимоотношении человека с природой, животными. Буддизм, индуизм уделяют этому вопросу гораздо больше внимания. Убивать животных – грех, и поэтому грех – есть мясо, рыбу, носить изделия из кожи и меха. Корова – священное животное, так как она отдает человеку свое молоко. Все это правильно. А что же христианство? Не осуждает охоту. Разрешает мясо. Во всяком случае, в современном российском обществе это, вроде бы, так. Новый Завет хранит молчание по этим вопросам...
Почему?
Ясного ответа на этот вопрос у меня, к сожалению, нет.
Но можно предположить следующее.
Согласно Даниилу Андрееву, просетление природы и животных является одной из твроческих миссий человека.
В "розе Мира" говорится:
«По начальному замыслу Провиденциальных сил, Энроф был предназначен именно для животного царства, то есть для множества монад, сходивших своими шельтами сюда для того, чтобы приступить к великому творческому деянию: просветлению материальности трехмерного слоя. Вмешательство Гагтунгра исказило этот замысел, усложнило пути, изуродовало судьбы, ужасающим образом растянуло сроки. Достигнуто это было главным образом тем, что с самого начала органической жизни в Энрофе она была подчинена закону взаимопожирания.»
В результате, задача просветления материальности трехмерного слоя в целом, и в частности, помощи животным и их просветления, была возложена на человека.
Но когда дело касается творчества, каких-либо указаний и инструкций быть не может, так как это не совместимо с самим духом творчества.
 
Николай Бердяев отмечал, что в Евангелии практически ничего не говорится о творчестве человека, этой главной (по Бердяеву) человеческой миссии.
 
Сокрытие в новозаветном христианстве путей творчества – провиденциально. Существуют святоотеческие наставления о трезвении и молитве. Но нет и быть не может святоотеческих наставлений о творчестве. Сама мысль о таких наставлениях в творчестве звучит дико, оскорбительна для слуха. ... В деле творчества человек как бы предоставлен самому себе, оставлен с собой, не имеет прямой помощи свыше. И в этом сказалась великая премудрость Божья.
Если бы пути творчества были оправданы и указаны в священном писании, то творчество было бы послушанием, т.е. не было бы творчеством.


Таким образом, просветление животного царства и природы в целом, являющееся, по Андрееву, одной из творческих задач человечества,  должно быть сокрыто, по Бердяеву.

Лишь у Апостола Павла в послании к Римлянам прорывается: 
"Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне..." (Рим. 8:19-22)
 
А теперь давайте сравним позицию Даниила Андреева со словами Митрополита Антония Сурожского (из книги "Митрополит Антоний Сурожский. О встрече", глава «О призвании человека» ):

"Когда человек был создан, ему была открыта возможность наслаждаться всеми плодами рая, но он не зависел для своего существования от этих плодов. … И теперь, когда человек оторвался от Бога, потерял способность жить только Божиим словом, Бог ему дает возможность и задачу: возможность существовать тем, что он будет получать некоторую долю своей жизни от плодов земли, и задачу возделывать эту землю. Без этого он умрет, он больше не может жить одним Богом. Человек как бы вкоренен и в Бога, Которого он не потерял до конца, и в землю, в которую погрузился корнями, чего ему делать не следовало, потому что его призвание было – эту землю вести к Богу, быть как бы вождем … – быть тем, который служит всей твари в ее восхождении к Богу и ее постепенном укоренении в Боге и в вечной жизни.
А потом приходит другой момент. Если вы прочтете внимательно рассказ о поколениях от падения Адама до потопа, вы можете заметить, что число лет жизни упоминаемых лиц всё уменьшается. В другом месте Священного Писания (я не могу сейчас точно процитировать) говорится, что после падения постепенно водворялась смерть, что смерть стала постепенно владеть человеком, вернее, человечеством, всё больше и больше….
А потом приходит потоп, и в тексте есть еще место, о котором можно задуматься. Люди всё дальше и дальше отходили от Бога, до момента, когда Бог, взглянув на них, сказал: эти люди стали плотью (Быт. 6, 3). Духовности в них не осталось, и пришел потоп, смерть пришла на них. И после потопа Господь говорит впервые: теперь вам предоставляются в пищу все живые существа. Они вам будут служить пищей, а вы будете их ужасом (Быт. 9, 2-3). Это очень страшно. Страшно себе представить, что человек, который был призван всякое существо вести по пути к преображению, к полноте жизни, дошел до того, что больше не может взлетать к Богу, и вынужден свою пищу добывать убийством тех, кого должен был вести к совершенству."
  (Выделение мое)

Таким образом, мы видим, что позиции их очень близки.
Далее.
Даниил Андреев подчеркивал, что многие христианские святые работали с животными.
«Жития святых полны рассказами о дружбе иноков и отшельников с медведями, волками, львами. В иных случаях это, быть может, легенды, но в других факты этого рода запротоколированы исторически точно, например – в свидетельствах о жизни св. Франциска Ассизского или св. Серафима Саровского.»
Именно рассмотрению работы христианских святых с животными будет посвящена эта ветка.
Но в этой заметке мне бы хотелось остановиться не на каком-либо конкретном святом (о них речь пойдет в дальнейшем) , а на Эфиопской Церкви, о которой у нас в России известно крайне мало.
Оказывается, тема работы с животными актуальна в Эфиопской Церкви, одной из древнейших среди христианских церквей.
Далекая загадочная Эфиопия – страна очень древней культуры. Согласно преданию, Царица Савская путешествовала к Царю Соломону, чтобы учиться у него мудрости. Они полюбили друг друга. Таким образом,  царский род Эфиопии восходит к Соломону. Еще предание гласит, что у Царя Соломона было волшебное кольцо, которое давало возможность понимать язык животных. Какова судьба этого кольца? Знала ли о нем Царица Савская? Возможно, это был ее дар Соломону? Или, напротив, она увезла чудесное кольцо в Эфиопию?
  Эфиопия очень рано приняла христианство.
"Эфиопская Церковь принадлежит к группе Древних Восточных Церквей, или так называемых "нехалкидонских Церквей", к которой также относятся Коптская (Египетская), Сирийская и Маланкарская (Индия) Церкви.
Согласно преданию, первым христианским просветителем эфиопов был св. Фрументий, римский гражданин из Тира, который потерпел кораблекрушение на африканском побережье Красного моря. Он приобрел доверие императора Аксума и вскоре обратил в христианство его сына, будущего императора Езану, который в 330 году и объявил христианство государственной религией."

Вот святой Эфиопской церкви Габре Манфрас Киддус, совсем у нас не известный.

 святой Эфиопской церкви Габре Манфрас Киддус


Картина принадлежит известному эфиопскому художнику ХХ века Афеверку Текле.
Согласно легенде, Габре Манфрас Киддус удалился в пустыню, проповедовал мир диким зверям. Когда он нашел умирающую от жажды птицу, он напоил ее своими слёзами. Он пересек пустыню, провел в ней 300 лет, прежде чем Бог призвал его и предоставил ему место рядом с Собой.

Вот еще одно изображение Габре Манфраса Киддуса.

святой Эфиопской церкви Габре Манфрас Киддус


Здесь он верхом на красной птице со своим другом – маленьким человеком на руках. К сожалению, изображение черно-белое. Мне не удалось узнать, ни когда жил Габре Манфрас Киддус, ни кто этот его друг – маленький человек, ни что это за красная птица? Может быть та, которую он спас в пустыне от смерти? Почти ничего мы не знаем об этом удивительном святом!

И, наконец, еще более удивительная картина, также принадлежащая эфиопскому художнику ХХ века Хайлу. Она называется «Пир зверей», находится в Соборе Святого Георгия в Аддис-Абебе.

 
Картина эфиопского художникф Хайлф «Пир зверей», находится в Соборе Святого Георгия в Аддис-Абебе.

Подпись к картине гласит: «Символизирует единение зверей в дружбе и любви. Вначале звери охотились друг на друга. Но когда Бог разъяснил им, что их беда – это дело рук Дьявола, они объединились, чтобы уничтожить своего угнетателя.»

Что это? Эрмастиг? Или Хангвилла? Какой слой увидел человек, понятия не имевший о существовании книги «Роза Мира»? И где еще мы найдем свидетельство столь яркое, смелое и близкое к концепции «Розы Мира»?!

Интересно и символично также то, что эта картина находится в Соборе Святого Георгия. Но это – тема следующей заметки.

Закончить хочу прекрасными, очень смелыми и важными словами из «Розы Мира»:
«…каждое из этих существ имеет автономную ценность безотносительно к его полезности для человека.»
__________________
Материалы по Эфиопии – из книги-альбома «Неизвестная Африка» - Unbekanntes Afrika:Volker und Kulturen zwischen Hochland, Wuste und Ozean / Carol Beckwith und Angela Fisher – Koln: DuMont, 2000; ISBN 3-7701-8617-6

"Благодать не отрицает природу, а преображает ее." - Николай Бердяев и Св.Фома Аквинат
_______________

Мария Хотина
«Последнее редактирование: 07 Декабрь 2015, 05:11:54, Ярослав»

Святой Георгий Победоносец - Егорий Храбрый

Великий христианский святой, замученный за веру в самом начале IV в н.э. римским императором Диоклетианом (по апокрифам – царем Дадианом). В западном христианстве – покровитель рыцарей. В России – покровитель воинов, а также землепашцев и пастухов, домашних и диких животных. «В Георгиев, или Юрьев, день в России благочестивые жители сел и деревень, выгоняя после зимы скот на пастбища, служат водосвятные молебны Георгию в окроплением водой пастухов и скота.» (1)
Покровитель Москвы. На гербе города изображен всадник, пронзающий пикой пасть змея, извивающегося под ногами коня?
И на большинстве икон он изображен так же.
Святой Георгий Победоносец - Егорий Храбрый

Сюжет этот посвящен «Чуду Георгия о змие» - самому знаменитому посмертному чуду святого.

Вот краткая версия этого чуда:

В озере неподалеку от города поселился свирепый змей. Он пожирал скот, часто нападал и на горожан. Много народу погибло в его пасти. Горожане пытались бороться, но безрезультатно. Змей требовал все новых человеческих жертв. Решено было посылать ежедневно по жребию по одному юноше или девушке на съедение змею. Так продолжалось какое-то время, и вот жребий пал на царскую дочь Елисаву. Девушку отвели к озеру и оставили на берегу. Она плакала и покорно ждала смерти. В это время мимо проезжал юноша-воин на белом коне – святой Георгий. Он спросил девушку, о чем она плачет и обещал защитить ее от змея. Когда из озера показался змей, Георгий вступил с ним в схватку, убил его и освободил город от чудовища-людоеда. Жители города приняли христианство.

Однако, сохранились более древние иконы с несколько иным сюжетом.
Георгий изображен спокойно едущим на коне рядом с девицей, ведущей змея на поводке.
Георгий изображен спокойно едущим на коне рядом с девицей, ведущей змея на поводке.



То есть, Георгий не убил змея?

Существует версия, согласно которой Георгий укротил змея, затем набросил на него пояс Елисавы, и она привела его в город.

Как он усмирил змея?
По одной из версий он прижал копьем к земле змея, а конь топтал его копытами, после чего обессиленный змей стал кротким и послушным.
Согласно другой версии Георгий отложил оружие и укротил змея исключительно силой молитвы.

Какова была судьба змея после того, как Елисава привела его в город?
По одной из версий Егорий потребовал от горожан принятия христианства и пригрозил в противном случае отпустить змея на свободу. После принятия христианства жителями города он торжественно отрубил голову укрощенному змею.
Есть версии, в которых вообще ничего не говорится о дальнейшей судьбе змея. Укротил – и всё.

Но что вообще такое этот змей?
Если принять, что образ змея олицетворяет языческий обычай кровавых человеческих жертвоприношений в угоду демоническим сущностям – тогда всё понятно. Принятие христианство автоматически означает прекращение кровавых жертв и полностью уничтожает зло, символизируемое змеем.
А если смотреть буквально? Увы, слишком часто мне доводилось слышать упреки неоязычествующих  критиков христианства в том, что легенда  - отражение факта, что Георгий просто убил последнего динозавра,  чудом уцелевшего в водах озера.


А что скажут нам народные сказания?

В народных сказаниях и духовных народных песнях Егорий предстает укротителем диких зверей. Считается, что волки и медведи послушны его воле.

«Ай вы волки лютые, звери свирепые!
Не бывало у вас своей доли – послушайтесь теперь Христовой воли!
…….
Ой вы, птицы крылатые да звери лютые!
Ешьте-пейте отныне повеленное, от меня Егория Храброго благословенное!»

О Егории поётся, что он крестил диких волков, птиц, и разные природные стихии, а потом спас нашу русскую землю от нашествия огромной змеи, укротив ее свирепый нрав.
«Ах ты, змея лютая,
Змея лютая, да свирепая!
Ну-ка стань, змея, умна-смирна,
Стань умна-смирна, как скотинина!
И случилось тут чудо чудесное.
Змеюка голову свою склонила,
Всё зло позабыла.
И повели эту змею во Москву-матушку
Добрым людям на удивление,
Ребятишкам на забаву.
С тех пор любят Егория Храброго
И песни о нем поют.»


Эти удивительные духовные стихи собраны замечательными людьми, артистами театра «Ученый медведь». По ним поставлен 40-минутный спектакль для детей и взрослых «Сказ о Егории Храбром».

Таким образом, именно в народных сказаниях мы находим наиболее гуманную, мудрую и последовательную версию «Чуда Георгия о змие». Святой Георгий несет просветление не только людям, но и природе - птицам, хищным животным и даже такому исчадью ада, как змей-людоед.

"Благодать не отрицает природу, а преображает ее." - Николай Бердяев и Св.Фома Аквинат
_______________

Мария Хотина
«Последнее редактирование: 07 Декабрь 2015, 05:13:09, Ярослав»

Еще о святом Георгии
 
Святой великомученик Георгий Победоносец

Сказать о святом великомученике Георгии Победоносце только то, что было сказано в предыдущем посте, - явно недостаточно.

Рассмотрим кратко земной путь святого Георгия.

Святой Георгий родился в Каппадокии не позднее 276 г. в знатной семье. Его родители были христианами, мать происходила из Палестины. Георгий рано лишился отца. В юном возрасте он поступил на воинскую службу. Выделялся красивой внешностью, силой и бесстрашием и быстро продвигался по службе. Был назначен начальником когорты (500 – 1000 воинов). Участвовал в войне римлян с персами 295-296 гг. и за проявленную храбрость был отмечен императором. К этому времени мать Георгия уже скончалась.

В 303 году при обсуждении эдикта Диоклетиана, направленного против христиан, Георгий решительно высказался против данного документа, чем навлек на себя гнев императора. По приказу Диоклетиана Георгий был заключен в темницу и подвергнут жесточайшим пыткам (его пытались раздавить тяжелым камнем, затем колесовали). Физические муки не сломили дух святого, более того, после перенесенных пыток происходило чудесное исцеление великомученика.

Желая покончить со святым, Диоклетиан приказал бросить его в яму, обложенную камнями, и засыпать негашеной известью. Когда на третий день императорские воины пришли, чтобы извлечь из ямы останки Георгия, они обнаружили его живым и невредимым. Георгия снова повели в императорский дворец. Рассвирепевший Диоклетиан велел прогнать мученика в раскаленных железных сапогах, утыканных изнутри гвоздями, от своего дворца до темницы. После этой пытки опять последовало чудесное исцеление святого.

Тогда Диоклетиан, решивший, что Георгий – великий чародей, обратился за помощью к знаменитому тогда волхву Афанасию, и тот пытался с помощью снадобий сначала заставить Георгия подчиняться императору, а затем – умертвить, - безрезультатно. Афанасий, император и вся свита недоумевали, откуда у Георгия такая власть творить чудеса. Георгий отвечал им, что все эти чудеса творятся Господом, и что Господь может всё – исцелять больных, изгонять бесов и даже воскрешать мёртвых. Тогда ему в насмешку предложили воскресить мертвого. Георгий согласился. Его освободили от оков и повели на кладбище к могиле недавно умершего человека, которого знал Афанасий. Там по молитве святого снова произошло чудо. Покойник воскрес и стал свидетельствовать, что Христос – истинный Бог, и просить у Георгия молитвенного заступничества. Видя это, Афанасий уверовал, а Диоклетиан заподозрил сговор между Георгием и Афанасием. Воскрешенный человек и Афанасий были тут же казнены, а Георгий снова заточен в неволю.

Но и в темнице Георгий продолжал творить чудеса. К темнице стекался народ. Больные приходили за исцелением и получали его по молитве святого. Кто-то приходил за советом, кто-то – за утешением.

Пришел к Георгию и бедный землепашец Гликерий. Его единственный бык пал под плугом. Георгий ободрил Гликерия, велел ему идти домой и пообещал, что Господь воскресит быка. И действительно, когда Гликерий вернулся домой, он увидел своего быка живым. Гликерий немедленно отправился к Георгию с благодарностью, по пути открыто прославляя Христа. Он был схвачен воинами императора и казнен по приказу Диоклетиана.

Диоклетиан понял, что даже темница не мешает Георгию проповедовать христианство. Он в очередной раз вызвал  Георгия к себе и предложил принести жертву Аполлону. Георгий согласился отправиться в храм, чтобы увидеть языческих богов. В храме он обратился к статуе Аполлона с вопросом: «Ты ли хочешь принять от меня жертву как бог?». И все услышали ответ: «Я не бог, но падший дух, как и другие обитающие в этом храме духи; истинный Бог – Иисус Христос». Георгий спросил его: «Как смеешь ты оставаться здесь, когда сюда пришел слуга истинного Бога?». В ответ на эти слова храм наполнился стонами и воплями духов, покидавших свои жилища.  Статуи рухнули и разбились на куски.

Героизм святого Георгия многих людей обратил в христианство, а скрытых христиан вдохновил на открытое исповедание своей веры. Царица Александра, вдова одного из правивших ранее императоров, тоже решилась открыто, при большом скоплении народа, подойти к Георгию и восславить Христа.
Диоклетиан приговорил Георгия и Александру к смерти. Александра скончалась по пути к месту казни.

Перед смертью Георгий молился и просил у Бога прощения, любви и просвещения для своих врагов и мучителей, ибо Бог хочет, чтобы все люди спаслись и познали истину.

Весть о подвиге священномученика Георгия быстро разнеслась по христианскому миру. Его стали широко почитать уже в IV веке. В посмертьи продолжились чудеса, творимые святым. Чудо Георгия о змие уже рассмотрено в предыдущем посте. В других чудесах Георгий также является на помощь терпящим бедствие и спасает их. Он стал спасителем для многих людей, попавших в плен. Вот несколько примеров.

 - Освободил Мануила, попавшего в плен к разбойникам по пути в храм, куда он направлялся на праздник с пожертвованиями от многих людей.

 - Освободил юношу, который был пленен арабами во время богослужения в христианском храме и угнан в рабство на о.Крит (остров был захвачен сарацинами в 823 г.).

 - Вернул из сарацинского плена Филофея, сына священника.

 - Освободил юного воина Георгия, попавшего в плен к болгарам во время греко-болгарской войны (Х век).

Древние византийские рукописи рассказывают нам и о других подобных случаях чудесного освобождения. Как правило, Георгий приходил на помощь спасаемым, когда они горячо молились святому, и когда им казалось, что смерти уже не избежать. Он представал перед ними в одежде воина верхом на коне, брал их к себе в седло и мгновенно переносил на родину. «…внезапно появился великомученик Георгий, поднял меня, посадил на своего коня и перенес сюда, в родной дом, в Митилену», - свидетельствовал юноша, увезенный сарацинами на о.Крит.
Иногда освобожденные пленники отмечали лишь, что по молитве святому Георгию какая-то сила восхищала их от земли и во мгновение ока переносила в родной край.

Интересно отметить, что в чудесах, творимых святым, участвует его верный конь. Не случайно на большинстве икон священномученик Георгий изображается верхом на коне. Здесь мне вспоминаются слова Даниила Андреева, сказанные об императоре  Александре I.

«Он – всадник, но его конь прекрасен и высокоразумен – одно из существ животного царства, поднявшихся выше Хангвиллы. И смысл совместно одолеваемых ими дорог и совместно совершаемых битв есть смысл союза между просветленным человечеством и просветленным царством животных.»

Эти слова могут быть отнесены также и к Георгию Победоносцу, и к некоторым другим святым, например к мученикам Флору и Лавру – покровителям лошадей в православии.

Интересно в связи с этим рассмотреть еще одно чудо - чудо «О коне, пожертвованном воином святому Георгию».

Чудо произошло в Лидде. Некий всадник, собираясь на войну, просил святого Георгия сохранить его и его коня невредимыми. И пообещал в случае благополучного возвращения даровать святому своего коня. Множество воинов погибли в этой кровопролитной войне. Но всадник и его конь не пострадали. По окончании войны всадник вернулся в Лидду, пришел в храм святого Георгия и принес с благодарностью столько золота, сколько стоил его конь. Когда он, помолившись, вышел из храма и сел на своего коня, конь не сдвинулся с места. Он вернулся в храм и добавил еще денег, ибо он любил своего коня больше золота. Но конь по-прежнему не двигался с места. Воин возвращался в храм и добавлял денег, и снова садился на коня, но конь отказывался идти. На сумму пожертвования всадника можно было купить уже трех коней. Наконец он понял, что святой Георгий хотел в дар именно обещанного коня. Воин подтвердил, что приносит святому в дар все золото и своего коня. И тогда конь, стоявший до того момента неподвижно, последовал за всадником в храм к иконе великомученика. Воин оставил коня храму, а сам удалился, радуясь и славя Христа.

Особая любовь Георгия Победоносца к животным выразилась в земной жизни чудом воскрешения вола землепашца Гликерия. В посмертьи любовь эта выражается в том, что святой Георгий почитается и католиками,  и православными, как покровитель природы и животных. Он неразлучен со своим конем, верно служащим ему. А может быть, ему служит не один конь?  :)
_______________________________________

Источник: 
А.В.Бугаевский, игумен Владимир Зорин. Житие, страдания и чудеса святого великомученика и Победоносца Георгия и святой мученицы царицы Александры. М., Скиния, 1999 г.

Примечание.
Данный источник относится к группе канонических. Наряду с каноническими существует большое количество апокрифических описаний жития и чудес святого Георгия. Согласно апокрифам, мучения святого Георгия происходили в Персии при царе Дадиане (возможно, вымышленном), причем святой трижды умирал и воскресал. Они были очень широко распространены на Востоке и Юго-Востоке, - сохранились тексты на сирийском, арабском, коптском, эфиопском и других языках. На латинском Западе апокрифы также приобретали огромную популярность, житие святого украшалось все новыми фантастическими подробностями и преувеличением силы пыток и их числа. В конце концов, апокрифы эти были запрещены папским указом Decretum Gelasianum.

"Благодать не отрицает природу, а преображает ее." - Николай Бердяев и Св.Фома Аквинат
_______________

Мария Хотина
«Последнее редактирование: 27 Июль 2013, 00:50:06, ВОЗ»


Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов Яндекс.Метрика