Пространственные искусства
Натюрморт

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #1 : 07 Декабря 2009, 10:48:43 »
Когда я начинал обзор художников с фотосайтов, я не предполагал, что один из жанров фотографии получил сегодня столь интенсивное развитие, так широко и интересно представлен на сайтах. Теперь авторам, работающим преимущественно в жанре натюрморта, будет посвящена отдельная ветка.

До сих пор показанные работы уже позволяют сделать некоторые обобщающие наблюдения и, возможно, объяснить привлекательность этих сюжетов для фотографов.

Архивы авторов натюрмортов представленных на Орге:

igo2181-Игорь
https://rmvoz.ru/lib/arhiv/photosight/author/igo2181.rar

Татьяна Егорова
https://rmvoz.ru/lib/arhiv/photosight/author/Tatiana_Egorova.rar

xsanf
https://rmvoz.ru/lib/arhiv/photosight/author/xsanf.rar

Рина Синичкина
https://rmvoz.ru/lib/arhiv/photosight/author/Rina_Sinichkina.rar

Мария Плешкова
https://rmvoz.ru/lib/arhiv/photosight/author/Maria_Pleshkova.rar

Алла Иванова (Terse)
https://rmvoz.ru/lib/arhiv/photosight/author/Terse.rar

Vixen
https://rmvoz.ru/lib/arhiv/photosight/author/Vixen.rar


Это те фотохудожники, для которых натюрморт стал главным, определяющим жанром. У других авторов он появляется эпизодически, но также становится важной гранью их творчества.

В целом мы видим, что для очень широкого спектра образов, созвучных современному человеку, формой выражения может стать именно натюрморт – жанр, казалось бы, достаточно консервативный, предполагающий ориентацию на традиции нескольких веков его существования в живописи. Однако нет никаких признаков исчерпанности этих традиций, напротив – можно, пожалуй, говорить о новом расцвете жанра в технике цифровой фотографии. Чем же вызвана эта его актуальность в новых условиях?

Конечно, помимо внутрикультурных факторов, интенсивности, высвобождению творческих сил сегодня способствуют и технические возможности: благодаря Интернету авторы могут без труда найти адекватное место для обнародования своих работ, сразу увидеть отзывы созвучно мыслящих людей, и это создает ощущение востребованности, благотворное для творческого человека. И всё же: почему натюрморт? Почему именно его многие избирают как наиболее естественный путь творческой реализации?

Первый и очевидный ответ: он может быть формой личностного высказывания, выявления собственной лирической интонации. Большинство представленных натюрмортов именно таковы: это подобия лирических стихотворений, слепки внутреннего мира человека. У одних авторов они выстраиваются в плавный, последовательный рассказ о внутренней жизни, у других каждая работа стремиться стать неожиданным взглядом, неповторимой творческой находкой.

С другой стороны, натюрморт может стать и своеобразной формой жизнестроительства. Фиксируя небольшой участок пространства, где человек обустраивает максимально достижимую гармонию, он предполагает и мысленное его расширение, распространение достигнутого качества на окружающую жизнь. Это – мечта о том, чтобы тот уровень осмысленности, духовной наполненности каждого кусочка пространства, который удалось здесь создать, стал нормой для мира. Или, для начала – мерой оценки мира, центром притяжения, кристаллизации этого нового качества мира.

Для художника, ощущающего серьезность задач, которые способен решать жанр натюрморта, традиции предшествующих культурных эпох перестают быть мертвым грузом, в каждой эпохе он может отыскать нечто жизнеспособное, ждущее дальнейшего развития.

Так, снова ощущается актуальным присущий многим художественным эпохам интерес к уголкам мира ветхого, к покрытым патиной времени предметам, уже утратившим свое прямое жизненное назначение, превратившимся только в предмет художественной медитации. Подобные сюжеты в разные времена были привлекательны по разным причинам: и как способ выявления самоценности живописного мастерства, и как путь выстраивания изысканных, сегодня уже трудноуловимых, ассоциативных рядов. Для современного автора это в первую очередь пространство памяти, ностальгической и благодарной, укрывающей от сквозняков времени, возвращающей художника к истокам собственной жизни с их чистотой и таинственностью.

Иногда традиционность предстает и в своем подчеркнутом виде, как воссоздание в фотоработах той или иной живописной манеры. Чаще это бывают старые добрые традиции натюрморта XVI - XVIII веков.

Но встречается и ориентация на более поздние стили с выявлением живописной фактуры, а также искусство модерна.

Ряд фотографов воспроизводят и стиль акварели с ее артистической раскованностью, вниманием к мимолетным ощущениям.

Таким образом лирическое высказывание, доходя до определенного уровня напряженности, ищет себе опоры и в языке художников предшествующих поколений; спектр ощущений и смыслов расширяется, захватывая семантику различных культурных областей. В работах некоторых авторов процесс включения, комбинирования и переосмысления различных культурных токов идет особенно осознанно и интенсивно.

Но помимо внесения смыслов, идущих от человеческой культуры, фотохудожники и в самой природе ищут возможности представить ее более одухотворенной, способной направить нашу мысль к созерцанию более просветленной материальности. Немногие, наверное, ставят эту задачу сознательно, но художественная интуиция сама ведет их в этом направлении. Это происходит и в жанре пейзажа, и в макро, рождаются и некоторые промежуточные повороты жанра, когда натюрморт почти не выделен из природы, становится ее частью.

Стремление построить натюрморт пронизанный токами природных стихий, дать концентрированный зрительный образ этих стихий ведет многих фотохудожников к созданию своеобразных «водяных» композиций; здесь используются различные средства: от съемки сквозь влажное стекло до весьма изысканных способов соединения воздушной и водной среды.

Компьютерные способы работы с изображением позволяют и более разнообразно задавать свойства пространства, делая зримыми пронизывающие его, согласно представлениям художника, духовные токи. Так постепенно создается миф о пространстве, переходя из художественной реальности в наше сознание, делая сознание более восприимчивым, более настроенным на иноматериальные сквожения.

Таковы некоторые тенденции, которые прослеживаются в работах фотохудожников. Помимо этого, каждый автор открывает и свои области смыслов, наделяет работы своим эмоциональным и культурным опытом. Рассказ о наиболее интересных авторах будет продолжаться.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 25 Февраля 2024, 08:56:50, Е. Морошкин»

« #2 : 07 Декабря 2009, 10:50:02 »


in-ga из Латвии – автор натюрмортов, за неярким, пасмурным колоритом которых таится изысканность ощущений, проникновенная и добрая лиричность. Чувство одиночества, сквозящее в большинстве работ, не становится дискомфортным – это скорее мир уединения, отшельничества, в котором высветляется взгляд, в обыденных предметах открывается красота и значительность.

Архив фоторабот in-ga:
https://rmvoz.ru/lib/arhiv/photosight/author/in-ga.rar

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 08 Марта 2024, 16:23:30, Е. Морошкин»

« #3 : 07 Декабря 2009, 10:51:14 »


Лирические миниатюры onta из Канады привлекают своим узнаваемым авторским почерком. Радостные цветовые аккорды, прорезающие мягкий полусумрак, атмосфера душевной наполненности и теплоты создают ощущение скромной, но уютной, естественной и устойчивой среды существования, сообщают работам скрытую эпичность.

Архив фоторабот onta:
https://rmvoz.ru/lib/arhiv/photosight/author/onta.rar

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 08 Марта 2024, 16:24:37, Е. Морошкин»

« #4 : 07 Декабря 2009, 10:53:01 »


Натюрморты Марии Сапего (Marasa) из Минска отмечены светлой лиричностью, эмоциональной уравновешенностью. Безукоризненно построенные композиции, чувство ритма в рисунке и орнаменте создают впечатление художественной завершенности и чистоты.

В более поздних работах найден неповторимый авторский стиль с приглушенным колоритом и ощущением перенасыщенного влагой воздуха.

Архив фоторабот Марии Сапего:
https://rmvoz.ru/lib/arhiv/photosight/author/Marasa.rar

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 08 Марта 2024, 16:30:03, Е. Морошкин»

« #5 : 07 Декабря 2009, 10:54:04 »


Натюрморты Наташи Андреевой из Москвы подобны небольшим сюжетным рассказам; один или несколько предметов, находящихся в центре внимания, разыгрывают какую-то психологическую ситуацию, за ней угадывается предыстория, точными штрихами обозначены характеры «действующих лиц» и эмоциональный тонус действия.

Архив фоторабот Наташи Андреевой:
https://rmvoz.ru/lib/arhiv/photosight/author/Natasha_Andreeva.rar

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 08 Марта 2024, 16:31:04, Е. Морошкин»

« #6 : 07 Декабря 2009, 10:55:44 »


Мир, который выстраивает в натюрмортах sila (Ирина) из Москвы, можно по ряду работ назвать эстетским, замкнутым на себе; однако это его качество уравновешивается другими работами: меткими деревенскими зарисовками, натюрмортами, в которых чувствуется дыхание земли, теплота чувства. В целом же это – построение какого-то личного мифа, где отдельные предметы и повторяющиеся композиции выполняют роль условных знаков, элементов личностного языка. Иногда выстраиваясь в причудливый узор, иногда заставляя любоваться физической красотой материала, они создают атмосферу медитации, посвящения в какое-то тайное знание.

Архив фоторабот sila (Ирина):
https://rmvoz.ru/lib/arhiv/photosight/author/sila.rar

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 08 Марта 2024, 16:32:38, Е. Морошкин»

« #7 : 07 Декабря 2009, 10:57:20 »


В натюрмортах Елены Огородниковой (Elenk@) из Иркутска, при разнообразии их художественных задач, преобладает мягкая светопись, немногословие, камерность звучания. Узнаваемый авторский почерк имеют и пейзажи Прибайкалья с их сочетанием красочности и графичности, романтическим ощущением воздушных перспектив.

Архив фоторабот Елены Огородниковой:
https://rmvoz.ru/lib/arhiv/photosight/author/Elenka.rar

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 08 Марта 2024, 16:33:53, Е. Морошкин»

« #8 : 07 Декабря 2009, 10:58:41 »


• Ири©ка • представляет работы, где царит светлая непринужденность и легкость; рафинированное изящество композиций возникает из самых обычных повседневных предметов. В поздних работах больше самоуглубленности, там преобладает благородный сумрак, прорезаемый отточенным узором мелкого растительного рисунка.

Архив фоторабот • Ири©ка •:
https://rmvoz.ru/lib/arhiv/photosight/author/Iriska.rar

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 08 Марта 2024, 16:35:40, Е. Морошкин»

« #9 : 07 Декабря 2009, 11:00:02 »


Стиль композиций Наталии Шлома (Nattallia Shloma) из Брянска восходит к искусству живописного салона, им присущи уравновешенность, элегантность; пространственное построение нередко напоминает сценическую площадку с разделением реальной предметности и живописного (пейзажного или интерьерного) фона.

Архив фоторабот Наталии Шлома:
https://rmvoz.ru/lib/arhiv/photosight/author/Nattallia_Shloma.rar

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 08 Марта 2024, 16:37:40, Е. Морошкин»

« #10 : 07 Декабря 2009, 11:01:10 »


Ирина К. из Орла умеет одухотворять самые прозаические предметы, а в неяркой цветовой гамме выявить тончайшее перламутровое свечение. Ее работы наполнены ностальгией, чувством ценности каждого мгновения жизни; в них иногда почти физически чувствуются скупые, но согревающие солнечные лучи.

Архив фоторабот Ирины К.:
https://rmvoz.ru/lib/arhiv/photosight/author/Irina_K.rar

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 08 Марта 2024, 16:39:54, Е. Морошкин»

« #11 : 07 Декабря 2009, 11:03:06 »


Работам Юлии Овчинниковой свойственны ясность изобразительного языка, четко построенная цветовая драматургия, идущее от живописного натюрморта чувство самоценности каждого изображенного предмета. За ориентальным колоритом некоторых работ чувствуется вхождение в глубокую культурную традицию, предметы становятся выразителями исторической памяти и сложных символических смыслов.

Архив фоторабот Юлии Овчинниковой:
https://rmvoz.ru/lib/arhiv/photosight/author/Julya_Ovtchinnikova.rar

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 08 Марта 2024, 16:41:14, Е. Морошкин»

« #12 : 02 Января 2013, 20:44:16 »
14 декабря я выступил с докладом о фотонатюрморте на конференции «Грани культуры» в Институте бизнеса и политики. Он сопровождался большой слайд-программой из работ тех авторов, которым посвящены мои очерки в этой и соседней ветках, а также новых авторов, ярко заявивших о себе на фотосайтах в последнее время.

https://rmvoz.ru/lib/arhiv/int/2012/1214/1.MP3

Слайд-программа в архиве:
https://rmvoz.ru/lib/arhiv/int/2012/1214/Naturmort.rar

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 25 Февраля 2024, 10:53:24, Ярослав»

« #13 : 25 Февраля 2024, 10:27:16 »
Эта тема обновлена: вставлены ссылки на архивы с работами авторов натюрмортов и примеры работ каждого автора.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 09 Марта 2024, 13:17:31, Е. Морошкин»


____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 29 Февраля 2024, 12:19:53, Е. Морошкин»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика