Индия - мир в миниатюре
«И восхищаться…» (отрывки из произведений об Индии)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Ура! Я нашла ее!!! На первом из указанных Вами сайтов!!!!!! Спасибо!!!!
Правда, на самом деле, цвета светлее и ярче, чем на репродукции. Вообще, вся эта картина - сплошное свечение. Ее нужно видеть "в живую".

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 04 Август 2010, 18:37:35, Саша»


С.Н.Рерих  "Канченджунга"

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 12 Август 2010, 16:43:07, Саша»

К сожалению, вы снова не правы, и вместе с тем не правы и составители каталога. Это картина Святослава Николаевича, а в каталоге она по ошибке воспроизведена дважды. Сначала как картина Н.К Рериха. Затем как картина С.Н.Рериха: http://gallery.facets.ru/show.php?id=2394 , в очень неважном качестве, но с правильной атрибуцией. Находится она в Москве, в музее Востока.



Добавлено 11.12 11

Как я вижу, ошибку на сайте исправили: теперь хорошая репродукция находится на нужном месте.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 29 Ноябрь 2014, 04:14:58, ВОЗ»

Но эта картина по цветовой гамме - самая близкая к той, что я ищу. Жалко. Очень хотелось все-таки найти репродукцию той картины Н.К. Рериха, что видела на выставке. Потому что она необыкновенная, у нее энергетика сильной молитвы.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран

"Увидев то, что восхищает,
Услышав музыку вдали,
Мы ощущаем грусть невольно,
Припоминает смутно дух
То сладко-радостно-родное,
Что было с нами до Земли,
Как мы любили до рожденья,
Как были счастливы не здесь."

По этому маленькому отрывку из драмы Калидасы "Шакунтала"  (перевод К. Бальмонта), можно увидеть насколько глубоко и тонко индийцы умели чувствовать искусство и видеть масштабы его значения еще в середине первого тысячелетия н.э.


___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран


Рави Варма "Шакунтала"

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран

Рабиндранат Тагор

"Из далеких дней приплывают в мою жизнь облака. Уже не затем, чтобы проливать дождь или обрушить бурю, но чтобы украшать мое закатное небо."

"Твой голос, мой друг, звучит в моем сердце, как тихий шум моря среди чутких сосен."

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 08 Май 2011, 23:11:13, Саша»

"Искушенный в подробностях и правильно использующий слова в беседах, знающий секреты речи достигает вечной победы в следующем мире... Тот, кто знает правильные слова, знает также неправильные слова; как в знании правильных слов содержится религиозная заслуга, так в знании неправильных слов содержится грех... Мы должны изучать грамматику для того, чтобы избегать произнесения неверных слов."  ученый-грамматист Патанджали

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран

Из "Шатакатраям" (Три сотни) Бхартрихари:

"Один так стиснет в руке песок, что из него польется масло, другой, измученный жаждой, ухитрится утолить ее водой из миража, третьему в странствиях дальних довелось поймать зайца за рога, но нет на свете того, кто смог бы убедить упрямого дурака."

"До той поры способен муж идти по праведному пути, стыдом сдерживать чувства, блюсти приличия, пока не вонзятся в его сердце неотразимые стрелы взоров, оперенные ресницами, выпущенные из оттянутого до ушей лука бровей"

"Во время шАрады, когда минует половина ночи, проведенная в бурных вспышках могучей страсти, от упоения сладостью в уединении барсати пробуждается жажда - тот, кто не пьет из лианоподобной прохладной руки изнемогшей от наслаждений возлюбленной воду, в которой дробится свет луны, право слабоумен." <Шарада - осень, барсати - веранда на плоской крыше индийского дома, когда тепло, спят на ней.>

"Растрепывает волосы, заставляет, словно в пылу страсти, прищуривать глаза, срывает насильно одежду, вынуждает волоски на теле подниматься, делает поступь неровной, снова и снова заставляет издавать глубокие вздохи, целует, пронизывая поцелуями до зубов, - так ветер хеманты пытается изобразить для каждой женщины супруга." <хеманта - зимнее время года>

"С восходами и заходами солнца проходит день за днем жизнь. За делами, за бременем тяжких забот время бежит незаметно, и нет страха при виде рождения, старости, смерти - безумен мир, пьющий хмельной напиток заблуждений."

"Не изучена дающая победу над толпами ниспровергателей наука, приличествующая терпеливым; не добыта слава, возносимая до небес остриями мечей, рассекающих слоновьи лбы; не изведан при лунном свете сок нежного бутона нижней губы супруги - бесцельно прошла молодость, словно угас светильник, горевший в пустом доме."

"Хоть и в разлуке, но вместе те, кто душою привязан друг к другу, - если же оба затаили в душе обиду, то хоть они и вместе, а все равно как в разлуке."

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 08 Май 2011, 22:57:57, Саша»

Хала Сатавахана "Саттасаи" (перевод М.А. Русанова)

"Мол, не получается сходства с твоим лицом - так Творец снова разрушает полную луну, словно чтобы создать ее по-другому."

"В доме, где не стало жены, горит душа сына пахаря, который смотрит на места былых наслаждений, словно на расхищенные сокровища."

"Посмотри, стайка попугаев спускается с неба, словно составленное из рубинов и изумрудов ожерелье порвалось на шее красавицы-лазури."

"Когда возлюбленный скрылся вдали, кое-как вернулись мои глаза, сердце же и сегодня непрестанно бродит вместе с ним."

"У черной тучи, брошенной порывом свирепого ветра, тело распорото падением на вершину горы, и молния трепещет, словно уходящая жизнь."

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран

Это отрывок из самого начала "Панчатанры" - сборника индийских сказок. Он привел меня в восторг, причем не столько содержанием, сколько логикой. Недаром для индийца самое нестерпимое в общении, если оппонент упрекнул его в нелогичности - будет обида на всю жизнь. Видимо, гордость за свое четкое остроумие в их национальном характере вынашивалась веками.

«Обрадовался раджа Сударшана благородству учителя и отдал ему в обучение своих трех сыновей. Для проведения занятий им выделили верхнюю террасу на крыше дворца. И вот в назначенное время царевичи пришли на первый урок.
- О брахман, - сказал один из них, - мы слышали, что ты собрался учить нас? Но мы никак не возьмем в толк, зачем нам это?
- У нас есть все: богатство, дворец, слуги, - добавил его брат. – Так к чему же нам твои уроки?
Учитель, пряча улыбку в бороду, отвечал:
- Я не думаю, что смогу научить вас чему-либо, вы и так много знаете. Я пришел, чтобы просто рассказать вам забавные истории. А что касается знания… Может, вы слышали, что некогда был царь, очень гордый и надменный человек. Однажды к нему во дворец пришел святой, и царь спросил, какой смысл в его странствованиях, ведь так он никогда не накопит богатств. Тот ему ответил, что истинное богатство – это знание. Царь посмеялся и спросил, не знает ли случайно его будущее, раз он такой знающий. Святой ответил, что знает. «Ну, и что же меня ожидает?» – полюбопытствовал раджа. «Ты скоро умрешь, но ты так благочестив, что небожители заберут тебя к себе. Там ты будешь гораздо богаче, чем сейчас. Однако есть одна проблема. В твоем дворце будет множество комаров, и хотя у тебя будет прекрасная сетка от них, в ней будет дыра, через которую они будут тебя кусать». Царю предсказание понравилось, и он уверил мудреца, что просто заштопает дыру, на что святой возразил: «План хорош, но ты не учел того, что в раю нет иголок. Поэтому, когда ты будешь умирать, позаботься о том, чтобы взять иголку с собой». – «Но как я смогу взять с собой иголку?» – «Понятия не имею, - отвечал святой. Но если ты даже иголку не можешь взять с собой, почему ты так гордишься своим земным богатством?»

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 23 Май 2011, 01:42:01, Саша»

Сарвепалли Радхакришнан (философ, с 1952 г. — вице-президент, в 1962 — 67 гг. — президент Республики Индия), "Индийская Философия":

"Философия в Индии носит преимущественно спиритуалистический характер. Именно спиритуализм, а не развитая Индией грандиозная политическая структура или социальная организация, дал ей возможность противостоять разрушительному действию времени и превратностям истории. Вторжения извне и внутренние распри много раз в истории Индии ставили ее цивилизацию на край гибели. Греки и скифы, персы и монголы, французы и англичане поочередно пытались сокрушить ее, а она все стоит с высоко поднятой головой. Индия никогда не была окончательно покорена, и былой огонь ее духа все еще пылает. На протяжении всей истории Индия жила во имя одной цели: она боролась за истину, против заблуждений. Быть может, она серьезно ошибалась, но она делала то, что было в ее силах и к чему она была призвана. История индийской мысли свидетельствует о бесконечных исканиях разума, вечно старого, но и вечно молодого."

"Упреки в том, что западная метафизика является односторонней, поскольку ее внимание сосредоточено исключительно на бодрствующем состоянии, не лишены основания. Существуют другие состояния сознания, имеющие такое же право на рассмотрение, как и бодрствование. Индийская мысль принимает во внимание состояния бодрствования, сна со сновидениями и сна без сновидений."

"В состоянии сна со сновидениями перед нами предстает действительный, конкретный мир. Мы не считаем этот мир реальным, поскольку, пробуждаясь, обнаруживаем, что мир, виденный во сне, не совпадает с тем, который мы воспринимаем в состоянии бодрствования. И все же по отношению к состоянию сна со сновидениями воспринимаемый во сне мир является реальным. То, что состояние сна со сновидениями представляется нам менее реальным, чем состояние бодрствования, объясняется только расхождением с нашими обычными жизненными представлениями. Это различие отнюдь не обладает характером абсолютной и самодовлеющей истинности. Даже реальность, воспринимаемая в состоянии бодрствования, является относительной. Выступая лишь коррелятом к состоянию бодрствования, она не обладает постоянным существованием. Она исчезает, когда мы находимся в состоянии сна без сновидений или сна со сновидениями. Бодрствующее сознание и мир, воспринимаемый им, находятся в таком же соотношении и взаимозависимости, как сознание в состоянии сна со сновидениями и мир сновидений. Они не являются абсолютно реальными, ибо, по словам Шанкары, в то время как "мир сновидений пропадает ежедневно, мир, который мы видим в состоянии бодрствования, пропадает только в исключительных обстоятельствах."

"Можно привести отрывок из Айтареи брахманы, относящийся к периоду не менее, чем за две тысячи лет до рождения Коперника. "Солнце никогда не восходит и не заходит. Когда люди думают, что солнце заходит, оно лишь меняет свое местоположение и, в конце дня, порождает под собой ночь, а день для того, что есть на другой стороне земли. Когда же люди думают, что оно утром встает, оно, после того как ночь закончилась, лишь перемещается, порождая день под собой, а ночь для того, что есть на другой стороне. В действительности оно вообще никогда не заходит."

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 05 Октябрь 2011, 23:07:12, Саша»

"У основания зеленоватое, как водная лилия, затем похожее на луковицу новой луны, затем желтое, как плод манго, налитый зрелостью, наконец, сияющее, как восходящее солнце, с серой дымкой на самом верху - так светится разными цветами пламя лампады."

"Кот лижет в миске лучи луны, словно это молоко; слон принимает их за стебли лотосов между деревьями; женщина, едва разомкнет любовное объятие, пытается поднять их с ложа, полагая, что берет свое платье, - так луна, пьяная от собственного блеска, всем в этом мире, увы, морочит головы."

"Чтобы совершить помазание любви, ночь родила ночное светило - этот серебряный кувшин с начертанным на нем лотосом, изливающий поток сверкающих лучей." (Кстати, для индийцев пятно на луне - популярный объект сравнений и метафор. Чаше всего это пятно предстает в виде зайца или лани. Европейцы в лунном пятне видят Каина с мешком на плечах. Такое представление я встретила у Данте, где он упоминал его как общеизвестное.)

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 12 Октябрь 2011, 22:54:34, Саша»

Индийский мотив в творчестве молодой московской поэтессы Светланы Галкиной
(http://www.netslova.ru/galkina/stihi.html)
(из концерта лит. студии Жизальмо в арт-кафе Дождь-мажор 8.12.2011):

Я маленький шудра*

Я - маленький шудра, я - пыль берегов Индии.
Хожу по парящим лесам, стерегу зной.
К дворам подхожу - мне кричат: уходи, выйди, и
Когда дома нет, то куда это - домой?

А скоро начнутся дожди, и листва вздыблена,
Я - маленький шудра, и ноги мои грязны.
На лодках плывут рыбаки, и в сетях - рыбины,
И волны взлетают, изорваны и грозны.

Я вижу коров. И коровы идут к улицам,
Лениво жуют и величественно горды.
Я глажу их тонкой рукой, и они жмурятся,
И солнце выходит ко мне из большой воды.


* Шудра -  низшее из четырёх древнеиндийских сословий .....

 MVI 7722

Путинцева Т
«Последнее редактирование: 29 Ноябрь 2014, 04:15:56, ВОЗ»

Описание индийской красавицы из сборника стихотворений Видьяпати (XIV-XVвв):

"С каким старанием творец Брахма сотворил /ее/! [...] Словно лотосы, великолепны стопы ее ног, походка подобна /поступи/ царственного слона. Над золотым стволом банана /т.е. над бедрами/ утвердил /Брахма/ льва /т.е. тонкую, как у льва, талию/, а над ним /гору/ подобную /горе/ Меру. На горе Меру расцвели два лотоса /т.е. груди/, они /даже/ без стебля /выросли и/ обрели красоту. /На груди/ ниспадает ожерелье из драгоценных камней, /будто струится/ потоком река богов /Ганга/, потому и не засыхают /эти лотосы/. [...] Демон Раху /т.е. черные волосы/ держится поодаль /надо лбом/, близко не подходит, он не может проглотить /луну-лицо/. [...] Над лотосом ее лица роями вьются пчелы-локоны, резвятся /они/ и пьют нектар /этого лотоса/."

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран


Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов Яндекс.Метрика