Ислам в Розе Мира
Из уст суфия - из сердца мудреца...

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Попалась мне случайно в руки книжка притч Руми в стихотворных переводах с персидского Вл. Державина. Не могу удержаться, чтобы не привести здесь несколько наиболее запомнившихся и, как мне кажется, поэтичных.


РАССКАЗ О БЕДУИНЕ, У КОТОРОГО
СОБАКА ПОДОХЛА ОТ ГОЛОДА

У бедуина пёс околевал,
Над ним хозяин слёзы проливал.

Спросил его прохожий: "Ты о чём,
О муж могучий, слёзы льёшь ключом?"

Ответил: "При смерти мой верный пёс.
Так жаль его... Не удержать мне слёз.

Он на охоте дичь мне выгонял,
Не спал ночами, стадо охранял."

Спросил прохожий: "Что у пса болит?
Не ранен он? Хребет не перебит?"

А тот: "О нет! Он только изнурён.
От голода околевает он!"

"Будь терпелив, - сказал прохожий тот, -
Бог за терпенье благом воздаёт."

Потом спросил: "А что в большом мешке,
Который крепко держишь ты в руке?"

"В мешке? Хлеб, мясо... много там всего
Для пропитанья тела моего."

"О человек, - спросил прохожий, - что ж
Собаке ты ни корки не даёшь?"

Ответил: "Не могу ни крошки дать, -
В пути без денег хлеба не достать;

Хоть не могу над псом я слёз не лить...
А слёзы - что ж... за слёзы не платить..."

И тут прохожий в гневе закричал:
"Да будь ты проклят, чтобы ты пропал!

Набитый ветром ты пустой бурдюк!
Ведь этот пёс тебе был верный друг!

А ты в сто раз презреннее, чем пёс.
Тебе кусок еды дороже слёз!

Но слёзы - кровь, пролитая бедой,
Кровь, от страданья ставшая водой.

Пыль под ногой - цена твоим слезам,
И не дороже стоишь весь ты сам!"



НАСТАВЛЕНИЕ ПОЙМАННОЙ ПТИЦЫ

Какой-то человек дрозда поймал.
"О муж почтенный, - дрозд ему сказал, -

Владелец ты отар и косяков.
Ты много съел баранов и быков,

Но пищей столь обильною мясной
Не пресыщен - насытишься ли мной?

Ты отпусти меня летать, а там
Тебе я три совета мудрых дам.

Один в твоей руке прощебечу,
Другой, когда на крышу я взлечу;

А третий - с ветки дерева того,
Что служит сенью крова твоего.

Моим советам вняв, - пока ты жив, -
Во всем удачлив будешь и счастлив.

Вот первый мой совет в твоих руках:
Бессмыслице не верь ни в чьих устах."

Свободу птице человек вернул,
И дрозд на кровлю весело вспорхнул.

Пропел: "О невозвратном не жалей!
Когда пора прошла - не плачь о ней

И за потери не кляни судьбу!
Бесценный, редкий перл в моём зобу.

Дирхемов верных десять весит он...
Им был навеки б ты обогащён!

Такого перла больше не сыскать,
Да не тебе богатством обладать!"

Как женщина в мучениях родов,
Стонал, кричал несчастный птицелов.

А дрозд: "Ведь я давал тебе совет -
Не плачь о том, чему возврата нет!

Глухой ты, что ли, раз не внял тому
Разумному совету моему?

Совет мой первый вспомни ты теперь:
Ни в чьих устах бессмыслице не верь.

Как десять я дирхемов мог бы несть,
Когда дирхема три я вешу весь."

А человек, с трудом в себя пришед,
Просил: "Ну, дай мне третий твой совет."

А дрозд: "Ты следовал советам двум,
Пусть третий озарит теперь твой ум:

Когда болвана учат мудрецы,
Они посев бросают в солонцы

И как ни штопай - шире, чем вчера,
Назавтра будет глупости дыра!"



О ТОМ, КАК ХАЛИФ УВИДЕЛ ЛЕЙЛИ

«Ужель из-за тебя, — халиф сказал, —
Меджнун-бедняга разум потерял?

Чем лучше ты других? Смугла, черна…
Таких, как ты, страна у нас полна».

Лейли в ответ: «Ты не Меджнун! Молчи!»
Познанья свет не всем блеснёт в ночи.

Не каждый бодрствующий сознаёт,
Что беспробудный сон его гнетёт.

Лишь тот, как цепи, сбросит этот сон,
Кто к истине душою устремлён.

Но если смерти страх тебя томит,
А в сердце жажда прибыли горит,

То нет в душе твоей ни чистоты,
Ни пониманья вечной красоты!

Спит мёртвым сном пленённый суетой
И видимостью ложной и пустой.



НАБОЖНЫЙ ВОР И САДОВНИК

Бродяга некий, забредя в сады,
На дерево залез и рвал плоды.

Тут садовод с дубинкой прибежал,
Крича: «Слезай! Ты как сюда попал?

Ты кто?» А вор: «Я — раб творца миров —
Пришёл вкусить плоды его даров.

Ты не меня, ты Бога своего
Бранишь за щедрой скатертью его».

Садовник, живо кликнув батраков,
Сказал: «Видали божьих мы рабов!»

Верёвкой вора он велел скрутить
Да как взялся его дубинкой бить,

А вор: «Побойся Бога, наконец!
Ведь ты убьёшь невинного, подлец!»

А садовод несчастного лупил
И так при этом вору говорил:

«Дубинкой божьей божьего раба
Бьёт божий раб? Такая нам судьба.

Ты — божий, божья у тебя спина,
Дубинка тоже божья мне дана!»



О ТОМ, КАК ВОР УКРАЛ
ЗМЕЮ У ЗАКЛИНАТЕЛЯ

У заклинателя индийских змей
Базарный вор, по глупости своей,

Однажды кобру сонную стащил —
И сам убит своей добычей был.

Беднягу заклинатель распознал,
Вздохнул: «Он сам не знал, что воровал

С молитвой к небу обратился я,
Чтобы нашлась пропавшая змея.

А ей от яда было тяжело,
Ей, видно, жалить время подошло.

Отвергнута была моя мольба,
От гибели спасла меня судьба».

Так неразумный молится порой
О пользе, что грозит ему бедой.

И сколько в мире гонится людей
За прибылью, что всех потерь лютей!



И ещё таки строки:


Нам от пророка заповедь дана.
"Неплатежеспособен сатана,

Но ловок он вводить людей в обман, -
Так не имей с ним дел!" - гласит Коран.


Действительно, разве сатана платежеспособен? Он только обещает, завлекает. Но никакой из его "даров", на самом деле, настоящим не является. Настоящим не умозрительно, а в буквальном смысле: сатана всегда обещает одно, а дает другое, обхитрить его можно, только не играя с ним. Мираж, который заставляет и человека дальше жить в миражах, иначе ему придется признать, что его обманули, провели. Что он предал и предал зря.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 16 Март 2014, 19:59:22, Саша»


Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов Яндекс.Метрика