Ислам в Розе Мира
Имам Шамиль

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #1 : 10 Июнь 2010, 17:09:59 »
Положение дел на Кавказе сегодня таково, что сразу несколько полярных сил борются за своё превосходство в этом регионе. 

Влияние Турции на политическую ситуацию на Северном Кавказе всегда было значительным и во времена Газавата на Турцию смотрели как на огромную мусульманскую державу, способную оказать помощь малым мусульманским народам. В отличии от шиитского Ирана уважение к братской суннитской Турции было велико, к тому же Турция не предпринимала походов на Дагестан и Северный Кавказ с целью покорить ее народы. Но и надеждам, возлагаемым на нее во времена Имама Шамиля, не суждено было сбыться. Турция предпочла мир с Россией, помощи единоверцам.

Ещё один факт, говорящий о том, что Турция хоть и является важным игроком в этом геополитическом противостоянии, но не играет в нём главенствующей роли, это то, что Турция упустила свой шанс, данный ей ещё во времена Имама Шамиля, когда она оказалась неспособной поддержать его борьбу за Свободу.  И сейчас уже, во времена Первых Кавказских войн нового времени, не смогла осуществить план отторжения Кавказа от России. План, который скорее является продукцией нескольких стран (инспирированный волей инферальных сил) и проводящих их волю политических и религиозных организаций.

Сейчас иные силы действуют на Кавказе. Пантюркистская идеология, хотя она также неприемлема для Кавказа, так как большинство кавказских народов не имеют ни тюрских корней, ни являются тюркоговорящими изначально, ещё не самая опасная. Не самая опасная, как для России, так и для Кавказа, по сравнению с тем, что сейчас, словно чёрные тучи, проникает на Кавказ, препятствуя его поступательному движению на пути сближения с Россией.

Потому теперь этот план осуществляют другие игроки, перед акциями которых действия турецкой стороны кажутся "мягкой" борьбой за влияние в регионе, несмотря на то, что Турция нарушила ряд важных правил, показав, что собственные интересы для неё превыше принципов свободы и справедливости.



Фундаментальные основы того, что сегодня народы  Северного Кавказа решительно противостоят религиозному экстремизму и всем его проявлениям, таким как сепаратизм и вооружённое сопротивление, заложил в 19-м веке благородный Имам Шамиль. Остановив кровопролитную войну и заключив мир с Россией, он направил свои народы по пути мирного развития.

Такой путь стал возможен только после многолетней борьбы горцев за свои права и свободы против политики покорения, которая, с присущими любой империи примитивизмом, высокомерием и жестокостью, проводила царская администрация. За время этой борьбы определилось самосознание народов, в большинстве своём выступивших против подчинения иноземному царю и его войску. Нежелание подчиниться экспансии чуждой  идеологии и религии определило выбор народов в пользу войны и поддержки своих лидеров, и в частности Имама Шамиля. Народы ощутили себя причастными единому духу в их общей борьбе против огромной грозной силы, цели и стратегия которой понималась ими лишь в контексте завоевания их территорий и насаждения среди населения собственной, чуждой им культуры.

Борьба эта сплотила их судьбы навеки. Заставила российскую власть хоть в какой-то степени начать уважать их интересы и прислушиваться к их мнению. И наконец, этот опыт избавил народы от подмены истинной борьбы той, что сейчас навязывается на Кавказе.
Благодаря той священной войне народы Кавказа сегодня отвергли войну, не имеющую ничего общего с той благородной борьбой праведных имамов.


Время войны рождает великих героев и праведников. Мирное время благотворит расцвету культуры, искусства и экономики. А мир на Кавказ пришёл лишь во второй половине двадцатого столетия.

Однако тем, кому не творилось в лоне российской цивилизации, проявили свой талант за её пределами. И всё же основная область, где проявился творческий дух Кавказских народов, это духовная сфера и религия. Дагестанская земля родила немало учёных-суфиев, значимость деятельности которых ценима лишь теми, кто пользуется плодами их религиозного и просветительского творчества, одухотворяющего жизнь и помыслы людей. Недаром во времена сталинских репрессий таких людей уничтожали тысячами. Затмить светильники духа невозможно, они всё равно будут нести свет душам, а значит надо было уничтожить их физическую оболочку, оборвать их связь с этим миром.

Плоды такой политики государства мы и пожинаем сегодня. Опустошённые ниши стали заполнять лжеучителя, приходящие извне.

В этом отношении суфийский путь Шамиля, его религиозная одарённость и искренняя, огненная вера, незнакомая фанатику,  имеет великое значение. Во многом благодаря его подвижничеству на пути следования Накшбандийскомому тарикату, удалось сохранить преемственность традиций и передать нити пути следующим поколениям подвижников вплоть до наших времён.

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 06 Июнь 2013, 13:27:45, Marat»

« #2 : 10 Июнь 2010, 18:08:51 »
Мир с Россией явился следствием необходимости не только по причине бессмысленности многолетнего  противостояния державе, которая неизмеримо больше по всем меркам. Здесь следует видеть Провиденциальную волю.
 
Нельзя обесценивать национально-освободительную борьбу горцев. Кавказ и его народы стали заложниками большой метаисторической борьбы. Она длилась веками. До России были другие империи:  Халифат, Иран, империя Тамерлана и т.д. И всегда силы народные, объединённые в общей борьбе, оказывали сопротивление противнику грозному, беспощадному, не изыскивая в действиях агрессора, в его экспансии миссионерского значения для себя.
Невозможно признавать право одного народа на отстаивание своих свобод, отрицая право других. Называть борьбу горцев во главе с Шамилём явлением анти-провиденциальным, значит видеть в целях Провидения отсутствие главного Божественного принципа - Свободы, и права на неё каждого.

"Я объединил свой народ, чтобы он никогда не был разделён и никогда не знал врагов внутренних..."
(Имам Шамиль)

Провидению вряд ли нужны покорённые рабы, лишённые собственного национального самосознания. А борьба Шамиля - это и есть борьба за самосознание. Тот, кто не ценит этого явления, не может и определять его ценность.

Шамиль есть тот, кто отменил, сломал крепостное право и рабство на Северном Кавказе, тогда как в России оно ещё продолжало существовать.

Изначально Россия реализовывала план Ермолова и проводила жестокую политику на Кавказе. Это общепризнанный факт. Ермолов и его предшественники проводили политику выселения кавказцев с их исконных мест.* И более миллиона  (по разным данным, от 1 800 000 до 3 097 949 человек.)
 кавказских беженцев (мухаджиров), аварцев, чеченцев, черкессов и множество других народов, лишившихся своей Родины, здесь явный пример. Царизм никогда не имел способности договариваться, но всегда выступал с позиции силы. Как вызов всему человеческому на свете звучит этот документ, вручённый вместе с орденом от имени императора генералу-губернатору Терской области Н.Евдокимову.

«Представленное Вами в 1860 году и одобренное Нами предложение о способе действий для скорейшего окончания войны на Западном Кавказе, увенчалось ныне блистательным успехом… доказывающим основательность принятых по соображениям Вашим мер. В три года времени умиротворенный и совершенно очищенный от враждебности нам туземного населения Западный Кавказ уже в большей части своей занят прочно водворенными русскими населениями…»


Повторюсь, лишь эта Борьба горцев заставила государство изменить методы покорения Кавказа.

За время войны сотни тысяч человек было убито среди горского населения.*  Для малочисленных народов это было сродни истреблению.* Из-за непрекращающейся войны вырождалась экономика. В этой связи возникают разговоры о деспотии Шамиля, которые, мягко говоря, являются нечестными разговорами.  Да, он не давал выродиться людям, их культуре, их независимости, иногда путём жёстких мер. И это поистине лучше, чем любая западная демократия, жертвой которой, в конце концов, едва не стала сама Россия. Но критика действий имама не может быть сведена лишь к жестоким и неблагоприятным условиям того времени, происками противников и иными субъективными факторами. Столкнувшись с препятствиями по наведению порядка внутри своих владений, испытав на себе ярость противодействия местных феодальных образований и их правителей, Шамиль не сумел, по причине излишней воинственности движения мюридизма и напора его наиболее активных представителей, найти мирный способ решения многочисленных конфликтов, что привело к кровопролитию и расколу, в частности в Дагестане. В пример здесь можно привести гибель династии ханов Аварии.
 
На внутреннерегиональных противоречиях, само собой, действовали и противники Шамиля. Именно царская администрация в борьбе против Шамиля была замешана на стимулировании коррупции и подкупа, как в отношении идейных противников Шамиля, так и его сторонников.  Не секрет, что царская политика стимулировала коррупцию на Кавказе, что устраивало местных князьков в их политике лавирования между царской администрацией и горскими обществами, ради утверждения собственной власти в Дагестане и Чечне. В следствии политики подкупов и экономической блокады горских поселений, Шамиль был покинут многими. Эти слова Имама: «я сдался только тогда, когда в горах народ питался травой» - говорят о безысходности дальнейшего сопротивления и целенаправленной линии царской политики на Кавказе по истощению народных сил и разрушению экономики государства Шамиля.

И всё же многое в том, что несла с собой Россия, было положительным, в том числе и для кавказских народов: связь с народами России, как в культурно-экономическом отношении, так и во всех сферах, играла важное значение. И Шамиль, как политик, хорошо понимал это.

Шамиль и раньше был открыт к переговорам о мире. Однако многие заключённые ранее соглашения российскими политиками на Кавказе не выполнялись. (Напомню, что в России находились двое сыновей Имама, один из которых стал полковником царской армии.) Когда же срочно понадобился мир, в ход были пущены все средства, от военных до политико-дипломатических и финансовых. Мир на Кавказе являлся стратегически важным для России. Война становилась неприемлемой и невыгодной во всех отношениях. Те, кто её начинал, уже почили в бозе или получили заслуженное воздаяние, другим же приходилось искать иные пути исправления ситуации на Кавказе.

В письме Горчакова к Барятинскому мы видим призыв к "воскрешению муз".

---------------------------------------------------------------------------------------------------------
ПИСЬМО КАНЦЛЕРА ГОРЧАКОВА ГЕН.-АДЪЮТ. БАРЯТИНСКОМУ О ЗНАЧЕНИИ МИРА НА КАВКАЗЕ

26 июля 1859 года.

Дорогой князь!

Шамиль имеет своего агента в Константинополе. Агент этот явился к кн.Лобанову, выразил ему желание своего доверителя вступить в переговоры и спросил, входит ли в виды императорского правительства соглашение с Шамилем и на каких условиях.

Е.и.в. приказал мне телеграфировать Лобанову, что он может выдать агенту Шамиля пропуск в Тифлис, и что Вы имеете столь широкие полномочия от нашего августейшего монарха, что можете сами войти с агентом в соглашение. Лобанов уведомит, конечно, Вас непосредственно о последствиях этого обстоятельства.

Политический горизонт, дорогой князь, далеко не ясен. Свидание в Виллафранке может привести к новым комбинациям, исход которых пока никому предвидеть нельзя. Весьма возможно, что цюрихские переговоры будут иметь последствием конгресс, или Европейскую конференцию, которая займется разрешением весьма важных вопросов, касающихся всеобщего равновесия и взаимных отношений великих держав.

Если бы Вы дали нам мир на Кавказе, Россия приобрела бы сразу одним этим обстоятельством в десять раз больше веса в совещаниях Европы, достигнув этого без жертв кровию и деньгами. Во всех отношениях момент этот чрезвычайно важен для нас, дорогой князь. Никто не призван оказать России большую услугу, как та, которая представляется теперь Вам. История открывает Вам одну из лучших страниц.

Да вдохновит Вас бог!



(Рукописный Фонд Института Истории Языка и литературы Дагестанского научного Центра РАН, д. 1250, лл. 14-15. Копия).

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Условия сдачи Шамиля были таковы - вернее, было дано понять, что произойдёт, если он не согласится на предложенные ему условия: в сопротивляющихся регионах Дагестана и Чечни будут выжжены целые сёла, а мужское население перебито или сослано. О Семье Шамиля и его приближённых уже никто не позаботится. Если же Шамиль примет условия, предложенные ему, всего этого можно избежать, и он пойдёт в почётный плен, как шейх, религиозный вождь, как лидер народа, отвечающий за его будущее, кем он и был всегда.
Уполномоченный по переговорам полковник Лазарев произнёс слова, ставшие историческими
:
«Шамиль! Всему миру известно о твоих подвигах и слава их не померкнет; если ты, покоряясь силе судьбы, выйдешь сегодня к Главнокомандующему и передашься великодушию Государя Императора, то спасёшь от гибели тысячу человек, оставшихся в живых и тебе преданных. Заверши свои славные подвиги поступком благоразумия и великодушия».


И Имам, 35 лет воевавший без страха и упрёка лицом к лицу с противником, мечтавший умереть ради Всевышнего в бою, имея около тридцати тяжёлых ранений, согласился на переговоры с князем Барятинским и стал заложником в стане царя, который принял его искренне, с почётом и уважением.
15 сентября 1859 года в Чугуеве Александр Второй принял Шамиля, обнял и поцеловал его, произнеся : «Я очень рад, что ты наконец в России; жалею, что это случилось не ранее! Ты раскаиваться не будешь. Я тебя устрою и мы будем жить друзьями!»

Наступил новый этап в судьбе народоводителя-шейха. За время плена и беспрестанных молитв, духовного подвижничества, суфий-мистик шейх-Шамиль (названный в честь пророка Самуила), освобождал свою карму воина, приготовляясь к последнему пути. Наградой за непокорность перед несправедливостью стало временное успокоение его души на земле бывшего противника. Покорность Воле Божьей успокаивала и примиряла его, и выразилась она в обращении к народу, в котором явно ощущение Провиденциальной роли России. Иначе, плену и соглашению со страной, не несущей "печати Божьей на челе", он предпочёл бы смерть и забвение.

«...Бедный мой народ, вы вместе со мной искали покоя в войнах, переживая одни несчастья. Оказывается, покой можно найти только в мирной земной жизни и не только здесь, а и там, в горах... В отношении с русскими следуйте моему примеру, ибо их деяния, если поставить на чашу весов справедливости, перетянут больше в сторону добра.
Бедный раб Шамиль..."


Обозначив пути родного народа, Шамиль завершал свою миссию на земле...

Годы в плену стали периодом обретения духовной мудрости вождя. Но ни один день, несмотря на то, что он горячо проникся уважением к России и её государю, не желал он оставаться в этом почётном плену (тем более что из-за калужского климата умерла его дочь и жена) и постоянно обращался с просьбами к царю, дать ему возможность переехать в святые места, в Мекку. И в последние годы жизни Шамиля царь выполнил его просьбу. И Имам навсегда удалился на Родину Пророка, где был принят как истинный шейх.

Умер Имам Шамиль - великий шейх тариката - в семидесятипятилетнем возрасте в своём доме в Медине.

Предание гласит: когда он последний раз молился у могилы Пророка в Медине, явился ему облик Мухаммада и говорил с ним ясной речью, и позволил поцеловать ему руку.
Вернувшись домой просветлённым и взволнованным, он поведал о произошедшем своим жёнам, после чего погрузился в безмятежность. 4 февраля 1871 года на 75-м году жизни Имам Шамиль завершил свой земной путь.




---------------------------

Историческая справка: Назначенный в 1816 году главнокомандующим войск в Грузии и на Кавказской линии генерал А. П. Ермолов убедил Александра I усмирять горцев силою оружия. Он перешёл от отдельных карательных экспедиций к планомерному продвижению вглубь Чечни и Горного Дагестана путём окружения горных районов сплошным кольцом укреплений с прорубкой просек в труднопроходимых лесах, прокладкой дорог и разрушением непокорных аулов.
Когда новую Линию возвели, Ермолов сообщил Александру I:
«Мужикам, проживающим между Тереком и Сунжой и прозванным мирными, я установил правила и службу, которые дадут им ясно понять, что они подданные Вашего Императорского величества, а не союзники, на что они рассчитывали. Если они будут покорными, я нарежу им земельные наделы по ртам, а остальные земли раздам живущим в тесноте казакам и кара-ногайцам, если же они ослушаются, я предложу им покинуть эти места и стать обычными бродягами, от коих они отличны только своим прозванием, а земли останутся в нашем полном распоряжении» (14)

* По советским источникам, от полуторамиллионного народа Чечни к концу войны осталось около 400 тыс. человек.

*- шапсугов было – 300000, осталось – 1983 человека;
- абадзехов было - 260000, осталось – 14660;
- натухайцев было – 240000, осталось – 175;
- темиргоевцев было – 80000, осталось – 3140;
- бжедугов было – 60000, осталось – 15263;
- махошевцев было – 8000, осталось – 1204;
- адамиевцев было – 3000, осталось – 230;
- убыхов было –74000, осталось – 0;
- из почти ста тысяч жанеевцев и хакучей не осталось ни одного живого человека.

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 03 Февраль 2015, 02:19:32, Ярослав»

« #3 : 17 Сентябрь 2010, 21:59:15 »
 Религия призывает бороться с тем, кто насаждает свою политику силовым путём. Царская империя,  однозначно, ПОКОРЯЛА. Не искала дружественных союзников, но создавала сателлитов. Это политика демона великодержавия. И её вы называете Провиденциальным благом?! Какая подмена! Слова о том, что Имам боролся против Бога это несчастное заблуждение или открытая ложь. Против какого бога? Имперского?! Если считать, что сопротивление Имама Шамиля препятствовало продвижению России на Восток, то причём здесь термин "против Бога". Уместнее было бы "против демона великодержавия и его имперских устремлений". Если бы Бог хотел, чтобы Россия военными путями проложила себе путь к Индии, это бы случилось. Божественная Мудрость превышает всю мудрость метакультур и демиургов.

Именно против этого отношения и боролись народы Кавказа, сплочённые на время Шамилём. Когда же в царской политике, благодаря восприятию демиургических инспираций Александром Вторым, наметились перемены к лучшему, т.е. проявилась деятельность и воля Демиурга, Народное сопротивление стало идти на убыль. Борьба за суверенитет на время потеряла свою остроту и необходимость, потому как освободительная борьба осуществила свою главную миссию; народы не были тупо загнаны в состав империи, в "тюрьму народов" ( каким являлось государство самодержавия), отстояв свою землю, сохранив своё национальное самосознание. Политики стали думать о горских народах, об их судьбе и духовных нуждах, что раньше не заботило "горе-покорителей" Кавказа. Сама новая политика проявилась в подготовке условий для воплощения реформаторских идей пост-николаевской эпохи.
 В истории переход борьбы от одной фазы к другой, отразился в отказе некоторых мусульманских стран от конфронтации с Россией из-за С.Кавказа. И Турция, и Египет способны были  лишь морально поддерживать сопротивляющихся во главе с Шамилём.
Борьба перешла в иное, духовное измерение. Борьба в которой уже не было явного врага на земле...

В более глобальном плане, борьба Шамиля за построение Имамата на Кавказе, это устремления Джаннэта, Мусульманской Метакультуры к своему расширению и становлению. Пересечение интересов различных Метакультур, сказывается на развитии исторических отношений в Энрофе. В этом контексте следует, что Мусульманская и Российская Метакультуры, обе ведомые Силами Логоса и Бога, сумели обуздать обоюдные воинственные тенденции нижестоящих миров, а также перевести в русло политическое и духовное, священную борьбу духов-народоводителей за свободу народных соборных душ от гнёта уицраора. И пришли к единению воль и устремлений, согласно Божественному Плану. И здесь, как мне кажется, сыграла роль Провиденциальная Миссия Небесной и Земной России.
 

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 27 Сентябрь 2010, 12:59:19, Марат»

« #4 : 25 Август 2011, 14:15:11 »
Послесловие:
 
 Русское слово родомысл, означающее, если говорить своими словами - великий деятель, исполин, вождь народа, исполняющий миссию, возложенную на него Свыше, не менее подходит к личности,  роли в истории и деяниям Имама Шамиля. Построение им единого государства на большой территории Северного Кавказа, установление в нём законов мусульманской религии с сохранением среди горских народов лучших кавказских обычаев, традиций и законов, существовавших веками, подтверждает высоту миссии Шамиля, направленную на консолидацию различных слоёв общества и в первую очередь свободных узденей, не желавших признавать над собой светскую власть; превращение разрозненных племён и национальностей в единый народ  Дагестана. 

Как утверждают учёные, оперируя историческими документами, многие кавказские властители – князья, ханы, шамхалы сами обратились к царю принять их в состав империи без каких-либо значимых привилегий для их подданных, кроме, как получения собственных выгод в виде постоянного жалования, щедрых подарков и поддержки в случаях конфликтов с противниками (как это напоминает нынешние времена!). Челобитные поступали от посольств адыгов, кабардинцев, осетин, и других народов Кавказа и Дагестана, чтобы «их государь пожаловал, вступился за них, а их с землями взял к себе в холопи, а от крымского хана оборонил». Выяснять, кто какие челобитные писал, какое содержание они несли, теперь нет необходимости, но важно то, что Шамиль, имамы-предшественники разорвали порочный круг «холопского» просительства и покорства и отстояли право на свободу и уважение, заложив основы будущей Республики Дагестан. Обретение частичной государственности и целостности, которыми на нынешнем этапе обладает Дагестан, было бы невозможно, если разрозненные княжества, ханства, шамхальства растворились бы вместе с их населением в громадном котле империи без претензии на самоопределение родственных народов. Именно этот процесс был остановлен священной войной свободных горцев под предводительством имама Шамиля.
После наступили иные времена, но начало было положено, и из области Дагестан стал Республикой…

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 03 Февраль 2015, 02:25:47, Ярослав»

« #5 : 25 Август 2011, 22:10:27 »
Спасибо, Марат, за капитальную статью об Имаме Шамиле. Безусловно, его можно отнести к родомыслам дагестанского народа.

Дух дышит, где хочет

« #6 : 26 Август 2011, 07:56:35 »
Благодарю, Вадим, за твоё мнение и отзыв!

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 06 Июнь 2013, 13:27:21, Marat»

« #7 : 26 Август 2011, 08:02:40 »

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…

« #8 : 06 Февраль 2012, 00:27:57 »
6 февраля День Памяти Имама Шамиля


Судьбой наделяет Всевышний, а не случай. В истории нет сослагательных наклонений. Всё, что предназначено - человек исполняет, свободна только воля его на предписанном пути и действие, которое он осуществляет, осуществляет он сам и никто за него. Тот, кто не совершает никаких более менее значимых деяний, не может и судить о них и о людях их совершающих, ни с какой позиции, если только не с позиции червя, невылазающего из земли, источающего невежество, ненависть и зависть ко всему достойному и высокому.

Потому мнение тех, кто судит жизнь и деяния этого Имама с позиции невежества, ненависти и зависти - не более важно, чем мнение червя о полёте Орла.

Шамиль - Воин, вождь, шейх. Как воин он победил. Как вождь он проиграл, спасая народ. Как шейх (раб Аллагьа), он исполнил свою судьбу, освободив сознания людей от необходимости безвольного подчинения местным феодалам и царским чиновникам.




Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 06 Июнь 2013, 13:27:09, Marat»

« #9 : 07 Февраль 2012, 23:09:12 »
Здесь Шамиль совершил удивительный прыжок через пропасть...



Murtazali Dugrichilov
http://murtazali.livejournal.com/200858.html




Прыжок черев Койсу


Цитировать
В это время тяжело была ранена в голову жена имама Джавхарат. С каждой минутой она слабела и просила воды. Женщина жевала жареные зерна, чтобы накормить своего маленького двухлетнего сына Саида. Когда она умерла, мальчик ползал по ней, плакал и звал то отца, то мать. Потом и он погиб от вражеской пули. Но Шамиль об этом не знал. Джавхарат с сыном не успели похоронить. Через год после этой битвы Шамиль прибыл на Ахульго, чтобы найти тела жены и сына. Они лежали среди камней в мокрой глине, которую нанесла речная вода во время разлива. Ни одежда женщины с ребенком, ни их тела не испортились. Тогда же их и похоронили на Ахульго.

Цитировать
Когда выстрелы еще гремели, Шамиль приказал всем сражаться до последнего.
«Если же кто будет ранен и ослабеет, пусть прыгает с обрыва, но не сдается в плен", - таков был приказ имама. В это время погиб его дядя Бартыхан. Когда солдаты хотели взять в плен детей и женщин, сестра Шамиля Патимат вырвалась, закрыла свое лицо платком и бросилась в пропасть.
Покидая Ахульго, горцы в темноте наткнулись на засаду. Выхватив шашки, они бросились на солдат, пытаясь прорваться. Сын Шамиля, семилетний Гази-Мухаммад, сидел за спиной одного мюрида, и когда они ринулись вперед, солдат штыком ранил мальчика в ногу. Гази-Мухаммад, помня наказ отца, начал просить мюрида: «Брось меня в реку! Брось меня в реку!»
Хаджимурад Доного.

===

Заметка Зураба Гаджиева (Ст-т 5 курса ист.фак. ДГУ),  "Пленение имама Шамиля".
http://www.islamcivil.ru/article.php?aid=39


Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 03 Февраль 2015, 02:21:29, Ярослав»

Маратшах.
"Ветви Шамилёвского древа"
гл.1. Гази-Мухаммад


Гази-Мухаммад чувствовал, что не всё в заверениях Лазарева, правда. Полковник производил впечатление человека, сохранившего понятия совести и чести, но сын Шамиля понимал то, что далеко не всё зависело от него в этот исторический момент. Заинтересованы в сдаче Шамиля были силы куда значительнее, чем те, кто вёл в этот час переговоры при въезде в Гуниб недалеко от дома Мухаммада Кудалинского.

Однако условия мира, при которых Имам смог бы выехать в Мекку, взяв при этом на Родину Пророка (с.а.с.) тех, кто пожелает пойти за ним или же при желании остаться здесь в Дагестане со своими преданными людьми, которым не причинят никакого зла, - вселяли в него надежду на благополучный исход дела. Пленения, гибели, а вслед за ней и окончания пути сопротивления - по Воле Аллаха удастся избежать. И потом вновь продолжить путь к свободе…

А если русские не выполнят своих обещаний? Что тогда? Лазарев уже был замешан в подкупах наибов, не зря рядом с ним находился Даниял-Бек, перешедший на сторону врагов. Сколько раз они уже обманывали и нарушали договора.

«Не возобновляй прошедшего. Что было, то было. Лучше взгляни на настоящее и размысли о последствиях! Знай, что я желаю устроить ваше дело как возможно лучше. Ты не должен смешивать прежних генералов с настоящим главнокомандующим. Этот — наместник Императора. Каждое приказание его — слово и дело самого Императора. Он во всем доверенное лицо его» *

Эти слова повторились в сознании Гази-Мухаммада. Клятва, которую дал Лазарев, не произвела на него вначале сильного впечатления, но он решил, что, если она будет нарушена, Господь вновь посрамит неверных.
Удел сильных и храбрых людей, в чьём сердце горит огонь благородных воинов, верить в Судьбу и в клятвы чести, данные, пусть даже и врагом, с которым он вынужден воевать и, которого вынужден ненавидеть. Гази-Мухаммад решил объявить отцу эти условия мира в надежде, что удастся сохранить жизни людей и избежать окончательного поражения после которого, дело Имама погибнет.

Направляясь к конской стоянке, он окинул взглядом вооружённый русский конвой, затем произнеся: «Бисмилла!» - вскочил на коня и в окружении своих людей помчался наверх, в Гуниб.

Чем ближе он был к отцу и чем дальше оставались отряды русских, тем сильнее росла в нём уверенность в том, что Гуниб и его защитники выдержат штурм, а Шамиль отвергнет условия мира.

Но это была всего лишь надежда, которой не суждено было сбыться. Гази-Мухаммад пытался убедить отца покинуть горы вместе с членами семьи и преданными людьми ради того, чтобы, исполнив Хадж, устроить их в полной безопасности. А дальше после совершения паломничества, испросить у Аллаха дальнейшей судьбы.
Но проблема состояла в том, что без согласия турецкого султана переход в Мекку был невозможен, и необходимо было продержаться до тех пор, пока послы не передадут его официальное решение. Для этого нужно было ждать месяц, на что царский наместник никогда бы не согласился, так как обстоятельства, сложившиеся в мировой и внутренней политике диктовали свои условия. Более того, он был возмущён озвученным Гази-Мухаммадом требованием, оставить царского генерала в заложниках у Шамиля.

После множества обманов со стороны наместников и генералов, Имам в свою очередь не мог позволить себе заключить новый договор с клятвопреступниками. Выслушивая голоса двух партий своего лагеря, одна из которых призывала биться насмерть, а другая довериться и принять условия мира, - предводитель правоверных решил идти до конца и вновь заглянуть смерти в лицо.
Обе стороны склонились к войне.

……………………………………………………………………………………………
Гази-Мухаммад унаследовал от отца не только храбрость, но и здравый ум политика и стратега. Полной зрелостью анализа ситуации и мудростью он сравниться с ним не мог, но жизнь и время раскрывали в нём личность неординарную, достойную своего родителя. Внутренне же, стержневое качество души, присущее каждому человеку и не передающееся по наследству – Иман*, - не был в нём столь могуч, и в этом состояло главное различие отца и сына. Гази-Мухаммад, хоть и верил в судьбу, предписанную Всевышним Аллахом, всё же, что свойственно многим людям, сомневался в завтрашнем дне. И лишь молитва и духовные силы Имама-отца поддерживали его в сложившихся испытаниях.

Он сидел напротив Имама и ждал его последнего слова. Русские уже взяли Гуниб. Али-Гаджи Чохский и Юнус были отправлены на переговоры о заключения мира.
Шамиль читал молитву. Грудь его высоко вздымалась, дыхание учащалось. Это состояние отца было знакомо Гази-Мухаммаду. Он замечал его всякий раз перед боем. В этот момент вошли Юнус и Али-Хаджи, глядя на Имама, они замерли… тот изготовился к битве, - положив оружие рядом с собой, он шептал молитву.
Передав слова Барятинского о том, что наместник ждёт выхода Шамиля, они, исполнив долг, покорно замолчали.
Мгновения, невыразимые по своей трагичности и напряжению, овладели пространством и чувствами присутствующих. Время потеряло свой счёт. Ход часов уподобился течению бурной реки, неровному и стремительному.
………………………………………………………………………………………………
Как свидетельствует сам Али-Хаджи, Имам, возвысившись над мыслями, державшими его во власти земного пути, отвечал: «Вы должны сражаться, а не говорить мне, чтобы я шел к главнокомандующему! Я хочу сражаться и умереть в этот день». *

В это мгновение нервы Гази-Мухаммада не выдержали. Он понимал, что большой шанс был упущен, умрёт и последняя возможность выйти и вывести людей из рук русских. Погибать было рано, и судьба противилась року. Он произнёс роковые и одновременно судьбоносные слова: «Я не хочу сражаться, я выйду к русским; а ты, если хочешь, то дерись!» *

Тогда сердце Имама ощутило удар и нечеловеческую боль. Утешал сон, явившийся ему знамением: видение покойного Джамалудина и его слова, его горячая мольба о мире. Но ум и гордость не позволяли ему смириться со словами старшего сына. Осудив сыновей, он решил предаться Воле Аллаха и идти навстречу тем, кто бросил ему вызов. Потерпев поражение в 35-летней войне, он понял, что терять нечего, и даже жестокая казнь не испугает его.

"Аллах - творец всего сущего, Он - покровитель всему... Наивысший Судья... Не бойся никого кроме Аллаха!"...
Аяты Корана звучали в тот день над землёй, над горами и в сердце Имама и всех его воинов.

Словно прозрев, Гази-Мухаммад повторял себе и пришедшему за ними Али-Хаджи: «Я хочу сражаться, пока не убьют меня!»…* «Я хочу сражаться…»
Но в мечети в сердцах людей звучали другие слова «ИЗА ДЖАА НАСРУЛЛАХУ УАЛЬ ФАТХ!...» («придет помощь Аллаха и настанет победа...») Повторялось тысячекратно, заливая души мюридов светлой надеждой на будущее…


Тяжёлые мысли и чувства овладели Гази-Мухаммадом. Он испытывал теперь страх за отца и думал, что его скоро убьют. Терзаемый муками, отбросив мысли о прочем, он готовился отомстить за него, ожидая прихода Лазарева. Но получив известие о том, что отец жив, он немного успокоился и пришёл в себя. Однако его ждало разочарование; весть о том, что семейству Шамиля надлежит перебираться в лагерь, повергла Гази-Мухаммада в состояние, которое можно описать, как крайняя степень отчаянья. Значит, все обещания были ложью, и путь в Мекку теперь закрыт! Они уже не выпустят Имама из своих рук, та же участь ожидает и нас.
Лазарев и Даниэль-Бек пытались успокоить его, заверить, что всё будет хорошо и передали письмо от Шамиля.

«Мир вам, любимые сыновья, жены, дочери, родственники и все остальные люди, преданные мне! Когда я ехал к стану врагов, думал, что меня здесь ждет казнь. Ни страх, ни робость не вселились в мою душу, ибо на этом не кончается наш путь...»*

Гази-Мухаммад слышал спокойный, уверенный голос отца и чувствовал, как мужество заново овладевает им, и надежда тихо повторяет: «на этом не кончается наш путь...»

ИншАллах! – повторяли тайные свидетели происходящего, Ангелы, посланные в те дни в мир Всевышним Создателем.

2011.


===
* Иман - вера (араб.).
* исторические высказывания и отрывок из письма Шамиля. Продолжение письма: "...Я только попросил напиться и помолиться в последний раз. Но к великому удивлению, благодаря милости Аллаха, меня приняли достойно, ни в чем не унизили, а, наоборот, оказали почести. Поистине эти русские далеки от зла в условиях мира, как и мы. Не бойтесь их, доверьтесь вполне, ибо они тоже есть люди, созданные единым Творцом. Завтра же поутру постарайтесь явиться сюда с теми, кто желает до конца быть со мной. Да хранит вас Аллах!"
Покорный судьбе Шамиль».(оригинал на авар.)

*http://www.a-u-l.narod.ru/Gadji-Ali_Skazan..._o_Shamile.html
*http://www.a-u-l.narod.ru/Mariam_Ibragimov...mil_kniga3.htm

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 03 Февраль 2015, 02:22:04, Ярослав»

ОффлайнMaginhard Avars

  • Krieger ohne Schlaf
« #11 : 06 Октябрь 2012, 21:33:48 »
Мне кажется, что здесь сгущены краски и неверно расставлены акценты. Имам Шамиль никогда не отказывался от идеала свободной Чечни и Дагестана. И готов был на на этих условиях заключить мир с Россией. Он даже шёл дальше - предлагая царизму оставить ему только Аваристан и Чечню. Но царизм на это не пошёл.
 
Имам Шамиль вынужден был остановить войну, не потому что он передумал и т.п. Он сам сказал: "я воевал за свободу и ислам до тех пор, пока мой народ не стал от голода есть траву". Вот и весь ответ. Имам Шамиль не следовал современному ваххабитскому течению. И по мусульманским канонам, имам не имеет права вести бесполезную кровопролитную войну, в которой мусульмане будут проигрывать и терпеть убытки. Дело в том, что за такие войны ао исламу, имам окажется в ответе перед Аллахом. Вот и всё. По Корану, мусульмане, проживающие на своей родной земле НЕ ДОЛЖНЫ признавать власть неверных, но если у них нет сил сопротивляться, то тогда они должны покинутьстрану и переселиться на территории земель, где живут мусульмане и где решают по шариату. Так и произошло. После Шамиля начался исход в Османскую империю. В Дагестане эту политику царизм в начале поддержал, а затем видя, что исход начал принимать массовый характер, и что османы начали формировать воинские подразделения из севеокавказцев и начал обрушивать их на болгар, греков и т.п., вот тогда стал чинить препятствия для переселенцев. На эту тему написаны фундаментальные исследования. И Шамиль был прав остановив войну, которая начала принимать черты геноцида.

Что же кается "тюркизма" Шамиля... Шамиль владел как кумыкским, так и азербайджанским. и он вообще на голову был выше подавляющего большинства аварцев. Образован, начитан, с отточенными манерами. и, не трудно понять, что он сам как личность весьма смахивал на буйнакских аварцев. Имеено на них. Кроме того в нём сочаталось всё то, что культивировалось накшбандийским мюридизмом. Мало говорить, мало спать, постояно думать о Боге. Его стихия это конечно же Бухара. Самарканд, Нишапур. Потому что эти иранские по культуре города и есть родина накшбандийского мюридизма. Но как ни странно, тюрки того времени больше подходили под его взгляды, под его предпочтения, чем родные горцы. Хотел того Шамиль или нет, но он "затачивал" горцев под накшбандийский мюридизм, под Бухару, Самарканд, Нишапур. известный швейцарский исламовед Михаэль Кемпэр назвал мероприятия Шамиля - "Джихад-Айдгенноссеншафтэн", то есть "Джихадские конфедерации".

Вообще Шамиль не терпел глупость и тупость, осталось, недоразвитость. Однажды один из его знакомых предложил смастерить деревянную пушку. Шамиль засомневался, что это у него получится. Мастер самоучка всё же смастерил небольшую пушку, вокруг деревянного ствола намотал бычью кожу и сверху для прочности укрепил стальными обматками, как на бочках. Когда это изделие было показано имаму, тот долго смеялся и сказал "смотри никому не показывай, и никому не рассказывай, иначе над нами русские смеяться будут". Самоучка попытался всё же продемонстрировать Шамилю её работоспособность, мол, "уверен пушка выстрелит" Шамиль отказался: "выстрели или не выстрелит, но такой пушки в моём войске не должно быть. Не желаю, чтобы над нами смеялись". В этом весь Шамиль.

Шамиль в своё время очень надеялся на помощь Оманской империи, но так её и не получил. В плену он однажды сказал: "Мы с друзьями и единомышленниками полагали, что главное продержаться до помощи наших единоверцев- османов. И если бы я знал, что они не придут нам на помощь и нам предстоит быть лишь массово истребляемыми русскими., то конечно, я бы не начал джихад вообще". То есть победа любой ценой ему была не нужна. Он поддерживал сопротивление лишь до тех пор, пока оставался хотя бы небольшой шанс на успех. Но не более того. Кроме того, имам Шамиль отличался справедливостью. А так, отчасти вышеизложенное соответствует действительности. Шамиль "ломал" горцев под свои стандарты, "затачивал" их по свои идеалы. кавказский накшбандийский мюридизм пришёл в Дагестан из Северного Азербайджана.Основной фигурой там был Гаджи-Измаил Кюрдамирский. Истоки этого шариата - тот же самый Хорасан.

И, конечно, нельзя сказать, что российско-дагестанские отношения, российско-кавказские отношения это полный тупик. Есть много общих нетупиковых моментов, которые надо использовать. Имеется взаимовыгодная основа. Не всё так безнадёжно. Но проблема заключается в том, что Кремль не заинтересован в этом! Увы!

Одна из самых лучших мелодий, из числа тех, что связаны с имамом Шамилём - это хасидский "нигун Шамиля". Он считается одним из самых красивых нигунов хасидизма.

Однажды он один еврейский мигрант в XIX в. приехал в Америку. Его встретил другой еврей. И узнав, что тот музыкант, попросил его что-нибудь сыграть на аккордеоне. То быстро "сбацал". Тот исполнил пару еврейских мелодий. Напоследок американский еврей попросил исполнить "нигун Шамиля". Когда тот начал исполнять нигун, американец прикрыл глаза, лицо покраснеkj и он начал мотать голову из сторону в сторону под звуки мелодии...
 Предлагаю, загрузить сюда "нигун Шамиля". Найти и скачать его в Инете легко.

Maginhard Avars - Krieger ohne Schlaf
«Последнее редактирование: 06 Июнь 2013, 13:26:44, Marat»

« #12 : 12 Март 2013, 14:00:41 »
Статья опубликована на сайте Beta Press
http://beta-press.ru/article/397

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…


Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов Яндекс.Метрика