Житомирский фестиваль
Space Music

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #1 : 06 Июнь 2010, 19:29:24 »
19 апреля в Житомире завершил свою работу музыкальный фестиваль «Житомирская музыкальная весна». Теперь пришло время подвести его итоги и осмыслить поиски новых образных начал и форм в современной музыке.  Фестиваль прошёл успешно, целую неделю город  жил концертами и выступлениями, обсуждениями новых произведений, встречами с композиторами и музыкантами. Скажу сразу, что Житомирскую музыкальную весну не назовешь пафосным фестивалем:  кризис задал свои правила его проведения.  Облик фестивальной и музыкальной весны Житомира определяла не пафосность, а концертное представление  форм музыкального творчества, связанных с жанром Space Music. Может быть, поэтому фестивальный ритм оказался весьма напряженным. Каждый его концерт и выступление воплощали основную идею фестиваля: выразить параллели и меридианы земного пространства через звуки и музыкальные образы, сопутствующие жизни и творчеству народов, населяющих планету Земля, понять и почувствовать их музыкальную перекличку с природой и космосом.  Конечно, это требовало от слушателей внимания,  будило их воображение, обращало их живой интерес к  музыкальному разнообразию единой планеты Земля.

 Фестиваль открывал концерт лауреата международных конкурсов Элеоноры Теплухиной «За 90 минут вокруг света». Концерт начался с исполнения трёх пьес фортепианного цикла «Сказочные сны» композитора А. Стецюка, чьим именем был назван фестиваль. Далее  исполнялись новые сочинения композиторов Эстонии, Словакии, Франции и Нидерландов, Мексики и США, Японии, Узбекистана, Грузии. Завершало концерт исполнение сонаты-bussanda Сергея Жукова.

   
Элеонора Теплухина

Второй фестивальный день был отмечен концертом «Европа – Америка: ХХI век». Ведущие концерта Сергей Жуков (Россия) и Албена Найдёнова (Австрия) представляли музыку современных композиторов из Европы и США.

Для Албены Найдёновой, доктора музыковедения и певицы, основателя музыкального клуба «Дни австрийской и русской современной музыки» фестивальный концерт «Европа - Америка: ХХI век» оказался естественным продолжением её деятельности и удачной возможностью создать живой мост творческого музыкального общения между композиторами Европы и США. На концерте прозвучала «Сюита для двух фортепиано» голландского композитора Йо Спорка в исполнении автора и молодой талантливой украинской пианистки Ярославы Олейник и «Прелюдии» Денниса Кама (США) в исполнении Юлии Мортяковой (США), много концертирующей пианистки, доктора музыкального искусства.

Во второй части концерта прозвучали вокальные произведения австрийских композиторов Пауля Вальтера Фюрста, Рейнхарда Фюхса и Владимира Панчева.   Владимир Панчевым выступил не только как автор, но и в качестве пианиста, а вокальную партию исполняла  Албена Найдёнова (сопрано). 

Владимир Панчев и Албена Найдёнова

Завершала концерт версия для альта и фортепиано «Рерих-Рапсодии» американского композитора Ричарда Камерона-Вольфа, - на концертной сцене её представляли Ольга Синицкая (альт) и Элеонора Теплухина (фортепиано).

Ричард Камерон-Вольф


Ольга Синицкая

15 апреля в рамках фестиваля прошёл большой концерт, посвященный памяти композитора и музыкального педагога Александра Стецюка. Александр Стецюк (1941-2004) – известный украинский композитор, дирижёр и педагог, заслуженный деятель искусств Украины. Автор балета «Три толстяка», хорового концерта «Звени, златая Русь», автор камерных и инструментальных произведений. Он воспитал многих современных композиторов, среди которых – Сергей Жуков,  Ольга Харрис, Александр Ходаковский, Александр Ческис, Сергей Ярунский; его учениками и воспитанниками стали и его дети - Евгений Стецюк и Дмитрий Стецюк и внук Евгений.

На концерте, прошедшем в стенах Житомирской филармонии, были исполнены наиболее романтические произведения Александра Стецюка – «Романтическая прелюдия» и «Акварели» (вокальный цикл на стихи поэтов Скандинавии), а также «Торжественная песнь» и отдельные фрагменты из хорового концерта «Звени, златая Русь». Кроме того, прозвучали и новые сочинения учеников А. Стецюка – А. Ходаковского, О. Харрис, Е. Стецюка (старшего),  Е. Стецюка (младшего) и С. Ярунского.

Александр Стецюк

Но стержнем фестиваля стало знакомство его слушателей и участников со Space Music, -  музыкальным отражением космического пространства как дивного, всё еще манящего человека образа бесконечного и непознанного до конца мирового лона, в котором внезапно зарождается жизнь, к единству которой причастны и мы сами. Музыкальные образы космоса стали концертным открытием фестиваля, проведенного в Житомире композиторами и исполнителями многих стран мира, объединенных идеями духовной ясности в познании млечного пути мира. Космос, пронизанный музыкой, уже не кажется  пространством, отвлечённым и далёким от земных образов,  – вот основная мысль фестивальных выступлений и программных исполнений  Space Music.

Поиск новых форм  может и притягивать внимание, и оспариваться, но он всегда актуален. Интерес к программным выступлениям фестиваля со стороны студентов и молодых музыкантов оправдал все ожидания его организаторов и участников. Концерт Space Music по праву оказался самым вдохновляющим музыкальным событием фестиваля.

Концерт было решено провести в житомирском Музее космонавтики имени С.П. Королёва. Надо сказать, что пространство музейной экспозиции как нельзя лучше выражало идею концертного исполнения Space Music.






Окружение космических аппаратов, многие из которых побывали в космосе, как нельзя лучше акцентировало смыслы музыкального проекта, очерчивая и мощную технику, преодолевающую земное притяжение, и угадываемую музыкой гармонию связей земли и неба. Пространство музея как будто оживало,  сопровождая каждое концертное исполнение, напоминая его участникам и слушателям о первых дерзновенных полётах человека в космос. На фотографии хорошо видно, что слушатели и участники концерта оказались вовлечёнными в музыкальное действо Space Music, увлеченно и сосредоточенно реагируя на музыкальное событие, происходящее в этом, импровизированном под  концертный зал, пространстве музея космических аппаратов, как будто хранящих память о своих полётах в открытый космос.


Организаторы концерта тщательно продумали образные смыслы и эффекты исполнения каждого музыкального сочинения, участвовавшего в этом необычном концертном проекте. Программа началась с шестиминутного фильма «Путешествие на край Вселенной», задающего смысловой контекст для всего последующего действа.

Путешествие на край Вселенной

Для проведения самого концерта был выбран режим non stop, объявлений сочинений не было. Между каждым из них просто звучали звуковые радиосигналы Земли, и на всю ширину экрана экспонировалась одна из недавних фотографий Млечного Пути.




Создавалось впечатление, что каждый участник проекта  - путник Земли, для которого космическая энергия, преображенная сопричастностью музыкальной гармонии и лире, уже не является столь недоступной, а потому, - в своей неизвестности, - пугающей и угрожающей земной жизни. Естественно, что в этом замысле и сама музыка обнажала свой космический размах и гармонию. На это нельзя было не откликнуться вниманием, умом и вдохновляющим увлечением! 
 
Для импровизации концертного зала была продумана и учтена каждая особенность музейного пространства. Зал музея, в котором проходил концерт сочинений Space Music, являет собой окружность. Публика располагалась в центре, а по периметру круглого зала были расположены музыканты со своими инструментами, которые как бы подковой охватили центральную часть музея и расположенную в ней публику.

Последовательно, слева направо, сидели флейтист и ударник, первый пианист и второй пианист, играющий на синтезаторе, первый гитарист, виолончелист. В глубине зала находился балкон с двумя ведущими к нему лестницами и небольшими площадками перед каждым входом.
Эти площадки, возвышающиеся над центральной частью музея, также были преобразованы в малые концертные сцены. По одну сторону располагались  первое сопрано и второй гитарист. На площадке по другую сторону балкона разместились  скрипачка и второе сопрано. Завершал эту экспозицию, подготовленную специально для проведения концерта Space Music, большой экран, воспроизводящий концертный видеоряд.

Вся эта концертная  экспозиция совершенно не противоречила окружению космических аппаратов, сложная техника которых никак не противостояла, а, скорее,  наоборот – создавала фантастический конгломерат технического и гуманитарного воображения человека.

Еще одним, усиливающим  образные эффекты этого музыкального  действа, стало стремление организаторов соединить свет, звуки и сюжеты видеоряда, специального подготовленного для каждого из музыкальных сочинений, использованных в проекте.

Прежде, чем концерт начался, в музее выключили свет, - всё его пространство погрузилось во тьму.  У всех музыкантов были пульты с подсветкой. Каждый из них включал свет тогда, когда начиналось исполнение сочинения, в котором он участвовал и выключал его, когда заканчивался его фрагмент исполнения.


Таким образом, световое решение пространства менялось по ходу музыкального развития концерта.  И только в последнем номере «Ночь» Сергея Жукова, в котором участвовали все музыканты, был освещён весь круг, в котором находились музыканты.

  Световое решение концертного пространства было дополнено  видеорядом, отвечающим духу и букве концерта. Это значило, что для каждого из музыкальных сочинений, использованных в проекте, был создан свой видеосюжет, со своей идеей и образным решением.

Так, в сочинении Юрия Воронцова «Сириус» для фортепьяно соло, были использованы видеоматериалы и фотографии этой двойной звезды, снятой разными телескопами в разных ракурсах, и с разной экспонентой, - это позволило выстроить видеосюжет в соответствии с музыкальной структурой самой пьесы.

В сочинении Йо Спорка «Sandman» видеосюжет песков пустыни постепенно превращал их в барханы, они трансформировались в скалистые образования, из которых вырастали пирамиды, меняющие свой облик и очертания. Пирамид становилось всё больше и больше, они демонстрировались в разных ракурсах, в том числе – сверху,  составляя как бы подобие географической карты. И вдруг, в какой-то момент музыкального исполнения, на это изображение легло другое – фотография созвездия Орион, которое в точности повторило расположение пирамид, находящихся на плато Гиза в Египте…













Работа над видеорядом проекта была достаточно сложной и кропотливой. Она часто  осложнялась ещё и отсутствием необходимых  исходных кадров и видеосюжетов, – их приходилось искать в Интернете.   Набирались и рассматривались даже те варианты, которые могли и не соответствовать звуковому ряду исполняемых сочинений. А далее был избран принцип работы Микеланджело – отсеивалось всё лишнее. И тогда оставшийся материал вдруг начинал сам складываться в определённые конструкции, которые в большей или меньшей степени соответствовали предложенным для проекта музыкальным сочинениям.  Оставалось только лишь привести их к максимально точным временным параметрам.

Space music_"Sandman" для двух гитар

Не менее интересным и непростым было и составление музыкальной основы  проекта.  Она включила в себя произведения  в жанре  Space Music, написанные как ранее, так и специально для этого проекта. Жанровые идеи Space Music оказались столь широки, что позволяли привлекать для своего воплощения самые неожиданные и необычные средства.

Так, в проекте прозвучало произведение Владимира Панчева «Песни моих предков» для голоса и электроники, его исполнила Албена Найдёнова.

Екатерина Кожевникова   представила слушателям специально написанное для проекта сочинение «Созвездие Орион» для колокольчиков и фортепиано.

Видеосюжет «Sandman» был осуществлен в пространстве музея в единстве с музыкой, написанной Йо Спорком для двух гитар.

Композитор Владимир Златоустов специально для проекта   Space Music написал пьесу «Звездочёт». В конце пьесы композитор цитирует фрагмент темы Звездочёта из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок», заставляя услышать и различить присутствие в русской музыке традиции обращения к теме космоса, звездного неба в их сказочном преломлении. В качестве инструментов,  ведущих эту тему, он выбрал флейту и колокольчики.

Space music_"Звездочёт" для флейты и колокольчиков

Композитор Сергей Жуков представил в этом проекте оркестровую пьесу «Ночь» и фортепианный цикл «Карты звёздного неба. Северное полушарие. Южное полушарие. Эклиптика». Автор отсканировал астрономическиее карты Северного, Южного полушарий и Эклиптики, после чего нарисовал концентрические пятилинеечные круги и совместил с ними карты. Попав на нотные линейки, звёзды превратились в ноты и «зазвучали»



Space music_"Ночь"


Мы подробно остановились на описании концертной программы фестиваля для того, чтобы ещё раз убедиться в том, что она имела свою внутреннюю последовательность. Наверное, я не ошибусь, если скажу, что основные замыслы фестиваля собирали вокруг себя энергетику равновесия между человеком, музыкой и космосом. Человек – мост между Богом и творением, и музыка воплощает в себе гармонию космических сфер, приоткрывая нам таинственные ритмы вселенной. Оставаясь внутренним манифестом фестиваля, эта идея как нельзя лучше соответствовала множественному, разнообразному опыту поэтического и исторического, социального и технического обращения человека к порядку и гармонии космического пространства. Идея и творческая организация фестиваля отвечала центральному смыслу традиции русского космизма: культура призвана воскресить мир и человека для гармонии и единства, сохраняя уникальный облик каждой традиции, каждой формы его самопознания. Образ космического пространства и музыкально, и поэтически оправдывает красоту мира, волнующую человечество с древних времён,  олицетворяет его трансцендентный источник, – вот реальная транскрипция основных идей проведенного в Житомире музыкального фестиваля.

Каждый день и каждое событие фестивальной жизни по-своему интерпретировали этот общий замысел о космическом модуле совершающегося на Земле исторического и культурного процесса. И эти интерпретации позволили собрать воедино, казалось бы, совершенно разные начала: и благодарную память об Александре Стецюке, учителе многих присутствовавших на фестивале музыкантов и композиторов, и творческие новации в организации концертной деятельности, и жанровые поиски Space Music. В этом отношении в свою организацию «Житомирская музыкальная весна» сумела интегрировать принцип творческой солидарности, в чём была немалая заслуга музыковеда и педагога Ирины Евгеньевны Копоть, одной из его вдохновителей-организаторов. А она, в свою очередь, опиралась  и на помощь, и на социальный и педагогический опыт  Житомирской областной общественной организация «До ладу!».

Ирина Копоть






Завершая эти заметки об итогах прошедшего в Житомире музыкального фестиваля, не могу не вспомнить стихи до сих пор  так и не понятого у нас Даниила Андреева. Он и в тюрьме подвижнически и поэтически откликался на бесконечное диво космического пространства, предвосхищая в своём творчестве идею о соборных, а не ограниченно социотехнических началах порядка и единства социальной жизни:

Слышу дыханье иного собора,
Лестницу невоплощаемых братств,
Брезжащую для духовного взора
И недоступную для святотатств;

Чую звучанье служений всемирных,
Молнией их рассекающий свет,
Где единятся в акафистах лирных
Духи народов и души планет;

Где воскуряется строго и прямо
Белым столпом над морями стихий –
Млечное облако – дым фимиама
В звездных кадильницах иерархий…

«Последнее редактирование: 17 Июнь 2010, 10:38:43, Ирина Николаева»

« #2 : 23 Июнь 2010, 01:56:24 »
По следам фестиваля «Житомирская музыкальная весна».   
О Space Music – неожиданно.

Вчера, 22 июня газета «Время новостей» на последней странице в рубрике «Без комментариев» перепечатала с сайта NEWSRU.COM следующий материал. Привожу его здесь полностью, т.к. интернет-ссылки обнаружить не удалось.

Учёные записали музыку Солнца.

 Астрономы Шеффилдского университета впервые в истории смогли записать сверхъестественную гармонию, производимую магнитным полем во внешней атмосфере Солнца. Исследователи были поражены, впервые услышав подлинную музыку Солнца. Учёные уверяют, что стали по-другому смотреть на объект своих исследований. Исследователи выяснили, что огромные магнитные кольца, отходящие от внешних слоев атмосферы Солнца, вибрируют, как струны на музыкальном инструменте. Иногда они звучат как звуковые волны, проходящие через духовой инструмент. Используя спутниковые снимки этих колец, именуемых корональными и находящихся на расстоянии 60 тыс. миль от Земли, учёные смогли воссоздать звучание, переведя визуальную вибрацию в звуки и увеличив частоту до той, которая воспринимается человеческим ухом. Корональные кольца участвуют в процессе формирования солнечных вспышек, которые выбрасывают в космическое пространство заряженные частицы и создают феномен, известный как «космическая погода». Когда активность Солнца повышается, солнечные вспышки усиливаются и вызывают «космический шторм», который может иметь ужасающие последствия на Земле, разрушая электрическое оборудование, приводя к перегреву электростанций и повреждая спутники. Профессор Фэй-Зибенбюрген уверен, что прослушивание музыки Солнца поможет установить начало колоссальной солнечной бури, предсказанной специалистами NASA на 2013 год. По мнению учёного, эти звуки могут рассказать очень многое о физической природе Солнца и его короны.

Газета опубликовала эту заметку в рубрике "Без комментариев".
Но, может быть, кто-то попытается  дать свой комментарий здесь?

 



Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов Яндекс.Метрика