Перекличка вестников
Перекличка вестников (история, новости и философия проекта, интернет-рассылка выпусков)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.


____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам


____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам


____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам


____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам


____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам


____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам


____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

Женя, при всём уважении, завершающего выпуска у этого проекта не может быть - даже не по определению, а по самой его сути.
Это завершение одной из форм, но не самой Переклички.
Или ты перестал читать стихи? Или поэзия тебя больше не интересует? Она кончилась в тебе? А если ответы "нет", то неизбежно появятся в твоём внутреннем космосе новые переклички, новые взаимосвязи - и для них нужно будет найти новую форму.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Евгений, Ваш проект просто ошеломляет. Для прочтения, осмысления и перечувствования всех выпусков "Переклички вестников" не хватит жизни. Вернее так, этих выпусков хватит на очень много жизней самых разных людей, которым посчастливится с ними повстречаться. Ну а как Вы уловили и вместили все эти удивительные переплетения в границы своей жизни - тайна. Пусть и остаётся тайной! Спасибо!
PS Магистрам Касталии такое и не снилось))


PS Магистрам Касталии такое и не снилось))

Снилось-снилось... И сбЫлось:

"В результате произошло чудо, кажется, не имеющее аналогов в истории: реальность художественная зримым, явным образом спасла реальность историческую..."

Евгений Морошкин на Главной странице Воздушного Замка.


__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Раз тут Наталия упомянула Игру в бисер, то такую мысль закину в будущее...
И Перекличка вестников, и Интерактивная книга, и весь наш Замок в целом - это уже готовое и богатое содержание для Игры в бисер - в том числе и структурно. При должном техническом обеспечении (его в своё время разрабатывал Михаил Воротков, но не сложилось) можно брать какую-то тему для Игры и выстраивать в ней объёмные взаимосвязи сюжетов, образов и смыслов, используя содержание Замка. Это будут как бы перетекающие друг в друга сферы, которые можно обозревать и в целом, и по отдельности, параллельно или последовательно раскрывая то одну, то другую, тоже состоящие из своих внутренних сфер. Это переклички и стихов, и картин, и музыки, и устных бесед, и отрывков из дискуссий в Интерактивной книге (а в ней у нас тоже накопился очень большой, глубокий по содержанию и тонкий по стилистике материал для таких игр). С бесчисленными ссылками и взаимосвязями.

Я уже несколько раз ловил себя на мысли, что хотел бы посвятить оставшуюся часть жизни созданию нескольких книг по мотивам дискуссий из нашего интерактива (как сборник по событиям на Украине, который мы с Вадимом сделали восемь лет назад). На вёрстку таких книг уйдёт несколько лет, но они того стоят... Может быть, не я, кто-то другой это сделает. А может быть, эти тексты так и останутся не книгами, но потенциальным материалом для Игры в бисер.

Наш Замок и есть первый прообраз (первый фрактал) для этой пророчески предсказанной Германом Гессе новой культуры, культуры взаимосвязей и перекличек, духовных сообществ и творческих цехов... Именно такой текучей и переливающейся духовными красками мне видится культурная жизнь Розы Мира, а не в качестве какой-то единой системы, какой-то идеологии или организации. Последнее мне представляется той подменой, что ведёт к царству антихриста, генеральной репетицией которого и была неолиберальная глобализация (а вовсе не сталинизм, как думал Андреев: у сталинизма другая задача совсем, от противного; но это отдельная тема; когда-нибудь и до неё дойдут руки).

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 21 Января 2024, 12:59:22, Ярослав»

Спасибо огромное за оценку моей работы.

Ярослав здесь написал многое из того, что и мне самому хотелось обозначить. Я про возможность осмысленных путешествий по пространству Замка, в рамках одного вида творчества, или сразу по многим – визуальным, словесным, звуковым.

Что касается Переклички, то конечно это явление культуры компьютерной эпохи, в иных условиях она не могла бы возникнуть. В прежние времена люди, работая над каким-либо исследованием, имели дело с сотнями книг и публикаций, делали сотни выписок и, осмысляя и перерабатывая всё это, могли выполнить серьезную, опирающуюся на опыт коллег и предшественников работу. Я ни в коем случае не способен на что-то подобное. Но компьютер позволил собрать и классифицировать большой материал, а дальше уже включалась интуиция, слышание интонации стиха, ощущение совместимости и взаимодействия этих интонаций и т. д. В общем, что-то получилось.

Будет ли замысел иметь продолжение? Пока не знаю. Когда-то был небольшой опыт сценической композиции на основе нескольких выпусков Переклички, не очень удачный. Были еще работы студентов-театралов нашего института. Между прочим, именно в этой связи меня в 2009 году послали на конференцию в Питер, а что было потом – Ярослав знает. С тех пор других попыток как-то воплотить Перекличку в реальных проектах не было. Однако, посмотрим. В жизни, и не только виртуальной, бывают неожиданные повороты.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 23 Января 2024, 22:30:14, Е. Морошкин»

Читатель от Бога
(ещё один набросок для статьи «Инерция стиля»)

До печатного станка писатель (писец) и читатель были едины. С ускорением размножения в мире письменной речи – рост читателей стал опережать писателей и произошло разделение на тех, немногих, кто пишет книги и публикует их при помощи печатного станка (писатели), и тех, кто только читает (сам книг не пишет или не может опубликовать написанное). Так появился в культуре вместо писца Писатель (с большой буквы), Писатель от Бога, носитель Дара, дающего право на возможность написанное множить и доносить до миллионов читателей.

У этой эпохи (условно: книгопечатной) существует несколько своих внутренних этапов развития. К середине 20-го века читателями стало подавляющее большинство людей. И в то же время начался процесс переворачивания культурной иерархии: массовая культура всё больше занимала высшие позиции, и качество продукции упрощалось на потребу массовому спросу.

С появлением компьютера и затем Интернета произошла революция в культуре, сравнимая с революцией печатного слова. Публикация письменного слова становилась доступной миллионам. Запустился процесс количественного роста писателей, аналогичный росту читателей в эпоху книгопечатания. Но скорость этого процесса увеличилась примерно на порядок: век за десятилетие. И вот количество писателей стало сравнимо с количеством читателей. И то, и другое перешло в разряд обыденного.

Параллельно с этим процессом шло снижение качества в культуре и замещение его массовым (одноразовым и унифицированным) продуктом. Те же процессы протекали и в государственных структурах – снижение качества элит в угоду количественного критерия (массового вкуса). Но оказалось, что существует некоторый порог, за которым деградация качества в культуре переходит в антикультуру, а вырождение политической элиты – в сатанизм. На горизонте замаячило инфернальное глобальное антигосударство с его антикультурой, несущей духовную смерть всем культурам и религиям мира и смерть политическую всем национальным государствам.

Осознание этой жуткой угрозы не только внутри всё более отодвигаемой масскультом в тень истинной культурной элиты, но и здоровой частью элиты государственной привело к нынешнему непримиримому противостоянию в мире и к глубокому расколу внутри каждого государства. Количество военных конфликтов и их специфика обусловлены именно этим духовным противостоянием, а не только экономической и технической стороной дела (цифровыми технологиями и т.п.).

В самом количественном росте писателей, который спровоцировал Интернет (то есть, пишущих и публикующих свои тексты за счёт упрощения самого механизма публикации), нет ничего плохого, как и в количественном росте читателей за счёт упрощения механизма издания книг, что дал печатный станок. Этот рост ведёт к возвращению единства в паре «читатель-писатель», но уже не среди избранного меньшинства, как было в средние века, но доступного для всех и на новом витке. Как среди читателей стали выделяться писатели в эпоху книгопечатания, так и среди писателей в эпоху Интернета должен вырасти Читатель от Бога.

Вот «Перекличка вестников» Евгения Морошкина и есть такой наглядный пример – Читателя от Бога, то есть – гениального создателя своего внутреннего читательского космоса. А современные технологии дают возможность этот космос показать другим, как печатные книги дали возможность Писателю от Бога поделиться своим внутренним космосом.

В «стоге сена» (сотен тысяч пишущих) не под силу никому отыскать «иголку». Писатель от Бога стал неотличим от тысяч и тысяч писателей. Затерялся среди них без шансов быть узнанным читателями. Все рыночные механизмы (конкуренция, конкурсы и т.п.) в нынешней системе ценностей работают уже на антикультуру, в которую превратилась на рубеже 21-го столетия культура массовая, оказавшаяся на вершине культурной иерархии полвека назад. Конкурентный отбор в культуре служит отныне не повышению качества, а вырождению его, по принципу «чего изволите».

Не подтягиваться должен читатель к уровню писателя, не работать душой в сотворческом общении, но это писатель должен угождать читателю и развлекать его. И так оба, шаг за шагом спускаются по лестнице качества к той последней её ступени, за которой открывается провал в антикультуру, антигосударство, антикосмос. Не чувства добрые лира уже пробуждает, а всё самое низменное в человеке. И нет уже никакой любви ни у писателя к читателю, ни у читателя к писателю. Даже уважения нет. В лучшем случае – к успеху, но это скорее похоже на зависть.

Судьи, отделяющие зёрна от плевел, в современной литературе всё больше руководствуются посторонними литературным критериями, благо никакого дефицита в писателях нет – их легион. И отобрать среди них нужно того, кто либо по каким-то личным мотивам проходит (сват, кум, брат, знакомый уважаемого человека), либо угождает массовому спросу, впрочем тоже манипулируемому. И в последние лет десять-двадцать антикультура диктует свою систему ценностей и подминает под неё культуру всё очевиднее и наглее.

Читатель от Бога – вот единственный и настоящий судья. Читатели от Бога узнают друг друга по содержанию и богатству внутреннего космоса. И объединяются в сообщества близких по духу. И в этих сообществах Писатель уже не «иголка в стоге сена», но свой среди своих и брат среди братьев. Ибо он сам в первую очередь Читатель от Бога, а затем уже, по совместительству, Писатель. У таких сообществ появляется «лица необщее выражение», его и узнают люди. И ценят, если это лицо духовно богатое и творчески интересное.

Вот, как мне представляется, будет структурироваться литературная жизнь новой эпохи. Как среди читателей выделялся Писатель в эпоху книгопечати, так в цифровую эпоху среди писателей должен выделиться Читатель. И он станет тем фактором притяжения подобного к подобному, который начнёт создавать новую культурную среду и новые отношения в ней. Акцент в паре «писатель-читатель» смещается с приоритетом на читателя.

Только Читатель от Бога сможет обнаружить среди себе подобных и Писателя от Бога. Все остальные критерии отбора уже трансформировались в рыночные и манипулятивные алгоритмы, враждебные культуре по духу. В конкуренции нет и не может быть любви, а где нет любви – нет истины, а следовательно – само понятие культуры (иерархии и роста творческого качества) лишено смысла.

Среди тысяч и тысяч пишущих и что-то читающих должно воссиять солнце Читателя от Бога. Это и будет тот свет, что обнаружит в будущей литературной жизни свои приоритеты и свои имена. Состояние новой (сиречь, современной) литературы – это деменция, и вся новизна её в этом качестве. А самое печальное, что за деменцией литературной жизни следует не естественная её физическая смерть (исчезновение, например, печатных книг из обихода), но демонизация и смерть вторая, духовная.

Появлению творческих сообществ и братских сотворческих цехов Читателей от Бога должен был поспособствовать Интернет. В первое десятилетие он и представлял из себя такое море автономных сайтов, у многих из которых проявлялось собственное лицо и уникальное содержание. Но процессы унификации, атомизации, усреднения, одноразового потребления, свойственные глобальной антикультуре, подавили творческое развитие автономных сайтов-сообществ в Интернете, заменив их глобальными соцсетями и диктатом поисковиков. Ушли в прошлое каталоги сайтов. Всё меньше и меньше автономных проектов «с лица необщим выраженьем».

Утилитарное отношение ко всему на свете стало тотальным и в едином информационном пространстве. Но маятник Истории, дойдя до крайней точки вырождения культуры, уже качнулся в обратную сторону… И количество может перейти в качество. А это качество зависит от того, какой внутренний культурный космос создаст в себе каждый читатель.

И как же хочется сказать тому юноше, кто вдруг ныне «берётся за перо» и начинает что-то сочинять: стань читателем! Уже поздно говорить подобное людям взрослым, строчащим без устали и публикующим в Интернете свои вирши, но так и не научившимся толком читать, утратившим саму такую потребность «вечного чтения»…

Стань сначала Читателем, а писательство от тебя никуда не уйдёт, если есть талант. Пиши, когда невмоготу, но воздержись от публикации. Только став Читателем с большой буквы, ты будешь любить литературу и понимать её. А без любви тебя сожрёт изнутри конкуренция с себе подобными: посмотри на современных и никому не нужных писателей – нет ничего печальнее этой картины и бездарнее участи.

Увы, они, несчастные писатели, так и не могут смириться с тем, что писательство давно уже такая же обыденная вещь, как и чтение по диагонали. Им всё кажется, что вот он-то, да, писатель, а другие тысячи таких же – графоманы. И так думает каждый, кто не смог смириться с тем, что ставшие привычными за два-три последних столетия отношения в паре «писатель-читатель» никогда уже не вернутся. А новые отношения будут так же отличаться от выработанных в эпоху книгопечатания, как она сама отличалась от средневекового плетения словес и рукописных книг.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 04 Февраля 2024, 08:41:50, Ярослав»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика