Изобразительное искусство
Сквозь природу (иллюстрированная статья о сквожении иной реальности в живописи)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

А. Сардан. В тембре арфы.
А. Сардан. В тембре арфы

А. Сардан. Мысль, материя, архитектура.
А. Сардан. Мысль, материя, архитектура



К. Шимонис. Из цикла «Симфония жизни».
К. Шимонис. Из цикла «Симфония жизни»

К. Шимонис. Фантазия (Город звуков).
К. Шимонис. Фантазия (Город звуков)



С. Шиголев. На серебряном шаре.
С. Шиголев. На серебряном шаре

С. Шиголев. Лаборатория в космосе.
С. Шиголев. Лаборатория в космосе



М. Чюрлёнис. Из цикла «Соната звезд».
М. Чюрлёнис. Из цикла «Соната звезд»

М. Чюрлёнис. Из цикла «Соната звезд».
М. Чюрлёнис. Из цикла «Соната звезд»

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 26 Июль 2013, 07:45:21, Е. Морошкин»

При всей новизне открывающихся художнику реалий, ему самому требовались какие-то устоявшиеся в культуре модели для самоиндентификации, для осознания образа своего поведения в этих мирах. Такие модели были найдены уже в раннем творчестве Рериха: созерцатель, отшельник, странник. Эту традицию можно проследить от рериховских русских картин (например, картина «День угасающий», по своему живописному языку лежащая еще в передвижнических традициях, по эмоциональному звучанию очень близкая Нестерову), через ряд произведений гималайского периода, выявляющих идею предстояния перед грандиозностью, и вместе с тем гармоничностью, умиротворенностью окружающей природы. И она же продолжается, только другими живописными средствами у Смирнова-Русецкого и Черноволенко.

Н. Рерих. День угасающий.
Н. Рерих. День угасающий



Н. Рерих. Храм в Наггаре.
Н. Рерих. Храм в Наггаре

Н. Рерих. Орлиное гнездо.
Н. Рерих. Орлиное гнездо

Н. Рерих. Чандра-Бхага (Путь на Трилокнатх).
Н. Рерих. Чандра-Бхага (Путь на Трилокнатх)



В. Черноволенко. Вершина прекрасного.
В. Черноволенко. Вершина прекрасного

В. Черноволенко. Непобедимый дух.
В. Черноволенко. Непобедимый дух

В. Черноволенко. Отшельники.
В. Черноволенко. Отшельники

В. Черноволенко. Отшельник.
В. Черноволенко. Отшельник

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 26 Июль 2013, 07:48:54, Е. Морошкин»

Сюда же можно отнести многочисленные образы пещер, пещерных отшельников у Рериха.

Н. Рерих. Святые пещеры.
Н. Рерих. Святые пещеры

Н. Рерих. Лотос.
Н. Рерих. Лотос

Н. Рерих. Юэн-Канг.
Н. Рерих. Юэн-Канг



Н. Рерих. Эллора.
Н. Рерих. Эллора

Н. Рерих. Путь на Кайлас.
Н. Рерих. Путь на Кайлас

Н. Рерих. Священная пещера.
Н. Рерих. Священная пещера



Н. Рерих. Заклинатель.
Н. Рерих. Заклинатель

Н. Рерих. Паранирвана.
Н. Рерих. Паранирвана



Когда в 1930-х – 1940х годах Рерих обращался к русским сюжетам, тема путника, отшельника также нередко выходила на первый план. В облик русской природы здесь уже проникают какие-то гималайские черты, он становился обобщенным, неотмирным.

Н. Рерих. Отшельник (Неведомый старик).
Н. Рерих. Отшельник (Неведомый старик)

Н. Рерих. Земля Славянская.
Н. Рерих. Земля Славянская

Н. Рерих. Странник Светлого Града.
Н. Рерих. Странник Светлого Града



Движение к такому идеальному образу можно проследить в творчестве художника еще с начала века. Особенно убедительный результат достигнут, на мой взгляд, в картине «Пейзаж с часовней». Это один из самых высоких и гармоничных образов преображенной, идеальной Руси, навеянных созерцанием Небесной России. Он погружен в какое-то нездешнее течение времени, когда можно видеть одновременно и звездное небо, и наполненную светом землю. Свет исходит, кажется, из каждого земного предмета, самосветящиеся камни и изгибы обрывов и холмов образуют какую-то необъяснимую, но ясно ощущаемую певучую гармонию, говорят о разумности материи, о возможности ее просветления.

Н. Рерих. Пейзаж с часовней.
Н. Рерих. Пейзаж с часовней

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 26 Июль 2013, 07:54:07, Е. Морошкин»


Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов Яндекс.Метрика