Пространственные искусства
Сквозь природу (иллюстрированная статья о сквожении иной реальности в живописи)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

При сравнении живописи Рериха и его последователей с другими пейзажными школами сразу бросается в глаза другое их отношение к царству растений. У большинства пейзажистов мир деревьев полон жизни, нюансов форм и цветов, во многом именно через них передается богатство эмоционального наполнения картины. Здесь же в огромном множестве произведений растения вообще отсутствуют, а где они есть – чувствуется, какие внутренние сложности преодолевают художники, вводя их в мир своей живописи. Видимо, для их преображающего видения, заново осмысляющего место каждого природного элемента в мироздании, растения представляли наибольшую трудность и художникам зачастую приходилось отступать перед этой задачей. Или же, вводя растения внутрь своего живописного стиля, искать для них более простые, иногда стилизованные, орнаментальные формы.

Совсем немного можно найти произведений, где именно растительная среда является центром внимания художника. Там же, где это происходит, можно уловить сходство природного пространства с пространством замкнутым, возможно – храмовым, с его многозначной симметрией, зарифмованностью форм; сами очертания деревьев обретают какую-то скульптурность, ясно выявленные, говорящие формы, выражающие торжественность и благоговение. Эти качества уже есть и в более реалистических пейзажах Куинджи и Рылова.

А. Куинджи. Березовая роща. Эскиз.
А. Куинджи. Березовая роща. Эскиз

А. Куинджи. Березовая роща. Эскиз.
А. Куинджи. Березовая роща. Эскиз

А. Куинджи. Березовая роща.
А. Куинджи. Березовая роща



А. Рылов. В зеленых берегах.
А. Рылов. В зеленых берегах

А. Рылов. Лесная река.
А. Рылов. Лесная река

А. Рылов. Пейзаж с рекой.
А. Рылов. Пейзаж с рекой

А. Рылов. Зеленое кружево.
А. Рылов. Зеленое кружево



Н. Рерих. Урочище («Снегурочка», эскиз декорации).
Н. Рерих. Урочище («Снегурочка», эскиз декорации)

Б. Смирнов-Русецкий. Березы и ивы.
Б. Смирнов-Русецкий. Березы и ивы

Б. Смирнов-Русецкий. В лучах неведомого солнца.
Б. Смирнов-Русецкий. В лучах неведомого солнца

К. Шимонис. Осень.
К. Шимонис. Осень

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 25 Июля 2013, 21:22:30, Е. Морошкин»

И всё же чаще художники здесь сознательно отказываются от жизнеподобия деревьев, подчеркивая их стилизованность или придавая им свойства другой, нерастительной материи. Поиски идут в разных направлениях: и более традиционное для акварели превращение изображения в мерцающий плоскостный узор (у позднего Богаевского), и выявление объемности, но объемности искусственно созданного пространства, близкого сценической декорации.

К. Богаевский. Лесной пейзаж в окрестностях Тарусы.
К. Богаевский. Лесной пейзаж в окрестностях Тарусы

К. Богаевский. Лесной пейзаж.
К. Богаевский. Лесной пейзаж

К. Богаевский. Березовая роща.
К. Богаевский. Березовая роща

К. Богаевский. Горный пейзаж с деревьями. Орталаны.
К. Богаевский. Горный пейзаж с деревьями. Орталаны



А. Куинджи. Крым.
А. Куинджи. Крым

А. Куинджи. Осень.
А. Куинджи. Осень



М. Чюрлёнис. Лес.
М. Чюрлёнис. Лес

М. Чюрлёнис.
М. Чюрлёнис

М. Чюрлёнис. Из цикла «Знаки Зодиака».
М. Чюрлёнис. Из цикла «Знаки Зодиака»

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 25 Июля 2013, 21:28:36, Е. Морошкин»

Н. Рерих. Звериная речь.
Н. Рерих. Звериная речь

Н. Рерих. Священная роща («Снегурочка», эскиз декорации).
Н. Рерих. Священная роща («Снегурочка», эскиз декорации)

Н. Рерих. Древняя жизнь. Этюд.
Н. Рерих. Древняя жизнь. Этюд



Н. Рерих. Поцелуй Земле («Весна священная», эскиз декорации).
Н. Рерих. Поцелуй Земле («Весна священная», эскиз декорации)

Н. Рерих. Ярилина долина («Снегурочка», эскиз декорации).
Н. Рерих. Ярилина долина («Снегурочка», эскиз декорации)

Н. Рерих. Кришна-Лель (Святой пастырь).
Н. Рерих. Кришна-Лель (Святой пастырь)



Н. Рерих. Шамоссер. Швейцария.
Н. Рерих. Шамоссер. Швейцария

Н. Рерих. Ашрам. Цейлон.
Н. Рерих. Ашрам. Цейлон

Н. Рерих. Пир-Панджал.
Н. Рерих. Пир-Панджал

Н. Рерих. Пир-Панджал.
Н. Рерих. Пир-Панджал

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 25 Июля 2013, 21:31:55, Е. Морошкин»

Н. Рерих. Саракха – благая стрела.
Н. Рерих. Саракха – благая стрела

Н. Рерих. Лао Тзе.
Н. Рерих. Лао Тзе

Н. Рерих. Кришна.
Н. Рерих. Кришна

Н. Рерих. Гуга Чохан.
Н. Рерих. Гуга Чохан

Н. Рерих. Весна священная.
Н. Рерих. Весна священная

Н. Рерих. Поцелуй Земле («Весна священная», эскиз декорации).
Н. Рерих. Поцелуй Земле («Весна священная», эскиз декорации)



Б. Смирнов-Русецкий.
Б. Смирнов-Русецкий

Б. Смирнов-Русецкий. Весенние облака.
Б. Смирнов-Русецкий. Весенние облака

Б. Смирнов-Русецкий. Цветущие яблони.
Б. Смирнов-Русецкий. Цветущие яблони


____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 25 Июля 2013, 21:35:45, Е. Морошкин»

Иногда обращает на себя внимание единичное появление растения, которое, кажется, выступает в картине от лица растительного мира в целом, является его условным знаком. Подобные композиционные построения (с еще не выявленным символическим смыслом) встречаются у Куинджи, в дальнейшем они становятся устойчивой чертой стиля. Смысловую разницу легко увидеть, сравнив этюд Куинджи «Море. Крым» и близкую ему по композиции картину Рериха «Сокровище», которая вся сложена из нескольких лапидарных, экспрессивно сопоставленных графических символов.

А. Куинджи. Степь.
А. Куинджи. Степь

А. Куинджи. Днепр. Эскиз.
А. Куинджи. Днепр. Эскиз

А. Куинджи. Море. Крым.
А. Куинджи. Море. Крым



Н. Рерих. Сокровище.
Н. Рерих. Сокровище

Н. Рерих. Дерево.
Н. Рерих. Дерево

Н. Рерих. Берег («Сказка о царе Салтане», эскиз декорации).
Н. Рерих. Берег («Сказка о царе Салтане», эскиз декорации)

Н. Рерих. Леденец («Сказка о царе Салтане», эскиз декорации).
Н. Рерих. Леденец («Сказка о царе Салтане», эскиз декорации)



К. Шимонис. Одуванчики.
К. Шимонис. Одуванчики


К. Шимонис. Две сосенки.
К. Шимонис. Две сосенки

К. Шимонис. Луг.
К. Шимонис. Луг

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 25 Июля 2013, 21:39:26, Е. Морошкин»

Своеобразно решение деревьев на большинстве акварелей Волошина. Их фигуры, нередко орнаментально-условные, подчеркнуто не вписываются в пространство пейзажа, они будто наложены поверх уже законченной картины. Они – как бы пришельцы из параллельного пространства, полупрозрачные, не вступающие во взаимодействие с видимым земным миром.

М. Волошин. Акварель.
М. Волошин

М. Волошин. Акварель.
М. Волошин

М. Волошин. Акварель.
М. Волошин

М. Волошин. Акварель.
М. Волошин



М. Волошин. Акварель.
М. Волошин

М. Волошин. Ореолы облаков.
М. Волошин. Ореолы облаков

М. Волошин. Акварель.
М. Волошин

М. Волошин. Акварель.
М. Волошин

М. Волошин. Акварель.
М. Волошин

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 25 Июля 2013, 21:43:09, Е. Морошкин»

Еще более радикально «неотмирность» деревьев ощущается в картинах Смирнова-Русецкого. Огромный цикл «Прозрачность», создаваемый художником на протяжении всего творческого пути, от начала 1920-х годов до начала 1990-х, предлагает различные стилистические варианты раскрытия этой идеи – и более реалистические, и продолжающие искусство модерна, и почти абстрактные. Нередко используется прием «обратной перспективы», когда по мере удаления предметы не уменьшаются, а увеличиваются в размерах, становятся расплывчатыми и бесплотными, и их очертания уже напоминают какие-то силовые поля, пронизывающие пространство, определяющие его свойства и ритмическую организованность.

Б. Смирнов-Русецкий. Закат. Ветви березы.
Б. Смирнов-Русецкий. Закат. Ветви березы

Б. Смирнов-Русецкий. Иней.
Б. Смирнов-Русецкий. Иней

Б. Смирнов-Русецкий. Деревья на холмах.
Б. Смирнов-Русецкий. Деревья на холмах

Б. Смирнов-Русецкий. Елочка.
Б. Смирнов-Русецкий. Елочка

Б. Смирнов-Русецкий. Черное и белое.
Б. Смирнов-Русецкий. Черное и белое



Б. Смирнов-Русецкий. Мрачное солнце.
Б. Смирнов-Русецкий. Мрачное солнце

Б. Смирнов-Русецкий. Свет осеннего леса.
Б. Смирнов-Русецкий. Свет осеннего леса



Б. Смирнов-Русецкий. Осенние ритмы.
Б. Смирнов-Русецкий. Осенние ритмы

Б. Смирнов-Русецкий. Зимнее солнце (Макинск).
Б. Смирнов-Русецкий. Зимнее солнце (Макинск)

Б. Смирнов-Русецкий. Ветка лиственицы.
Б. Смирнов-Русецкий. Ветка лиственицы



Б. Смирнов-Русецкий. Ладога.
Б. Смирнов-Русецкий. Ладога

Б. Смирнов-Русецкий. Серебристая прозрачность.
Б. Смирнов-Русецкий. Серебристая прозрачность

Б. Смирнов-Русецкий. Утренний свет.
Б. Смирнов-Русецкий. Утренний свет

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 25 Июля 2013, 21:45:36, Е. Морошкин»

Сходные решения можно увидеть и у других художников. У П. Фатеева еще в работах конца 1910-х годов пространство леса напоминает какое-то метафизическое пространство, его заряженность энергией передается через экспрессию изломанных линий, несколько жесткую цветовую атмосферу. Нечто похожее – в эскизе Рериха «Жар земли» и некоторых работах Смирнова-Русецкого. У последнего встречаются и мягкие, лирически одухотворенные мини-пейзажи сближающиеся с натюрмортом; погружение в глубь лесного или лугового мира выявляет в нем какие-то таинственные токи, подобные волнам зеленого пламени, в каждом цветке или веточке пробуждается самосвечение и индивидуальная выразительность.

Н. Рерих. Лесовики.
Н. Рерих. Лесовики

К. Шимонис. Восход солнца.
К. Шимонис. Восход солнца



П. Фатеев. Летуры (Велемир Хлебников).
П. Фатеев. Летуры (Велемир Хлебников)

П. Фатеев. Ствол дерева.
П. Фатеев. Ствол дерева

П. Фатеев. Одуванчики.
П. Фатеев. Одуванчики



Н. Рерих. Жар земли.
Н. Рерих. Жар земли

Б. Смирнов-Русецкий. Странный мир.
Б. Смирнов-Русецкий. Странный мир



Б. Смирнов-Русецкий. Одуванчики.
Б. Смирнов-Русецкий. Одуванчики

К. Шимонис. Веточка сирени.
К. Шимонис. Веточка сирени

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 25 Июля 2013, 21:47:36, Е. Морошкин»

У Чюрлёниса трансфизичность чувствуется еще ярче. Особенно в некоторых картинах из цикла «Сотворение мира» с их прозрачным светом и неземными формами жизни – их можно, наверное, признать прозрениями художника в слои стихиалей. Есть такие прозрения и у Черноволенко, хотя иногда с привнесением условно-сказочных элементов.

М. Чюрлёнис.
М. Чюрлёнис

М. Чюрлёнис.
М. Чюрлёнис



М. Чюрлёнис. Сотворение Мира VII.
М. Чюрлёнис. Сотворение Мира VII

М. Чюрлёнис. Сотворение Мира VIII.
М. Чюрлёнис. Сотворение Мира VIII

М. Чюрлёнис. Сотворение Мира IX.
М. Чюрлёнис. Сотворение Мира IX

М. Чюрлёнис. Сотворение Мира X.
М. Чюрлёнис. Сотворение Мира X

М. Чюрлёнис. Сотворение Мира XI.
М. Чюрлёнис. Сотворение Мира XI

М. Чюрлёнис. Сотворение Мира XII.
М. Чюрлёнис. Сотворение Мира XII



В. Черноволенко. Мир сказки.
В. Черноволенко. Мир сказки

В. Черноволенко. Сказка леса.
В. Черноволенко. Сказка леса

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 25 Июля 2013, 21:50:07, Е. Морошкин»

Найденные здесь приемы используются художниками и в пейзажах открытого пространства, а также в фантазиях с архитектурными мотивами. Это – присутствие наряду с ясно видимой материальностью и другого плана, полупрозрачных фигур или «силовых линий», создающих новое, трансфизическое измерение. Иногда эти два плана явно отделены друг от друга, а иногда (особенно в картинах Черноволенко) они сплетаются, выявляя сложность, многозначность прозреваемых художником иноматериальных миров.

Б. Смирнов-Русецкий. Север. Сумерки.
Б. Смирнов-Русецкий. Север. Сумерки

Б. Смирнов-Русецкий. Святой остров.
Б. Смирнов-Русецкий. Святой остров

Б. Смирнов-Русецкий. Силуэты на звездном небе.
Б. Смирнов-Русецкий. Силуэты на звездном небе

Б. Смирнов-Русецкий. Старый Вильнюс.
Б. Смирнов-Русецкий. Старый Вильнюс

Б. Смирнов-Русецкий. Воспоминание о Ленинграде.
Б. Смирнов-Русецкий. Воспоминание о Ленинграде

Б. Смирнов-Русецкий. Восход солнца.
Б. Смирнов-Русецкий. Восход солнца

Б. Смирнов-Русецкий. Храм среды космоса.
Б. Смирнов-Русецкий. Храм среды космоса

Б. Смирнов-Русецкий. Дозор ангелов.
Б. Смирнов-Русецкий. Дозор ангелов



М. Чюрлёнис. Мосты.
М. Чюрлёнис. Мосты

М. Чюрлёнис. Гимн.
М. Чюрлёнис. Гимн

М. Чюрлёнис. Жемайтийское кладбище.
М. Чюрлёнис. Жемайтийское кладбище



К. Шимонис. В дымке.
К. Шимонис. В дымке


К. Шимонис. Клети.
К. Шимонис. Клети


К. Шимонис. Из цикла «Поэма жизни».
К. Шимонис. Из цикла «Поэма жизни»

К. Шимонис. Композиция.
К. Шимонис. Композиция

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 25 Июля 2013, 21:53:44, Е. Морошкин»

В. Черноволенко. Композиция.
В. Черноволенко. Композиция

В. Черноволенко. Созерцание.
В. Черноволенко. Созерцание

В. Черноволенко. Утро.
В. Черноволенко. Утро

В. Черноволенко. Вечер.
В. Черноволенко. Вечер

В. Черноволенко. Пылающий закат.
В. Черноволенко. Пылающий закат

В. Черноволенко. Гимн Солнцу.
В. Черноволенко. Гимн Солнцу

В. Черноволенко. Зарево.
В. Черноволенко. Зарево



В. Черноволенко. Элегия.
В. Черноволенко. Элегия

В. Черноволенко. Голос.
В. Черноволенко. Голос

В. Черноволенко. Вихри над руинами.
В. Черноволенко. Вихри над руинами

В. Черноволенко. Анданте.
В. Черноволенко. Анданте

В. Черноволенко. Мерцание гор.
В. Черноволенко. Мерцание гор

В. Черноволенко. Знак проявленный.
В. Черноволенко. Знак проявленный

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 25 Июля 2013, 21:56:59, Е. Морошкин»

Человеческие фигуры, которые бывают включены в подобные произведения, уже не являются изображением физического человека. Это либо некая иноматериальная сущность, которой придано человекообразие, либо героем картины является человек с раскрывшимся духовным восприятием и он погружен в ту реальность, которую уже способен ощущать.

Б. Смирнов-Русецкий. Видение.
Б. Смирнов-Русецкий. Видение

К. Шимонис. Тени.
К. Шимонис. Тени

Н. Рерих. У рубежа.
Н. Рерих. У рубежа



В. Черноволенко. Вещий сон.
В. Черноволенко. Вещий сон

В. Черноволенко. Мысль из беспредельности.
В. Черноволенко. Мысль из беспредельности

В. Черноволенко. Искания.
В. Черноволенко. Искания

В. Черноволенко. Постижение.
В. Черноволенко. Постижение

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 25 Июля 2013, 21:59:02, Е. Морошкин»

В одних случаях человеческая фигура находится в гармонии, равновесии с окружающей его трансфизической реальностью. В иных же произведениях на первый план выходит идея волевого порыва, дерзновения человеческого духа. Патетическое картины такого плана создавали Шиголев и Черноволенко (в т. ч. самые ранние живописные опыты Черноволенко, созданные еще в 1920-е годы – «Пробуждайся, спящий!», «Устремление», «Куда идешь, человечество?»)

Родственна им и картина Рериха «Путь» (по наблюдению искусствоведа Ксении Рудзите, в фигуре ее героя мотив устремленности вперед соединяется с мотивом распятия).

Н. Рерих. Путь.
Н. Рерих. Путь

С. Шиголев. Из цикла «Идущий».
С. Шиголев. Из цикла «Идущий»

С. Шиголев. Рождение мира.
С. Шиголев. Рождение мира

М. Чюрлёнис. Дружба.
М. Чюрлёнис. Дружба



В. Черноволенко. Пробуждайся, спящий!.
В. Черноволенко. Пробуждайся, спящий!

В. Черноволенко. Устремление.
В. Черноволенко. Устремление

В. Черноволенко. Куда идешь, человечество?.
В. Черноволенко. Куда идешь, человечество?



В. Черноволенко. Прорыв.
В. Черноволенко. Прорыв

В. Черноволенко. Благодарение.
В. Черноволенко. Благодарение

В. Черноволенко. Поле мысли.
В. Черноволенко. Поле мысли

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 26 Июля 2013, 07:36:38, Е. Морошкин»

Духовное видение позднего Черноволенко (конца 1960-х – 1970-х годов) стирает границу между пространством и его обитателями. Человекоподобные фигуры как бы растут из земли, являются ее частью. Или иными словами: весь иномерный ландшафт состоит элементов, которые все в той или иной степени наделены разумной жизнью.

В. Черноволенко. Устремленность.
В. Черноволенко. Устремленность

В. Черноволенко. Ожидание вестника.
В. Черноволенко. Ожидание вестника

В. Черноволенко. Почитание света.
В. Черноволенко. Почитание света

В. Черноволенко. Священные колонны.
В. Черноволенко. Священные колонны

В. Черноволенко. Свет несущие.
В. Черноволенко. Свет несущие

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 26 Июля 2013, 07:38:00, Е. Морошкин»

Попытки изобразить реальность, еще дальше отстоящую от привычных пространственных и предметных понятий, ведет художников к самоценной выразительности линий и ритмов, к уподоблению пространства звуковым волнам. Поэтому нередко они, вслед за Чюрлёнисом, дают своим картинам музыкальные названия. Если Черноволенко и Шиголев, рисуя образы иномерных миров, полностью опираются на свое внутреннее видение, то другие художники не обходятся без апелляции к тем или иным изобразительным традициям, давая им новое, трансфизическое наполнение.

В. Черноволенко. Звуки.
В. Черноволенко. Звуки

В. Черноволенко. Звучание дальних миров.
В. Черноволенко. Звучание дальних миров

В. Черноволенко. Звучащее пространство.
В. Черноволенко. Звучащее пространство

В. Черноволенко. Песнь моря.
В. Черноволенко. Песнь моря

В. Черноволенко. Тайна земли и неба.
В. Черноволенко. Тайна земли и неба

В. Черноволенко. Гимн рождению музыки.
В. Черноволенко. Гимн рождению музыки

В. Черноволенко. Сферы дальней планеты.
В. Черноволенко. Сферы дальней планеты

В. Черноволенко. Токи пространства.
В. Черноволенко. Токи пространства

В. Черноволенко. Сияние лучей надзвездных.
В. Черноволенко. Сияние лучей надзвездных

В. Черноволенко. Небесная музыка.
В. Черноволенко. Небесная музыка

В. Черноволенко. Пробуждение.
В. Черноволенко. Пробуждение

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 26 Июля 2013, 07:40:42, Е. Морошкин»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика