Песня как жанр
О «послушных руках» и «непослушном» Христе (евангелие от Егора Летова)

0 Участников и 2 гостей просматривают эту тему.

Евангелие от Егора Летова

Думал выложить этот небольшой материал здесь. Тема вроде бы подходит по своей внутренней сути. Но слишком специфична по форме.

Сегодня я зашел на православный (для кого-то - "бывших православных") сайт "Ахилла". И мне там попалась статья под названием «Задуши послушными руками своего непослушного Христа». Эта строка мне хорошо известна, так что я сразу понял, о ком пойдет речь. И не ошибся - тема статьи: христологические взгляды лидера Гражданской Обороны (ГО) Егора Летова (верней, эти взгляды только предлог для более серьезного разговора). Строчка же, ставшая заглавием, это из песни "Евангелие". На разборе образа Христа из этой песни и строится весь материал небольшой статьи. Поводом к появлению материала о лидере ГО стало следующее:

19 февраля 2008 года не стало лидера андеграундной группы «Гражданская оборона» Егора Летова. Он был ярчайшим представителем русского пред- и постперестроечного рока, певцом слома эпохи, поэтом анархии и революции. Будучи по натуре всегда «несогласным», Игорь Фёдорович (его настоящее имя) не мог мириться ни с советским строем, ни уж тем более с вакханалией 90-х годов. Что касается религиозных взглядов, то он скромно называл себя «христианином всех религий» и вместе с тем считал, что настоящий коммунизм, каким он задуман, – это Царство Божие на Земле...

Песня под названием "Евангелие" - это часть большого двойного альбома ГО "Сто лет одиночества". Кстати, Юрий Шевчук, в одном из своих интервью, назвал этот альбом лучшим альбомом русского рока 90-х годов. Я с ним согласен. Я очень хорошо помню, какое воздействие оказал на нас этот альбом, и в том числе песня "Евангелие". Альбом вышел в 1993 году. До нас дошел где-то к 94-му. Это было время полного и окончательного краха всего нашего рокерского движения. Кто-то подался в бизнесмены, кто-то ушел в добровольный затвор кочегарок и "сторожек", кто-то вообще из жизни ушел, кто-то начал стремительно воцерковляться. Вокруг было смутное, непонятное время со сбитыми ориентирами, с новоявленным культом "бабла" и "мажорства", с бандитами, бомжами, профессорами на рынках... что говорить, все помнят. А для нас тогда одно было несомненно: рок-н-ролл мертв, точка. И вдруг такой альбом. Как глоток свежего воздуха.

Однако альбом вызвал сильное отторжение у некоторых моих стремительно воцерковляющихся знакомых, вчерашних рокеров. Они могли простить Летову его раннее антисоветское, панковское, нигилистическое бунтарство. Но тут, считали они, Летов сильно перегнул палку. Он богохульствует, он бесноватый. Вчерашние воцерковленные рокеры приводили Летова как яркий пример того, куда ведет творческую личность "демоническая" рок-стихия. Особенно их коробила песня "Евангелие". Признаюсь, вначале эта песня и меня немного задела. Потом я прочел несколько интервью с Летовым, где его спрашивали о Христе. Послушал еще раз внимательно песню и понял - это одна из лучших апологий Христу, в том жанре русского рока, в котором жил и творил Летов.       

«Я считаю, что Христос — это и есть нечто нечеловеческое. То, что он внес на Землю, имеет очень малое отношение к человеческому. Это нечеловеческие истины по сути. Это доказано историей. Христос нес любовь, по сути, с точки зрения современного христианства, Христос был Сатаной, потому что был в первую очередь — антихрист, т. е, человек, который нес полную свободу выбора, то есть то, что религия никогда не давала и сейчас не дает».

Это слова Егора Летова. Сказаны были где-то в году 90-м, 91-м. Тогда в последнем номере журнала "Контркультура" вышло объемное интервью с лидером ГО. В нем (интервью) так же шла речь о будущем альбоме (Сто лет одиночества) и уже написанной к тому времени песне "Евангелие". Летов говорил, что хотел бы посвятить новый альбом теме Любви. А журналист в ужасе восклицал: это там, где ты поешь о том, как послушные руки душат непослушного Христа - это что, это любовь?! Летов в ответ развивал какие-то свои концепции, о том, что любовь вещь слишком нечеловеческая... что-то еще, сейчас уже не помню. Да это и неважно. Важно вот что (еще раз процитирую):

Христос нес любовь, по сути, с точки зрения современного христианства, Христос был Сатаной, потому что был в первую очередь — антихрист, т. е, человек, который нес полную свободу выбора, то есть то, что религия никогда не давала и сейчас не дает.

Это "осевая идея", как мне кажется, к песне "Евангелие" (и вообще всему альбому). И почему-то практически все мои воцерковившиеся тогда знакомые были убеждены, что Летов богохульствует, сравнивая Христа с Сатаной. Но это не так. Летов не говорит, что Христос = Сатана. Он говорит, "с точки зрения современного христианства". Конечно, термин "современное христианство" меня сейчас не совсем устраивает. Я бы заменил, "современное христианство" на "церковную, жреческую иерархию". В некотором смысле, подлинный, живой Христос для них будет антихристом, сатаной.

«Задуши послушными руками Своего непослушного Христа» – поет Егор в песне «Евангелие». Христос, живущий в нас, не может быть послушным – по своей Божественной природе. И все мы так или иначе безжалостны к Нему внутри себя, так как наша природа больше восходит к дикому и даже звериному, но никак не к Божественному. Странно, но почему-то эта «одичалость» и жестокость особенно ярко выражена именно у сугубо религиозных людей... они будут кричать «распни!» первыми, приди Христос сейчас. О том и говорил Летов. Христос – всегда не в формате популярности. Он никогда не будет в «тренде». Он не нравится массам. Он – индивидуалист, а индивидуалистов в обществе (особенно российском) принято гнобить, побивать камнями и покалывать крепким словцом. Истинный Христос (при всей клерикализации нашего государства и общества) на самом-то деле не является званым и желанным гостем для львиной доли так называемых «верующих» и иерархов РПЦ.
http://ahilla.ru/zadushi-poslushnymi-rukami-svoego-neposlushnogo-hrista/


https://youtu.be/wjkR2wESSrw

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 28 Февраля 2018, 21:02:34, Золушка»

"Христос - индивидуалист"...  |)(|
От комментария воздержусь, даже не из этических, а эстетических соображений. Одного этого утверждения достаточно, чтобы остальное уже и не обсуждать (смысл?) Помнится, у нас Леонид то же самое (слово в слово) провозглашал, когда восторгался арабской весной и белоленточным движением... Но это так, к слову пришлось.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Егор Летов - это настоящий бесноватый, которым Христос запрещал говорить, что Он - Сын Божий. Его "правда" -  это ложь дьявола и всех присных его...

 


Виталий, слово в слово и о Данииле Андрееве то же говорят некоторые ортодоксальные неофиты от православия. Осторожнее надо бы с такими серьёзными и глобальными приговорами в отношении тех, чья позиция Вам непонятна или представляется ложной, Вам так не кажется?

Ветка перенесена в раздел "Песня".

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 01 Марта 2018, 12:27:53, Ярослав»

Ярослав, прошу прощения за категоричность, но нельзя кричать о Христе, это и есть бесноватость. Надо претворять, пресуществлять Его Правду в своей крови, которая и есть дух, душа и тело рожденных в Духе и Истине, а не пресмыкающихся в подзаконном рабстве у роковых (или рОковых?!) страстей мира сего...


"Христос - индивидуалист"... 
От комментария воздержусь, даже не из этических, а эстетических соображений.

Ярослав, ты выхватил одну фразу из приведенного мной отрывка интервью с Летовым. Может быть, Летов в это слово вкладывал совсем иной смысл. Опять же мы, увы, вновь сталкиваемся с проблемой ВОСПРИЯТИЯ. Когда в одно и то же слово разными людьми вкладывается разный смысл. Может, для Летова слово "индивидуалист" (по крайне мере, во времена написания альбома "Сто лет одиночества" и песни "Евангелие") означает пилатовско-евангельское, обращенное к Христу - Се, Человек! Индивидуалист - это человеческая личность, максимально реализовавшая свою божественную свободу и т.д. и т.п... Ты (да и я) под индивидуализмом понимаем нечто вроде неолиберальной вседозволенности, права низшей свободы и т.п.  Ты же вот написал с намеком на Леонида и соответствующую идеологию:
Помнится, у нас Леонид то же самое (слово в слово) провозглашал, когда восторгался арабской весной и белоленточным движением...

Одного этого утверждения достаточно, чтобы остальное уже и не обсуждать (смысл?)

Это приговор? >\> :)

Кстати, один мой церковный знакомый в середине 90-х говорил, критикуя бредовые, на его взгляд, места в "Розе Мира" - это полный бред (речь шла о главе РМ, в которой говорится о животном мире - там, где Андреев говорил об овладении речью высших животных и т.п.). Это полный бред - говорил мне этот знакомый и добавлял: после такого можно ли всерьез обсуждать Даниила Андреева?

Впрочем, я и не собирался обсуждать христологические воззрения Егора Летова. Я привел кусочек из интервью исключительно для пояснения к песне "Евангелие". А так... Летов много чего наговорил. Может быть, он путался в терминах - но он рокер, поэт, а не богослов. И здесь главное - сама песня.

Егор Летов - это настоящий бесноватый, которым Христос запрещал говорить, что Он - Сын Божий.
нельзя кричать о Христе, это и есть бесноватость.

Что Вам сказать, Виталий... (Какое знакомое мне утверждение, какой знакомый "голос" - он богохульствует, он бесноватый.) И так из века в век. Кого только не записывали в бесноватые... Грустно. Если следовать логике вашего утверждения, то всякий, кто в искусстве "кричит" о Христе - бесноватый. Тогда запишем в бесноватые Гребенщикова, Бутусова (у "Наутилуса" есть вообще вопиющая, с точки зрения догматики, песня о Христе - еретики!), запишем в бесноватые Кинчева, который о Христе "кричит" с 87 года. А гораздо проще записать в раздел "беснование, демонизм" ВСЕ ЧТО НЕПОНЯТНО, НЕПРИВЫЧНО, ВСЕ ЧТО РАЗДРАЖАЕТ.

И вот еще что. Серафим Саровский как-то говорил Мотовилову, что в жизни человека главное начало и конец. Середина не столь важна. В середине жизни возможны ошибки, падения. Но главное - конец земной жизни. Как человек ее оканчивает, как покидает этот мир - в примирении с ближними и миром, в ослеплении и ярости, в тишине и покое или агонии страдания и боли. Все это очень важно... Игорь Федорович Летов (будущий Егор) в детстве сильно болел. Постоянно лежал по больницам, где много читал литературы, не заданной по школьной программе. Потом годам к двенадцати (если память не изменяет) у него была клиническая смерть. После чего болячки стали уходить. А приходить - творчество. Это начало. А конец был у этой жизни относительно неплохим. Если учесть, как порой умирают рокеры. Во-первых, за два-три года до смерти Летов сильно изменился. О чем свидетельствует его заключительный альбом "Зачем снятся сны". Это альбом коренным образом отличается от всего предыдущего творчества ГО. Летов примирился со всеми своими ближними. И умер тихо, в своей омской постели, во сне... Виталий, не торопитесь кидаться таким словом, как "бесноватый". Прежде чем вешать ярлык осуждения, хотя бы чуть полнее ознакомьтесь с тем человеком, его творчеством, плодами творчества. А потом уже выписывайте свой приговор.

Вот, собственно и все, что я хотел сказать.       

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 01 Марта 2018, 22:25:48, Золушка»

"Христос - индивидуалист"...

Кстати, прочитал сам, внимательней, выложенный мной же материал. Христос индивидуалист - это заявляет НЕ ЛЕТОВ. (Я сам немного удивился, вроде как несвойственная Егору лексика, но, подумал - давно интервью с ним читал, может что подзабыл.) Так вот, Христа индивидуалистом называет НЕ ЛЕТОВ, А АВТОР СТАТЬИ НА АХИЛЛЕ!!! Так что подобное утверждение на совести автора статьи, а не Летова... Внимательнее надо читать, господа, прежде чем суждения выносить (тем паче приговоры). Сие пожелание отношу и к себе любимому ;D.

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 01 Марта 2018, 20:07:05, Вадим Булычев»

Внимательнее надо читать, господа, прежде чем суждения выносить (тем паче приговоры).

Я вроде бы приговоров никаких и не выносил. Резануло по ушам - отметил, что конкретно. О Летове я вообще ничего не сказал: я незнаком практически с его творчеством и взглядами (и пока не испытываю потребности); я много, с чем незнаком, увы.

Ярослав, прошу прощения за категоричность, но нельзя кричать о Христе, это и есть бесноватость.

А Вы и способ знаете, как всё поделить?

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Я вроде бы приговоров никаких и не выносил.

Я слово "приговоры" адресовал Виталию. Ибо что это, как не ПРИГОВОР:

Егор Летов - это настоящий бесноватый

Что же касается пассажа про Христа-индивидуалиста и про то, что индивидуалистов в любом обществе, а в российском особенно, принято гнобить... и т.п. Тут моя вина. Мне надо было либо вообще эту часть текста не выкладывать. Либо пояснить, что в данный момент выложено не интервью с Летовым, а мнение человека написавшего статью о Летове на "Ахилле". Я этого не сделал и получилось так, что весь цитируемый мной текст - это непосредственно авторский текст самого Летова.

О Летове я вообще ничего не сказал: я незнаком практически с его творчеством и взглядами

А я знаком. Даже довольно хорошо знаком. ;D Благодаря знакомству с его творчеством я и сам стал писать. И засел за чтение Достоевского и Бердяева.

Егора Летова впервые услышал в самом начале 89 года (в то время ГО еще не была широко известна, хотя уже у группы была определенная популярность). Я услышал их на хорошей записи, что тогда, для подобной музыки, было редкостью. Моя первая реакция на творчество Егора Летова была крайне противоречивой, но довольно глубокой. Ни Кинчев, ни Цой, ни Бутусов так глубоко не проникали в душу. Исключение, пожалуй, Башлачев (частично Яна Дягилева). Но Башлачев - это особенная глубина.

Летов шокировал меня сразу по нескольким направлениям. Поразила философская глубина в его отдельных песнях. Эта глубина достигалась двумя-тремя емкими строчками-образами. Поразила энергия отрицания и ниспровержения всех идеалов, и в то же время крайняя степень жизнеутверждения. Причем, антисоветские ноты в раннем творчестве Летова (типично антисоветские песни оказались самыми слабыми в его творчестве, как показало время; разве что за исключением "затасканной" "Все идет по плану") - это было совсем не главное. Это ощущалось сразу. Несмотря на весь радикализм ГО, протест никогда не был главным в творчестве Летова. (Как, например, это было у группы "Телевизор".) Летов, конечно, протестовал, но это был больше философский, мировоззренческий протест, это был бунт в традициях русской литературы и философии...

Многое поразило. И грязь, как бы выставленная напоказ (у более зрелого Летова этого почти не будет), и необычайный надрыв, крик боли, и золото глубоких емких поэтических образов. Из всех рокеров Летов казался самым свободным и незаангажированным. Он не раз удивлял и разочаровывал своих поклонников. В итоге, для одних Летов остался антисоветчиком, для других нацболом, для третьих коммунистом, для четвертых - мистическим анархистом, для пятых почти просветленным (к концу жизни) психонавтом. Но кто хорошо знает творчество ГО в курсе, что Летов не был ни первым, ни вторым, ни третьим. Он был просто свободным человеком, поэтом, рокером, ЛИЧНОСТЬЮ.

Дам слово Юрию Шевчуку (сказанно им вскоре после смерти Егора):

Более радикальной и непримиримой, бьющейся с ложью жизни группы, как «Гражданская Оборона», более неистового поэта, как Егор Летов, в России не существовало. Один из лучших альбомов 90-х «Сто лет одиночества» - ветер, вечно раздувающий огонь жажды истины и справедливости в юных и будущих. Лязгающий и кричащий, грязный саунд жизни его музыки и прорывающаяся сквозь это ржавым ножом по стеклу духовность.

Низкое и высокое. Тьма и свет.

Мы прощаемся с неудобоваримым, невкусным, неприрученным.

Мы прощаемся с настоящим.

До свидания, Егор.

Прощай вечная весна в одиночной камере.

Земля пухом. Царствие небесное. Твои диски у нас на полках рядом с Моррисоном и Башлачевым.
msk.kp.ru/daily/24052/104423/

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 02 Марта 2018, 22:05:09, Вадим Булычев»

Вот еще одна пронзительная, по-своему, песня:

https://youtu.be/FCm54UdCfqw

Дух дышит, где хочет

Обе песни легли на душу хорошо. Никакой "бесноватости" я там не почувствовал и никаких "криков" не услышал. Остальное - дело вкуса, и только вкуса.

Я нормально отношусь к слову "индивидуалист", да я и сам, по большому счёту, из этих... Но вот с Христом это слово у меня не стыкуется никак - ни нравственно, ни духовно, ни даже эстетически. Равно как и другие подобные определения: "коллективист", "либерал", "консерватор" и т.п. Это из разных сфер слова, а их лобовая состыковка вызывает ощущение железа по стеклу. Хотя ничего против железа и стекла я не имею, как выяснилось.

Христианство парадоксально, в отличие от любой устоявшейся религиозной системы. Этот главный тезис эссе Константина Волкодава мне очень понятен и близок. Такую же парадоксальность Христа, выраженную языком песни, я услышал и в "Евангелии" Летова. Что вовсе не отменяет ценности религиозной традиции и тем более не ведёт к плоскому и скрежещущему смыслу "Христос индивидуалист". Тут журналист сослужил дурную службу поэту, что само по себе не только не ново, но скорее типично. Исключения крайне редки: оба владеют словом, казалось бы, профессионально, но мало в мире столь отдалённых друг от друга и столь мало понятных друг другу сфер деятельности. Не случайно Башлачёв, став поэтом, перестал быть журналистом. И причины тому вовсе не политические, но онтологические....

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 04 Марта 2018, 15:46:27, Ярослав»

Вадим, а вы Александра Непомнящего не слушали?
У него есть пара интересных статей, посвящённых отошению церкви к року:
Православие и рок-музыка
«Время колокольчиков» в свете церковного суда




Вадим, а вы Александра Непомнящего не слушали?

Да, я знаком с его творчеством... Услышал Непомнящего летом 91 года, в Старом Осколе, на одном рок-бардовском фестивале. Исполнение Саши поразило меня своим надрывом, своей... "энергетикой" (слово топорное, но не знаю чем заменить). Я тогда находился под сильным впечатлением от творчества Александра Башлачева. (С творчеством СашБаша познакомился в том же году, в каком и с Сашей Непомнящим, то есть, довольно поздно.) И вот когда впервые услышал на фестивале Непомнящего - испытал то же (почти то же) ощущение, что и от прослушивания песен Башлачева... Такой столб мурашек по позвоночнику, ощущение что стоишь перед открывающейся бездной, перед последней правдой... У меня сохранились два поздних альбома Саши Непомнящего. Но сейчас слушаю их редко.   

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 11 Октября 2019, 21:04:06, Золушка»

Вот из позднего творчества Саши Непомнящего...
Александр Непомнящий "Хлеб Земной" ("Взыскание Погибших")
Взыскание погибших. Так называется одна из икон Богоматери.

https://youtu.be/FwUNG3R9hJk

Дух дышит, где хочет

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
Христианской культуре в сильной степени свойственно довольно своеобразное явление, которое можно назвать "присвоением Христа". Христианство работает не через этику (и в этом смысле цитата из Егора верна), а через любовь и личную преданность Христу. А любовь как известно ревнива - уж как умеем, так и любим ... Тем более что Христа каждый воображает по-своему. В 15ом веке, византийский епископ, посетивший Италию для переговоров об Унии, написал об итальянской иконописи "Это не наш Христос" - и это в тот момент предопределило очередную неудачу Унии. Вот не наш и все тут ....

Говори что думаешь, но думай что говоришь
«Последнее редактирование: 11 Октября 2019, 12:17:58, Андрей Охоцимский»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика