Животное царство
Католические святые и животные

0 Участников и 2 гостей просматривают эту тему.

« #1 : 16 Апреля 2010, 01:54:01 »
Святой Франциск Ассизский (1182-1226)

Святой Франциск Ассизский

“…Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.» (Мк.16:15)

Эти слова Евангелия, как и многие другие,  святой Франциск принял и исполнял буквально. Оставив дом родителей и состояние, не заботясь ни о еде, ни о питье, ни об одежде, претерпев плен, позор, поругание, нападение разбойников, он шел по миру и проповедовал Благую Весть и людям, и зверям, и цветам, и стихиям – всей твари!

«Христианнейший из христиан.»

Святой, проникший «в самые великие, но и самые подспудные, невыявленные в истории, устремления христианства.»

«Бесконечная любовь ко всему, созданному Богом, охватывает и воспламеняет все существо св.Франциска. Она же … становится формой его исповедания Бога.»

«Святой Франциск принес с собой аскетизм радости, не потребовавший осуждения природы.»
(1.1)

Эти замечательные слова о святом Франциске  принадлежат Сергею Николаевичу Дурылину, русскому мыслителю, священнику, писателю, искусствоведу и переводчику (http://www.hrono.info/biograf/bio_d/durylin.php)

Святого Франциска по праву вспоминают первым, когда речь заходит о святых, любивших природу и животных.  Но не только в этом он был первым.


Время, в которое жил святой Франциск, удивительно созвучно с нашим.  Начало второго тысячелетия от Рождества Христова. Очень сильные апокалиптические настроения. Церковь изнутри подрывают различные ереси. Например, иоахимиты утверждали, что Христа уже нет во времени, и осталось только одно чаянье: нового царства св.Духа. Катары делают акцент на нравственной стороне христианства, отвергая сначала действенность таинств, совершаемых недостойными служителями, затем и сами таинства и, наконец, Церковь вообще.
Но кроме ересей церкви угрожало внутреннее оскудение веры и, как следствие, недостойное поведение церковнослужителей. Соответственно, и в народе вера слабела. Кроме того, существовала внешняя угроза церкви.
В жизни общества Италии наблюдалось сильнейшее социальное расслоение – роскошь соседствовала с нищетой.
Именно в это сложное, тревожное  время жил святой Франциск.


Ступай, Франциск, восстанови дом Мой – он почти разрушен.

«Ступай, Франциск, восстанови дом Мой – он почти разрушен.»

Эти слова Господа, услышанные во время молитвы перед распятием, Франциск сперва понял буквально. И взялся за восстановление разрушенных церквей – сперва церкви Св.Дамиана, затем – Св.Петра, потом – «Порциунколу», церковь Ангельской Божьей Матери.
Но задача, возложенная на святого Франциска Провидением, была гораздо грандиознее – восстанавливать предстояло не столько храмы, сколько саму Церковь Господню. Ему предстояло вернуть Ее к жизни. И он выполнил свою миссию. Его проповеди вернули к христианской вере  великое множество людей; он возродил в людях стремление к евангельскому совершенству, столь свойственному первым христианам. Во временя безверия, алчности и корысти он прославил истинные ценности – любовь, милосердие, бескорыстие, простоту, скромность, радость самому дару жизни (см. «Приветствие добродетелям» http://s-francesco.narod.ru/pr.html ).
Святой Франциск стал основателем трех орденов францисканцев (первый – монашеский мужской; второй – монашеский женский, он же орден кларисс; третий – орден благочестивых мирян). Ордена эти существуют до сих пор.

Святой Франциск, возвратив Христу людей, возвратил Ему и природу.


«Святой Франциск, возвратив Христу людей, возвратил Ему и природу.» - говорит  Дурылин (1.1)

Остановимся на этом подробнее.

В «Цветочках» (1.2) об общении святого Франциска с животными говорится в трех главах.

1) В главе XVI рассказывается  о том, как Святой Франциск становится по солее Божьей проповедником и проповедует птицам.
2) В главе XXI рассказывается об укрощении свирепого волка из Губбио.
3) Глава XXII посвящена истории приручения Святым Франциском диких голубей

Святой Франциск хотел узнать волю Божью

1. Святой Франциск хотел узнать волю Божью, следует ли ему посвятить себя только молитве или также и проповеди. Из смирения он не смел полагаться на себя, но просил, чтобы брат Сильвестр и сестра Клара помолились Богу и попросили открыть волю Его. И брат Сильвестр, и сестра Клара, и ее сестра получили один и тот же ответ, что святому Франциску надлежит идти по миру с проповедью, ибо он был призван не только ради себя самого, но ради спасения других, и через него многие спасутся.
«Тогда Святой Франциск, получив ответ, и узнав, какова воля Господа Иисуса Христа, порывисто встал и сказал: "Пойдем, во имя Божье". И, взяв с собой Брата Массео и Брата Аньоло, двух праведных людей, он посвятил себя руководству Святого Духа, не заботясь о дороге, куда им идти. Вскоре они прибыли в город, называемый Савурниано, где Святой Франциск начал проповедовать, для начала, приказав ласточкам хранить молчание, пока он не закончит. И ласточки повиновались его словам.» (1.2)
Первые слова проповеди были обращены к птицам и были ими услышаны!
Именно в городе Савурниано основал святой Франциск третий орден.
Затем он отправился далее и в местечке между Каннайо и Беваньо «увидел дерево, на котором расселось великое количество птиц. Весьма удивленный, он сказал своим спутникам: "Подождите меня здесь. Я пойду и буду проповедовать моим сестричкам птицам". И, выйдя на поле, он начал проповедовать птицам, сидевшим на земле. И все птицы, бывшие на деревьях, расселись вокруг него и слушали, пока Святой Франциск проповедовал им. И не улетели, пока он не дал им своего благословения. И Брат Массео позже рассказывал Брату Иакову из Массы, что Святой Франциск ходил между ними и даже прикасался к ним полами своей одежды, и ни одна из них не улетела. Главными словами проповеди были: "Мои сестрички птицы, вы принадлежите Господу, вашему Создателю, и вы должны воспевать ему хвалу всегда и везде, ибо Он дал вам свободу летать повсюду. И хотя вы не ткете и не шьете, он дает вам вдвое и втрое, одевая вас и ваших деток. Две породы из всех вас он послал в Ковчег Ноев, дабы вы не исчезли из мира. Кроме того, он питает вас, хотя вы никогда не сеете и не пашете. Он дал вам источники и реки, дабы утолить вашу жажду, горы и долины, дабы дать вам убежище, и деревья, на которых вы строите ваши гнезда. Ибо ваш Создатель очень любит вас, одаряя вас с такой щедростью. Опасайтесь, сестрички мои, греха неблагодарности и всегда стремитесь воздавать хвалу Богу". Когда он сказал эти слова, все птицы открыли клювы, вытянули шеи, раскрыли крылья и склонили головы к земле, стремясь своими движениями и песнями показать свою радость Святому Франциску. И Святой возрадовался вместе с ними. Он был удивлен, видя такое множество птиц, и очарован их разнообразной красотой, их вниманием и доброжелательностью, за что он и возблагодарил Создателя. Закончив проповедь, Святой Франциск совершил крестное знамение и позволил птицам улететь. И все птицы взмыли в воздух, сладостно распевая. И, вслед за Святым Франциском, совершившим крестное знамение, они разделились на четыре группы. Одна полетела на восток, другая отправилась на запад, третья – на юг, а четвертая на север. Каждая группа в полете пела чудесные песни.» (1.2), http://s-francesco.narod.ru/16.html

2. В ту пору, когда святой Франциск жил в городе Губбио, в его окрестностях появился громадный волк, страшный и свирепый. Он пожирал не только животных, но и людей, и держал весь город в величайшем страхе.
Святой Франциск захотел помочь горожанам. Ко всеобщему ужасу он смело вышел за стены города без всякого оружия. Навстречу ему из леса выбежал волк, из пасти которого вырывалось страшное рычание. Святой Франциск приблизился к нему, осенил его крестом и сказал:   "Подойди сюда, Брат волк. Я повелеваю тебе, именем Христа, никому более не вредить". Удивительно, но едва Святой Франциск сотворил крестное знамение, ужасный волк, закрыв пасть, остановился, подошел к Святому Франциску и лег у его ног, подобно кроткому ягненку. И Святой так говорил ему: " Брат волк, ты делаешь много зла в этой стране, уничтожая и губя творения Божьи без Его соизволения, и ты не только умерщвлял и пожирал животных, но имел дерзость убивать людей, созданных по подобию Божьему, за это ты достоин виселицы, как разбойник и злейший душегубец, и весь народ ропщет против тебя, собаки преследуют тебя, и все жители тебе враждебны. Но я хочу, брат волк, устроить мир между тобою и ими, чтобы ты не обижал их больше, а они простили бы тебе всякую прежнюю обиду, и чтобы ни люди, ни собаки не преследовали тебя". Слушая эти слова, волк склонил голову и, движениями тела, хвоста и глаз выражал согласие с тем, что говорил Святой Франциск. И Святой Франциск продолжал: " Так как ты согласен заключить этот мир, то я тебе обещаю, что люди этой страны будут питать тебя каждый день, пока ты будешь жить между ними, так что ты никогда не будешь страдать от голода, ибо я знаю, что ты с голода делал все это зло Но если я добьюсь всего этого для тебя, ты должен обещать, со своей стороны, никогда больше не нападать ни на животных, ни на людей. Обещаешь ли ты это?" Тогда волк, склонив голову, в знак того, что он согласен. Святой Франциск заговорил вновь: "Брат волк, можешь ли ты дать мне залог твоей искренности, чтобы я поверил твоему обещанию?" И протянув руку, он получил ручательство волка, который поднял лапу и дружески вложил ее в руку Святого Франциска, давая единственный залог, какой был в его силах. Тогда Святой Франциск вновь обратился к нему: "Брат волк, я повелеваю тебе, именем Христа, немедленно следовать за мной без колебаний и сомнений, дабы мы могли вместе подтвердить этот мир, который мы заключили во имя Божье". И волк, повинуясь ему, пошел рядом с ним, кротко, как ягненок, к великому изумлению людей.
Святой Франциск повел волка в город, на главную площадь, где обратился к изумленным горожанам и взял с них обещание ежедневно давать волку пищу и не причинять ему зла. После этого волк прожил в Губбио еще два года. Он ходил от дома к дому, и всюду его кормили и ласкали. И когда он проходил, ни одна собака не лаяла. (1.2), http://s-francesco.narod.ru/21.html
«В память об этом неслыханном событии жители Губбио воздвигли небольшую церковь, названную «Витторина» - «место победы». Она и сейчас там стоит, заботливо обновляемая новыми поколениями. (2)

3. «Один юноша как-то раз поймал очень много голубей. И вот, когда он продавал их, его увидел Святой Франциск, который всегда очень сочувствовал таким кротким животным. С жалостью глядя на голубей, он сказал юноше: "О добрый человек, я молю тебя отдать мне этих безобидных птичек, в Писании олицетворяющих кротость, чистоту и души, исполненные верой, дабы не попали они в жестокие руки, и не постигла бы их смерть" И юноша, вдохновленный Богом, немедленно отдал птиц Святому Франциску, который, укрыв их на своей груди, нежно заговорил с ними: "О мой маленькие сестрички голубки, такие наивные, такие невинные и такие целомудренные, как же вы позволили себя поймать? Я спасу вас от смерти и сделаю вам гнезда, дабы вы плодились и размножались, как повелел Господь" Затем Святой Франциск сделал для всех них гнезда, и они стали откладывать свои яйца и высиживать их в присутствии братьев, и были доверчивы и послушны Святому Франциску и братьям, как куры. И не улетели прочь, пока Святой Франциск не дал им своего благословения. Тогда Святой Франциск сказал юноше, который дал ему этих голубей: "Сын мой, тебе надлежит стать братом этого Ордена и преданно и пылко служить Господу Иисусу Христу". Так и свершилось, ибо юноша стал братом миноритом, и жил в Ордене в великой праведности.»  (1.2), http://s-francesco.narod.ru/22.html


Жалость  к животным, попавшим в беду, особенно к детенышам, вообще очень характерна для Святого Франциска: зайчонка, пойманного в сети и ему доставленного, он нежно гладит, приговаривая: «Ах, бедный зайчик, как это ты дал себя обмануть!». И велит его далеко отнести в лес. (3)

Чтобы выкупить ягненка, которого ведут на бойню, он отдает свою зимнюю одежду. (2), (3).

В другой раз, когда у него самого ничего нет, он убеждает проезжего торговца выкупить для него ягненка, пасущегося одиноко без матери в неподходящем обществе среди коз и баранов, где его ждет  гибель. Эту овечку он подарил сестре Якопе, которая выходила ее, а из ее шерсти потом связала одежду для Франциска. (2)

Особую любовь питает святой к жаворонкам.
«У брата жаворонка, - говорил он, - шлык как у монаха, и он смиренная птица, потому что охотно ходит по дороге в поисках хлеба. Летая, он славит  Господа очень сладко, как добрые монахи, презирающие земное… Одежда его (крылья) похожа цветом на землю и этим он дает пример монахам, чтобы не носили они расфранченных и тонких одежд.»  Святой Франциск хотел идти к императору и умолять его, чтобы тот запретил убивать братьев жаворонков. Ему казалось, что эта птичка особенно ревностно служит Христу. (1.1)

Большую рыбу, принесенную святому, он тотчас пускает снова в воду. (1.1), (3)

Милосердие его распространяется и на насекомых: пчел он кормит зимою медом и вином, ибо их искусная работа славит Творца.  Даже  червей, ползущих по дороге, он поднимает и относит в безопасное место, чтобы путники не раздавили их. (1.1), (3)

«Когда он видел множество цветов, он начинал проповедовать им и призывал их к восхвалению Господа, как будто они обладали разумом. С самым искренним простодушием он приглашал любить и почитать Господа нивы и виноградники, камни и леса, красу полей, зелень садов и воды ручьев, землю и огонь, воздух и ветер.»  - свидетельствует первый биограф святого Франциска Фома из Челано.
(1.1)

«Его любовь и сострадание простирались … на всю немую и неразумную тварь, на гадов, на птиц и на все прочие одушевленные и неодушевленные создания.» (см. Гимн брату Солнцу  http://s-francesco.narod.ru/sol.html )

И вся природа питала к нему ответную любовь. «Все создания отвечали любовью на любовь святого и благодарностью платили за его отношение к ним. Они ласкались к ласковому, слушались просящего, повиновались повелевающему». «По чудесному и непонятному для других дару, для него были открыты тайны сердца всех тварей, как будто он уже парил в свободной славе сынов Божьих.» (1.1)


Все авторы житий святого Франциска неизменно отмечают, что он любил природу и животных «ради Христа». Всем им он рассказывает о Христе, призывает славить Бога.


И значит, именно так и надо! Значит, святой Франциск прав, раз он получает такой ответ!

_____________________________________________

Дело святого Франциска по просветлению животных  продолжается и в наши дни. Совершаются мессы святого Франциска с благословением животных. Этому посвящен рассказ Людмилы Улицкой «Франциск Ассизский: два в одном"    ( http://rozamira.org/lib/names/_other/Ulitskaya_Francis.htm ) –(ранее приводился Володей Камским на Форуме Rozambra.org в ветке “Пир зверей»)

А вот еще одна интересная ссылка: http://www.lifeinspirit.ru/blessing-animals/about-animals.html

_____________________________________________
Источники:
1. Цветочки святого Франциска Ассизского . Перевод А.П.Печковского. Вступительная статья С.Н.Дурылина. «Мусагетъ», Москва, MCMXIII.
1.1.   Вступительная статья С.Н.Дурылина
1.2.    Текст «Цветочков»
2. Анаклето Яковелли. Святой Франциск Ассизский. М., Издательство Францисканцев, 2003.
3. Форум сайта "Твои друзья. Приют для бездомных и брошенных животных. г.Самара  (http://zoopriut.ru/forum/32-441-1 , сообщение 8 )

"Благодать не отрицает природу, а преображает ее." - Николай Бердяев и Св.Фома Аквинат
_______________

Мария Хотина
«Последнее редактирование: 30 Ноября 2014, 03:02:49, ВОЗ»

Одна из любых моих тем из Жития Святых. Спасибо, Мария!

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…

Есть очень светлое стихотворение М. Волошина Святой Франциск.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 30 Ноября 2014, 03:04:34, ВОЗ»

Да, Франциск и наш Серафим Саровский какие-то особенные, даже просто упоминание имени их входит в сердце такой волной радости, такой надеждой...

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Спасибо, друзья, за отклики!

Действительно, св.Франциск и св.Серафим чем-то похожи.
Пребывание в радости. Любовь ко всему творению Божьему и ко всем людям. Полный отказ от материальных благ.

Женя!
Спасибо за стих!
Здорово! И ведь многого коснулся Волошин - здесь и проповедь птицам, и волк из Губбио, и Гимн брату Солнцу.

О святом Франциске еще можно многое рассказать. Вначале планировала дать еще его биографию и немного коснуться темы стигматов. Но тогда было бы слишком длинно и уводило бы от темы ветки.

"Благодать не отрицает природу, а преображает ее." - Николай Бердяев и Св.Фома Аквинат
_______________

Мария Хотина
«Последнее редактирование: 22 Апреля 2010, 00:08:35, Мария»

 Святой Антоний Падуанский (15.08.1195 – 13.06.1231)

Святой Антоний Падуанский

Святой Антоний Падуанский – один из самых любимых и широко почитаемых святых Католической Церкви.

Гениальный проповедник. Чудотворец. Целитель. Прозорливец. Современник и верный последователь Франциска Ассизского, первый профессор богословия среди францисканцев.

Перед смертью святой Франциск в Ассизи благословлял всех своих братьев и духовных чад в мире. В это время святой Антоний в Арле держал речь перед братьями-францисканцами на капитуле (ежегодном собрании францисканцев). Духовным зрением он увидел святого Франциска, благословляющего их всех, и засвидетельствовал это: «Братья, на колени! Примем благословение нашего отца!»
Многие из монахов были искренне убеждены, что после смерти святого Франциска дух его снизошел на святого Антония. (1)

после смерти святого Франциска дух его снизошел на святого Антония

Его мирское имя – Фернандо де Буйон. Португалец знатного происхождения, его отец был рыцарем-крестоносцем. Десятилетним мальчиком лишился матери. В 15 лет после пережитой сердечной драмы решил удалиться в монастырь. Когда Фернандо было 17 лет, его отец погиб в крестовом походе от рук мусульман. После этого юного монаха по его просьбе перевели из родного Лиссабона в Коимбру, в монастырь Святого Креста, где он получил прекрасное образование и был рукоположен в священный сан. В 25 лет Фернандо, вдохновленный подвигом пяти миссионеров-францисканцев, замученных мусульманами, примкнул к ордену францисканцев и принял имя Антония. Вскоре после этого он отправился в Марокко, мечтая повторить подвиг пяти мучеников. Но его миссионерской деятельности помешала тяжелая болезнь. Пришлось возвращаться домой. Но корабль, на котором плыл  Антоний, штормом прибило к берегам Сицилии. Так святой оказался в монастыре францисканцев. Едва оправившись от болезни, он хотел вновь плыть в Марокко, но настоятель монастыря пригласил его отправиться на капитул (ежегодное собрание францисканцев) в Ассизи. Там Антоний познакомился со святым Франциском и был приглашен в качестве священника в монастырь Монте-Паоло, расположенный недалеко от города Форли. Именно в Форли на диспуте францисканцев с доминиканцами у Антония неожиданно открылся дар проповедника.

«Антоний – это человек, который силой Святого Духа и мощью своего красноречия совершит великие подвиги во имя Царства Божьего» - сказал святой Франциск, услышав его проповедь. (1)

Решено было, что Антонию необходимо продолжить учебу. Святой Франциск послал его к лучшему в Италии  профессору богословия Фоме Галлону. По окончании учебы Антоний поочередно преподавал и проповедовал: читал лекции в Болонье, проповедовал еретикам-катарам в Северной Италии, преподавал богословие в Южной Франции, выступал с проповедями в Тулузе перед альбигойцами; в последние годы жизни проповедовал в Северной Италии.
Был провинциалом Южной Франции, затем - провинциалом Романьи.

Слова святого Франциска о святом Антонии оказались пророческими. Благодаря своему бесстрашию и гениальному красноречию он совершал невероятное. «Для меня справедливость значит больше, чем жизнь» - говорил святой (1). И шел в самые горячие места.
Сила его проповеди была такова, что к покаянию обращались самые закоренелые, озлобившиеся убийцы, такие, как  страшный тиран Эццелино да Романо, которого Данте в «Божественной комедии» поместил в седьмой круг ада, в кипящую реку крови.
Без тени страха святой беседовал ночью в лесу у костра с душегубами-разбойниками, а затем принимал у них исповедь.
Он проповедовал на площадях перед толпами еретиков, которые в любой момент могли забросать его камнями. Он остановил войны между католиками и альбигойцами (Тулуза), гвельфами и гибеллинами (Романья).

Антоний, действительно, проповедовал силой Святого Духа.
Во время его проповеди в Риме, где собралось множество паломников из разных стран, каждый слышал  речь святого на своем родном языке.
Неудивительно, что святого Антония понимали не только люди, но и животные. И он, как истинный духовный сын святого Франциска, имел любовь ко всему живому.

Первое чудо святого Антония, имеющее отношение к животным, засвидетельствовано в главе XL «Цветочков», повествующей «О чуде, которое Бог совершил, когда Святой Антоний, будучи в Римини, проповедовал рыбам морским»
Событие это относится к тому времени, когда святой Антоний был направлен святым Франциском в Северную Италию для борьбы с ересью катаров, считавших, что видимый мир создан дьяволом.
«Святой Антоний пребывал как-то в Римини, где было великое множество еретиков. И желая направить их к свету истинной веры, на путь истинный, проповедовал им несколько дней, и убеждал их верой Христовой и Святым Писанием. Однако они не только противились его словам, но были ожесточены и упрямы, отказываясь слушать его. Наконец Святой Антоний, вдохновленный Богом, пошел на берег, где река впадала в море, и встав между рекой и морем, начал говорить рыбам, будто бы Господь послал его проповедовать им: "Слушайте слово Божье, о вы, рыбы морские и речные, ибо неверные еретики отказываются слушать его". Едва он произнес это, как вдруг такое великое множество рыб, больших и малых, приблизились к берегу, на котором он стоял, какого никогда не видели ни в море, ни в реке. Все высовывали головы свои из воды, и казалось, что они внимательно смотрят на лицо Святого Антония. Все они расположились в совершенном порядке, меньшие – около берега, за ними – те, что немного больше, и дальше всех, где вода была глубже, - самые большие. Когда они разместились в таком порядке, Святой Антоний начал проповедовать им, говоря весьма мудро: "Братья мои рыбы, вы стремитесь, насколько это в ваших силах, вознести благодарность вашему Создателю, который дал вам в обиталище столь достойную среду. Ибо вы можете выбирать сладкую воду или соленую. Вы имеете множество укрытий от бури. Вам также дана столь чистая и прозрачная среда для вашего пропитания. Бог, ваш щедрый и добрый Создатель, когда сотворил вас, велел вам плодиться и размножаться, и благословил вас. Во время всемирного потопа все другие твари погибли, только вас Бог хранил невредимыми. Он дал вам плавники, дабы вы плавали, где пожелаете. Вам было даровано, по воле Божьей, уберечь пророка Иону, и через три дня выбросить его целым и здоровым на твердую землю. Это вы принесли нашему Спасителю Иисусу Христу монеты, когда из-за своей бедности он не имел, чем расплатиться. Таинственным образом вы были единственной едой Царя вечного Иисуса Христа до и после его Воскресения. За все это вы обязаны хвалить и благословлять Господа, который одарил вас щедрее и больше, чем прочих тварей". При этих словах рыбы стали открывать рты и склонили головы, стремясь, как могли, выразить свое почтение и показать свою благодарность. Святой Антоний, видя почитание рыбами своего Создателя, сильно возрадовался в душе и сказал громким голосом: "Благословен будь, Бог вечный. Ибо рыбы морские почитают его более чем люди неверные, и звери бессмысленные внимают слову его с большим вниманием, чем грешные еретики". И пока Святой Антоний проповедовал, количество рыб возросло, и ни одна не покинула своего места. И люди города, услышав о чуде, поспешили увидеть его. С ними также пришли еретики, о которых мы говорили, и которые, видя удивительное и явное чудо, были тронуты в своих сердцах. И бросились к ногам Святого Антония, чтобы слушать его слова. Святой тогда начал излагать им Католическую веру. Он проповедовал так красноречиво, что все те еретики обратились и вернулись к истинной вере Христовой. Верные также были исполнены радости и великого утешения, и укрепились в вере. После этого Святой Антоний отпустил рыб с благословением Божьим. И все они расплылись в разные стороны, радуясь, и люди вернулись в город.» (2)

Святой Антоний отпустил рыб с благословением Божьим

Увы, не все катары вернулись к истинной вере после чуда с рыбами. Некоторые продолжали упорствовать, среди них – лидер катаров Римини учитель Бонильо. Он с гневом наблюдал, как его последователи обращаются в католичество.  Бонильо предложил Антонию заключить пари.

« - И ты действительно веришь, что Бог сокрыт в Святых Дарах в ваших церквях? – спросил еретик.
- Бог действительно сокрыт в Святых Дарах, - ответил Антоний. И если ты не преклонишь перед Ним колени, то это сделает твой осёл, ибо и он – творение Божье.
- Прекрасно! – обрадовался Бонильо. – Я уверую в твоего Бога, сокрытого под видом Хлеба, если мой осёл преклонит перед Ним колени.» (1)

Случай не заставил себя долго ждать. Во время очередной проповеди к святому Антонию подъехал Бонильо на осле.
 
« - Эй, монах! А как же наш спор?
Антоний, провозглашавший проповедь со ступеней кафедрального собора, прервал свою речь и сделал знак рукой.
- Тише! Разве ты не слышишь?
Из собора доносился нежный звон колокольчика. Это священник нес Святые Дары больному, а впереди него шел мальчик, держа в руках свечу и колокольчик. Священник прошел сквозь толпу, которая с почтением расступилась.
- Преклоним колени! – воскликнул Антоний!
- А это мы посмотрим! – злобно усмехнулся еретик.
Но не успел он договорить, как почувствовал, что его осёл задрожал и, несмотря на то, что Бонильо отчаянно тянул его за уздечку, упал на передние колени.
Осёл оставался в таком положении до тех пор, пока священник не скрылся из виду.
- Чудо! Чудо! – неистовствовала толпа на площади перед собором. – Осёл преклонил колени перед Святыми Дарами.

Осёл преклонил колени перед Святыми Дарами

Смертельно бледный, Бонильо скрылся. Борьба между посланцем Божьим и предводителем еретиков завершилась. Еретикам больше нечего было сказать в Римини. Город был возвращен к истинной вере.» (1)

Эти два чуда с животными спасли жителей Римини от ереси. Но Бонильо остался глух к чудесам. Однако, сятому Антонию все-таки удалось вернуть даже его в лоно Католической Церкви! Это произошло после того, как Антоний выпил отравленное вино, которым угостил его Бонильо у себя дома. Антоний знал, что вино отравлено, и сказал об этом хозяину. Но тот с усмешкой ответил, что это не может повредить истинному посланцу Иисуса Христа. После того, как Антоний выпил яд и остался невредим, Бонильо упал перед ним на колени и просил прощения. Глава еретиков города вернулся в церковь!


Рассказывая о чудесах, связанных с животными, следует упомянуть еще о чуде с лягушками.  После победы над ересью в Северной Италии святой Антоний был направлен в Южную Францию в качестве преподавателя богословия. Он должен был прочитать курс лекций в монастыре города Монпелье. Стояла теплая весна, окна в аудитории были открыты. Монахи, затаив дыхание, слушали лекцию святого Антония.
«И только один звук нарушал тишину, царившую во время лекций: в монастырском пруду отчаянно квакали лягушки, устраивая там свои концерты.
- Можно, я закрою окно? – вызвался брат Реджинальд. – Лягушки нам мешают.
- О, они поют на свой лад, - ответил с улыбкой Антоний. – Давайте оставим окна открытыми. Почему же мы должны ограждать себя от чудес милости Божьей?
- Но лягушки…
- Лягушки будут столь любезны, что перенесут пение своих псалмов на другое время. Нужно только попросить их об этом.
Антоний приблизился к окну, обратил взор к ясной поверхности пруда и воскликнул:
- Послушайте, сестрички из монастырского пруда! Прервите ненадолго свое дивное пение. Ибо хотя оно приятно для слуха, но слегка мешает моим слушателям во время лекции.
И произошло чудо: лягушачий концерт оборвался как по заказу – и уже ни один звук не нарушал тишину в лекционном зале. …
… Отныне, когда Антоний выступал с кафедры, ни одна лягушка не подавала голос, и никогда больше их кваканье не мешало лекциям.» (1)
Лягушки послушались святого Антония, как ранее ласточки исполнили просьбу святого Франциска.


О любви святого Антония ко всем тварям Божьим свидетельствует следующий случай, произошедший примерно через год после чуда с лягушками.
По окончании курса лекций в монастыре Монпелье Антоний отправился в Тулузу, где между католиками и альбигойцами (ересь, аналогичная ереси катаров в Италии) шла гражданская война.
Была ночь, когда уставший после длительного путешествия Антоний подошел к городским воротам Тулузы. Городской стражник принял его за нищего и сперва не хотел пускать. Но по мере того, как Антоний говорил со стражником, тот все больше и больше проникался симпатией к странному путнику. Вскоре он предложил святому для ночлега в каморку городской башни, в которой, увы, было множество крыс, и поделился ужином - куском хлеба и чашей вина. Антоний с благодарностью принял ночлег и ужин. Но не стал доедать хлебную корочку.
«- … Я вижу, ты не так уж и голоден, если не доел хлеб.
- Я оставил корочку. Дам ее тем тварям Божьим в моей камере, чтобы они не мешали мне отдыхать..
- Ты имеешь в виду крыс?
- Да, моих братьев крыс.
- В самом деле у тебя совсем плохо с головой, - поморщился стражник…» (1)
Усталый с дороги, голодный святой отдает часть своего хлеба крысам. А завтра ему предстоит войти в город, где его в любой момент могут убить лишь за то, что он католик.

Жития святого рассказывают нам еще об одном чуде, которое случилось в 1231 году, незадолго до смерти святого, во время проповеди в Падуе. В Великую Пятницу Антоний, превозмогая болезнь, выступал с проповедью. Весь город собрался послушать святого. Этим решили воспользоваться разбойники, обосновавшиеся в лесу недалеко от города. Они беспрепятственно вошли в город, их никто не заметил. Все внимание горожан было обращено на проповедника. Когда разбойники проходили мимо храма Пресвятой Богородицы, где проповедовал Антоний, их охватило любопытство, и они остановились послушать святого.
«Вдруг проповедник остановился и поднял глаза к небу. В воздухе был слышен писк, и люди, проследив за его взглядом, увидели, как два ястреба преследуют смертельно перепуганную голубку.
- Хищные птицы кружат над нами! – воскликнул Антоний. – Я приказываю вам, братья ястребы, оставьте в покое эту бедную голубку. Иди ко мне, сестрица! Я буду твоей защитой.
Хищники остановились в полете, а голубка опустилась и села у ног проповедника, который осторожно поднял ее и прижал к груди.
Ястребы сделали несколько кругов и улетели.
- Бедная сестрица голубка, - сказал Антоний. – Больше тебе ничто не грозит. Расправь крылья и лети к своему гнезду.
Белоснежная голубка взлетела и исчезла в небе.
- Хищные птицы кружат над нами, продолжал Антоний проповедь своим проникновенным голосом. – У них не осталось уважения даже к священному дню, когда умер Спаситель. …
Пламенный взгляд Антония, подобно огненному мечу, настигал затерявшихся в толпе разбойников.
- … Обратитесь на путь истинный, как тот разбойник, и вам даровано будет прощение.» (1)
Как только закончилась проповедь, разбойники, один за другим пробились в толпе к святому Антонию и, низко склонив головы, предстали перед ним. И теперь уже разбойников пришлось защитить Антонию от горожан, которые их узнали. Антоний потребовал, чтобы разбойники вернули то награбленное, что было у них с собой. Убедил горожан, что разбойников надо простить. Затем принял исповедь у всех членов шайки и отпустил грехи.
Так была спасена голубка от ястребов, горожане – от бандитов, а банда, пришедшая грабить город, - от греха.

Интересно то, что святой Антоний проповедует одновременно и животным, и людям. И слова его достигают и тех, и других. Часто бывает, что первыми откликаются животные.


Последним земным домом Антония стал дуб. В его ветвях святому по его просьбе соорудили маленькую келейку. Там он жил вместе с птицами. Оттуда произносил свои последние проповеди. Только дважды в день спускался он с дуба – утром, чтобы служить мессу, и в полдень, чтобы разделить с братьями трапезу.

Святой Антоний умер в Падуе. Он был канонизирован 30 мая 1232 года, примерно год спустя после смерти, папой Григорием IX. Нетленный язык святого Антония хранится в Падуе в базилике, носящей его имя.

Нетленный язык святого Антония хранится в Падуе в базилике, носящей его имя.

_____________________
Источники:
1)   Вилгельм Хуннерман: Святой Антоний Падуанский, - издательство Францисканцев, 2004
 2)   Цветочки святого Франциска Ассизского
http://s-francesco.narod.ru/order.html

"Благодать не отрицает природу, а преображает ее." - Николай Бердяев и Св.Фома Аквинат
_______________

Мария Хотина
«Последнее редактирование: 30 Ноября 2014, 03:05:30, ВОЗ»

Спасибо, Мария!
Кстати, 13 июня братья-францисканцы празднуют день Учителя жизни, Солнца Падуи, Евангельского доктора, как называют святого Антония, предваряя праздник тринадцатидневным молитвенным служением.

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…

Святой Мартин де Поррес (09.12.1579 – 03.11.1639)

Святой Мартин де Поррес

Первый темнокожий американский святой в Католической церкви. Монах-доминиканец. Целитель и чудотворец. Святой, любивший всех без исключения: бедных и богатых, людей и животных. Был причислен к лику блаженных в 1837 г. Папой Григорием XVI.  Канонизирован Папой Иоанном XXIII  6 мая 1962 г. Апостолом милосердия назвал его Иоанн XXIII. Считается покровителем мира во всем мире.

Мартин родился в Перу. Отец его, Хуан де Поррес, был испанским рыцарем; мать, Ана Веласкес, африканка, - танцовщицей в кабаре. Родители Мартина не состояли в браке, отец долгое время не хотел признавать сына. Мать вынуждена была воспитывать детей, Мартина и его младшую сестру Хуану, одна. Семья жила бедно.
С детства Мартин был милосерден ко всем нуждавшимся. Мать часто посылала мальчика на базар за продуктами, откуда он возвращался с полупустой корзиной и без денег – ребенок щедро делился тем, что имел, с нищими.
Благодаря отцу детям все же удалось получить начальное образование.
В двенадцать лет Мартин решил выучиться на парикмахера, эта работа была тесно связана с профессией врача.

В 15 лет вступил в доминиканский монастырь Святого Розария в своем родном городе, Лиме, в качестве «доната», т.е слуги, не связанного обетами. В монастыре Мартин выполнял разную работу: готовил еду, занимался уборкой, стирал белье. Помимо этого, вне стен монастыря он за больными, а также каждый день готовил суп для сотен нищих. Перед едой он обязательно читал молитву и произносил небольшую проповедь. Простой люд платил ему любовью за его доброту и труды.
Но Мартин умел любить бедных без ненависти к богатым. Все люди были для него детьми Божьими, равно нуждающимися в спасении. И знатные горожане с радостью жертвовали святому деньги на дела благотворительности.
Сестра Мартина, Хуана, удачно вышла замуж, и тоже содействовала брату в делах благотворительности. Вдвоем они устроили приют для детей-сирот, больных чесоткой. Мартин поручил сестре заботу о приюте.

В 20 лет святой по настоянию приора принял обеты и стал монахом-доминиканцем. Это не было инициативой Мартина,  он, по его собственным словам, предпочитал быть простаком в доме своего Господа. Ему ближе была деятельная помощь людям.
В течение оставшихся сорока лет своей жизни Мартин неустанно творил дела милосердия: ухаживал за больными, был аптекарем монастыря.
Он был усерден в молитве.
Особое внимание святой уделял проповеди среди индейцев и негров.
Мартину были присущи такие качества, как скромность и послушание. Вспомним, как высоко ценил эти добродетели святой Франциск Ассизский! Но милосердие было для него превыше всего. Когда речь шла о жизни и смерти человека, он, нарушив запрет приора, взял к себе в келью раненого индейца, который без медицинской помощи не дожил бы до утра.

Мартин был наделен даром целителя.
Однажды в Перу приехал Панамский архиепископ, который страдал сильными головными болями. Врачи никак не могли облегчить его страдания. Приор доминиканского монастыря позвал Мартина, и тот прикоснулся к голове епископа, после чего боль полностью прошла. Сам Мартин смутился от произошедшего чуда и просил иерарха не смеяться над "бедным мулатом".

Многими другими чудесами  прославился этот удивительный святой.

Подобно святому Антонию Падуанскому, он был наделен даром билокации (человек может одновременно находиться в двух местах). Святой Антоний читал проповедь на Пасхальной заутрени в кафедральном соборе города Монпелье и в это же время пел «Аллилуйя» в храме монастыря этого же города. А святого Мартина видели в Мехико, Китае, Японии и даже в Африке, ободряющим больных миссионеров, хотя известно, что он никогда не покидал пределов Лимы.
Подобно святому Антонию, он обладал даром убеждения и даром прозорливости.

И так же как святой Франциск Ассизский и святой Антоний Падуанский, святой Мартин де Поррес был милостив к братьям нашим меньшим – животным. Он считал, что все сотворенное Богом является хорошим.
 
Существует предание о воскрешении святым Мартином собаки.

Один из братьев не мог выносить вони от паршивого пса, который все время бегал около монастыря. Однажды этот человек убил собаку и закопал ее в монастырском саду. Мартин откопал ее, воскресил, залечил раны, накормил и приказал уйти подальше от монастыря.

Еще один пример милосердия и любви святого  к животным – случай с мышами.

Работая в прачечной, Мартин очень огорчался, когда видел, что белье изгрызено мышами. Однако он отказывался положить мышам отраву, потому что ему было жалко "бедных тварей": "Они бы не грызли белье, если бы им было, что покушать". Однажды, когда Мартин работал в прачечной, он увидел, как из норки выбежала мышка, и обратился к ней: "Пойди за остальными мышами, я приказываю вам покинуть прачечную и поселиться в саду. Обещаю, что буду каждый день приносить вам туда еду". Братья, которые были свидетелями увещевания, рассказывали, что мышка внимательно и испуганно слушала Мартина, навострив уши, а потом скрылась в норке. Через несколько минут изо всех углов прачечной высыпали мыши и убежали в сад, как и просил Мартин. Там они вырыли себе норы; Мартин также сдержал слово: каждый день он стал приносить им еду.

Вспомним теперь эпизод с крысами из жизни святого Антония Падуанского.

Интересно также отметить, что подобный случай произошел и в жизни митрополита Антония Сурожского. Видеозапись его рассказа об этом можно посмотреть по адресу:
http://www.isfarinka.ru/news.php?item.680.6 
«У меня был случай, который я некоторым рассказывал, о том, как у нас в церковном доме завелись мыши и бегали они стаями. Мы с матерью решили не ставить мышеловок, потому что нам жалко было мышей, кусочки хлеба с ядом мы не хотели класть, потому что даже если они умерли бы на месте, у меня бабушка была 93 лет, она могла взять и съесть, и тогда будет совсем не то. И я думал: что же делать? И потом я вспомнил, что у нас есть в церкви вот такая книга, Великий Требник и там есть молитва одного святителя, я не помню имя его сейчас, не то что заклинание, это обращение ко всем вредным зверям, целая страница, начиная с львов и тигров и кончая насекомыми, и по дороге, конечно, и мыши есть.  …. Я посмотрел, и в конце там сказано: когда ты прочтешь это, скажи: вот, я именем Господним тебе повелеваю уйти и больше не досаждать этому дому. Ну, я подумал: я никак не верю, что это может случиться, но если ты, святой имярек, веришь в это, я твою молитву прочту, а ты ею молись; я только слова прочту, а ты сделай, что нужно. Потому что ты верил, когда написал эти слова; так вот — твоя вера, а мои слова. … И вот я по этому признаку решил обратиться к святому — кажется Евстафию, я не уверен. Я надел на себя епитрахиль, сел на свою кровать, которая была против камина, положил книгу на колени и жду. И из камина вылезла мышь. Я ее перекрестил и говорю: «Сядь и слушай». И что? — она села, шевелит усами и смотрит на меня. Я взял книгу и ей прочел, и когда кончил, я ее снова перекрестил и сказал: «А теперь иди и скажи другим». Она ушла, и ни одной мыши больше в доме не было.» (3)
Митрополит Антоний неоднократно упоминал об этом случае в своих беседах, в другой раз он называл автором молитвы к «вредным тварям» святого Василия Великого. (4)
Каким святым была составлена эта молитва? Это был греческий раннехристианский святой. Важно, что и он тоже любил братьев наших меньших, был обеспокоен тем, что они гибнут от рук людей! И это еще раз подтверждает тот факт, что тема милосердия к животным актуальна в христианстве всегда!
 
Часть мощей св. Мартина хранится в Самаре, в алтаре католического храма Пресвятого Сердца Иисуса

________________________________
Источники:
1.  http://ru.wikipedia.org/wiki/Поррес,_Мартин_де
2. http://www.liveinternet.ru/users/denkerin/post52286870/
3. http://www.zagorsk.ru/duhovn/ma_6/13.php

"Благодать не отрицает природу, а преображает ее." - Николай Бердяев и Св.Фома Аквинат
_______________

Мария Хотина
«Последнее редактирование: 30 Ноября 2014, 03:06:49, ВОЗ»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика