Пространственные искусства
О моих альбомах (фотоавангард Александра Гусева)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.


Фотоаппарат я держу в руках давненько. Со времен моей учебы в славном МАРХИ, с начала 70-х годов, снимал много и по разным поводам. В 90-х годах увлекался разными экспериментами – соляризацией, фотосилуэтом (снимал людей на фоне светящегося экрана на прозрачном подиуме), гелиотипией – печатал на обычном картоне очувствленной краской, сам составлял эмульсию по технологии фотографа Геннадия Малафеева. Параллельно рисовал, вырезал из бумаги, занимался техникой офорта и акватинты.

Но вот начался XXI век, а я никак долгое время не поворачивался к цифровым технологиям. Помню, как меня ругали мои более продвинутые друзья: учись фотошопу, учись – будешь летать, а я всё сидел за их спинами, готовя новую выставку и просил Христа ради – здесь чуть посветлее, здесь поярче и т. п. В мае 2011 года я попал в Непал, в Дели. Жадности моей не было предела – привез тысячи снимков из страны, где время остановилось. Это было, как если бы я, горячо любящий старую Москву, был заброшен на машине времени в Москву 1910-х годов, да еще и с Никонами под мышкой. А тут еще и Canon хороший появился. И я понял: всё, баста, надо самому всё обрабатывать. Хватит ждать милости от друзей!

Ну и пошло, поехало… Учился и по книгам, и по дискам-курсам, спрашивал – показывали. Особенно мне прояснил мозги Леонид N., после ухода которого я каждый раз понимал, что я вообще ничего не знаю в Фотошопе. И сейчас я по-прежнему вижу множество пробелов в своем образовании, и хорошо понимаю – учиться, учиться и еще раз учиться. И я не знаю, как прозвучат в контексте общемирового уровня мои пять копеек, и поэтому так долго не решаюсь выставить в интернете свои работы. Ведь я реально ощущаю – показываю пробу пера. Я только нащупываю какой-то свой стиль среди мириадов пользователей Photoshop.

В начале января 2014 года я проснулся после Нового года и ощутил свободное каникулярное время – воздух незанятости текущими делами. Сел за компьютер и решил:

1) Я никому ничего не должен: хочу режу изображение, хочу мну, хочу закручиваю. А давай попробую те программы и фильтры, которые…

2) Обожаю авангард начала XX в. – футуризм, фовизм и пр. А хватит мне быть реалистом и академистом! Представь, что Лентулову и Кандинскому дали в руки это чудо – Photoshop! Что бы  они делали? Ведь сто лет назад эти ребята обогнали фотографов на века. Назад к ним! А не вперед в будущее. Какой мы, прости Господи, авангард?! Учиться – их чувству ритма и соотношения линий и пятен, напряженности и динамике, выразительности и буйству цвета и света!!! И т. д.

Мне повезло – мама с детства водила меня в музеи и на множество выставок, у нас была хорошая библиотека по искусству и я всю жизнь впитывал множество впечатлений в библиотеках (самых разных), перерыл тысячи книг – с картинками! Хочу надеяться, что всё это вбирание в себя и впитывание было не напрасным. И когда я теперь с великой радостью творю что-то на компьютере, весь этот опыт опосредованно стоит. Не подражать кому-то буквально, а просто настраиваться на некий невидимый камертон. Не заканчивать работу, пока не побегут мурашки. Главное, чтобы самому не было скучно, вяло.

Самое главное в фотошопе, по-моему – это вовремя остановиться, не замучить и не испортить. Вообще-то это называется, кажется, вкус. Возможности программы огромны и радуют быстродействием: одно нажатие мышки – и всё меняется, часто радикально. И… надо выбрать, остановиться. Метод проб и ошибок. Но компьютер + художник иногда действительно могут создать то, что и не нарисуешь и не придумаешь.

Материала, над которым можно изгаляться, у меня было в избытке и он был чрезвычайно разнороден. От улочек Катманду и Бхактапура до гаражей в Мытищах, от трав Коктебеля до пальмовых изгородей Гоа. Чтобы как-то объединить всё это в какую-то единую серию, я остановился на жесткой и простой форме квадрата. И первая моя выставка – в музее Грина в Феодосии в 2014 г. – называлась «Импровизации в квадрате».

Квадрат, наверное – не от Малевича, а от подрамников МАРХИ – моего Alma Mater. Меня этот квадрат несчастный как-то организует. В нем очень удобно работать, в частности, с моим излюбленным фильтром «поляризация». Квадрат в сочетании со спиралью, кругом – прием, который так и просится применяться в моей системе координат. И сразу скажу: избегаю любых глубокомысленных символов и подтекстов, спираль для меня – это прежде всего пружина, силовое поле, вибрирующие энергии линий, взрывающие мой квадрат изнутри.

Наложение слоев, полупрозрачных фильтров – это особая тема и особая радость Photoshop'а. Постоянно рисую по слоям ластиком, архивной кистью и пр. И поскольку у каждого фотохудожника запасы кадров индивидуальны и уникальны, тем более уникальны и бесконечно разнообразны результаты их наложения. Тут море разливанное для творчества и ошибок. А на ошибках – учатся. Практически каждая новая работа чему-то незаметно или заметно учит. Потом легче создавать следующие. Помните фразу из кинокомедии «Подкидыш»: «Молодой человек, он из вас сделает всё, что вы захотите!» А вот Photoshop действительно может – всё, что вы захотите!

Обожаю джаз, слушаю и стараюсь следовать этому драйву в своих «Импровизациях в квадрате»! Музыка линий, музыка цвета и фантазий, музыка программы Photoshop!

9 апреля 2016 г.
День моего рождения

«Последнее редактирование: 27 Сентября 2016, 18:10:26, Гусев Александр»


Живя в городе, мы мало внимания обращаем на небо и облака. Мне часто приходится видеть красивое облако, и я думаю: это обязательно надо снимать. Но город опутан проводами, столбами, нет свободного горизонта. Несколько лет назад я специально выезжал куда-то за город, чтобы снимать облака. Тому, кто занимается фотошопом, часто нужны облака технические: для заполнения пустого участка пейзажа, но важно делать это деликатно и искусно, а люди нередко облаками портят красивую фотографию. Тут нельзя переусердствовать.

Хорошо помню, как несколько лет назад я попал на Волгу, и потом рассказывал, что побывал в заповеднике облаков. Я выходил в чистое поле, и там раскрывались целые битвы, шли какие-то облачные караваны. Я снимал тогда на пленку, это было достаточно давно. Вернулся домой, и оказалось, что пленка не очень качественная, полезло какое-то зерно. Я очень страдал из-за этого, но тем не менее некоторые материалы из этой серии смог использовать.

Иногда я ругаю фотографов. Помню одну мою знакомую, которая довольно много выставляется, и на авторских выставках, и в Интернете. Я ей сказал: знаешь, самое банальное, самое заезженное, что может быть, это снимать закаты, их снимают миллиарды людей. Но вот в прошлом году я и сам вошел в их ряды.

Я приехал в Коктебель в июне и жил там около сорока дней. Надо сказать, что летом в Коктебеле довольно мало облаков, август бывает и вообще без облаков. А тут мне повезло: было на удивление такое взволнованно-романтическое небо, и каждый день разное. Я почувствовал, что нашел какой-то ход. Начал снимать разными объективами, выходил на вершины холмов и снимал в разные стороны. Снимал всегда в ручном режиме, потому что при режиме автомата в белых местах, особенно там, где солнце в кадре, получаются пересветы. Облака всегда надо снимать в ручном режиме и делать кадры чуть более темными, чтобы потом затененные места вытаскивать в Фотошопе.

Я жил под замечательной горой Сюрю-Кая, над которой каждый раз начинали с утра клубиться облака, в течение месяца я рано утром вставал и смотрел, удачный ли сегодня день. Дни были почти всегда удачные. Я выбегал и бесконечно снимал облака, еще не зная, что я буду в Москве из них делать, не думая, что я всё-таки решу втиснуть их в свой любимый квадрат, немножко буду закручивать, динамизировать. Здесь главное – не потерять вкус, меру, можно ведь замучить облака, а можно сделать их интересными в кадре.

Когда-то мой любимый учитель, у которого я очень многому научился в искусстве, подарил мне атлас облаков. У меня же есть профессиональная черта: если что-то снимаю, то очень много, многие сотни кадров. И у меня составился свой атлас разных состояний облаков – и перистые, и кучевые, на закате и на восходе, и какие-то струи, и завихрения. Так же, как когда-то было с тенями – я обнаружил множество разных типов теней на стенах, теперь я и в облаках увидел много интересного.

В этой серии некоторые кадры на удивление получились такими, будто я делал их с самолета или из космоса, но всё это снято с земли. А на самом деле я завидую летчикам: какие удивительные облака я наблюдал в некоторых своих перелетах, невероятные скопления гор, замков, крепостей. Так что смотрите в окна, когда вы летите на самолете, там творятся чудеса, которых мы не можем видеть на земле.


«Последнее редактирование: 27 Сентября 2016, 18:13:38, Гусев Александр»

ОффлайнСергей С.

  • Небеса наполнены музыкой так же, как океан водой.
Александр, альбом "небо над Коктебелем" вызывает душевный восторг. Получил огромное удовольствие. Можно бесконечно долго всматриваться в эти облака, обнаруживая в них что-то новое, меняющееся, при всей сущностной статике фотографии.

Очень напрашивается необходимость дать фотографиям имена и авторские комментарии (если будут).

Например, вот этот снимок...
Угадываете Северную Америку? Мексиканский залив, Ньюфаундленд, Гренландия, Куба...

Зажги во мгле свою звезду!
___________________________
Сергей Сычёв

Как и Сергея, "Небо над Коктебелем" меня восхитило.
(Мне сразу пришло в голову, что это "фотографии души" Максимилиана Волошина. Что поэта такого уровня и масштаба сотворило из него коктебельское небо (и море).
Исключительные фотографии, имхо. СтОят киноэпопеи, симфонии, многостраничного романа.

Путинцева Т


Одна моя знакомая, фотограф из Киева, когда-то много и интересно снимала травы. Например, фрагменты травинок, вмороженных в снег, в других условиях и состояниях природы, во всевозможных ракурсах. Ее приятельница-архитектор это увеличивала и получались большие интерьерные фотографии.

Я сам работал года полтора у Юрия Сергеевича Лебедева в лаборатории архитектурной бионики. Делал выставки, где сопоставлял архитектурные и растительные формы, меня это тогда очень привлекало. Но сейчас увлечение Фотошопом перестроило мое видение того, что можно сотворить из этих как будто простых и незаметных травок. Можно напрямую, как та моя знакомая, снимать траву макрообъективом и увеличивать, это подобно флористике, только средствами фотографии. Но Фотошоп позволяет делать и многое другое, выстраивать удивительные миры из того, что люди обычно просто топчут и не видят. Ведь глаз художника-фотографа устроен совершенно по-другому.

Глядя на конечный результат, я не всегда могу вспомнить, откуда что взялось: то ли это пальмовые листья с Гоа, то ли камыши в Феодосии. Я собираю всевозможные фактуры, могу остановиться и снимать камни с трещинами на мостовой где-нибудь в старом городе, или кору дерева, потом это подкладываю фоном под какие-то листья или травы. Я свободно обращаюсь со всяким материалом, мне важно получить качественный результат, сделать то, что профессионалы называют картинкой.

Потрясающие вещи когда-то делал Федор Толстой – миниатюры с каплями росы, с полупрозрачными ягодами. Это замечательно. Но сейчас на дворе XXI век и на тебя наседает весь пройденный путь искусства: Кандинский, Филонов, кубофутуристы, это уже прочно отложилось в программе моего мозга. А травы своими формами могут подсказать неожиданные решения.



Я не знаю, заглядываете ли Вы в эту ветку, Александр, но если заглянете — примите моё сердечное поздравление с юбилеем и искреннюю благодарность за Ваше творчество и за то, что поделились им с нами. И дай Бог Вам здоровья и новых удивительных открытий!

Какой щедрый год на круглые даты... Что ни день рождения, то юбилей. Неужели 100-летие революции так замысловато сказалось?.. Просто совпадение, наверное.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Александр! Примите мои поздравления и мой всегдашний восторг перед Вашими работами. Хочется и дальше знакомиться и знакомить наших читателей с разными сторонами Вашего многогранного творчества. Желаю еще многих лет интенсивной работы и новых открытий. Разумеется, это не дежурные слова: то, что Вы сейчас делаете, это действительно открытие неизведанных путей для искусства, где поиски форм неотделимы от сотворения новых смыслов, выстраивания нового личностного космоса. Пусть он продолжает расти и углубляться.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

В библиотеке им. Грибоедова (Большая Переяславская ул., 15, метро Проспект Мира) Александр Гусев сейчас представляет свой новый проект: реставрацию старинных фотографий Кремля и Замоскворечья.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика