Культурный поиск
Афиша Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Дорогие друзья и коллеги! 13–14 мая 2014 года в Москве в Институте мировой литературы им. Горького РАН (ул. Поварская, д. 25а) пройдет научная конференция с международным участием «Творческое наследие Георгия Гачева». Конференция посвящена 85-летию со дня рождения философа, культуролога, литературоведа, писателя, оставившего заметный след в мировой гуманитарной культуре, автора многотомной серии «Национальные образы мира», исследовавшего «возлюбленную непохожесть» народов земли».

Организаторы конференции – Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН, Институт славяноведения РАН, Посольство Республики Болгария в РФ, Болгарский культурный институт, философский факультет МГУ, Литературный институт им. А.М. Горького.

Открытие конференции – 13 мая в 11-00 в конференц-зале Института мировой литературы.


14 мая в 18-00 в ИМЛИ РАН состоится «Вечер памяти Георгия Гачева», на котором выступят известные писатели, критики, ученые, общественные деятели: Л. Аннинский, И. Волгин, А. Золотов, О. Николаева, Г. Пряхин, Л. Сараскина, Б. Тарасов, Г. Шалахметов и др.

Откроет вечер директор Болгарского культурного института, советник по культуре посольства Республики Болгария Боряна Ангелакиева.

В рамках вечера памяти Гачева пройдет встреча с другом Гачева, болгарским поэтом и издателем Иваном Гранитски, представление издательства «Захари Стоянов», в котором вышли основные работы Г.Д. Гачева на болгарском языке.

Сердечно приглашаем Вас на конференцию и вечер памяти Гачева. Будем рады видеть Ваших коллег, друзей и учеников.

Адрес Института мировой литературы: ул. Поварская, д. 25а.
Проезд: м. Баррикадная, Арбатская, далее пешком.
Справки по тел.: 8-905-758-43-54.

 
12–13 мая в 20-40 телеканал «Культура» покажет документальный фильм «Семейная комедия. Георгий Гачев и Светлана Семенова» (1-2 серии). Режиссер – Елена Ласкари, автор сценария – Александрина Вигилянская.

 
17 мая в 19-45 в Музее-библиотеке Н.Ф. Федорова при Центральной детской библиотеке № 124 ЦБС ЮЗАО в рамках международной акции «НОЧЬ В МУЗЕЕ»  состоится открытие выставки «Творчество в жизни и культуре. Отец и сын Гачевы».

Выставка познакомит гостей Ночи в музее с историей болгарско-русской династии. Отец Димитр Гачев (1902–1945), эстетик, музыковед, музыкант, и сын Георгий Гачев (1929–2008), философ, литературовед, культуролог, создатель многотомной серии «Национальные образы мира», воплощают в своих творческих судьбах диалог поколений, взаимодействие братских славянских культур.

Адрес Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова при Центральной детской библиотеке № 124: ул. Профсоюзная, д. 92
Проезд: м. Беляево (последний вагон от центра).
Библиотека находится рядом с издательством «Наука».


Будем рады видеть Вас, Ваших коллег и друзей!

Сердечно, Анастасия Гачева.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 29 Июнь 2014, 13:46:00, Е. Морошкин»

Дорогие друзья и коллеги!

2 и 9 июля 2014 года в 19-30 в Еврейском музее и центре толерантности в рамках работы выставки «Авангард и авиация» доктор филологических наук, в.н.с. ИМЛИ РАН А.Г. Гачева прочтет цикл лекций «Философия космизма и культура русского авангарда».

Первая лекция цикла, назначенная на 2 июля, называется "Русский космизм: образ мира, человека, истории". Она посвящена оригинальному течению русской философской мысли второй половины XIX – начала XX в., представленному именами таких крупных философов и ученых, как Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский и др. Их объединило стремление к примирению науки и христианства, рефлексия о человеке как микрокосме, неразрывно связанном с Макрокосмом, о его творческой роли в мире, о планетарной и вселенской ответственности существа сознающего. Мысль о преодолении территориальной ограниченности человечества, победе над разделяющим пространством вызывала внимание к «воздухоплаванию», полетам в пределах земной атмосферы, открывала перспективу выхода в космос для его освоения и преображения, для «космического хозяйствования», распространяющего Божью заповедь «обладания землей» на весь Универсум. Стремление к освоению мирового, вселенского целого неразрывно сплеталось у русских космистов с мечтой о победе над временем, достижении бессмертия, возвращении к жизни всех ушедших в небытие.

Космисты утверждали антиэнтропийное качество жизни, ее способность сопротивляться распаду, повышая уровень «стройности» в природе, указывали на Логос, влекущий материю к совершенству. Человек – орудие Божественного Логоса, проводник Его преображающего действия в мире, соработник Творца в деле «восстановления мира в то благолепие нетления, каким он был до падения» (Федоров). Оправдание мира – как преображающейся ноосферы, становящегося Царствия Божия — и оправдание человека — как орудия этого становления соединяются в традиции отечественного космизма с оправданием истории: в своем высшем задании она есть поле встречи Творца и вершинного Его творения, богочеловеческого соработничества, пространство благого труда и творчества.

9 июля – лекция «Мы будем человечеством крылатым»: идеи космизма в культуре русского авангарда».

Адрес Еврейского музея и Центра толерантности:
Ул. Образцова, 11, строение 1А, Москва
Проезд: м. Марьина Роща, Менделевская, Достоевская, далее пешком.
Вход свободный.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 12 Сентябрь 2015, 02:15:12, ВОЗ»

Дорогие друзья и коллеги!

В рамках проекта "Советский космос" 22 августа в 19-00 в Летней читальне на ВДНХ состоится лекция Анастасии Гачевой «Философия русского космизма: идеи, лица, влияние на культуру, научную и инженерную мысль 1920–1930-х годов».

Лекция посвящена оригинальному течению русской философской мысли второй половины XIX – начала XX в., представленному именами таких крупных философов и ученых, как Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский и др. Их объединило стремление к примирению науки и христианства, рефлексия о человеке как микрокосме, неразрывно связанном с Макрокосмом, о его творческой роли в мире, о планетарной и вселенской ответственности существа сознающего.

Ряд русских космистов распахнут в историю отечественных слова, живописи, науки XX века. «Мы – зодчие земель, планет декораторы», – утверждал В. Маяковский. В творчестве Н. Клюева, М. Пришвина, А. Платонова, Б. Пастернака звучала мысль о сыновнем долге живущих, о восстановлении всечеловеческого родства, а художник В. Чекрыгин, одушевленный идеями Федорова, работал над серией рисунков «Воскрешение. Переселение людей в космос». Мечта о человеке летающем вдохновляла техническое творчество пионеров отечественной космонавтики С.П. Королева, Ф.А. Цандера и др.

После лекции состоится презентация книги Екатерины Звоновой  (философский факультет МГУ) "Философско-антропологические воззрения А. Л. Чижевского".

Приглашаются все желающие!

Летняя читальня находится рядом с павильоном "Космос", слева от павильона "Цветоводство". В случае дождя лекция переносится в актовый зал павильона "Цветоводство".

С уважением,
Коллектив Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова
при Центральной детской библиотеке № 124
ул. Профсоюзная, д. 92 (м. Беляево, последний вагон от центра)
Анастасия Гачева
Анна Горская
muzejfedorova@yandex.ru
www.nffedorov.ru
https://www.facebook.com/muzejfedorova
http://vk.com/public64556506

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 12 Май 2016, 11:11:48, ВОЗ»

Музей-библиотека Н.Ф. Федорова при Центральной детской библиотеке №124 ЦБС ЮЗАО и Библиотеки Северо-Восточного округа Москвы зовут Вас встретить 6 сентября в Летней читальне на ВДНХ. Главная тема нашего Дня города - мечта человечества о небе и космосе, великие подвиги, изобретения и произведения искусства, вдохновленные ею.

Программа спланирована так, чтобы быть интересной и взрослым и детям.

12.00 – 13.00 – Викторина «Веселый космический тест» и мастер-класс «Мечты о звездах» по книге Александра Ткаченко «Циолковский. Путь к звездам» от издательства «Настя и Никита». Вместе мы создадим ракету будущего для полетов в дальний космос, придумаем, как люди в космическом пространстве будут жить, питаться, восстанавливать запасы воды и воздуха, изучим строение современного космического скафандра и узнаем тайны звезд.

13.00 – 13.45 - Встреча с популярным детским писателем Алексеем Олейниковым - автором фэнтези цикла «Дженни Далфин и магия стихий» (издательство «Эксмо», 2010 - 2014 гг.) и книги «История рыцаря Эльтарта, или Сказки Синего леса» (издательство «ОКТОПУС», 2014 г.).

13.45 – 14.30 - Встреча с организаторами и участниками музыкального фестиваля «Опен-Космофест», концерт бардовской песни для детей и взрослых.

14.30 – 15.30 - Встреча с режиссером-документалистом Юрием Сальниковым, который в живых подробностях помнит о том, как Москва встречала Гагарина. Мы увидим отрывки из нового фильма Сальникова о легендарном летчике Сигизмунде Леваневском, спасавшем челюскинцев и совершившем в 1930-е гг. серию сверхдлинных перелетов.

15.30 – 16.30 - «Творцы небесных городов»: исследователь философии русского космизма, доктор филологических наук Анастасия Гачева рассказывает о произведениях русского авангарда, вдохновленных мечтой о покорении неба и космоса.

16.30 – 18.00 – Лекция «Фэнтези как литература формирования личности» с последующим обсуждением. Лекцию читает доктор филологических наук, специалист в области теории литературы и творчества Ф.М. Достоевского Татьяна Касаткина.

18.00 – 19.00 – «Искусство быть вместе». Моноспектакль Александра Баркара (РАМТ), поставленный по мотивам рассказов о любви, написанных современными русскими фантастами.

19.00 – 21.00 «Послушайте!» Стихотворный марафон с участием молодых поэтов Литературного института и студии Игоря Волгина «Луч».

c 14.00 до 18.00 запланировано проведение ролевой игры "Кольца власти. Мир на перепутье" по мотивам "Властелина колец" Дж.Р.Р. Толкина. Участники игры собираются по предварительным заявкам.

с 12 до 21.00 в пространстве Летней читальни будет проходить книжная выставка-продажа от издательств «Настя и Никита» и «ОКТОПУС», магазинов «Ходасевич» и «Циолковский».

Летняя читальня на ВДНХ расположена слева от павильона "Космос", рядом с павильоном "Цветоводство".

Вход свободный.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 12 Май 2016, 11:12:24, ВОЗ»

Дорогие друзья и коллеги!

Сотрудник Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова Анастасия Георгиевна Гачева вошла в число двадцати финалистов II Всероссийского конкурса "Библиотекарь года–2014", который организован Российской библиотечной ассоциацией (РБА). 15 сентября на сайте РБА началось народное голосование, которое продлится до 6 октября и по итогам которого будет определен победитель.

Победа в этом конкурсе важна для будущего Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова и нашей Библиотеки № 124, при которой он работает уже почти двадцать лет.

Принять участие в голосовании могут все желающие. Будем благодарны Вам и Вашим друзьям за добрую поддержку. Просим максимально распространить информацию о голосовании.

Проголосовать можно здесь: http://www.rba.ru/site/tender/bibgoda/2014/voter
Эссе Анастасии Гачевой на тему «Я – библиотекарь» и обоснование выдвижения – по ссылке  http://www.rba.ru/site/tender/bibgoda/2014/member/show/183

С уважением, сердечно,
Музей-библиотека Н.Ф. Федорова
при Центральной детской библиотеке № 124
ул. Профсоюзная, д. 92 (м. Беляево, последний вагон от центра)

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 12 Май 2016, 11:13:04, ВОЗ»

Проголосовала за А. Гачеву.
Хорошее, умное, "говорящее"  лицо.
Множество публикаций со "вкусными" названиями, которые показывают широкий спектр  интересов.
На уровне эмоций: женщину с таким лицом и "тактико-техническими данными" невозможно представить скандалящей.

Путинцева Т
«Последнее редактирование: 19 Сентябрь 2014, 09:36:08, КАРР»

Дорогие друзья и коллеги!

27 сентября 2014 в 13-00
В МУЗЕЕ-БИБЛИОТЕКЕ Н.Ф. ФЕДОРОВА
состоится заседание философского семинара.

В программе
Доклад Екатерины Звоновой (МГУ)
ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ А.Л. ЧИЖЕВСКОГО

Презентация книги Екатерины Звоновой
«Философско-антропологические воззрения А.Л. Чижевского» (М., 2014)

Адрес Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова
при Центральной детской библиотеке № 124:
ул. Профсоюзная, д. 92.
Проезд.: м. Беляево, последний вагон от центра.
Библиотека находится рядом с издательством «Наука».
Вход свободный.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 12 Май 2016, 11:13:23, ВОЗ»

Сотрудник Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова — Анастасия Георгиевна Гачева стала победителем II Всероссийского конкурса "Библиотекарь года–2014", организованного Российской библиотечной ассоциацией.
http://www.nffedorov.ru/

Наши поздравления!!! -|a|-

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

 ;)

Путинцева Т

Дорогие друзья и коллеги!

29 ноября 2014 в 13-00
В МУЗЕЕ-БИБЛИОТЕКЕ Н.Ф. ФЕДОРОВА
состоится совместное заседание философского семинара и литературно-философской студии «Алетейя», посвященное 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова

В программе:

Доклад доктора философских наук,
профессора Петрозаводского государственного университета
Юрия Владимировича Линника
«ДЕМОН» М.Ю. ЛЕРМОНТОВА В СВЕТЕ ИДЕИ АПОКАТАСТАСИСА

Презентация книг Ю.В. Линника:
Русская фитосоциология
Русская геоботаника
Русское лесоведение
Издательство "Полимусейон", 2014

29 ноября – последний день работы в Библиотеке № 124 выставки «Творчество в Жизни и Культуре. Отец и сын Гачевы». Желающие ее посетить, смогут сделать это 29 ноября по окончании семинара или перед ним.

Адрес Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова
при Библиотеке № 124: ул. Профсоюзная, д. 92.
Проезд.: м. Беляево, последний вагон от центра.
Библиотека находится рядом с издательством «Наука».
Справки по тел.: (495)335-57-22, 8-905-758-43-54, 8-916-436-72-12
muzejfedorova@yandex.ru, www.nffedorov.ru
Вход свободный

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

Дорогие друзья и коллеги!

31 января 2015 в 13-00 в МУЗЕЕ-БИБЛИОТЕКЕ Н.Ф. ФЕДОРОВА состоится заседание философского семинара, посвященное 100-летию со дня кончины физика, философа Николая Алексеевича Умова (1846–1915)

В программе:

Доклад доктора филологических наук, в.н.с ИМЛИ РАН, сотрудника Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова при Библиотеке № 124 ЦБС ЮЗАО Анастасии Гачевой
Логос и Агапе: жизнь и мысль Николая Умова.

Доклад кандидата биологических наук, председателя Северо-Кавказского отделения Международного экологического фонда Бориса Режабека
Физик Н.А. Умов – теоретик активной эволюции.

Будем рады видеть Вас, Ваших коллег и друзей. Просим повесить афишу семинара на доске объявлений Вашей кафедры, вуза, научного института.
С уважением, Анастасия Гачева.

Адрес Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова
при Библиотеке № 124: ул. Профсоюзная, д. 92.
Проезд.: м. Беляево, последний вагон от центра.
Библиотека находится рядом с издательством «Наука».

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 12 Май 2016, 11:13:52, ВОЗ»

В феврале 2015 года в Библиотеке №180 Юго-Запада Москвы (ул. Профсоюзная, 92) на базе Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова начинает работу лекторий «Пространство и время в истории и культуре XX века». Лекторий составят несколько тематических циклов, раскрывающих взаимоотношения времени и пространства, духа и места в разные исторические эпохи XX века, в разных странах мира.

На данном этапе в центре внимания – отечественная культура первых десятилетий XX века, ее устремленность к обретению истины бытия, к принятию человеком творческой ответственности за мир. Нас интересуют самые разные проявления этой интенции: «Философия хозяйства» Сергея Булгакова и всеобщая организационная наука Александра Богданова, философия творчества Николая Бердяева и теория жизнестроения лефовцев. Проекции идеи всеединства Владимира Соловьева и философии общего дела Николая Федорова в философии и литературе первой трети XX века и механизированный коллективизм Алексея Гастева. Философия истории и литературы у Михаила Бахтина и Николая Анциферова, теория обнаженного, реализованного приема у формалистов и классовый, идеологический подход к пониманию природы и задания художественного текста у их современников-марксистов... Все это найдет отражение в лектории.

Особое внимание в цикле будет уделено тому, как идеи жизнестроения, стремление к снятию противоречия индивидуального и коллективного, частного и общего воплощались в реальной жизни послеоктябрьской эпохи. Лекторий расскажет о драматической борьбе патриархально-крестьянского и пролетарского укладов, иерархического строя жизни и идеи равенства, о тех инструментах, которые использовались властью для утверждения новых оснований мысли и жизни. Это антирелигиозная пропаганда и борьба с церковью, кампания борьбы за новый быт, новый институт литературной критики, индустриализация и коллективизация. Отдельная важная тема – художник как участник и свидетель формирования нового человека, семьи, города, мира. Нас интересуют как жизнестроительные проекты Пролеткульта, ЛЕФа, Вхутемаса, так и полемика С. Есенина, А. Платонова, М. Пришвина, В. Чекрыгина и др. с историческим нигилизмом большевиков.

Серию лекций хотелось бы посвятить масштабным землеустроительным проектам эпохи, начатым в конце 1920-х – начале 1930-х гг. Это строительство каналов, ГЭС, металлургических предприятий, новых городов. Будет затронута и лагерная тема. Авторам лектория хотелось бы в полноте времени увидеть образы тех мест, что в результате исторических изменений навсегда исчезли с карты страны или кардинально поменяли свой облик, узнать их genius loci, проследить его судьбу по литературным, краеведческим и иным свидетельствам.

Отдельное направление в рамках лектория будет связано с революцией в естествознании и формальных науках на рубеже XIX–XX вв., с инженерными и научно-техническими достижениями эпохи. Предполагается рассмотреть проблему влияния новых концепций в области физики, математики, биологии, достижений в сфере авиации на художественные и философские модели пространства и времени, на развитие темы овладения пространством и управления временем.

Лекторий откроется 20 февраля выступлением доктора филологии, зав. отделом Архива ИМЛИ РАН Дарьи Московской «О власти места над духом и душой человека», посвященным известному филологу, градоведу Н.П. Анциферову, первооткрывателю темы петербургского мифа русской литературы, который он склонен был называть «голосом» места. Ученый настаивал на неслучайном, принципиальном характере связи художественной местнографии и порождающего ее пространства, в качестве важнейшего ресурса литературоведческого исследования им было заявлено краеведческое знание.

На 13 марта запланирована лекция доктора философии, преподавателя Института гуманитарных историко-теоретических исследований Ирины Сироткиной "Шестое чувство авангарда: от мышцы к мышлению". Речь пойдет о значении телесного движения в искусстве и в жизни его создателей, поэтов и художников исторического авангарда.

3 апреля состоится лекция доктора филологии Анастасии Гачевой «Пространство, время и вечность в русской религиозно-философской мысли конца XIX – первой трети XX века». Более подробную программу лектория планируется представить на его открытии, 20 февраля.


____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

Дорогие друзья и коллеги!

28 февраля 2015 года в 13-00 Музей-библиотека Н.Ф. Федорова при Библиотеке № 180 ЦБС ЮЗАО приглашает на заседание философского семинара, посвященное 130-летию со дня рождения философа, публициста, писателя Валериана Николаевича Муравьева
(28.02.1885–1930)

Выступают:

Аксенов Геннадий Петрович (Институт истории естествознания и техники РАН)
Рыцарь «неведомой России»: В.Н. Муравьев – общественный деятель и публицист

Анастасия Георгиевна Гачева (ИМЛИ РАН, Музей-библиотека Н.Ф. Федорова)
Философская мистерия В.Н. Муравьева «София и Китоврас» в контексте русской философии Серебряного века

Виктор Петрович Троицкий (Библиотека истории русской философии и культуры «Дом А.Ф. Лосева»)
Несколько комментариев к «философии действия» В.Н. Муравьева (имяславие как имядействие)

Представление книги:

В.Е. Егоров Концепция времени Валериана Муравьева. М.; СПб., 2013

Адрес Музея-библиотеки Н.Ф. Федорова при Библиотеке № 180: ул. Профсоюзная, д. 92.

Проезд.: м. Беляево, последний вагон от центра.
Библиотека находится рядом с издательством «Наука».

Просим по возможности разместить афишу семинара на доске объявлений Вашей кафедры, вуза!

С уважением, Анастасия Гачева, Анна Горская.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 12 Май 2016, 11:14:15, ВОЗ»

Представляем Вашему вниманию словарную статью о В.Н. Муравьеве, опубликованная в энциклопедии "Русская философия" (М., 2014):

 МУРАВЬЕВ Валериан Николаевич (28.02.1885, Петербург –1930, Нарым) – философ, публицист, представитель рус. космизма. Окончил Императорский Александровский лицей, Школу политических и общественных наук в Париже. С 1907 г. служил по дипломатической части. После Февральской революции начальник политического кабинета МИД. Октябрьскую революцию вначале не принял, выступив с резкой критикой большевизма (статья «Рев племени» в сборнике «Из глубины», 1918), однако, будучи государственником, в конечном итоге встал на позицию тактического сотрудничества с новой властью при сохранении внутренней свободы. Был участником Вольной академии духовной культуры, имяславческого кружка Лосева. Преподавал в Институте живого слова. В 1926–1928 гг. работал ученым секретарем Центрального института труда. М. разрабатывал философию действия, выстраивая ее не по образу и подобию англо-американского прагматизма, а в духе «Философии общего дела» Федорова. Утверждал, что прагматизм должен включить в себя идеализм, новый «метод культурного творчества» должен основываться на «слитии слова, мысли и действия». Вырастая изнутри самой жизни, действие «творчески неисчерпаемо» и в этом смысле глубинно религиозно, выводит личность за пределы ее самой, соединяет с другими, превращает деятеля в соработника, агента «божественной воли». Соединяя мышление и действие, М. ввел понятие мотива действия, тесно связанного с целеполаганием, с ориентацией на конечный результат, на творческое достижение цели, противопоставляя его отвлеченному созерцанию, операциям с «общими понятиями», вывел динамическое толкование символа – как проекта, ищущего воплотиться в реальность. Предлагал заменить «логику понятий» «логикой имен», дающей возможность синтезировать частное и всеобщее, единичность и целое. Разворачивал видение мира как иерархии, лествицы имен, охватывающей реальность в ее динамике и возводящей к Имени Имен, т. е. к Богу. Соборное состояние мира, личностное единство всех вещей и существ, являющееся целью мирового процесса, соединял с понятием Церкви, трактуя ее как совершенный Универсум, объединяющий живых и умерших, вбирающий в себя всю природу, расширяющийся до космоса, и одновременно как орудие осуществления всеединства, средоточие богочеловеческого дела. Утверждал источную связь христианства и науки, указывая на лежащий в их основе принцип преображающей активности в мире. Церковь, по М., должна возглавить науку, дать смысл и цель ее открытиям, чтоб «научное действие» стало «церковным делом преображения мира». М. обосновывал концепцию мессианского акта (исторический акт высшего, синтетического типа, в котором сходятся индивидуальное и общее действие, а материалом является соборное целое – «часть нации или человечества, которая охватывается мессианской идеей»). Представлял историю России как цепь мессианских актов, звеньями к-рой являются не только деяния кн. Владимира, введшего народ в орбиту христианской цивилизации, Петра I, приобщившего ее к традиции европейской секулярной культуры, Ленина и других идеологов революции, но и мессианские акты писателей и мыслителей, от Ломоносова и Пушкина до Достоевского, Федорова, Соловьева, русских богоискателей начала XX века. Мессианский характер, по М., имеет и философия, коль скоро она выходит из области отвлеченных размышлений о бытии в сферу истории и действия человека в истории. М. занимался проблемой времени, рассматривая ее сквозь призму философии математики, через диалектику единства и множественности и одновременно ставя в контекст христианской идеи «свершения времен». Анализируя понятие трансфинитных чисел, рассуждал о Церкви как «идеальной омеге», совершенном множестве, вбирающем в себя мир, который в свою очередь состоит из множественностей. Время – показатель динамики множеств, а значит оно обратимо, и борьба с ним может идти через возобновление той комбинации элементов вещей и существ, которая имела место до их гибели, исчезновения. Целенаправленная деятельность человека в мире – деятельность «времяобразующая». Человеческая история движется в направлении расширения власти над временем, идет к полному овладению и управлению им. Проблему времени М. тесно связывал с философской трактовкой труда как мироустроительной, созидательной деятельности человека, имеющей планетарный характер. Выпустил на свои средства книгу «Овладение временем как основная задача научной организации труда» (М., 1924), в к-рой изложил свои идеи, максимально элиминируя их религиозно-философское содержание, чему служил и «эзопов язык» книги, где «теократия» была заменена на «космократию», «соборный» – на «коллективный», «мессианский акт» – на «исторический акт». Перекликаясь с Флоренским, развивал представление об антиэнтропийной сущности культуры, выделяя два типа культурного творчества: символический (творчество идеальных образцов в литературе, проектов и планов пересоздания жизни в философии и науке) и реальный (деятельность, меняющая окружающий мир: экономика, техника, биология, педагогика, медицина и др.). Призывал к объединению символической и реальной культуры в синтетической культуре будущего, цель которой – победа над пространством и временем, всецелое преображение мира и человека. Наследник религиозно-философских и художественных традиций Серебряного века, М. – автор философской мистерии «Софья и Китоврас». Мистерия, написанная в форме платоновского диалога, впитавшая в себя стилевые искания Вяч. Иванова в области теории драмы, продолжила софийную тему рус. философии и литературы, захватывая самые широкие смысловые пласты: Бог и мир, история и эсхатология, христианство и культура, индивид и соборность, время и вечность, наука и вера, искания идеального строя жизни.

 Соч.: Овладение временем. Избранные философские и публицистические произведения. М., 1998; Сочинения: В 2 т. М., 2011.

 Лит.: Аксенов Г.П. Времявластие (О Валериане Муравьеве и его философии) // Вопросы философии. 1992. № 1; Он же. Время не властно над именем // Библиография. 1993. № 1; Макаров В.Г. Муравьев В.Н. Очеловеченное время // Вопросы философии. 2002. № 4; Гачева А.Г. Религиозно-философская ветвь русского космизма // Гачева А. Г., Казнина О. А., Семенова С. Г. Философский контекст русской литературы 1920–1930-х годов. М., 2003; Она же. От имяславия к имядействию. А.К. Горский, Н.А. Сетницкий, В.Н. Муравьев в кругу споров об имени // Сборник к 70-летию кафедры истории русской философии. М., 2013; Hagemeister М. Nikolaj Fedorov: Studien zu Leben, Werk und Wirkung. Munchen, 1989.

 А.Г. Гачева

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 13 Март 2015, 12:46:25, Е. Морошкин»

13 марта в 19-00 в рамках лектория «Пространство и время в истории и культуре XX века» состоится лекция кандидата психологических наук, доктора философии (PhD), ведущего научного сотрудника Института истории естествознания и техники РАН Ирины Сироткиной «Шестое чувство авангарда: от мышцы к мышлению».

Речь пойдет о теле как месте мышления, о специфическом телесном знании. У человека, грубо говоря, есть два типа знания: «знание, что» – развернуто-описательное, теоретическое, и «знание, как» – как что-то сделать, практическое. Это последнее не всегда можно выразить словами, вербализовать, артикулировать, но оно всегда с нами. Это знание складывается из умений, привычек, навыков, из способности тела двигаться. В спорте его называют ловкостью, в танцах – грацией. Оно – не продукт безголового или безмозглого тела, а тела в прочной связке с душой. В выступлении Ирины Сироткиной возможности «мышечного мышления» и получаемого с его помощью знания будут рассмотрены на примере искусства авангарда. Этому, в частности, посвящена ее новая книга «Шестое чувство авангарда: танец, движение, кинестезия в жизни поэтов и художников» (Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014).

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 10 Март 2015, 14:32:46, Е. Морошкин»


Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов Яндекс.Метрика