Творческая лаборатория
Смысловые импровизации

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #1 : 23 Январь 2014, 09:29:08 »
Открываю ветку для небольших философских импровизаций на самые разные темы. Для мимолётных размышлений, которые трудно "пристегнуть" к какой-то тематической ветке, да и зачем?

Истина - это духовный опыт. Истина субъективна - и только потому свободна, и свободен познаюший истину. Объективного духовного (внутреннего) опыта не бывает. Истина - кто, а не что. Истина - процесс, а не результат.

Результат - красота, воплощённая истина. Так как в красоте "растворена" истина, "внутри" подлинной красоты содержится движение, динамика, жизнь.

Истина - это жизнь. Ложь - это угасание жизни. Не тьма страшна, а погасший свет. Бездна Ничто - это бесконечная потенция. Небытие - это бывшее бытие. Не мёртвое ужасает, а бывшее живое. Зло не смерть, а вектор от жизни к смерти, воля к небытию.

Объективации истины - вектор к небытию. Статичная истина - мёртвое тело бывшей живой истины. Претензия статичной истины на общеобязательность - воля к убийству.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

« #2 : 23 Январь 2014, 09:38:11 »
Чтобы избавиться от многих и многих тягот в жизни, достаточно изменить отношение к тягостным вещам. Точнее - найти истинное отношение к ним и оставить ложное, причину тягот.

Работа не средство для жизни, а сама жизнь. Работа не дань необходимости и не вынужденная тягота на пути к отдыху и развлечению, а полнокровное бытие. Отдых - только сон. Когда человек работает, он живёт. Когда отдыхает - спит.

Главный результат любой работы - это наполненность жизни творчеством смысла.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

« #3 : 23 Январь 2014, 12:23:44 »
Субъективный опыт сна
В периоды относительно длительных и сильных умственных напряжений, для меня они связаны с философствованием, не один раз отмечал следующий феномен. Просыпаюсь вдруг среди ночи, точнее, нахожусь где-то на границе сна и бодрствования, скорее ближе к состоянию сна, но отдаю себе отчет, что я как бы наблюдаю за собой спящим. Моя бодрствующая и сознающая «часть» фиксирует, как некий информационный поток мыслей, идей, решений как бы «закачивается» извне в подсознание,  в котором во сне продолжалась какая-то интеллектуальная работа, начатая днем. Наблюдаю как бы со стороны, и если процесс просыпания окончательно побеждает, то заканчивается и «поток», буквально как истончающаяся струя воды после закрытия крана. По прошествии какого-то времени, сутки, другие, иногда и на следующий день, мучившая проблема вдруг оформляется в законченную мысль, очень часто неожиданную для самого себя. Без этого субъективного опыта я бы просто сказал, что мысль родилась в голове. Но с учетом данного опыта напрашивается, а следовательно возможен, иной ответ. Идею-мысль дает Некто, когда вопрошание достигло некоей полноты, т.е. когда правильно сформулированы все условия.


« #4 : 26 Январь 2014, 11:46:14 »
Великое заблуждение человеческого разума считать, что миром управляют объективные законы и чтобы познать мир, нужно познать объективные законы. Миром управляет Случай. У кого в руках случайность - тот оказывает подлинное влияние на судьбы мира. А законы лишь подстраиваются под Случай и, по большому счёту, являются теми, в которые верят. Случай - это творческая воля.

За каждой случайностью в мире стоят живые сущности. Чтобы познать мир, нужно познавать не законы, а вести диалог с живыми сущностями, выражающими себя через случай, а не через закон. Только случай реагирует на тебя как на живого, закон же безлик и ничего не говорит ни уму, ни сердцу. Работа со случайностью и есть жизнь - творчество судьбы. Божественный случай - это Чудо. Смерть - это закон. Конфликт жизни и смерти в человечестве - это борьба художника и законника.

Идол демократии - закон и количество, а не свобода, не суть, не художество. Демократия презирает Случай, а потому не чувствует реальности и не понимает, боится её - и хочет закрыться от Случая законом, всех сделать роботами. Робот живёт по закону, а человек по доброй или злой воле. Если судьбу превратить в закон, смысла жить не останется. И в этом смысле монархия ближе к живому организму, чем демократия. В монархе борются добро и зло, а в законничестве - нет никакой борьбы, нет жизни вообще. Хотя без закона никак. Пока никак. Но закон не превыше всего! Превыше всего любовь, а она всё-таки Случай, а не закон.

Как же надо было вывернуться рассудку, чтобы закон провозгласить свободой, а творческую волю - рабством. Но чего не сделаешь от усталости. Демократия производит впечатление старого, уставшего от жизни человека. Комфорт и Чудо две вещи несовместные. Чудо не действие непознанного закона, а воля Бога - через Случай вторгающаяся в закон. Демократия хочет уже только спать и кушать, а не творить и ошибаться. Демократия хочет застраховать свою жизнь от ошибок, избавиться от случайностей, а это и есть убить художника в себе.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 26 Январь 2014, 12:22:56, Ярослав»

« #5 : 30 Январь 2014, 10:28:44 »
Ускорение времени

Эволюция Жизни на Земле шла сначала миллионами лет. С появлением человека - тысячелетиями. С воплощением Логоса, Богочеловека Иисуса Христа, и появлением христианской цивилизации внутри человечества - картина мира стала меняться столетиями. Начиная с XX века, особенно со второй его половины (эпохи ранней Розы Мира) и появлением единой общечеловеческой Истории (до этого рубежа единой Истории не было, были истории цивилизаций) - за десятилетия стали происходить изменения в биосфере и ноосфере Земли, на которые раньше уходили столетия, тысячелетия, миллионы лет. Изменения как благие, так и злые. Поляризация обоих духовных полюсов пошла сумасшедшими темпами: внутри жизни одного поколения картина мира теперь меняется несколько раз, начиная от бытовых и кончая духовными метаморфозами.

Человек не поспевает за стремительной эволюцией мира, объём новой информации, обрушивающийся на современного человека, на несколько порядков превосходит объём информации, какой усваивал человеческий разум ещё 100-200 лет назад. Это великое испытание... Не потому ли происходит такое стремительное расслоение человечества по интеллектуальным и духовным качествам? И что несёт нам это расслоение? Иногда складывается впечатление, что появляются две расы человечества, которые, если всё будет продолжаться такими же темпами, просто перестанут воспринимать друг друга как один вид - не образно, а вообще: как человек и животное.

Не с этим ли процессом связано и появление такого феномена, как антикультура, ошибочно называемая массовой культурой. Антикультура так же не имеет ничего общего с фольклором, как и с классической культурой. Антикультура и культура - это порождения двух разных душевных рас, двух нигде не пересекающихся духовных организмов. И если это только начало расслоения человечества на два вида, то что будет через 50-100 лет при условии, что ускорение времени сохранится хотя бы то, что есть ныне?

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 30 Январь 2014, 12:00:18, Ярослав»

« #6 : 27 Февраль 2014, 15:46:26 »
Пришла мысль. Никакой демократии никогда не было, как не было вообще никаких других форм власти, кроме охлократии и аристократии. Их бесчисленные сочетания и пропорции создают ту или иную формацию и вектор исторического движения. Не о демократии нужно заботиться, а о том, чтобы охлократии было меньше - аристократии больше. То есть - о механизмах выдвижения во властные структуры лучших, а не худших представителей различных сфер социума. Механизм демократии, в силу своей формально-количественной природы, способствует скорее охлократии, нежели аристократии. Нужен другой механизм. В принципе другой. При перевесе охлократии, вне зависимости от идеологического, экономического и политического строя, движение общества будет вниз, к вырождению, к умалению жизни и свободы. При перевесе аристократии - наоборот.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

« #7 : 08 Март 2014, 23:41:27 »
Для рассудка любая любовь - биологизм. И никакой тайны, всё объяснил. Логически не придерёшься. Да и зачем? Рассудок прав - для него всё так и есть: он насквозь биологичен, соответственно и мир видит. Но кто ему сказал, что он должен лезть со своими объяснениями в области, ему не доступные в принципе? и что кому-то его объяснения нужны там? А это уже не биологизм, это - гордыня. И природа её инфернальная (по Андрееву - игвианская).

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

« #8 : 10 Март 2014, 16:01:19 »
Новый (цифровой) вид идолопоклонства

Пока только констатация, без выяснения причин. В постиндустриальном человечестве появился новый вид духовного рабства - цифровое идолопоклонство. Человек, склонный к рассудочно-схематическому мышлению (технократический тип, сужающийся конус), постепенно создаёт для себя определённую идеологическую (политическую, психологическую, философическую, эзотерическую, метафизическую и т.д. и т.п.) схему, всё объясняющую, как ему кажется, в мире и в людях.

Схема превращается в идола, требующего от человека тотального поклонения. Уверовав в схему-идола, человек теряет внутреннюю свободу:  всё, не укладывающееся в схему, либо просто игнорируется сознанием, либо объясняется согласно схеме, невзирая на то, что такие объяснения являются, мягко говоря, полуправдой, а порою - и совершенной ложью. Но идол требует - и человеческому рассудку приходится изворачиваться, чтобы согласовать несогласуемое и во что бы то ни стало загнать реальность в схему-идола.

Идол, как любой демон, одержим волей к небытию: "всё не-я должно стать мною". Схема, ставшая идолом, постепенно вытесняет реальное бытие из души и подменяет его мёртвыми абстракциями. Человек, поклонившийся схеме, превращается в абсолютного её раба, утратившего всяческую способность к самостоятельному мышлению и самостоятельной нравственной оценке.

Вот краткий диагноз новейшего (цифрового, формалистического) идолопоклонства. Демоническая, антихристианская природа этого идолопоклонства совершенно чётко уже проявляется. Примеров можно привести массу, в том числе - различных сетевых сообществ, подпавших под тотальное влияние схемы-идола.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

« #9 : 18 Март 2014, 23:11:43 »
ВЫСОКОМЕРИЕ: видеть в человеке только плохое, в стране, в которой родился, только плохое, а себя чувствовать "лучом света в тёмном царстве" - это и есть демонизм.

А думают - "интеллектуализм". Не интеллектуализм, но бессердечие.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

« #10 : 12 Май 2014, 03:46:40 »
Я не так давно и очень остро прочувствовал, что есть только одно качество, которое делает для меня невозможным общение с человеком, словно выносит его за скобки восприятия - как душу живую. Жестокость.

Всё могу понять, всё могу простить, да и нет у меня никаких прав судить кого-то: в себе бы разобраться сначала... Жестокость - нет. Человек будто умирает для меня - буквально. Видимо, плохо так чувствовать, но не могу себя преодолеть. Последние события навсегда в этой жизни сделали для меня умершими тех людей, которых ещё вчера я считал интеллигентными и симпатичными. Это тяжёлая потеря.

Жестокость, наверное, и есть главный признак смерти души. Разве душа может быть мёртвой? Может - ровно в той степени, насколько она жестока. Жестокие люди производят впечатление механизмов, ходящих и говорящих покойников. Потому они так страшны. И потому от них так отворачивается душа, словно боится заразиться ядом смерти, не физической - но настоящей, жуткой.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

« #11 : 25 Июнь 2014, 21:03:51 »
ПАТРИОТ:  Почему ты живёшь со своей женой?
ЛИБЕРАЛ:  Я её люблю...
ПАТРИОТ:  Почему же ты не веришь, что мною движет то же чувство по отношению к Родине?
ЛИБЕРАЛ:  Ты не Родину любишь, а государство. И даже не любишь, а рабски ему служишь. Твоё чувство слепо.
ПАТРИОТ:  Хорошо. Если я приду к тебе в дом и начну методично разоблачать твою жену: мол, она такая-сякая немазаная, а вот жена соседа - совсем другое дело. И начну тебе доказывать, что ты вовсе не любишь жену, но живёшь с ней из корыстных побуждений и по расчёту. А если не только глаза в глаза буду это говорить, но на каждом углу? А если попробую насильно разрушить ваш союз, из благих побуждений, разумеется? Или начну пытаться переделывать твою жену и ваш брак по аналогу соседского? А ваши протесты объяснять вашей рабской психологией и нежеланием своего же счастья? Какова будет твоя реакция? Молчишь? Ну тогда не обижайся и на мою реакцию...
ЛИБЕРАЛ:  Твоя Родина без недостатков?
ПАТРИОТ:  А твоя жена? Если не можешь любить сам, то хотя бы уважай это чувство в других.
ЛИБЕРАЛ:  Вы государство любите, а не Родину.
ПАТРИОТ:  А ты - институт брака, а не жену... Ладно, шучу, люби свою жену. Любовь - это и есть свобода. А о России потом поговорим... Но убивать я тебе не дам свою любовь, извини.
ЛИБЕРАЛ:  Ксенофоб!
ПАТРИОТ:  Разве твоя любовь к жене рождена ненавистью к жене соседа? Кто не любит свою Родину, не может любить и всё человечество: нечем, не работает орган.
ЛИБЕРАЛ:  Рабы!

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 25 Июнь 2014, 21:15:14, Ярослав»

« #12 : 17 Август 2014, 06:20:18 »
Есть характерные признаки, по которым можно угадать приближающуюся грозу в застывшем воздухе. В рабочих курилках люди говорят о политике. Так было в самом конце 80-х и начале 90-х. Потом стали говорить о деньгах. Неизвестно, что хуже.

Пиком интереса к политике были годы, предшествовавшие великому хаосу всех русских революций...

Словно просветы в тучах - годы, когда в рабочих курилках обсуждали новые песни или фильмы. Когда на улицах и в транспорте можно было уловить обрывки разговоров о новых книгах, выставках, журнальных публикациях.

Человек раскачивается между истинным бытием и мороком политических страстей. А ведь любого из нас по-настоящему волнуют только вопросы жизни и смерти, творчества и любви, вопросы религиозные, философские, ими и живы душа и подлинное искусство.

Повышенный интерес к политике говорит о понижении градуса жизни и росте градуса смерти. Это очень тревожный признак. И мы сейчас испытываем такой же рост политического градуса в нашем общественном организме, какой предшествовал разверзающейся горячке каждого смутного времени...

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 17 Август 2014, 06:28:22, Ярослав»

« #13 : 16 Сентябрь 2014, 19:38:28 »
"Лучшее - враг хорошего." Эту железную формулу нашего бытия необходимо принимать буквально. Но люди искусства постепенно привыкают к совершенно иной реальности: в искусстве только стремление к лучшему позволяет достигнуть качественного бытия. В реальности искусства всегда можно отыграть назад, любой черновик, любой эксперимент обратим и оправдан как поиск лучшего варианта. Искусство живёт многими параллельными потоками времени: в такой реальности возврат к прошлому и возможность исправить, улучшить его и с лёгкостью отказаться потом от результатов ложных экспериментов является нормой, в отличие от физической жизни.

Однонаправленное время нашего физического бытия не даёт возможности отыграть назад никакой эксперимент, никакой черновик. Жизнь вся состоит из черновиков, только из черновиков. Не потому ли привыкшие к реальности искусства люди так непрактичны в жизни? Прагматики, добивающиеся успеха в обыденной реальности, это как раз те, кто исповедует формулу "лучшее - враг хорошего" и умеет "вовремя остановиться". Современное искусство, поклонившееся идолу коммерческого успеха, также стало прагматичным и боится высшего качества, удовлетворяясь общепринятыми стандартами.

В обыденной реальности любой эксперимент ради чего-то лучшего может привести к тому, что получится какая-то гадость, а то хорошее, что было, станет невозвратимым. Любой эксперимент может закончиться тем, что у человека не останется ни материальных, ни душевных, ни временных ресурсов вернуться к исходной точке - и в итоге ошибка экспериментатора становится для него роковой. Трагический исход из этого мира многих творческих людей связан именно с таким результатом.

Люди, подолгу живущие в реальности искусства, пробуждают в своей душе память о мирах с такими же богатыми возможностями движения в параллельных потоках времени, какие даёт мир искусства. Прикоснувшейся к этой полноте бытия, этой повышенной плотности нелинейного времени душе с каждым разом тяжелей возвращаться в корсет обыденного существования, испытывать танталовы муки и смиряться с формулой "лучшее - враг хорошего", единственной правильной формулой успеха и здравого смысла. Душа бунтует и срывается в крайности...

Новое, интерактивное, только что зарождающееся искусство позволяет вносить и в саму обыденность свои законы. Тот же форумный персонаж намного большими наделён возможностями движения во времени в разных направлениях, чем породивший его человек (без страха совершить непоправимую ошибку - этого главного враждебного нашему творчеству тормоза в тиранических руках здравого смысла!)

Новое интерактивное искусство своего рода Солярис... И наша память, живущая по законам искусства, вторгается в текущее время как творческая сила, как властный голос будущего.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 16 Сентябрь 2014, 19:57:30, Ярослав»

« #14 : 21 Сентябрь 2014, 12:55:45 »
Самое сильное удивление всей моей жизни (никак не могу привыкнуть), что есть люди, которые понимают мои стихи. И даже помогают мне их понять самому. И другое удивление, когда непонятные и забытые строки сбываются наяву через годы, до мелочей, до полутонов. И через это становятся ясными для меня. Но самое поразительное, когда оба удивления совпадают в одном человеке... Благодаря Замку такое стало происходить чаще. Замок меня вообще не перестаёт удивлять своей самостоятельной и разумной волей. Это живое существо, и его незримое и доброе влияние на события и цепь случайностей в моей жизни я уже ощущаю непосредственно, как ощущают близкую и родную душу.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 17 Май 2016, 08:32:00, Ярослав»

ОффлайнСумалётов

  • Упёрся – отойди.
« #15 : 21 Сентябрь 2014, 13:05:11 »
А меня удивляет, когда не понимают моих стихов. Такие люди мне кажутся совсем уж глупыми, навроде санитаров.

Твой злонежелатель,
недалёкий от народа
Слава Сумалётов


Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов Яндекс.Метрика