Православие в Розе Мира
Творчество и православие (заметки о сельском священнике)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

ОффлайнСергей С.

  • Небеса наполнены музыкой так же, как океан водой.
Творчество и православие
заметки о сельском священнике


Хочется сказать об этом сразу – мне везло на православных священников. И продолжает везти до сих пор. Об этом можно было бы и не говорить, но слишком уж ожесточённо в последнее время звучит у нас повсеместно критика церкви. Пристально вглядываются критикующие и осуждающие в тех, кто являются её служителями, пытаясь вывести некую формулу, закономерность, характерный тип личности русского православного священника. Неприглядный, разумеется, тип. И вот уже раздаются голоса о том, что, дескать, подсчитано, научно доказано и определено – в служители культа идут самые что ни на есть «никакие», звёзд с неба не хватающие и достоинствами не обладающие, а потому способные выделиться из серой массы только таким способом.

Да, везёт мне на встречи с интересными, умными, неравнодушными и, каждый по-своему, одарёнными священниками. В этом я, несомненно, счастливый человек.

Один из таких священников – протоиерей Сергий, настоятель Михайло-Архангельского храма Екатеринодарской и Кубанской епархии Кубанской же митрополии. Несёт отец Сергий своё пастырское служение в хуторе Трудобеликовском Красноармейского района Краснодарского края, где собственно и стоит храм.

Впрочем, слово «стоит» едва ли применимо как к этому постоянно облагораживающемуся и меняющемуся культовому сооружению, его обустраиваемому подворью, так и ко всему, что связано с о.Сергием и его деятельностью. Движение, созидающее жизнь, – такими словами можно было бы охарактеризовать самого священника и его непрестанные труды. Движение, в котором не обнаружится ни капли суеты, поспешности или необдуманной торопливости.

К слову сказать, хутор Трудобеликовский совсем не похож на тот хутор, образ которого с детства сложился в нашей голове по повестям Н.В.Гоголя. Да и на любой другой современный хутор он тоже не будет похож. Самый большой по численности населения хутор Европы, в котором сегодня проживают без малого девять с половиной тысяч человек разных национальностей, стоит в оживлённом, наполненном постоянным движением месте Краснодарского края: на пересечении реки Протока, железнодорожной ветки Тимашевск – Новороссийск и автомобильной дороги Кропоткин – Краснодар – Темрюк; на границе двух кубанских районов – Красноармейского и Славянского, разделённых между собою рекой.

Под стать этому месту и здешний батюшка. В июне 2014 года исполнится 20 лет с той даты, когда о.Сергий был поставлен на служение настоятелем здешнего прихода. Тогда и храма никакого не было. Его ещё только предстояло построить. И построили. Но это было потом. А тогда… О своей жизни и о своём выборе о.Сергий говорит кратко, спокойно и так убедительно, что сразу же вольно или невольно проникаешься уважением к этому человеку и нисколько не сомневаешься – ничего в его жизни не бывает случайно или просто так.

– По профессии я водитель. К сорока годам оказался перед выбором: что делать и как жить дальше. Поразмыслив о себе и о своей жизни, прислушавшись к себе, я понял, что из тысяч дорог, которые есть у каждого человека в жизни, дальше у меня дорога одна –  к Богу, в храм.

Решение было принято, дело было за действиями. А дальше были курс семинарии, рукоположение в сан…

– А потом открывается, что и в пастырском служении тоже есть тысячи дорог и тебе необходимо снова определиться, выбрать одну из них. – говорит о.Сергий.

И он выбрал социальное служение. Служение в тесном контакте с теми людьми, которые тебя окружают, в широкой помощи им и в опоре на них. Главная же забота батюшки – молодёжь и дети.

Кубань не обделена достойными священниками и хорошими приходами, но едут, едут, едут и идут к отцу Сергию, тянутся к нему не только свои, хуторские, но и жители районного центра – станицы Полтавской, соседнего Славянска-на-Кубани и даже Краснодара.

Приход у о.Сергия совсем не богатый, великолепием не поражает, быт до конца не устроен, комфорта пока немного. Так чем же он берёт? Почему идут и едут к нему люди?

Думаю, дело, конечно же, в личности батюшки: обаятельный, внимательный к каждому человеку, чуткий, вдумчивый, невероятно творческий и очень глубокий. «Доступный и душевный», – так говорят о нём прихожане.

– Сам я творческими способностями в привычном значении не наделён. Не пою, не играю, не рисую и не пишу. Но все мои проекты, все мои начинания – и есть моё творчество. А каковы его результаты, хорошо оно или плохо, судить вам. Вот и сегодняшние «Андреевские творческие встречи» – это мой творческий проект, который я представляю вам. Смотрите, слушайте, оценивайте, высказывайте своё мнение.

С такими словами обратился о.Сергий к тем, кто собрался 14 декабря 2013 года в Трудобеликовском сельском доме культуры по случаю организованного о.Сергием мероприятия, названного им «Андреевские творческие встречи» и приуроченного к дню Святого апостола Андрея Первозванного.

В программе мероприятия указано, что это совместный светско-религиозный проект, направленный на развитие творческого потенциала молодежи и взрослых, на их духовно-нравственное просвещение и воспитание в свете культурно-исторического и духовного наследия России.

Опустим сухие протокольные данные с перечислением тех, кто назван организаторами и партнёрами проведения данного мероприятия. Вне сомнения – это авторский проект о.Сергия. Его детище, которое, кстати, получилось вполне симпатичным.

Так что же из себя представляют Андреевские встречи? В первую очередь, это выставка работ людей самых разных возрастов, профессий и даже социальных сословий. Фото, живопись, графика, прикладное искусство… Выставка работ людей, которые смотрят на этот мир и выражают себя в нём сквозь призму православной веры. Посетители выставки могли не только посмотреть работы, но и пообщаться с их авторами. Авторы же могли из первых уст услышать мнение о своём творчестве, но самое главное, оглянуться вокруг и увидеть, что они не одиноки в своём стремлении к выражению себя и поиску своего пути в мире, найти созвучные души.

Ещё «Андреевские творческие встречи» – это беседы о литературе и литературном творчестве, о влиянии литературы на современного человека. Это уже само собой. Почему? Потому, что о.Сергий большой библиофил и обладатель огромной библиотеки, некоторые экземпляры которой просто уникальны.

– Очень люблю книги, – признаётся батюшка, – стихи, прозу, мемуары, публицистику, духовную литературу. Всю свою жизнь читал и всю жизнь собирал библиотеку. Покупал, выменивал, оформлял подписку (те, кто помнят советское время, знают, что это такое).

Есть у о.Сергия интересная особенность восприятия литературы. Уж не знаю, каждый ли священник наделён ею или только о.Сергий. Особенность эта в том, что на всё прочитанное батюшка смотрит религиозным взглядом. Что это такое – не совсем понятно до тех пор, пока о.Сергий не начинает вдохновенно и одновременно просто иллюстрировать это на конкретных примерах. И, о  чудо! Давно знакомые нам тексты классиков, например, под пристальным и вдумчивым взглядом священника преображаются, в них открывается иной, иногда невероятно глубокий смысл, язык их становится почти евангельским, притчевым, а подлинное содержание произведения раскрывается нам религиозным мифом такой глубины и силы, что остаётся лишь ахнуть от того, как всё сложно и просто одновременно. Этим и проверяет о.Сергий подлинность литературного произведения. Художественный вкус порой может тебе изменить, но вот глубинное религиозное чувство – никогда. Да ведь у Бога всё так. Истина всегда проста, всеобъемлюща и всегда где-то рядом, надо только уметь увидеть её. Ни в коей мере не беру на себя смелость утверждать то, что о.Сергию вдруг открылась Истина. Такое утверждение было бы полно невежества и гордыни. Но говорить о том, что он умеет смотреть на мир и его явления своим, особым взглядом и охотно делится своим умением с другими, можно и нужно.

Как же достигается такое? Постоянной, не прекращающейся работой над собой. Вроде бы, какая мелочь, пустяк – помыть по просьбе матушки пол. Что может быть проще и обыденней? Но даже к этому вопросу о.Сергий подходит осмысленно и вполне творчески, отыскивая внутри себя что-то одному ему ведомое и настраиваясь на работу так, чтобы она непременно доставляла радость.

– Вся наша жизнь есть творчество, – говорит батюшка, – Бого-сотворчество, в котором мы со-творим Богу и Бог со-творит нам, помогая наполнить жизнь подлинным смыслом. Это взаимный и непрерывный процесс.

На все случаи жизни у о.Сергия есть цитаты. Из священного писания ли, из светской ли литературы. Точные, ёмкие, нагляднее любых пространных пояснений комментирующие суть дискуссионного момента. И, знаете, это не надоедает никогда. Наоборот, душа требует новых и новых открытий, которые в столь неожиданной форме и так довольно неожиданно приходят в нашу жизнь.

Одним словом, общение с о.Сергием – это непрерывный процесс взаимного обогащения. Непременно взаимного. Ведь как уже упоминалось, о.Сергий очень чуткий и вдумчивый собеседник, который не пропускает мимо себя ничего ценного или сколь-нибудь значимого, идущего от собеседника, принимая это новое в свою душу и тоже тем самым обогащая её.

В числе других творческих проектов о.Сергия можно назвать литературные встречи, в ходе которых за одним столом собираются священнослужители, простые люди, писатели, художники и ведут на равных серьёзный разговор о литературе.

Ещё стоит упомянуть действующий при храме кинолекторий. В первую очередь для молодёжи, которой очень много среди прихожан. Как не запутаться в современном мире? Как отделить искусство от подделки? Как заинтересовать подрастающее поколение духовным? Как объяснить ему, что же такое, в сущности, эта духовность? О.Сергий неутомимо и увлечённо показывает, сравнивает, разъясняет на примерах доступного всем массового искусства, делает непонятное и далёкое понятным и своим, приглашает молодую душу прикоснуться к вечности, воплощённой в лучших творениях кинематографа.

А ещё творческая деятельность о.Сергия охватывает паломнические туры по святым местам России, крестные ходы, воскресную православную школу, туристические походы с прихожанами и многое-многое другое, ни на минуту не упуская из виду главное назначение священнослужителя – служение Богу.

Как вы понимаете, даже такой энергичный и увлечённый человек, как о.Сергий, едва ли справился бы с поставленными задачами без поддержки других людей. Самым верным помощником батюшке стала молодёжь, объединившаяся в творческую молодёжную студию «Слово» созданного при храме православного духовно-просветительского объединения «Архангельский собор». Глядя на этих замечательных, скромных, простых в поведении, чутких и отзывчивых людей, понимаешь, что будущее России – за ними. В них – творческая сила, чистота и смысл жизни. У них нужно искать многие ответы на злободневные вопросы жизни.

К Богу ведут много путей. Один из них – поиск выражения человеком себя в формах искусства. И замечательно, что на этом пути нам встречаются такие помощники и проводники, как настоятель сельского храма протоиерей Сергий.

(фотоматериалы сайта храма Архангела Михаила)

Зажги во мгле свою звезду!
___________________________
Сергей Сычёв
«Последнее редактирование: 01 Январь 2014, 22:27:43, Сергей С.»

Спасибо, Сергей! Это, наверное, лучший подарок к Новому Году, какой можно было придумать для Воздушного Замка, для его Души и его Смысла. Всегда такая радость охватывает, когда узнаёшь о новых "огоньках духа" в нашем мире. И надежда.
Надежда...

Сейчас, на пороге Новой эпохи, как никогда обострился конфликт двух духов, двух путей: обострился на последней глубине. И этим глобальным конфликтом объясняются все частные конфликты в любой сфере, в любой среде, в любой душе. Это конфликт между духом творческим (интеллигентным - в самом лучшем смысле этого слова) и духом приземистым (технократическим, рационалистическим, схоластическим, формалистическим, профанным, грубым - смотря в какой сфере он себя проявляет, но суть его одна: непримиримая враждебность к творческому началу). Этот же конфликт мы наблюдаем и внутри церкви. И на нашем ресурсе есть несколько тем-диалогов, отражающих его. Тот же конфликт происходит и во всех других областях человеческого творчества, в том числе и в кругах, связанных с именем Даниила Андреева.

Поразительное совпадение (перекрёстное): ты размещаешь сегодня у нас статью, где говоришь об "Андреевских чтениях" (случайное совпадение?), а Вадим Булычёв "словно по заказу" пишет аннотацию для темы "Межхристианский диалог" и предлагает её в Сборную. Каждый волен отнести это совпадение к простой случайности. Да так оно и есть по сути. Только вот за всеми случайностями в мире стоит Творческое Начало, раскрывающее свои Замыслы при помощи Времени, беременного Случаем.

Я уже писал не раз о том, что почти два десятилетия основной задачей творческого человека была задача сберечь свой одинокий огонёк, не дать ему погаснуть среди разгула "тотальной пошлости". Но где-то в 2005-2006 годах "вектор времени" начал меняться (к этому изменению подоспели и нужные инструменты, в т.ч. интернет): стали как никогда важны связи между огоньками. Связи, которые соткут сеть. И в эту сеть попадёт "золотая рыбка" Новой Эпохи.

В русле этих задач и все наши проекты находятся: мы узнаём друг о друге, мы протягиваем незримые нити, устанавливаем связь... Огоньки, что удалось сберечь, превращаются сначала в сеть огоньков, а потом - в море света. Так творческий дух побеждает дух приземистый, скатывающийся всё ниже и ниже в тотальную пошлость. Конфликт идёт по нарастающей и не может не привести к качественным изменениям в массовом бессознательном. А эти изменения не могут не дать плодов в культурной, религиозной, социальной и политической сферах жизни.

И когда узнаёшь о новых победах творческого духа, так радостно на душе... Ведь и "Роза Мира" Даниила Андреева в первую очередь призвана будить религиозно-мистическое творчество в человеке, а не просто нести информацию (она лишь повод для творческого брожения религиозного духа в человеке). И казавшееся застывшим, чуть ли не мёртвым великое поле религиозных традиций начинает оживать в душе человека, приходить в движение, осмысляться, становиться родным, пережитым, выстраданным... Это и есть главное, что даёт и творчество Даниила Андреева, и философия, и искусство, и мифология: не продукты, но творческий импульс - ПРОЦЕСС. Жизнь. Живое живым.

И какое счастье, что внутри церкви появляются такие творческие огоньки, такие натуры! И не меньшее счастье, что мы помогаем друг другу узнать о них. Вот ещё одна невидимая нить протянулась между нами... Так и начинается Роза Мира. И никак иначе.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

 Спасибо, Сергей. Прекрасный материал!
 
Хочется сказать об этом сразу – мне везло на православных священников.
  И мне тоже. Один из моих близкий друзей уже почти двадцать лет является православным священником. Его прообраз вошел в мои повести, как отец Иван.
 
Пристально вглядываются критикующие и осуждающие в тех, кто являются её служителями, пытаясь вывести некую формулу, закономерность, характерный тип личности русского православного священника. Неприглядный, разумеется, тип. И вот уже раздаются голоса о том, что, дескать, подсчитано, научно доказано и определено – в служители культа идут самые что ни на есть «никакие», звёзд с неба не хватающие и достоинствами не обладающие, а потому способные выделиться из серой массы только таким способом.
  Увы, да. Начало было положено еще в незабвенные 90-е тем же "Московским Комсомольцем". Вспомним материалы тех лет: "Московская Патриархия торгует водкой и сигаретами", "все попы ездят на Мерседесах", "у попа во время вознесения Святых Даров затренькал в кармане дорогой мобильный телефон" и т.д. и т.п. Сейчас, с подключением Интернета, критика церкви возросла многократно. Но что интересно - где в реальной, обыденной жизни тот "характерный тип православного священника", который создают критики церкви? Почему-то среди всех моих знакомых православных священников такого типажа нет! Вернее, я знаю, что такие батюшки есть; но они как раз немногочисленны и крайне далеки от народа (они больше в епархиальных управлениях, поближе к архиереям и губернаторам). И лепить с них "соборный образ" всех священников - бестактно. Впрочем, критики церкви преследуют совсем иные цели, далекие от "забот о нравственном облике православия".
В июне 2014 года исполнится 20 лет с той даты, когда о.Сергий был поставлен на служение настоятелем здешнего прихода.

  Кстати, в сентябре этого же, наступившего года, будет ровно двадцать лет со дня рукоположения во священники моего друга.
 
– Сам я творческими способностями в привычном значении не наделён. Не пою, не играю, не рисую и не пишу. Но все мои проекты, все мои начинания – и есть моё творчество.
  Совершенно правильное, на мой взгляд, понимание творчества (любое дело, что делается творчески, от души, созидательно - всегда угодно Богу; это и есть творческий ответ Творцу!)
 
Есть у о.Сергия интересная особенность восприятия литературы. Уж не знаю, каждый ли священник наделён ею или только о.Сергий.
  Увы, Сергей, далеко не все священники наделены таким даром. Остается только уповать, что таких батюшек, с такими дарами, будет становиться больше и больше.
 
И какое счастье, что внутри церкви появляются такие творческие огоньки, такие натуры! И не меньшее счастье, что мы помогаем друг другу узнать о них. Вот ещё одна невидимая нить протянулась между нами... Так и начинается Роза Мира. И никак иначе.
}|{

Дух дышит, где хочет

ОффлайнСергей С.

  • Небеса наполнены музыкой так же, как океан водой.
Ярослав, Вадим, именно так, друзья. Каждый ищет то, что ищет. На примере последних публикаций портала, выстраиваемых авторами в некую единую линию не специально, но в силу внутренней необходимости и от этого совсем не случайных, стало без специальных объяснений очевидно, что вектор развития Воздушного Замка направлен на поиск путей раскрытия религиозных мифов в творчестве, созвучия религий, выражаемого через творчество, и поиск новых огоньков духовного в огромном пространстве.

Кстати, герой этих заметок, когда кем-то заводится речь о духовном и духовности, призывает вдуматься в то, какой смысл мы вкладываем в само понятие "духовность", изрядно девальвированное сегодня частым и бездумным употреблением; призывает каждого вернуть для себя его первоначальный смысл.

Зажги во мгле свою звезду!
___________________________
Сергей Сычёв

какой смысл мы вкладываем в само понятие "духовность"
Я всю жизнь пытался для себя найти аксиому, что ли, или "формулу", или краткое определение самой сути понятия "духовность". И с годами всё лишнее отсеивалось, но выкристаллизовывалось главное, как бы вектор-позвоночник того, что является в наше время "духовностью". Именно в наше время. Потому что духовное всегда конкретно, всегда является тем, что даёт смысл и качество тому или иному отрезку времени, судьбы, личности, страны и т.д. И вот, постепенно во мне сформировалась первичная интуиция того, что мы воспринимаем как "духовность" в наше время. Этот вектор я и назвал "тремя ключами Розы Мира" (Розы Мира потому, что всё духовное "работает" в наше время на раскрытие Новой эпохи в человечестве и не может быть не чем иным, как Розой Мира): "Общение, Поэзия, Вера".
Раскрытию этих "трёх ключей" посвящено всё моё творчество, включая творчество Воздушного Замка.

Почему именно эти три "ключа" и именно в таком порядке являются тем, что делает творчество духовным, я, в меру своих сил, попробовал вербализировать в своих статьях и стихах. Но как любая вербализация сложнейших духовных смыслов, все мои попытки передать словами эту первичную интуицию лишь подталкивают к тому, что несказанно и что нельзя объяснить. Думаю, что любое искусство и любая философия - это и есть лишь повод, толчок, импульс к внутреннему движению, а не информационный или культурный продукт.

Духовность - это прежде всего ЦЕЛЬНОСТЬ. А цельность невозможна для человека без Общения (творчества любви), Поэзии (творчества красоты) и Веры (творчества познания).

Духовность - это то, что живит живое...

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

«Вначале было Слово»
литературная гостиная 14 декабря 2014 года

Минул год с прошлогодней встречи. И вот, в рамках дней памяти Святого апостола Андрея Первозванного настоятель Михайлоархангельского храма хутора Трудобеликовского Краснодарского края отец Сергий и действующее при храме духовно-просветительское объединение «Архангельский собор» вновь собрали друзей на андреевских чтениях. На этот раз культурное мероприятие проходило в литературной гостиной с названием «Вначале было Слово».

Бессменный ведущий литературной гостиной – её радушный хозяин  отец Сергий.

Программа литературных чтений состояла из двух частей. Первая часть была приурочена к 200-летней годовщине со дня рождения М.Ю.Лермонтова и посвящена разговору о жизни, личности и творчестве поэта в переплетении их с судьбами России. Вторая часть представляла собой беседу о прозаическом творчестве уже не в первый раз становившегося участником литературной гостиной Сергея Сычева и в частности, беседу о его книге «Имя».

В уютной гостиной собрались учителя и ученики приходской воскресной школы, участники молодежного центра объединения «Архангельский собор», прихожане – любители литературы и просто те из прихожан, для которых всё, что делает о.Сергий, уже много лет неразрывно связано с их собственной жизнью и давно стало частью её.

Начал о.Сергий литературную гостиную разговором о М.Ю.Лермонтове. Говорил о нём как о близком и любимом друге, словно вводил собравшихся в круг его друзей. Читал его стихотворения, зачитывал и пояснял факты из биографии Михаила Юрьевича, обращался к собравшимся с вопросами, приглашая к обсуждению. Как было уже не раз ранее, о.Сергий не просто читал стихи или говорил о событиях биографии поэта – он заново открывал его для собравшихся как многогранную и глубокую личность, как неповторимого стихотворца и как провидца о судьбах России и Европы.

О.Сергий читает лёгкое, знакомое всем с детства стихотворение и следом за ним – другое, наполненное нервом, трудно воспринимаемое на слух, со сложной ритмикой и не очень понятным большинству содержанием. Два совершенно непохожих стихотворения, написанных одним человеком в сравнимо короткий промежуток времени… О.Сергий вновь принимается за чтение второго стихотворения, поясняя и объясняя в глубинном религиозном христианском аспекте каждую строфу и даже отдельную фразу. И вот уже это стихотворение в умах и душах собравшихся получает лёгкость понимания, красоту, гармонию и стройность! И вот уже у собравшихся нет никаких сомнений в родстве обоих стихотворений и в единстве их авторства.

Нам нередко приходилось слышать о пророческом характере некоторых поэтических произведений М.Ю.Лермонтова. Но едва ли мы пытались понять, в чём смысл этих пророчеств, и в каких именно стихотворных строках они заключены. Вдумчивый читатель и добрый учитель, отец Сергий, прочитав несколько стихотворений поэта, доступно и просто раскрыл собравшимся их пророческий смысл.

Некоторые из участников литературной гостиной также прочитали стихотворения М.Ю.Лермонтова и рассказали о том, что для них значит его поэзия, как и когда впервые познакомились с ней, за что полюбили её, и как Лермонтов отразился в их жизни.

Затем девушки из молодёжного центра объединения «Архангельский собор» исполнили два романса на стихи М.Ю.Лермонтова и С.А.Есенина.

– Я специально попросил девочек подготовить к сегодняшней встрече пару романсов. – Говорит о.Сергий. – Ведь ничто так не раскрывает русскую душу, и ничто так не соответствует сегодняшнему моменту, как романс. Вы никогда не задумывались, в чём основное отличие песни от романса?.. В романсе стихами, положенными на музыку, говорит душа. Песне до передачи этого состояния трудно дотянуться.

Потом пили чай и, не откладывая в долгий ящик, начали вести разговор о книге Сергей Сычева «Имя».

– Книгу, о которой идёт речь, читали все из присутствующих. – Сообщил больше для её автора о.Сергий. – Прошу высказываться. Я своё мнение, с вашего разрешения, изложу в конце нашей встречи. Подведу, так сказать, итог.

Затем с улыбкой обратился к молодёжной и юной аудитории:

– Сегодня у нас в гостях настоящий живой писатель, с которым можно поговорить, даже потрогать его, если захочется. Не стесняйтесь, пользуйтесь такой возможностью. Может быть сегодняшняя встреча и натолкнёт кого-то из вас на то, чтобы стать писателем. В этом нет ничего невозможного.

Отступая немного назад, надо сказать, что разговор об «Имени» начался ещё до открытия литературной гостиной. Приглашая Сергея на встречу, его предупредили, что народ в литературной гостиной соберётся начитанный. Приходская молодёжь грамотная, умная, неравнодушная, со своим мнением, привыкшая говорить прямо. Если что, мол, будь готов к критике.

Сергей прибыл в литгостиную минут за двадцать до её начала и, пользуясь выдавшимся случаем, её участники по одному, по двое стали подходить к Сергею, знакомиться, говорить о книге.

– Прочла вашу книгу на одном дыхании. – Говорит Сергею учитель приходской школы Любовь Ивановна. – Если что-то отвлекало от чтения, торопилась вернуться к нему, мыслями была там, в книге. Читалось легко и радостно. Вы будто описали мои жизненные хождения и мытарства. Читала и видела себя, прожитое мной, мой путь к Богу. Сама я из Будённовска. Помотала меня жизнь. Но затем Господь познакомил с отцом Сергием (я тогда жила в Анапе), и вот уже 19 лет я рядом с ним. Специально переехала сюда, чтобы быть поближе к батюшке, трудиться рядом с ним и слушать его… Прочла книгу и говорю о.Сергию: «надо же какие писатели рядом с нами живут, батюшка, и что же вы не познакомите нас с Сергеем?» «Так в прошлом году он был у нас!» – ответил мне о.Сергий и описал, при каких обстоятельствах я могла видеть вас. Вот было удивительно мне, что рядом может находиться интересный для тебя человек, а ты и не подозреваешь этого…
 
Но вернёмся в литературную гостиную.

Желающих высказаться о книге было много. Православные верующие в основной массе – люди кроткого нрава, поэтому говорили поначалу, изрядно смущаясь и волнуясь. Но довольно скоро волнение ушло, и слово стали брать даже те, кто изначально решил для себя застенчиво отмолчаться.

– Книга мне очень понравилась, читалось легко. – Говорит руководитель молодёжного центра Светлана. – Напомнило одну из недавно прочитанных книг Ивана Шмелёва. Порой при чтении ловила себя на мысли, будто это я пишу. Переживала вместе с героем всё, что с ним происходило.

 – Такое всегда радостно слышать. – Отвечает Сергей Сычев. – Это означает не просто близость восприятия чего-либо, но и родство душ. У меня возникало подобное ощущение при чтении повестей православного писателя из украинского города Николаева Вадима Булычева.

Сергей вкратце рассказал присутствующим о творчестве Вадима, интересной судьбе его повестей и пригласил всех желающих посетить «Воздушный Замок» и библиотеку Замка, в которой собрано немало интересных авторов и работ.

Наталья Николаевна, руководитель приходского пресс-центра:

– Читала с интересом, но в какой-то момент начала ловить себя на том, что действия главного героя меня стали раздражать. «Остановись! – в сердцах говорю я ему. – Ну куда же ты бежишь?!..» Лишь в финале, когда всё стало на свои места, всё объяснилось и разрешилось, я успокоилась и поняла не напрасность этих метаний.

– Это свидетельствует о том, что Сергею удалось создать живой образ, который вы воспринимаете не как литературный персонаж, а как вполне реальную личность и сопереживаете ей. – Делает пояснение о.Сергий.

По ходу встречи Сергей Сычев делится своими ощущениями:

– Не один раз у меня проходили встречи с читателями, но такой волнующе радостной ещё не было. Когда я написал «Имя», дал его в рукописи для ознакомления знакомым писателям. Их отклики были либо сдержанно-положительными, либо наполненными критикой: мол, драчек в сюжете не хватает для динамики, любовных сцен для достоверности (живой ведь человек); переписать бы надо основательно. Я огорченно отвечал писателям, что написал именно то, что хотел, и не собираюсь ничего менять. Потом была встреча с читателями в районной библиотеке… Опять были сдержанно-положительные отзывы. Читатели отмечали интересные сюжетные ходы, красивые описания мест, главного почти никто не увидел. Одна почтенного возраста читательница с вызовом в голосе заявила мне: «Скажите, он, что, ваш герой, психически нормален? Как он мог бросить всё, что у него было?» Такое всегда наводит на грустные размышления… И вот сегодняшняя встреча. Теперь я твёрдо знаю, кто мой читатель.

Руководитель приходского консультационно-методического центра Вадим Владимирович отметил тронувшую его бескорыстную отзывчивость самых разных персонажей повести, готовых прийти на помощь в трудную минуту (особенно лётчиков!) и пожелал Сергею как автору, чтобы он и дальше в своём творчестве доверялся не разуму, а движениям души.

– … Чтобы он, выражаясь языком детективного романа, заглядывая вместе со своим героем за угол, не знал, а что же будет там, дальше…

Художник-фотограф по призванию и банковский служащий в силу жизненной необходимости, Алексей отметил, что трансляция главного посыла произведения от души писателя к душе читателя достигается за счет хорошо написанного и доступного каждой созвучной душе текста.

Сергей Сычев тут же подхватил эту мысль:

– Некоторое время назад в разговоре о литературе мой Санкт-Петербургский друг и товарищ высказал мысль, с которой я полностью согласен: творчество – это взаимный и взаимообогащающий процесс, в котором творчество писателя даёт импульс творческому воображению читателя, перерабатывающему прочитанное и обогащающему затем его новыми мыслями, новыми оттенками впечатлений, расширяющему и умножающему грани написанного.

О.Сергий мгновенно отреагировал:

– Талантливый детский писатель и не менее талантливый литературовед Корней Чуковский сказал об этом с обезоруживающей детской простотой: «если бы не было талантливых читателей, то не было бы и талантливых писателей».

В зале раздался дружный, по-детски радостный смех.

Интересный и дружеский разговор продолжился. В завершении его о.Сергий взял заключительное слово:

– Книга «Имя» мне очень понравилась. Более того, могу сказать, что это одна из самых интересных книг, прочитанных мною за последнее время, а читаю я много и люблю это делать, поскольку большой книголюб и уже более сорока лет собираю библиотеку. Для меня она стоит в одном ряду с «Огненным Аввой» Александра Полякова и «Записками регента». Отдельно хочу сказать, что «Имя» тесно перекликается с другим произведением, вошедшим в первую книгу раба Божия Сергия – «Хороводы» (батюшка взял в руки обе книги и показал их собравшимся; книга «Хороводы» была подарена ему Сергеем ещё в 2009 году). Это произведение – рассказ «Ты придёшь ко мне умирать».

Священник вкратце пересказал участникам гостиной содержание рассказа.

– Та же боль. Те же метания. То же одиночество души. Тот же поиск своего пути. Только сюжет иной. Мне данный рассказ видится заготовкой, из которой выросло потом «Имя». Книга «Хороводы» тоже хорошо написана. Советую прочитать. Возвращаясь к «Имени», в первую очередь отмечу, что в этой книге Сергею удалось создать целую галерею портретов современного русского человека. Выпуклых, узнаваемых, вполне осязаемых живых портретов. Каждый со своим характером и своим поведением. Это большая удача. На протяжении многих лет нашим писателям, даже известным, читаемым, это почему-то не удавалось. Возможно, в силу иной расстановки акцентов в произведении. Если говорить о самом произведении, то построено «Имя» довольно просто: «убойное» начало с множеством вопросов и жирная точка в конце. Всё, что между ними – это нить, связующая начало и конец. Но именно за счёт такого построения автором и достигается нужный эффект. Ещё отмечу, что каким бы характером не наделял Сергей своих персонажей, в каких бы условиях они не находились, какие бы поступки ни совершали, каждый из них способен сотворить добро, каждый из них по-своему добрый человек, поэтому вся книга очень добрая и светлая. В заключении нашей встречи хочу пожелать Сергею не останавливаться на творческом пути, быть больным (улыбка) и продолжать идти своей дорогой. Больной стране нужны больные писатели. Наше общество больно, и для того, чтобы сделать его здоровым, нужны больные художники, которые не гонятся за спросом и славой, не ориентируются на сиюминутную конъюнктуру, но показывают обществу свою боль и через это делают общество более здоровым. Писать в стол трудно, но каждое настоящее произведение рано или поздно обязательно будет востребовано, на него найдётся свой издатель, и не в далёкой Канаде (имеется в виду издательская судьба произведений В.Булычева – Дж.До), а у нас дома.

Встреча в формате литературной гостиной закончилась, но разговор продолжался. Разговаривали группами. Не хотели расходиться. К Сергею подходили люди, что-то говорили о себе, что-то спрашивали.

Виктория из молодёжного центра говорит, что находится в жизненном поиске, много читает, ищет себя, интересуется всем, в том числе и тем, как и из чего складывается труд пишущего человека.

– Насколько в писательском труде, Сергей, применим и необходим принцип «ни дня без строчки»? – интересуется Виктория.

– Творчество в общепринятом смысле – процесс индивидуальный, – отвечает Сергей, – творческое вдохновение сложно, а иногда даже вредно загонять в рамки жёсткого расписания. Для Юрия Олеши это было жизненной необходимостью. Для кого-то это может стать тюрьмой. Прислушивайтесь к себе и делайте так, как просит душа.

Разошлись, разъехались довольно поздно. Несмотря на лёгкую усталость и ожидающие дома дела, расставались неохотно. Ведь это была встреча настоящих друзей.


Ваш очевидец Джон До

____________________
Джон До, Одинокий Ветер
«Последнее редактирование: 18 Декабрь 2014, 18:03:11, ВОЗ»

ОффлайнСумалётов

  • Упёрся – отойди.
Больной стране нужны больные писатели.
C:-)

Спасибо, Джон! за такую реальную весть из человеческого мира...

...Но оно того стоит:
...взаимный и взаимообогащающий процесс, в котором творчество писателя даёт импульс творческому воображению читателя, перерабатывающему прочитанное и обогащающему затем его новыми мыслями, новыми оттенками впечатлений, расширяющему и умножающему грани написанного

Да, всё сходится.

Не могу обойти разумением и вот это связующее звено в предрассветной цепочке событий:
Это означает не просто близость восприятия чего-либо, но и родство душ. У меня возникало подобное ощущение при чтении повестей православного писателя из украинского города Николаева Вадима Булычева.
Сергей вкратце рассказал присутствующим о творчестве Вадима, интересной судьбе его повестей и пригласил всех желающих посетить «Воздушный Замок» и библиотеку Замка, в которой собрано немало интересных авторов и работ.

 O0

Твой злонежелатель,
недалёкий от народа
Слава Сумалётов

Радость жива. И её можно передать от сердца к сердцу, если она и они искренни.
СПАСИБО.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Бесконечно рад, друзья, столь тёплым откликам в ваших сердцах на это мероприятие и на мою скромную публикацию. Я очень старался.

Спасибо, Джон! за такую реальную весть из человеческого мира...
Меня самого, Слава, эта весть тронула до глубины души.

____________________
Джон До, Одинокий Ветер

Я тоже согласен с моим ненормальным героем: это очень добрая и очень радостная весть, в которой сходятся самые благие тенденции как в точке кристаллизации будущего. И дело не только в моей личной радости за Сергея и за тот живой импульс, что он получил на этой встрече и смог передать его нам; и даже не в моей уверенности, что такой импульс не может не принести доброго творческого плода, и не только Сергею. А в том, что описанная встреча является бесконечно показательной: религиозное и культурно-творческое движение духа в ней взаимно обогащают друг друга - это и есть наша главная надежда. Показательно, что встреча прошла при активном содействии клира православного провинциального храма, что там обсуждалось творчество Лермонтова и творчество современного писателя рядом, что был упомянут интернет-проект как ещё один инструмент преодоления энтропии и способ взаимосвязи. Всё это вместе и есть встреча самых духовно здоровых тенденций нашего времени. Ради этого мы и работаем, ради этого и наш Замок существует... Конечно же, душа безмерно радуется, когда встречает подтверждение в других душах и в реальных событиях своих самых глубоких надежд и упований.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Спасибо, Джон!
Прочитал внимательно репортаж и как-будто побывал на этом литературном вечере, вместе с Сергеем. Да, спасибо и Сергею, что не забыл про нас. Интересно, кстати, сколько в нашей Церкви таких батюшек, как отец Сергий. Сдается мне, что не так уж их много. В нашей епархии так ни одного (насколько мне известно, но да у нас "особый случай", отчасти описанный мной в "Оглашенных"). Но в таких вот литературных вечерах, организованных священниками, по-настоящему любящими литературу и принимающими весь ее художественный реализм (а не что-то там прикладное к жизни), заключается во многом наша Надежда. Дай Бог, чтобы таких батюшек становилось больше.
Вот Ярослав более полно высказался:
Показательно, что встреча прошла при активном содействии клира православного провинциального храма, что там обсуждалось творчество Лермонтова и творчество современного писателя рядом, что был упомянут интернет-проект как ещё один инструмент преодоления энтропии и способ взаимосвязи. Всё это вместе и есть встреча самых духовно здоровых тенденций нашего времени. Ради этого мы и работаем, ради этого и наш Замок существует... Конечно же, душа безмерно радуется, когда встречает подтверждение в других душах и в реальных событиях своих самых глубоких надежд и упований.
И в заключении. Общих точек пересечения в пространстве моей души с пространством литературной гостиной отца Сергия довольно много. Например, по восприятию повести Сергея "Имя".
Руководитель приходского консультационно-методического центра Вадим Владимирович отметил тронувшую его бескорыстную отзывчивость самых разных персонажей повести, готовых прийти на помощь в трудную минуту (особенно лётчиков!) и пожелал Сергею как автору, чтобы он и дальше в своём творчестве доверялся не разуму, а движениям души.
Надо же, даже имя-отчество у нас совпадает  :)
И полностью согласен с этим:
Отдельно хочу сказать, что «Имя» тесно перекликается с другим произведением, вошедшим в первую книгу раба Божия Сергия – «Хороводы» (батюшка взял в руки обе книги и показал их собравшимся; книга «Хороводы» была подарена ему Сергеем ещё в 2009 году). Это произведение – рассказ «Ты придёшь ко мне умирать».
Та же боль. Те же метания. То же одиночество души. Тот же поиск своего пути. Только сюжет иной. Мне данный рассказ видится заготовкой, из которой выросло потом «Имя». Книга «Хороводы» тоже хорошо написана. Советую прочитать. Возвращаясь к «Имени», в первую очередь отмечу, что в этой книге Сергею удалось создать целую галерею портретов современного русского человека. Выпуклых, узнаваемых, вполне осязаемых живых портретов. Каждый со своим характером и своим поведением. Это большая удача.
Да, именно, большая удача!
Еще раз спасибо за репортаж Джону.

Дух дышит, где хочет
«Последнее редактирование: 20 Декабрь 2014, 23:18:38, ВОЗ»


Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов Яндекс.Метрика