Кавказ: история, мифы, предания, эпос
Хунзы Балаваристана и Аваристана (Загадка народа Хунз)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Тема родилась из маленького поста в ветке Авар Бо. Посвящена двум народам, корни происхождения которых оставались загадкой... Здесь изложены несколько версий, после консультаций с историками возможна корректировка некоторых данных. Во всяком случае, тема, на мой взгляд, еще не завершена.


Тайна Золотого Трона

Начнём наше изложение с одной из двух легенд, которая, возможно, послужит ключом к разгадке легенды следующей, что поможет нам на их фоне выявить нить исторических событий, ведущую к центру лабиринта происхождения двух этносов, связанных друг с другом родственными узами. Но, как мы знаем, одна легенда порождает другую или плавно вытекает из неё, как ручей из рукава реки. И все легенды, исторические события пересекаются между собой, как многочисленные родники, ручьи, водные источники соединяются между собой, вливаясь с разных сторон в одну и ту же реку, в один большой стремительный поток.

Итак, легенда, переданная такими авторами как Табари, Фирдоуси, Низами, гласит, что в своём кавказском походе царь Александр Македонский (Искандер) посетил Дербент и Сарир, центр которого локализуется согласно историческим сведениям в районе современного Хунзаха, реки и, выстроенного на её берегах города Тануси, гор Акаро и Чина-меер.

Двинул войско оттуда к престолу Сарира,
Чтоб узреть того, кто восседал на том престоле.
Правитель Сарир а узнал, что тот венценосец
Прибудет к тому тронному месту...

(Искандер-наме. Низами.)

 Пусть не смущают нас столь обширные цитаты, которые мы приведём ниже, они стоят самого пристального внимания:

Табари "История пророков и царей" (о посещении Александром Македонским Серира):

"Он вернулся в Шемаху. Оттуда он переехал в Дербенд. Там он построил высокую стену и поставил ворота. Эти ворота он направил в сторону Шемахи: Войдя в ворота, он отправился в Зангиян. Жители тех городов тех городов продовольствие получали оттуда. Наконец он дошел до Зангияна. Народ того края вышел навстречу со многими дарами. Шах спросил у них, что в этих краях удивительного. Жители ответили: "Недалеко отсюда имеется одно укрепление, его называют Шамкал. Там имеется царь по имении Сарир из рода Кай-Кивасов. В той крепости находится трон Кай-Хосроя, всемирно известный бокал там же". Когда (он) услышал этот рассказ, захотел посмотреть на этот бокал. Оттуда он вышел и (подошел близко к крепости. Владетелю Сериру сообщили о прибытии Александра в эту область. Он сделав большие приготовления и пошел к шаху. (Привратник его увидел. Шаху дали знать; "Пришел один владетель, не знаем кто. Он хочет увидеть шаха". Шах сказал: "Приведите". Привратник пошел к Сериру и привел его к шаху. Увидев его, распростерся у его ног. Шах спросил у него имя. Он сказал, что он Серир - владетель. Шах - поднялся и оказал ему уважение. Сели. Шах между слов сказал: "Хотел - бы видеть Джами (чашу) Кай-Хосроя".
… Шаха ввел в помещение. И трон, и бокал были там. Шах, поднявшись на трон, некоторое время сидел на нем.
Брат Серира сотворил Александру молитву, сказал: "Эй шахрияр. Этот трон да будет тебе счастливым началом. Да овладеешь ты многими тронами и коронами". Шах в течение некоторого времени сидел там. Он положил на трон некоторые драгоценности. Накрыли стол. Принесли тот бокал. Шах повелел принести еще один стол. Поставив на этот стол, бокал наполнили. Сказали Александру: "Да ниспадет на тебя новое величие". Шах взял бокал, выпил и поставил на место. Там он заметил надписи. К своей руке призвал он Болена (Булинас – М.Ш.) и Платона. Показал эти надписи, не смогли прочестъ. Сняли копию. Внутрь положил 2 - 3 драгоценных камня. Взяли. Шах повелел Болену заколдовать трон, чтобы никто не мог сесть на него. Болен совершил такое колдовство, при котором ни один человек не мог сесть на трон.

      Получив удовольствие, выпив, поев, шах вернулся в свой стан. Пришел. Вызвал владетеля Серира, дал ему много имущества, подарил халаты и отправил домой... Оттуда ушел в Дербенд, оттуда в Курам, оттуда в Кизил-Агач, оттуда в Халхан, оттуда в Рей, оттуда в Хорасан...".
1

В поэтической интерпретации персоязычного поэта Низами эта легенда раскрывается в своём таинственном мистическом преломлении.

И, в Сарире побыв, все увидевши там,
Словно сам Кей-Хосров, царь пошел ко вратам.
Трон и чашу он знал! И царю Искендеру
Должно было узреть Кей-Хосрова пещеру.
Управитель Сарира немало труда
Положил, чтоб с Владыкой пробраться туда.
В бездорожье кремнистом, возвышенном, тесном
Скакуны их дрожали пред всем неизвестным.
Даже скользких тропинок скала не хранит!
Разбросал по осколкам осколки гранит.

(Искандер-наме. Низами.)

Маршрут Александра Македонского (20 июля 356 — 10 июня 323 гг. до н. э.) из Египта в Индию проходил через Северный Кавказ, что подтверждено различными историческими источниками. 2
Известно, что часть недееспособных воинов он оставил на Кавказе в предместье современного Пятигорска. Отдельные из воинов и купцов Сарира и других менее крупных княжеств присоединились к его Индийскому походу. И здесь уже начинается другая легенда…

…Каждый спутник царевича, славя судьбу,
Всю расшитую золотом принял кабу,
Так рукой тороватой Властителя мира
Было щедро украшено царство Сарира.
К длани царской царевич с лобзаньем приник,
И в свой горный удел повернул он свой лик.
В барабаны забили; подобные буре,
Зашумели войска; стяг вознесся к лазури.
В степи тронулся шах; воин, страшный врагам,
Безмятежно стремился к морским берегам;
И в степях поохотился он две недели,
И знамена опять свод небес приодели.

(Искандер-наме. Низами.)



Загадка народа Хунз

"Хунзакуты — народ воинов, - пишет исследователь о них. - Согласно легенде, их карликовое горское государство основала группа воинов, отбившихся от армии Александра Македонского во время его Индийского похода." 3
Легенда, которая могла быть бы и правдой, личной историей этого малого народа. Буриши (хунзы) уверены в её правдивости. Они проникли в этот регион практически одновременно с индоариями в первом в 1-м тыс. до н. э. Присоединившиеся к армии Александра Македонского воины Сарира из области Хунз, что располагается в центральной части Нагорного Дагестана, заняли плацдарм в районе великих Гималайских гор посреди Хунджерабского перевала, на стыке двух цивилизаций – Китайской и Индийской, и основали собственное государство. Данная этническая ветвь хунзов говорила на древнем языке, родственном северокавказским языковым группам и, вместе с енисейскими языками, образующем сино-кавказскую макросемью.


Происхождение имени Хунз

«Хозоних, что был самым знаменитым в роду Лекана, ушел в горную теснину, воздвиг там город и дал ему свое имя». – повествует «Катлис Цховреба», написанная грузинским монахом-просветителем Леонти Мровели (XI век).

Город этот известен в грузинских летописях, как Хозонихети, а в поздних армянских – Хунаракерт (город хонов). Собственно в Дагестане название приобретает форму Хунзак, что соответствует современному Хунзах. Насколько древен этот этноним доподлинно неизвестно, но по всей вероятности он связан с воцарением на Кавказе хионитов (кавказских хонов), входивших в эфталитскую группировку. Эфталиты в нашем случае возможно и являются ещё одним мостом между двумя ветвями хунзов. Ведь хунзы, как и близкие им пуштуны, согласно историческим исследованиям, являются наследниками эфталитского царства.
Связь хунзов Балаваристана и Аваристана также проходит через границу эпох эфталитского государства, которое было разрушено в войнах с Персией и тюрками, а часть воинов-эфталитов после разгрома их державы наряду с воинами Абаршахра (Хорасан) было переселено в Дагестан, в область Ихран. Об этом в частности говорится и в Дербент-наме.
По мнению отдельных учёных, в том числе доктора археологии Живко Войникова, кавказские авары родственны тем же эфталитам/апарди, что стали этнической основой европейских авар. Эфталит в переводе "семь племен", "союз семи племен" (ebo-dalo), которые ещё называли белыми гуннами, известные нам как кавказские хоны, основатели прикаспийского города Вараджан. Авторы различных эпох упоминали хионитов и эфталитов как один народ или родственные друг другу. Вернее всего, хиониты и есть одно из семи племён, составлявших оплот эфталитской державы. В их числе и племя вар (уар), 4 отсюда вархониты (так называемые псевдоавары), вышедшие из союза эфталит.

Эфталиты - союз ираноязычных и алтайскоязычных европеидов (алтаизированные тохары, юэчжи китайских хроник, родственные кушанам). Эфталит (ebo-dalo) вост.иранская форма числа 7 и пуштунское «ddala» - народ, племя. Об этом также писал доктор Живко Войников. Если изучать и дальше вопрос языковых встреч в пуштунском и современном аварском языках, 5 а она прослеживается с достаточно древних времён, то можно определенно точно сказать, что связующим звеном здесь являются наши эфталиты.

Таким образом, легенда о «македонянской» версии происхождения хунзов может быть лишь её началом, отображающей первую волну заселения горных районов Северной Индии, что в принципе и подтверждается в первоисточниках, где речь идёт о первых общинах, состоявших из купцов и воинов армии Александра, переселившихся в этот регион.

Кратко о значении термина АВАР и народах известных под этим именем

Как топоним авар-абар-апар связан с древним Хорасаном (перс. — Xorasan — откуда приходит солнце), Хорасаном Великим, простиравшемся от Ирана до Монголии и Х. локальным, располагающимся непосредственно в восточной части Ирана. В состав Хорасана входила провинция Абаршахр (позднее название Нишапур), что исторически связана с этнонимом авар.

Хорасан, Абаршахр, авар

«После смерти Александра Великого произошло передвижение племён в Западном Туркестане, в результате которого были уничтожены некоторые греческие форпосты в Средней Азии; Селевк I и его сын Антиох восстановили эти города и утвердили власть Селевкидов. Весьма вероятно, что среди переместившихся племён были и парны. Страбон (XI, 508,515) называет парнами часть большой конфедерации дахов. Вероятно, как это предположил И.Маркварт, что парны (или апарны в каком-то из иранских диалектов именовались Aparnak и что от этого имени происходит название Апаршахр (район Нишапура). Не исключено, однако, что Апаршахр, или Абаршахр, происходит от древнего обозначения "верхних стран" державы Ахеменидов или "верхних сатрапий" селевкидского времени. Парны, видимо, были основным племенем, занявшим обжитую часть Парфии; некоторые слова, представленные в армянском и в парфянских манихейских текстах, объяснены как вклад парнов в парфянскую лексику. из этого следует, что пришельцы приняли и распространили за пределы первоначального ареала язык оседлого населения Парфии.»

Source: Фрай, Ричард "Наследие Ирана". М. 1972. СС, 244-245
6

Ричард Фрай связывает Апаршахр с этнонимом апарны.  Данный учёный упоминает, что хионитские/эфталитские монеты были снабжены бактрийскими легендами и бактрийский язык считается официальным языком хионитского/эфталитского двора. А, как известно, бактрийский и парфянский языки являются сакскими, что говорит о родстве эфалитов/хионитов и апарнов/парфян в контексте общего происхождения сако-тохарских племён и их взаимной ассимиляции. Абаршахр, Хорасан же был центром Парфянского царства, этническое ядро которого составляли апарны, известные ещё как апары/авары.

«К племенам парна, видимо, восходили как авары (апар) в Тян-Шане, так и эфталиты (heptal), которых связывают с парутами (parutai-«горцы») на Гиндикуше (Uparisaina). Предполагают, что они откололись от кушанов (29,с.369-374). Апаршахр мы видим и в Албании. Хамдуллах Казвини отмечает недалеко от устья Куры город Апаршахр, который С.Т.Еремян, как и город Aparhunik, связывает с племенем апарнов, обитающих в пределах области Баласакан-Каспиана (40,с.56). В «Истории албан» говорится о «поле Апарисакан», который отожествляют с Арцахом (41,с.165). «Армянская география» (VII в.) отмечает город Варазманавар недалеко от Куры, что С.Ашурбейли связывает с аварами, поселенными в Албании (42,с.63).»

    (Транскаспийская дорога и история связей между Центральной Азией и Кавказом)
7
Отсюда два народа, известные под именем авары - авархоны (эфталиты) и апарны Хорасана (обарены) – потомки ираноязычных сако-тохарских племён. Кавказские авары приобрели это имя в результате смешения леков с племенами аваров, в состав которых входили народы, принадлежащие к восточноиранской, протомонгольской и, родственной лекам синокавказской группе языков. Благодаря этому союзу возникло государство Сарир. Именно в этом кодовом историческом явлении под названием Сарир, в этой точке соединения образуется и смыкается «Аварский треугольник».

Awarparnu, Aparak, Awarxuman

Наиболее ранним из дошедших до нас антропонимов с рассматриваемой нам основой явл. Awarparnu ассирийских клинописных источников, датируемый 713 г. до н.э. (см. Топоров Ф.Н. Фарн//Мифы народов мира. -М.: СЭ, 1992. Т.II. С.558). Второй формант, по мнению Топорова Ф.Н., содержит иранское "фарн/парн" - "слава, харизма, ореол", однако первый компонент оставлен без перевода. Трудно себе представить, чтобы "слава, харизма" могли выступать в одной связке со словом "праздношатающийся, забияка, бездельник" (как считали Фасмер, Услар, ссылавшиеся при этом на тюрк. языки) и т.п., вместе с тем выглядит более чем убедительным значение superior, higher, god, divinity.


Aparak - потомственный дастабар (комментатор правовых насков Авесты), чьё имя, как свидетельствует Анаит Периханян, 32 раза упоминается в пехлевийском Видевдате, 57 - в Нирагистане и т.д. Это была реальная личность (и,естественно, он никак не мог быть "бродягой, бездельником и забиякой), по имени которого существовала целая традиция, школа комментаторов - "последователи Апарака"(См.: Периханян А.Г. Ук.соч. С. 272). С учётом фонетических изменений, "апарак" должно соответствовать "абараг". Awarxuman. Имя согдийского царя Авархуман (также известного как "Вархуман" и "Фухуман") упоминается в монографии;Б.Г. Гафурова (см.: Гафуров Б.Г. Таджики. Душанбе, Т. I. С.317). (M.Moussaev)


В древнемонгольском языке также существовал термин авар, что означает большой, великий, герой, исполин. «Nirun Avarc'uud» (то есть «Нирун-Авары») – обозначение жужаней и аваров, принятое в Монголии, что примерно означает: «великие повелители». По крайней мере, в империи Чингизхана сохранился термин нирун, несущий данный смысл.

На санскрите авара имеет смысл «преграда чему-либо», защита».

 «Апарманд» (парф.-пехл.) термин означавший «наследство по трансмиссии.

Mong. avraga/avarga "colossal,giant,gigantic", avraga/avraga mogoy "python"
Middle Pers.(Pahl.) abar "higher,superior", abarag "superior", abargar "god,divinity", abarm?n?g "noble"
Iran. old names: Awarparnu, Aparak (Abarag), Awarxuman
Этнический термин "авар/абар" в эпоху Сасанидского Ирана означал: "выходец из Абаршахра/Апаршахра (Хорасана, Парфии)"
(M. Moussaev, «Avarga/avraga/abarga - иранское заимствование в монгольском языке»)
8

Термин "абар, авар, эбер" также встречается в семитских языках (в аккадском, др.-еврейском, арабском) со значением "переходить, переправляться". В персидском авардан - «переносить», «вести».
В аварском языке "авараг" - пророк, мессия.

«В современном аварском языке сохранились следующие лексемы с корнем "авар":
1. авар "аварский" (аварав "аварец", авар халкъ"аварский народ", "авар мацI "аварский язык", Аваристан "земля аварская, Авария", аварияв "житель Аварии")
2. авара "препятствие, помеха, препона", авараг "пророк" (Аварско-русский словарь/Сост. М.Саидов. М., 1967)

Здесь следует добавить, что awarag это не только "пророк", но и "посланник" (Бога), "мессия" - эти значения общеизвестны для всех аварцев и каких-либо сомнений у носителей аварской речи не вызывают. авараг - это и "пророк", и "посланник", и "мессия". Автор не распространяется на эту тему по довольно-таки банальной причине - официальная политика воинствующего атеизма в СССР.» (M.Moussaev).
9

Следует добавить, что самоназвание аварцев магIарулал и общее имя народа авар не противоречит друг другу, так как объединяется значением слова Сарир, что означает Вершина, Страна Трона. В этом контексте магIарулал это горцы, жители вершин, что объединяет его с макротопонимом Сарир, в свою очередь исторически и этимологически, связанное с этнотопонимом  авар.

На первый взгляд покажется, что мы отклонились от хунзской темы, но это не так, ведь в самом названии родины народа Хунза также заложено слово авар – Балаваристан. И это, конечно же, никакое не совпадение. Чтобы понять значение данного топонима, необходимо проследить истоки происхождения его этимологии. Но в данном случае можно выдвинуть лишь одну из версий, которая, как и все людские предположения, не претендует на истину в последней инстанции.

С определенной долей уверенности можно сказать, что этнотопоним  Балаваристан состоит из трех частей: Бал, Авар и стан (страна). Бал происходит от имени народа балти, проживающего по соседству с хунзами в области Балтистан, входящем в провинцию Балаваристан. Кстати, столица Средней Хунзы Каримабад раньше именовалась Балтит. Балти говорят на западно-тибетском языке центральной группы сино-тибетской языковой семьи, входящей в сино-кавказскую макросемью.
Боло-Балхан или Балх город кидаритов-кушан, который эти племена юэчжи вынуждены были покинуть в связи с натиском жужаней в IV в. н.э., созвучно с названием Балаваристан или Болористан, как ещё называют эту горную страну. Кушаны говорили на восточно-иранском языке северной подгруппы, являвшимся  диалектом языков Юэчжи.

В Бэйши описывается государство больших юэчжей (кушан), сообщается, что «царь Цидоло (Кидара) перешёл с войском большие горы (Гиндукуш), вторгся в Индию и завоевал пять владений, лежавших севернее Гантоло (Гандхары)».  10

В Vвеке после поражения от шаха Ирана Пероза и движения на Запад эфталитов, кидариты-кушаны ушли на Восток, покорив Северную Индию и, создав на территории пяти владений государство малых юэчжей с центром в Пешаваре («пеш» с тохарского переводится как пять или индоиранск. «пиш»., дальше натыкаемся на уже знакомый нам этнотопоним Авар.). Примерно в эту эпоху наблюдается объединение сил кушан и хионитов, нанёсших существенное поражение войскам сасанида Шапура II под командованием Кидары. Кидара, царь кушанов после успешных военных действий при разделении завоёванных территорий, отдал хионитам центральный Афганистан. Часть кушан после распада единого государства ушла в Прикаспий и в дальнейшем слилась с эфталитами и хионитами (хонами), образовав один народ. Таким образом, следуя историческому движению, родственные племена юэчжей (близкие по культуре восточным сарматам) постепенно объединяются, подготавливаются условия для последующей их экспансии на Восток и укрепления позиций в среднеазиатском регионе с возникновением и возрастанием могущества эфталисткой державы, которая продолжает традиции (и, отчасти, политику) Кушанского царства.
Из великих правителей кушан известен основатель Кушанской империи царь Герай; кстати, имя Герай встречается и у кавказских авар.

Кушанской империи царь Герай
Первый правитель Кушан Герай (1 год-30 год н. э.)

Перечисленные народы известны под общим именем юэчжи, а также названы в хрониках белыми гуннами. Сохранив два этнических имени гунн (хон) и авар, юэчжи покоряют вслед за Ср.Азией, Афганистан, Северную Индию,  укрепляют политические позиции на Кавказе, проходят Великую Степь и завоёвывают Восточную Европу. Зафиксирован в исторических хрониках и топоним, воплотивший в себе два племенных имени,  – Гуноавар (Днепр).

Племена юэчжи, - часть кушан, исповедовавшие в большинстве своём буддизм, и хоны, в процессе дальнейшей миграции и завоевания регионов Северной Индии, заселяют горные районы Кашмира, и основывают новые маленькие царства на вершинах Гималаев. В последующем, они устанавливают свой контроль над отдельными транзитными узлами Великого Шёлкового пути. Вероятней всего, в основе названий областей Балтистан и Балаваристан лежит исторически близкий юэчжи топоним Боло-Балхан (Балх) и Авар, что образует отдельно Балтистан и в соединении - Балаваристан.

Однако снова и снова возникает вопрос, откуда у данной группы племён юэчжи имя авар, ведь его мы встречаем уже позже у эфталитов при объединении вар и хон? Юэчжи (кушаны, хоны-хиониты, эфтал-апар, и есть авары/абары/апарди. Условно назовём их в расширенном значении, - сако-тохарскими племенами Большого Хорасана (Абаршахр). Собственно, европейские авары говорили на языках близких к восточноиранским, проотомонгольским и синокавказским языковым группам, неслучайно это был союз нескольких племён. Костяк группировки составляли племена, выделившиеся из поздних юэчжи.


К хунзо-аварским параллелям

Хунзы, как и кавказские горцы отличаются долголетием и отменным здоровьем. Генотип их, как и генотип аварцев, до конца не изучен, но нельзя обойти стороной сходство обоих народов по фенотипу, если учитывать, что среди аварцев всё же, в немалой степени наличествует европейский тип внешности.

Хунзы

Хунзы

Хунзы

Хунзы

Хунзы

Хунзы

Хунзы

Хунзы



Хунзы
Эти и предыдущие маленькие хунзы вообще вылитые горцы-аварцы :D

Хунзы

Хунзы

Хунзы


Аварцы

Аварцы

Аварцы

Аварцы

Аварцы

Аварцы

Прикольные рыжики  :D
Аварцы

Аварцы

Аварцы

Аварцы







Аварцы

(ссылки на другие типажи ("маленькие аварцы") в сносках. )


На самом деле, если абстрагироваться от легенд и даже объективных исторических версий, - возможна ли не только лингвистическая, но и прямая связь между народом Хунз, как называли аварцев Хунзаха (столица Аваристана) и народом Хунза из Балаваристана (входит в Северные области государства Пакистан)?
Возможна, если учитывать, что язык бурушаски, на котором говорят хунзы или хунзакуты входит наравне с аварским языком в макро-кавказскую языковую семью.

Буриши (буришки, бурушаски, вершиквары) — европеоидный народ высокогорных районов Кашмира, находящихся под контролем Пакистана. Большинство проживает в долине р. Хунза. Говорят на изолированном языке бурушаски. Численность около 87 тыс. человек. Верующие мусульмане (исмаилиты). По гипотезе С. А. Старостина, буриши — потомки синокавказцев, не ассимилированных индоевропейцами


Один из родов занятий - выращивание и специальная высушка абрикосов, которым занимаются хунзакуты -
выращивание и специальная высушка абрикосов, которым занимаются хунзакуты

один в один напоминает этот процесс у аварцев.

А национальный танец хунзов с оружием в руках и в зубах, ни что иное, как родной брат аварского и общекавказского танца с саблями и кинжалом в зубах. Знаменитый танец хунзов представляет из себя дуэль двух воинов и демонстрация воинской силы с кинжалом в зубах и саблями в руках.


танец <br />[img width=250 height=177 alt=танец хунзов

хунзы

Хунзы живут в так называемых «местах горной встречи». В этой точке сходятся три высочайшие системы мира: Гиндукуш, Гималаи и Хар Хорум (Каракорум). Хунзы занимают пять высочайших из четырнадцати пиков-восьмитысячников, являясь самыми высокогорными горцами планеты.

М.Шахманов.


Виды Хунзы

Виды Хунзы

Виды Хунзы

Hunza (6270 м.)

Виды Хунзы

Балаваристан
Балаваристан

Хунзах
Хунзах

Хунзах

с. Чох


Аваристан
Аваристан


========================
Дополнительные сведения из открытых источников

Особенности языка

Бурушаски до сих пор не отнесен ни к одной из существующих языковых семей. Представляется достаточно убедительной гипотеза Сергея Старостина, по которой бурушаски включается на правах отдельной ветви в сино-кавказскую макросемью, хотя она и не является общепризнанной. В основе этой гипотезы лежит исключительно высокое структурное сходство между бурушаски и северокавказскими языками, однако при этом предлагаемые параллели между корнями слов довольно спорны.

Дене-кавказская гипотеза

Несмотря на изолированный статус бурушаски, предпринимались и предпринимаются попытки связать его с какой-либо из известных языковых семей. Согласно гипотезе Б. Блажека и Бенгтсона (1995), бурушаски относится к гипотетической сино-кавказской макросемье. Данная гипотеза не является общепризнанной, однако помимо лексических параллелей она основывается также на типологическом сходстве, которое не могло быть приобретённым ввиду того, что в настоящее время языки, относимые к сино-кавказской макросемье, разделены географически.

Некоторые слова из языка хунзов схожие с аварскими.

huka'i (hun)-собака
hoy (awar)-собака
s'undo' (hun)-пять
shugo (awar)-пять
ts (hun)-на
tasa-т1а,т1ад,т1асса( Авар)-на,над.

(Есть и другие примеры.)

Морфология глагола в бурушаски — исключительно сложная, богата различными формами, что можно сравнить с шумерским, баскским, енисейскими и некоторыми абхазо-адыгскими и нахско-дагестанскими языками. Многочисленные фонетические изменения (ассимиляция, синерезис, сдвиг акцента) превращают почти каждый глагол в морфологический уникум. Ниже изглагаются только некоторые основные принципы, более подробный обзор приведен в: Hermann Berger 1998, Grammatik, 103—173.



************************************
1. Табари - "История пророков и царей".
2. Кавказская тайна Александра Македонского
3. Хунза, почти что русская земля
Евгений Пахомов
vokrugsveta.ru/vs/article/3884/
4. Макгварт о племени Вар
awarenland.blogspot.ru/2013/05/blog-post.html
5. Eransahr и Дагестан. Языковые встречи.
awarenland.blogspot.ru/2013/05/eransahr.html
6. Сакские языки. Бактрийский и парфянский языки
lib7.com/narody-srednej-azii-i-kazahstana/1284-sakskie-jazyki-baktrijskij-i-parfjanskij-jazyki.html
7. Транскаспийская дорога и история связей между Центральной Азией и Кавказом
Севда Сулейманова, кандидат исторических наук.
АН Азербайджана. Иститут Востоковедения им.Академика З.М.Бунядова. Баку, 2008
maarulal.ru/history/154-transkaspijskaya-doroga-i-istoriya-svyazej-mezhdu.html
8. M. Moussaev. Исторический очерк.
АВАРЫ, САРИР И САСАНИДЫ
9. M. Moussaev, «Avarga/avraga/abarga - иранское заимствование в монгольском языке»
10. А.М. Мандельштам
К вопросу о кидаритах.
// КСИЭ. Вып. XXX. 1958. С. 66-72.
kronk.spb.ru/library/mandelshtam-am-1958.htm


Фотографии из открытых интернет-источников.

Цитаты в тексте отмечены шрифтом courier, georgia, курсив.

30.05.2013

+++

Макгварт о племени Вар

Варами (по-китайски “оат” -кит-69) называлась главенствующая орда белых гуннов (эфталитов), по имени которых называлась и столица, по-китайски оат или ат-хоан, Ахоан -кит-70- = Вар, Авар, по-армянски Варджан = персидское *Вариджан, по-арабски Валидж, аль-Валиджа = *Валиджак, или, с удвоением Вал-валидж, Вал-вализ. Так же называлась столица кавказских гуннов, одной из ветвей эфталитов (Kamicik Heptalk) - армянское Вараджан -арм-71-. Правитель этого могущественного государства, который позднее был известен как “господин на серебряном троне” -араб-72-, в IX веке носил титул “авар”, кроме того, о старом этнониме напоминает в настоящее время наименование одного из народов Кавказа, происходящего от кавказских эфталитов (авары в Дагестане). То, что сам этот народ не желает признавать имя, происходящее от былых его правителей, вполне естественно (*36). Авары не пользуются никаким обобщенным наименованием, которое относилось бы ко всему народу в целом, так же, как не признавали такого в прошлом наши предки-германцы. Только соседствующие с ними народы называют их “аварна”, множественное число “аварби”, а рутулы - “авардашура” , причем возможно, что это обозначение заимствовано из русского языка; у гуркилинцев народ назывался “хиваран”, страна - “Хивар”, но так обозначалась, собственно, область вокруг старой столицы Хунзах, в то время как сами авары, чтобы отличить себя от других народов, пользуются выражениями “xunz mac” (“язык области Хунзах”) или “ma’arul mac” (“язык гор”). Кроме того, они именуются по отдельным местностям : “Ma’arulab” (“горцы”), “Xunzaken” (“жители Хунзаха”) и т.д. Судя по последнему наименованию, можно предположить, что здесь сохранился древний этноним кун (хун) (*37) - если учесть, что Xunz или Hunz - обозначение области, лежащей к востоку от Андалала, где располагалась столица, Хунзах, а также жителей этой области.

(Макгварт.)





Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 07 Декабрь 2015, 05:01:36, Ярослав»

ОффлайнMaginhard Avars

  • Krieger ohne Schlaf
С большим интересом прочитал и даже загрузил себе фотографии.
Вершики - синокавказский народ. Вообщем, предполагается древнее родство, тем более они европеоиды. На аварцев внешне многие из них весьма похожи. Про Хорасан тоже верно. Мы носим их этноним. То что авары-вархониты (псевдоавары) также должны иметь к нам отношение видно по древнеиранскоому словосочетанию "аварменишн" то есть "надменно, высокомерно". Не стоит забывать, что на Балканах их считали именно такими. Второе, это то что авары (псевдоавары) славились как умелые мастера - резьба по кости и дереву, ювелирное дело, у них были черты как иранской, так и китайской культуры. Протомонголы же неизвстны как ювелиры и т.п. Таким образом, среди псевдоаваров были представлены и протомонголы и европеоиды. Последних было 80%. Иранский этнический элемент, сарматского типа захоронения с конём, иранская культура среди вархонитов на Балканах и центральной Европе представлен отчётливо.

О хунзах прочитал с огромным интересом, но автор сделал небольшой перекос в их сторону. Дело в том, что хунзы- реликт, их раньше было много. И родственных им народов тоже. Сплошной полосой тянулись синокавказцы по Гималаям, Каракоруму и прилегающим районам. Большая часть ассимилировлась. Но в аварский период они были уже загнаны в горы. Это горцы, которые предпочитают сохранять свой архаичный быт и культуру. Дисцы же пришедшие в Афганиста, как писал Гумилёв, из китайских пещер владели наряду с родным тибетским, ещё и китайским. Это байди" (по китайски "белые ди"). Кроме белых имелись ещё и "красные". Последние перешли на тохарские языки, а затем на уйгурский - тюркские. Их фамилии, ники часто переводились как "красные (ди)." Дисцы были горскими и степными. У них когда-то было своё сильное государство "Хуагуо". Дисцы пришли в Афганистан и ассимилировались там среди преимущественно пуштунов. Политическое название эфталитского союза племён "Хуа". Нам известно, что эфталиты нападали на Иран, захватили персидский Хорасан. Последние сасанидские шаханшахи имели родню среди эфталитов. Так, тот самый шашаханшах, кто уговорил вархонитов напасть на Константинополь был по матери эфталитом. На Кавказе существвала своего рода "Хорасанская мафия". Хорасанцы (или по другому- парсевены, пахлавы) назначались правителями в Ширван и Арран, а также в Дербент. Сарирские правители и их дружины - Хорасан. Это нас собственно говоря и отличает от других кавказцев. Наша государственность, наша культура и отчасти происхождение связаны с Хорасаном, Парфией. Хотя краеугольный камень - хурритов тоже никто не отменял. Но наше отличие именно в этом - Хорасан. и легендарный Абумуслим это опять таки Хорасан. И чёрные знамёна (аббасидов) тоже Хорасан. Современный иранский режим позаботился о том, чтобы в три раза уменьшить провинцию Хорасан и подселить туда курдов.Они боялись, что столь славная и древняя история этого края может помешать им нивелировать их в одну персидскую структуру. Слово "пехлеван" также означает "парфянин", "хорасанец". Интересно, что до полной шиитизации (только туркмены остались там суннитами) Хорасана там жили сунниты шафиитского и ханафитского мазхабов, которые часто между собой ссорились и даже вступали в военные схватки. :) Конечно, было бы замечательно написать хороший сценарий, взять интервью у толковых людей и снять прекрасный фильм на эту тему! А "хунзы-бурушаски" в данном случае здесь как иллюстрация к теме - такими были, такими должны были быть дисцы. :D

Maginhard Avars - Krieger ohne Schlaf
«Последнее редактирование: 25 Октябрь 2013, 12:17:23, Marat»

Благодарю за содержательный отзыв!

Ещё несколько замечательных фотографий:

Хунзы

Хунзы








Гилгит-Балтистан. se_boy








Гилгит-Балтистан. f. Dementievskiy.





Авар















Авар

Marat Shahman

---------------------------------
За движением и полётом – вечная свобода!…
«Последнее редактирование: 09 Ноябрь 2013, 21:31:17, Marat»


Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов Яндекс.Метрика