Диалог культур
Музыка Алтая и Тувы

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #1 : 24 Январь 2010, 18:13:46 »
Музыкальный фольклор Тувы и Алтая имеет неповторимый, сразу узнаваемый звуковой облик. Во многом это определяется своеобразной техникой горлового пения, а также применением инструментов, использующих полость рта исполнителя в качестве резонатора (в первую очередь это варган, местное название – хомуз). В результате наиболее выразительной стороной звучания становятся обертоны, т. е. призвуки к основному тону, выходящие на поверхность при определенных акустических условиях. Особенно это заметно в приводимых примерах № 3, 4, 6, 7, где из игры обертонами рождается самостоятельная мелодическая линия. Это наводит на мысль, что, возможно, пентатонная мелодика, распространенная в фольклоре многих народов, первоначально также имела обертональное происхождение, возникнув из подобия горлового пения или из своеобразной игры на смычковых, когда обертоны становятся ясно выделены.

Полноценное впечатление от этой музыки можно, конечно, получить только в натуральных условиях – когда она звучит на открытом воздухе, среди высокогорного пастбища или в широкой горной долине. Тогда пронзительность звука и его направленность в пространство объединяется с реальным ощущением пространства и его акустикой.


Сегодня существует уже много профессиональных коллективов, исполняющих алтайскую и тувинскую музыку. Наиболее известен тувинский ансамбль Хуун-Хуур-Ту, он владеет и аутентичной манерой исполнения, а также постоянно экспериментирует с различными стилями аранжировки, более или менее органичными. Выступает и в совместных проектах с российскими и зарубежными исполнителями.

Здесь я привожу примеры чисто фольклорного стиля исполнения ансамбля, почти неотличимого от звучания подлинных этнографических записей:


____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 26 Сентябрь 2015, 22:50:36, ВОЗ»

« #2 : 24 Январь 2010, 18:17:17 »
Несколько примеров очень осторожного и уместного использования электронных звучаний ансамблем Хуун-Хуур-Ту. Здесь используются только те электронные тембры, которые не противоречат общему тембровому облику тувинской музыки, но придают большую пространственность и наполненность звуку. То есть по-своему компенсируют отсутствие настоящей пространственной среды:


____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 26 Сентябрь 2015, 22:54:38, ВОЗ»


Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов Яндекс.Метрика