Дела и встречи
Памяти Григория Померанца

0 Участников и 2 гостей просматривают эту тему.

« #1 : 22 Февраль 2013, 12:43:19 »
Биография Григория Померанца — с сайта  Г. Померанца и З. Миркиной
http://pomeranz.ru/index.html

ПОМЕРАНЦ ГРИГОРИЙ СОЛОМОНОВИЧ

Родился 13 марта 1918 года, в городе Вильно.

Философ, культуролог и публицист. Автор многочисленных философских работ, распространявшихся Самиздатом и оказавших в 1960-1970-е гг. огромное влияние на мировоззрение либеральной интеллигенции.

С семи лет живет в Москве. В 1940 г. окончил Институт философии, литературы и искусства (ИФЛИ) по отделению русской литературы, занимался Достоевским. Студенческая работа П. о Достоевском была оценена преподавателями как антимарксистская, кандидатская диссертация уничтожена после его ареста в 1949 г. как «документ не относящийся к делу». В 1941 г. пошел на фронт добровольцем, был ранен. В 1950-1953 гг. в Каргопольлаге (ст. 58-10, осужден на 5лет, освобожден по амнистии, в 1958 г. реабилитирован). В 1953-1956 гг. сельский учитель в Краснодарском крае. Вернувшись в Москву, избрал работу библиографа, стал сотрудником Библиотеки общественных наук (ФБОН). В 1959 умерла первая жена П., И.И. Муравьева, память о которой долгое время вдохновляла философское и литературное творчество П.

К 1953-1959 гг. относятся первые эссе П. («Пережитые абстракции») – работы, построенные в традиционной форме философского диалога, но аранжированные современными реалиями сталинского концлагеря.

Венгерские события 1956 г. и травля Пастернака произвели на П. сильное впечатление, вызвав мысли о прямом, политическом противостоянии режиму (вплоть до эксперимента с подпольем и участия в вооруженной борьбе, если таковая стихийно начнется). В 1959-60 гг. вокруг П. образуется нечто вроде полуподпольного философско-исторического и политэкономического семинара («слегка законспирированного, но без всякой организации»). Среди участников семинара – многие активисты «Маяковки», в частности – В.ОСИПОВ. Опыт этого философско-политического полуподполья был оценен П. как отрицательный. Между тем состоявшееся в 1960 г. знакомство с А.И. ГИНЗБУРГОМ, Н.Е. ГОРБАНЕВСКОЙ, Ю.Т. ГАЛАНСКОВЫМ открывало иную перспективу: неподцензурную деятельность, главное в которой – «совершенная открытость и свобода от страха». Новое настроение было связано с «Синтаксисом», со свободным и творческим духом, царившем и среди новых знакомых, и среди художников-«лианозовцев», с которыми П. общался в это же время.

Большое значение для формирования мировоззрения П. имела встреча в 1960 г. с поэтом З.А. Миркиной, ставшей его женой. По словам П. его собственные «взгляды и взгляды Зинаиды Александровны развивались в постоянной перекличке и могут рассматриваться как одно целое».

Начиная с 1962 г., П. публикует в научных изданиях статьи по востоковедению и сравнительной культурологии (в центре его интересов – духовная жизнь Индии и Китая), выступает с докладами и лекционными курсами в различных научных учреждениях и высших учебных заведениях. Одновременно он пишет ряд эссе на различные культурно-исторические и социально-политические темы, получившие широкое распространение в Самиздате. Сильный резонанс вызвали эссе «Квадрильон» и «Нравственный облик исторической личности»), вошедшие в «Феникс-66» Ю. ГАЛАНСКОВА. В 1967-68 гг. оба эссе перепечатаны за рубежом, в журнале «Грани».

П. поддерживает отношения с инакомыслящими различных направлений, участвует в неофициальных научных семинарах. В 1970 г. посещал семинар, собиравшийся на квартире В.Ф. Турчина. Позднее А.Д. САХАРОВ говорил об этом семинаре в своих «Воспоминаниях»: «Наиболее интересными и глубокими были доклады Григория Померанца – я впервые его тогда узнал и был глубоко потрясен его эрудицией, широтой взглядов и «академичностью» в лучшем смысле этого слова. Основные концепции Померанца: исключительная ценность культуры, созданной взаимодействием усилий всех наций Востока и Запада на протяжении тысячелетий, необходимость терпимости, компромисса и широты мысли, нищета и убогость диктатуры и тоталитаризма, их историческая бесплодность, убогость и бесплодность узкого национализма, почвенности».

В 1968 г., после того, как П. поставил свою подпись под «Письмом 224-х» в поддержку «Обращения к мировому общественному мнению» Л.И. БОГОРАЗ и П.М. ЛИТВИНОВА в защиту ГИНЗБУРГА и ГАЛАНСКОВА, его лишают возможности защитить диссертацию в Институте стран Азии.

В 1972 г. в Мюнхене работы П. выходят отдельным изданием («Неопубликованное»). С 1976 г. прекращается публикация научных статей П. в советских изданиях. В то же время его работы широко распространяются в самиздате и перепечатываются в зарубежной эмигрантской печати, в т.ч. в журналах «Континент», «Синтаксис», «Страна и мир». Во второй половине 1970-х П. близок к редакции самиздатского журнала «Поиски», публикует там свои новые эссе. Все написанное подписывает собственным именем, не прибегая к псевдонимам.

В своих публицистических работах П. защищает идеи личной свободы и европейского демократизма, выступает противником идолов «крови и почвы», новой волны национализма. Последовательное и энергичное отстаивание этой позиции сделало его одним из наиболее заметных оппонентов право-консервативного течения в диссидентстве. Особенное значение имела многолетняя полемика П. с А.И. СОЛЖЕНИЦЫНЫМ («Человек ниоткуда», «Страстная односторонность и бесстрастие духа», «Сон о справедливости возмездия», «Стиль полемики» и др. П.; «Образованщина» и др. Солженицына.). Солженицын обрушился на плюрализм П., третируя его как беспочвенного советского «образованца»; П. резко критиковал «страстную односторонность», дух мстительности и непримиримости у Солженицына, его почвеннический утопизм. Расходясь с почвенниками, П. был близок кругу правозащитников. В «Информационном бюллетене » № 1 Комитета защиты Татьяны ВЕЛИКАНОВОЙ, выпущенном вскоре после ее ареста (конец 1979 г.), было опубликовано эссе П. «Накануне юбилея Молоха» (имеется в виду 100-летие со дня рождения И.В.Сталина). Оно завершалось словами: «наш общий долг – противостоять тени Сталина, которой приносятся в канун столетнего юбилея эти новые жертвы. Еще несколько голов на гекатомбу из 30, 40 или 60 миллионов».

Фрагменты из книги П. «Сны Земли», опубликованные в №№ 6-7«Поисков», следствием по делу «Поисков» были квалифицированы как клеветнические. Публицистика и политическое поведение П. вызывали усиленное внимание со стороны КГБ. В конце 84-ого года П. был предупрежден по Указу от 25.12.1972 в связи с публикацией своих произведений за границей. 15 мая 1985 года был произведён обыск в квартире, где П. хранил свой архив. Архив был конфискован. В том же году в Париже напечатан полный текст «Снов Земли».

С конца 80-х и по настоящее время в российской периодике помещается большое число публицистических эссе П.; вышло в свет несколько философских и литературоведческих книг: «Открытость бездне. Встречи с Достоевским», «Лекции по философии истории», «Собирание себя», «Выход из транса» (сборник эссе и культурологических статей за многие годы), «Образы вечного» (в соавторстве с З.А. Миркиной). П. получил возможность выступать с докладами и лекционными курсами, в том числе в ВУЗах (Российский гуманитарный государственный университет, Университет истории культур).

Совершив переход «от марксизма к идеализму» («Я начал комментировать Достоевского по Марксу, а закончил толкованием Маркса по Достоевскому»), П. пришел к обоснованию религии и глубинной философии как основ человеческого бытия. Отказ от наукообразных и мифологизирующих идеологий, «самостоянье» личности в религии и культуре, путь вглубь себя взамен растворения в массе – таков предложенный П. выход из духовных и политических кризисов современности. «Только новый дух, найденный в собственной глубине, может нас вывести из трясины. И об этом, собственно говоря, идет речь во всех моих книгах».

Ира Мясковская
«Последнее редактирование: 22 Февраль 2013, 21:51:48, Ира Цилинь»

« #2 : 22 Февраль 2013, 12:52:08 »
Библиография

КНИГИ

«Неопубликованное» Мюнхен, Посев,1972 г.
«Сны Земли» (статьи о России), Париж, Поиски, 1985 г.
Второе издание, М., Росспэн, 2004 г.
Открытость бездне. Этюды о Достоевском. Нью-Йокр, Либерти, 1989 г.
Открытость бездне. Встречи с Достоевским. М., Сов.писатель, 1990 г. Второе дополненное издание. М., Росспэн, 2003 г.
Собирание себя. М., ДОК, 1993 г.
«Русское богатство» №2(6) Журнал одного автора, М., 1994 г.
Выход из транса (сборник ранних работ) М., Юрист, 1995 г.
Незавершенность
Маленькие эссе
Квадрильон
Человек ниоткуда
Троица Рублева и тринитарное мышление
Иконологическое мышление как система и диалог симиотических систем
Однониточные теории
Корни будущего
О причинах упадка буддизма в средневековой Индии
Язык абсурда
Джидду Кришнамурти и проблема современного религиозного нигилизма

Записки гадкого утенка. М., Московский рабочий, 1995 г. 2-е издание М., Росспэн, 2003 г.
Через страх. Крыло первое
Корзина цветов нобелевскому лауреату.

Великие религии мира (совместно с З.А.Миркиной) М., Рапол, 1995 г. 2-е изд. «Университ. книга», М-Спб, 2001 г., 3-е изд. М., Росспэн, 2006

Страстная односторонность и бесстрастие духа. М-Спб, «Университ. книга», 1998 г.

Тринитарное мышление и современность (совместно с М. Курочкиной) М., Фантом пресс, 2000 г.

В тени Вавилонской башни (статьи и лекции, совместно с З.А.Миркиной), М., Росспэн, 2004 г.

Следствие ведет каторжанка (расследование убийства Кирова, проведенное О.Г.Шатуновской), М., ПИК, 2004 г.

Невидимый противовес (статьи и лекции, совместно с З.А.Миркиной), М., ПИК, 2005 г.

ТЕКСТЫ, ЭССЕ

Саморегулирующаяся вавилонская башня 2000 г.
Памяти Алика Гинзбурга 2002 г.
Фронт как вопрос совести 2002 г.
Ворота раскрыты настежь 2003 г.
Город под третьим небом 2003 г.
Через эпохи безумия 2003 г.
Богословско-политическое в диалоге с исламом 2003 г.
Феноменология смуты 2003 г.
Один раз увидеть...
Религия и культура в становлении личности и культурного круга
По пустыне

ЛЕКЦИИ, ВЫСТУПЛЕНИЯ, ДИСКУССИИ, ИНТЕРВЬЮ, ПИСЬМА
О роли нравственного облика личности в жизни исторического коллектива
Дискуссионное выступление в Институте философии
1965 г.
«Надгробное слово империи», Литературная газета, № 50 за 1991 г.
Выбор XXI века
Сводный текст доклада и трех выступлений на конференции «Регионы в кризисе»,созванной в Ко (Швейцария) Обществом морального перевооружения 13-27 августа 1994 г.
«Духовное движение с запада» в сборнике »Поспеть за Богом»,изд.Пров-пресс,1997 г.
«И истина нам обнажена», Московские новости, № 49 за 1998 г.
«...Истина диалога выше истины каждой отдельной реплики...»
Беседа с Г.С. Померанцем на канале ТВ-центр. 1998 г. Программа «Ночной полет»
«Культ этики или диалог культур?» в сборнике «Проблемы глобализации»6, М., изд.дом Новый век, 2001 г.
Лекция «Интеллигенция, интеллигенты и интеллигентность» 21 июня 2001 г.
Стадии глобализации 8 сентября 2002 г.
«Опасности и страхи», Таллинн, журнал Радуга, № 4 за 2001 г.
Письмо Вячеславу Игрунову 10 сентября 2002 г.
Метафизическое мужество
Лекция в музее российских меценатов, 1 ноября 2002 г.
Для меня 11 сентября это, безусловно, символ срыва декорации, которая прикрывала собой кризис
Григорий Померанц о Форуме постсентябрьского мира, 23 октября 2002 г.
«Хочешь сорвать цветок? Сойди с дороги», Новые известия, 2004 г.
«Из-под глыб», Литературная газета, 2004 г.
С самого начала слово «демократия» было только вывеской
...Правозащитники– это сейчас единственная формально неполитическая сила, вокруг которой можно было бы попытаться собрать разношерстную массу... 13 февраля 2004 г.
История России в свете теории цивилизаций
Лекция в клубе «Улица ОГИ» в рамках проекта «Публичные лекции «Полит.ру». 27 октября 2005 г.
«След личности» (О С. Аверинцеве) «Почва внутри нас», в альманахе «Вторая навигация», 5, Запорожье, изд. Дикое поле, 2005 г.
Перевес интеллекта над интуицией делает жизнь скучной историей «Московские Новости» № 14 (04-21) 2006 г. Сергей Шаповал
Последний из могикан «Новые Известия»
С христианской точки зрения. 09.02.2008 Ведущий Яков Кротов
лекция в клубе «БИЛИНГВА» в рамках проекта «Публичные лекции» ПОЛИТРУ 7 февраля 2008 г.

ПУБЛИКАЦИИ В ЖУРНАЛАХ

«НГ», 21.07.1992 г.
Распутать гордиевы узлы

«Новый Мир», № 8 за 1995 г.
Разрушительные тенденции в русской культуре. 

«Октябрь», № 12 за 1996 г.
До полной гибели всерьез. 

«Знамя», № 1 за 1997 г.
Авторитет любви. 

«Знамя», № 2 за 1997 г.
Елена Твердислова. Наедине с одиночеством: Литературный портрет папы Римского Иоанна Павла II.

«Континент», №92 1997 г.
Способы существования в дрейфе

«Дружба Народов», № 3 за 1997 г.
Диалог пророческих монологов.

«Октябрь», № 5 за 1997 г.
Между бедностью и богатством. 

«Знамя», № 8 за 1997 г.
Л. Миллер. Стихи и о стихах.

«Октябрь», № 2 за 1998 г.
Развертывание альтернатив. 

«Дружба Народов», № 1 за 1999 г.
Бог есть любовь. 

«Знамя», № 1 за 1999 г.
А. Б. Зубов. История религий. 

«Дружба Народов», № 7 за 1999 г.
Тупики добра.

«Континент», № 99 за 1999 г.
ДВА ЭССЕ.

«Новый Мир», № 5 за 2000 г.
Марианна Вехова. Бумажные маки. Повесть о детстве 

«Звезда», № 1 за 2001 г.
Ответы на вопросы журнала Звезда.

«Старое литературное обозрение», № 1 (277) за 2001 г.
CЕРНАЯ СПИЧКА.

«Вестник Европы», № 3 за 2001 г.
Распадающаяся Вавилонская башня.

«Дружба Народов», № 3 за 2001 г.
По ту сторону своей идеи. 

«Новый Мир», № 8 за 2001 г.
Переписка из двух кварталов. 

«Культура», № 18-19, 2002 г.
В Америку нельзя войти, оставаясь самим собой.

«Звезда», № 1 за 2002 г.
Созерцатели нашего века.

«Дружба Народов», № 2 за 2002 г.
Пауза созерцания.

«Новый Мир», № 5 за 2002 г.
Государственная тайна пенсионерки.

«Вестник Европы», № 6 за 2002 г.
Ступени глобализации. 

«Педология», № 3 2002 г.
Подлинное и призрачное счастье

«Звезда», № 6 за 2003 г.
Догматы полемики и этнический мир.

«Нева», № 8 за 2003 г.
Одиноко прочерченный путь.

«Вестник Европы», № 9 за 2003 г.
Поверх различий. 

«Искусство кино», № 8, 2003 г.
Чеченский узел.

«Вестник Европы», № 10 за 2003 г.
Новое нестяжательство.

«Звезда», № 11 за 2003 г.
Перед неподвижным ликом.

«Континент», № 116 за 2003 г.
Подступы к Преображению.

«Культура», № 19, 15-23 мая 2003 г.
В России есть таланты, но нет идеи, способной их объединить.

«Культура», № 1-2, 16-22 января 2003 г.
Я верю в Дон Кихотов, которые остаются дома.

«Знамя», № 6 за 2004 г.
К читателю статьи Л. Люкса.

«Знамя», № 8 за 2004 г.
Живучесть древних основ. 

«Нева», № 9 за 2004 г.
Два начала века; Расползание зоны.

«Вестник Европы», № 11 за 2004 г.
Две книги о кризисе национального государства. 

«Российская газета», 11 февраля 2005 г.
Мы находимся в пространстве без дорог.

«Новый Мир», № 4 за 2005 г.
Опыт Майкельсона. 

«Вестник Европы», № 13-14 за 2005 г.
След Личности.

«Вестник Европы», № 15 за 2005 г.
Полет в Иерусалим.

«Знамя», № 4 за 2006 г.
В пространстве без дорог. 

«Знамя», № 7 за 2006 г.
Памяти одинокой тени.

«Вестник Европы», № 18 за 2006 г.
Ислам Орианы Фаллачи и ислам Петера Воге.

Ира Мясковская
«Последнее редактирование: 11 Апрель 2013, 22:44:51, Е. Морошкин»

« #3 : 22 Февраль 2013, 13:18:03 »
Прощание с Григорием Померанцем прошло 19 февраля в ЦДЛ. Выступали люди, для которых слово и пример жизни Григория Соломоновича стали одним из определяющих в их жизненном пути.

Мы хотим разместить запись прощания с Г. Померанцем; это документ, многое говорящий о духовном состоянии нашего времени.


http://rmvoz.ru/lib/arhiv/int/2013/0219/1.MP3

http://rmvoz.ru/lib/arhiv/int/2013/0219/2.MP3

http://rmvoz.ru/lib/arhiv/int/2013/0219/3.MP3

Ира Мясковская

« #4 : 18 Март 2013, 21:39:35 »
15 марта прошел вечер памяти Григория Померанца. Он был в Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей – там где в течение почти двадцати лет проходили встречи-семинары Григория Померанца и Зинаиды Миркиной.


http://rmvoz.ru/lib/arhiv/int/2013/0315/1.MP3

http://rmvoz.ru/lib/arhiv/int/2013/0315/2.MP3

http://rmvoz.ru/lib/arhiv/int/2013/0315/3.MP3

http://rmvoz.ru/lib/arhiv/int/2013/0315/4.MP3

http://rmvoz.ru/lib/arhiv/int/2013/0315/5.MP3


____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам


Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов Яндекс.Метрика