Роза Мира - эпоха синтеза
Апостолы добра, о роли учителя

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #16 : 28 Апрель 2013, 15:40:30 »
О чем спорим-то?
Повторюсь: "Как вы лодку назовете, так она и поплывет".

Так вот именно с этой - весьма распространённой - тезой  и пытаюсь спорить.
Она не универсальна и на все случаи жизни её распространить нельзя, имхо.
Жизнерадостные либо жизнеутверждающие ярлычки слов часто наклеивали на явления, не являющиеся таковыми. На воротах концлагерей висел лозунг "Арбайт махт фрай" - это что-то меняло в их нечеловеческой сущности?   Пышные названия утлых лодчонок не добавят им плавательных свойств. 


Начну с занудства (не высокоумия). Каждый человек (по определению психологов) живет не в реальности, а в собственном мифе. Для того, чтобы научиться жить в реальности, нужно очень-очень потрудиться, и - не в одной жизни.
Этот собственный миф как формируется? (Если говорить в категориях Кастанеды, то это - "сборка мира"). Прежде всего, он формируется ближайшим окружением ребенка (семьей), потом - социумом. Причем, формируется тогда, когда фильтры и защиты, которые ставит себе человек, еще не созданы, т.е. вся информация пишется в сознание и бессознательное напрямую. Другими словами, в вас окружение наталкивает все, что ни попадя, и это записывается намертво (как на CD) как запись нормы. Механизмы человеческого реагирования создаются до 3-х лет, максимум - до 5-ти лет. И человек, в которого натолкали Бог весть что, если не производит пересмотр представлений, то всю жизнь живет вот с этими далеко не целостными представлениями всю жизнь, даже не вникая в то, что его-то самого там - чрезвычайно мало, там - совсем другие люди, с совсем другим опытом. Но он полагает, что это - его мировоззрение, его мнение, его представления.  ;D
Веселенькая картинка?

В достаточной мере - весёленькая.
Добавлю, что и небезызвестная мне ("мне уже доложили об этом" :)  )

А теперь - " вначале было слово..." 

"В начале" и "Слово". В Евангелии от Иоанна - так.
Некоторая разница есть, верно же?

Если человеку заложить в голову, что старость - страдание и убожество (годы дожития), то он будет страдать от своей немощности. Если старость (и пенсионный возраст) рассматривать как апогей жизни, что и делают на Востоке, то при всех сложностях в физическом мире человек будет внутренне готовиться к ПЕРЕХОДУ как к величайшему событию.

Я сказала в постинге, что "годы дожития" -  честный термин в ситуации "здесь и сейчас".
И введён он не в философскую литературу, а в документацию, определяющую земную жизнь  на конкретной территории в конкретный период(в нашей стране в настоящее время), даже - более узко - её экономический аспект. Он также оскорбителен, термин тот, как и суть, которая под ним лежит - оскорбительна для человека. (Независимо от причины, по которой ситуация такая сложилась).

И при чем здесь размер пенсии? Вы что, полагаете, что американские одиозные старухи, которые изо всех сил стараются сохранить ужимки и прыжки подростков, сильно счастливы? Да у них внутри "пусто-пусто", как при игре в домино. Да, им легче накормить свое физическое тело, но - "не хлебом единым жив человек". Никто не станет отрицать высоту духовной жизни в Тибете, но разве там - оазис сытости?

"Не знаю как в Тибете - я там не была..." - почти (с) - к/ф "Бриллиантовая рука", управдомша в исполнении Н. Мордюковой.
Ни отрицать, ни подтвердить высоту духовной жизни тибетцев по этой причине не могу.
Не исключено, что это - тот самый "миф", о котором Вы говорили в начале Вашей реплики.
Насчёт же счастья "одиозных американских старух"... Предполагаю, что традиционная для Америки установка на "кип смайлинг" и культ молодости - счастья, как такового, не приносят,
но самоощущение, а то и самочувствие, старухи изменяют к лучшему.
А старухи в Америке, как и всюду, разные, и живут по-разному.
Вот, любопытно: с одной стороны Вы встали на бой с термином, не совпадающим с "мифом" о счастливом периоде старости. (На афоризм "как лодку назовёшь..." могу привести афоризм "сколько ни говори "халва-халва"..." Он не менее известен, не менее цитируем).
С другой стороны критикуете американский "миф" о длительной молодости.
Во всяком случае самоощущение  "одиозной американской старухи" ближе к понятию "счастье", чем нашей старухи - замотанной и жизнью истёртой. Как бы не был при этом назван этот период её жизни. И, пожалуй, нашу старуху гораздо больше, чем "период дожития" оскорбило бы название типа "период мудрого созерцания", "период благостного отдыха", "время почётного пожинания заслуг". Несоответствие названия сложившемуся статус-кво - комично и оскорбительно одновременно.
Насчёт "пусто-пусто" внутри "одиозной старухи" - не обобщайте, а.
У меня вроде как есть возможность сложить этот образ  (пожилой американки) не только из трафаретов прессы советского периода. И бездуховность американцев - тоже в какой-то мере миф.
...Сразу отметаю могущее возникнуть подозрение о "низкопоклонничестве перед Западом".
Или о "получении грантов" , посещении посольств и т.п.

По остальному.
 
 


Что касается образования при социализме.
 Совершенной модели образования человечество пока не выработало, вероятно, это - вопрос далекого будущего. В любой образовательной системе много недостатков. Более того, жизнь изменяется, и образование должно меняться. Меняться, но не разрушаться!

Абсолютно верно. Согласна полностью.

Наше образование разрушают тупым копированием чужих догматов и ошибок. Целостность образования разрушают, изымая из образования главное - человека. Человека нет, есть технологии.

Здесь Вы - профи. Доверяю Вашему профессиональному опыту - я о той части реплики, которая говорит каким именно образом разрушают наше образование.

Что касается того, принимают или не принимают на Западе наши дипломы, то это - их проблемы, не наши. Что мы так переживаем, что нас в чем-то не одобряют, в чем-то не принимают? Нешто мы так зависимы от чужого мнения? Все эти американцы (и не только) тупы, как валенки. Хватательные рефлексы у них хорошо развиты, в этом мы явно от них отстаем. И стоит ли догонять, большой вопрос.
.....Многое я более подробно изложила в своих статьях, не хочется повторяться.

Уточняю: эта часть Вашей реплики - не ирония?
Интонаций интернет не передаёт - общеизвестно. Об это многие "стукаются". У хорошо знакомых собеседников я легко определяю: серьёзный тон или шутка. Сейчас боюсь ошибиться. Задорновское клише о тупых американцах Вы всерьёз?...
В этом случае, разумеется, не имеет смысла "повторяться", повторять написанное "более подробно" в статьях. Те статьи, что Вы выложили у нас, я прочитала.

Последнее.

С совершеннейшим почтением к оппонентам...

Множественное число в д.с. некорректно: оппонентом Вам на территории нашего портала являюсь только я. Больше здесь Ваших оппонентов нет. Сплошняком -союзники.



Путинцева Т
«Последнее редактирование: 28 Апрель 2013, 16:18:30, КАРР»

« #17 : 28 Апрель 2013, 17:49:34 »
Татьяна, мы - о разном, и с разных колоколен. Я жила в Америке, поэтому говорю о том, что видела. И сделала те выводы, которые могла сделать. Возможно, у Вас - другой опыт, и другие выводы. Так бывает.
Не претендую на истину в последней инстанции (впрочем, всегда вопрос, где эта - последняя инстанция). Не стараюсь никого ни в чем убедить. Если мой опыт и мои выводы кому-то интересны, - слава Богу! Не интересны - так тому и быть...
Очень не люблю спорить, при полном уважении к чужому мнению и чужому опыту.

Татьяна Подосенина.

« #18 : 28 Апрель 2013, 18:17:46 »
Пирога
*
Плывут немые облака,
Светла дорога,
По ней прозрачна и легка
Скользит пирога.
Скользит пирога над землей
В лучах рассвета,
И мальчик спит в пироге той
Похож на лето.
Он спит, не ведая, куда
Несет теченье,
И жизнь -  не радость, не беда,
А приключенье.
Рука не трогает весла,
Несет пирогу,
Вода прозрачна и светла.
И слава Богу!

Сойдется тихая река
С рекой познаний,
И образуется река
Воспомининий.
И покачнется тяжело
Его пирога,
И он возьмется за весло.
И слава Богу!

Он поплывет через моря
И океаны,
И он увидит, как горят
Сердца и страны.
Ночей и будней штормовых
Случится много,
Но он останется в живых.
И слава Богу!

..Пирога по небу парит
В седую просинь,
В пироге той сидит старик -
Похож на осень.
Рука не трогает весла…
Несет пирогу,
Вода прозрачна и светла.
И слава Богу!
*
Анатолий Киреев

Татьяна Подосенина.

« #19 : 28 Апрель 2013, 18:35:52 »
Я знаю о том, что какое-то время Вы жили в Америке, Татьяна: прочитала у Вас.
У меня там живут довольно много многолетних друзей. Сейчас там стажируются родственники.
Разные ощущения, разный опыт, разные впечатления у людей.
И мёдом там, естественно, нигде не намазано.
И ментальность совершенно иная. И Вы тоже о том пишете - убедительно и интересно.
Суть не в том.
А в том, что статья Ваша о разрушении образования - тоже точная во многом, замечательно написанная статья - свелась  к "модному" пинанию западных стран (особенно, Америки) "по интимным местам".  Обратите внимание - даже лексика, стиль речи у Вас "спустился" в той части полемики, где Вы говорите - не о насущных и тревожащих Вас (профессионала, развитого и неравнодушного человека) предметах, а о "тупых как валенки" американцах.
Да, нам не подходит их система, она - в нашем восприятии - "хуже" нашей.
(У них другие акценты и другие приоритеты).
Об этом вполне можно говорить спокойно и без ненависти и вражды.
Меня обеспокоили именно нотки и оттенки ненависти и вражды в Ваших репликах.
Не "из-за них" (американцев) обеспокоили: что и как они наворотили в мире в последнее время - может не знать разве что олигофрен.
Так вот - Ваш опыт и Ваше мнение в том, что относится к Вашей сфере интересов, - интересны (извините за тавтологию) чрезвычайно.
Там же, где идёт "полив" типа "одиозные старухи" или "тупые как валенки" - сами понимаете. Ни спорить, ни просто беседовать желания не возникает.
...Сказали б сразу, что полемика как таковая не входит в число любимых Ваших занятий - не было б полемики, возможно, я выбрала бы другую форму беседы (а побеседовать с Вами хотелось). Вот  я ж сразу предупредила Вас о своей "задиристости". :)  (не путать со склочностью, плиз) :)


Путинцева Т
«Последнее редактирование: 29 Апрель 2013, 12:23:00, КАРР»

« #20 : 28 Апрель 2013, 18:44:24 »
Стихотворение дышит мудростью и красотой, пронизано легчайшим светом. Спасибо.

Путинцева Т

« #21 : 29 Апрель 2013, 09:51:39 »
А в том, что статья Ваша о разрушении образования - тоже точная во многом, замечательно написанная статья - свелась к "модному" пинанию западных стран (особенно, Америки) "по интимным местам".  Обратите внимание - даже лексика, стиль речи у Вас "спустился" в той части, где Вы говорите - не о насущных и тревожащих Вас (профессионала, развитого и неравнодушного человека) предметах, а о "тупых как валенки" американцах.
Татьяна, я, например, ни в одной из четырёх статей Т.А. Подосениной, размещённых у нас, не нашёл "снижения лексики и стиля", и уж тем паче "ненависти". В статьях, а не в последовавшей затем полемике; никакой "ненависти" и в полемике нет, а стиль задан был изначально Вами, дабы "заострить" тему, о чём Вы сами честно сказали в первом же своё посте:
Во-первых, оттого, что "так интереснее", во-вторых, это может мне помочь справиться с сумбуром в собственной голове, определить главные "pro" и "соntra" , и в-третьих, такая форма может помочь Вам в грядущих полемиках, буде таковые состоятся. ОттОчите на мне формулировки до остроты кинжала из дамасской стали, м? Подойдёт?
Так что это не "статья свелась к модному пинанию западных стран по интимным местам", а последовавшая за ней полемика, стиль которой, как музыкальную тему, задал не автор статьи, автор лишь подхватил предложенный стиль и отвечал в нём же. Разве я ошибаюсь в данном случае? Где в статьях Т.А. Подосениной "снижение лексики и стиля" - можете привести примеры?
(К слову, в этой ветке - три статьи, а здесь - лишь небольшое эссе-отклик на заглавную тему, о которой вообще забыли в ходе полемики и которая совсем о другом...)

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 27 Ноябрь 2014, 05:02:08, Ярослав»

ОнлайнСергей С.

  • Небеса наполнены музыкой так же, как океан водой.
« #22 : 29 Апрель 2013, 10:27:37 »
Цитировать
- Не согласен я.
- С Энгельсом или с Каутским?
- С обоими!
Татьяна, я, например, ни в одной из четырёх статей Т.А. Подосениной, размещённых у нас, не нашёл "снижения лексики и стиля"
Ярослав, Татьяна (КАРР) говорила о снижении лексики и стиля не в статьях, а по ходу полемики. Я, к своему огорчению, отметил то же самое  >:D

Зажги во мгле свою звезду!
___________________________
Сергей Сычёв

« #23 : 29 Апрель 2013, 12:00:44 »
Татьяна, я, например, ни в одной из четырёх статей Т.А. Подосениной, размещённых у нас, не нашёл "снижения лексики и стиля", и уж тем паче "ненависти".

Ярослав, я о репликах ((о снижении стиля)). Даже указала - в каком именно месте это произошло.
Добавила в свою реплику уточнение: "полемики". Теперь невозможно ошибиться

Путинцева Т
«Последнее редактирование: 29 Апрель 2013, 12:24:56, КАРР»

« #24 : 29 Апрель 2013, 12:03:44 »
Так что это не "статья свелась к модному пинанию западных стран по интимным местам", а последовавшая за ней полемика, стиль которой, как музыкальную тему, задал не автор статьи, автор лишь подхватил предложенный стиль и отвечал в нём же. Разве я ошибаюсь в данном случае? Где в статьях Т.А. Подосениной "снижение лексики и стиля" - можете привести примеры?

Здесь - почти правы. В статьях снижения стиля нет, написаны хорошо, красиво.


Путинцева Т

« #25 : 29 Апрель 2013, 12:06:02 »
К слову, в соседней ветке - три статьи, а здесь - лишь небольшое эссе-отклик на заглавную тему, о которой вообще забыли в ходе полемики и которая совсем о другом...

К тому же слову: статьи в соседней ветке читала, но "цепанула" меня до желания поговорить эта статья.

Путинцева Т

« #26 : 29 Апрель 2013, 12:25:31 »
Мне трудно судить, к какому стилю относятся "интимные места" и "цепанула". Вероятно я, в силу преклонного возраста, перестала ориентироваться в лексике современного бомонда, за что приношу извинения. У меня создалось впечатление, что я попала куда-то не туда, "не в свои сани", не в свои темы и не в свои проблемы.
Засим, позвольте откланяться.
С совершеннейшим почтением.

Татьяна Подосенина.

« #27 : 29 Апрель 2013, 12:53:43 »
Полемика была не о сути предмета и ушла в сторону. Втянуть неравнодушного и не заматеревшего в форумных диспутах человека в околополитическую полемику проще простого, а результат? Увы, налицо.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

« #28 : 29 Апрель 2013, 17:40:12 »
Мне трудно судить, к какому стилю относятся "интимные места" и "цепанула". Вероятно я, в силу преклонного возраста, перестала ориентироваться в лексике современного бомонда, за что приношу извинения. У меня создалось впечатление, что я попала куда-то не туда, "не в свои сани", не в свои темы и не в свои проблемы.
Засим, позвольте откланяться.
С совершеннейшим почтением.

Туда куда надо попали Вы, уверяю Вас.
Если проявите немного терпения и толерантности, увидите сами, что попали куда нужно.
...Я кавычу слова, относящиеся к интернетному или молодёжному сленгу.
Приношу извинения  Вам, Татьяна. Похоже, несмотря на сугубую осторожность, я всё же умудрилась Вас обидеть.
И - у Ярослава тоже прошу прощения: "спугнула" интересного, грамотного человека. Причём, вполне подходящего по высокому уровню и по мировоззрению к формату портала.
Буду рада, если Татьяна, несмотря на встречу со мной, вернётся в Воздушный Замок.   

Путинцева Т

« #29 : 29 Апрель 2013, 19:31:07 »
Извиняюсь и я, как главный редактор, что упустил ситуацию. В своё оправдание скажу лишь то, что у меня нет ни одного рычага воздействия на людей, что есть у любого редактора или режиссёра в реале: такова специфика интерактивного "театра", повышенная степень свободы. В этом и повышенная сложность управления этим процессом, но и огромные возможности для возникновения новых жанров и объёмных интерактивных текстов. У нас разные люди, с разными взглядами, а не единый отряд. И это, на мой взгляд, очень хорошо - расширяет культурное, смысловое и духовное пространство портала, способствует диалогу различных мировоззренческих систем, воспитывает (непроизвольно) в нас умение находить общий язык с иными моделями восприятия действительности.

Понятие "главного редактора" для такого пространства условно и не исчерпывается аналогами из реала. Я лишь могу следить за ненарушением этического минимума (он нарушен не был) и за качеством заглавных статей (открывать темы в избранном). Всё остальное не в моей власти. И это, скорее, плюс, нежели минус.

Татьяна Александровна, я считаю, что в Вашем лице наш ресурс приобрёл большое богатство. И мне будет очень горько, если Вы сделаете выводы по первым впечатлениям о нашем замысле и остановитесь в самом начале пути. Я считаю, что это будет обоюдной ошибкой и обоюдным уроном.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 29 Апрель 2013, 19:37:24, Ярослав»

Каждый человек (по определению психологов) живет не в реальности, а в собственном мифе.



                                    Мир ребенка как ритуальная реальность



                                                                   
                                                        …и вместе с ним тихо летел, и скакал, и скользил в прекрасную бездну весь мир, влекомый чарами…
Герман Гессе



Вопросы воспитания, семьи, детства, преподавания – одни из самых насущных вопросов, но в то же время очень редко они раскрываются в нужном, действенном ключе. Особую сложность представляют вопросы воспитания детей внутри семьи, потому что в семье каждый человек находится в центре широкого спектра личных отношений, направленных к остальным членам семьи. Вопрос о воспитании ребенка, которое есть плод коллективного творчества, превращается в вопрос сугубо интимный, где советов со стороны не терпят, поскольку воспринимают их как покушение на свое личное пространство.

В семье человек беззащитен, он расслабляется и не контролирует себя так, как ему это привычно на публике, что порождает два следствия: во-первых, в виду своей «повышенной беззащитности» человек вмешательство со стороны автоматически трактует как нападение; а, во-вторых, расслабляясь, мы отключаем навыки самоанализа и часто в рамках семьи ведем себя инстинктивно, руководствуясь чередующимися эмоциями и настроениями. Решения принимаются спонтанно, сгоряча, более того, весомый аргумент кровного родства, разницы в возрасте и факта, что мы в доме хозяева и на нас этот дом держится, а не на ребенке, не позволяет усомниться, что мы пребываем в полноценном праве все эти решения принимать. К тому же, только нам известны все перипетии нашей семьи, мы столько труда во все это вложили, столько всего вытерпели, от многого отказались, и теперь советы со стороны выглядят в наших глазах, по меньшей мере, нелепо. И даже приняв тот или иной совет, согласившись с ним на уровне сознания, мы все равно в минуту накала семейных страстей отдадим предпочтение накатанному, привычному стилю, что в свою очередь усиливается родовым, инстинктивным началом как одним из формообразующих факторов создания семьи. Но воспоминания детства, заложенные, привитые в самых ранних годах модели поведения проникают очень глубоко в психику ребенка и превращаются в своеобразные приобретенные рефлексы.

Если мы действительно хотим дать ребенку воспитание, помочь ему отыскать себя, а не проживать наши комплексы, обиды, наши несбывшиеся мечты (а именно эти «точки», как самые болезненные и беспокойные, обостряются, когда мы растворяемся в эмоциональной стихии), лучше забыть о своих «правах на решающее слово», но чаще слушать и слышать, что говорит и к чему стремится ребенок, тогда у него не возникнет потребности скрывать от нас свои проблемы. Ведь, если задуматься, к аргументу «права на решающее слово» мы начинаем прибегать, когда у нас заканчиваются другие аргументы, когда нам страшно не хочется, чтобы ребенок что-либо делал, но терпеливо объяснять свою позицию душевного запаса не хватает и проще пойти по короткой дороге давления. Проще, но неужели мы не замечаем, что эта дорога – в обратном направлении? Именно по ней наши дети начинают удаляться от нас, когда мы сами не оставляем им возможности другого пути.


Личные отношения, уровень понимания, сочувствия между взрослыми в семье создает представление о своем доме у ребенка, для которого дом на первом этапе –  это весь мир. Но не за горами следующий этап, когда ребенок через призму впитанной домашней атмосферы начнет постигать жизнь за пределами дома, созданного взрослыми.

Поначалу тот свой «дом» полностью переносится на этот новоявленный громадный мир, чтобы хоть как-то не потерять ориентиры. Ребенок будет повторять слова, мнения, шутки, повадки, элементы мимики, характерные жесты своих родителей. Родители – боги, создающие маленький мир ребенка, поэтому именно у них ребенок спрашивает об устроении мира большого. Первый импульс – спросить, а не искать ответ самому, потому что человек ленив, и если есть рядом боги, от которых, казалось бы, все вокруг зависит, то какой резон рыться во всем этом собственноручно, да и где рыться, если даже читать еще толком не научился. Но сама вскрывшаяся потребность задавать вопросы – сигнал о первых шагах души ребенка за пределы обжитого домашнего уюта.

Скоро количество вопросов и перспектива их смыслового охвата начнут расти с ускорением, в то время как у родителей дел и забот отнюдь не убавится. Более того, редко кто из взрослых относится всерьез к этим детским допытываниям, а для ребенка такие всесторонние вопросы – опора созидающегося мироздания, ведь мир, в котором мы живем, – это мир, который нам удалось почувствовать, понять, впустить в себя, запомнить; мир, с которым мы взаимодействуем, общаемся; мир, ставший нашим внутренним опытом, возделанный, «окультуренный» нашей душой.

Когда видение мира творческое, у мира появляется смысл. То, у чего нет смысла, на самом деле, и не существует, а только делает вид, притворяется. Дети искренни и не могут жить в мертвом, неинтересном, не волнующем душу мире, потому что так жить – это притворяться, что ты живешь. Когда детям не хватает впечатлений внешних, они перемещаются в пространство игры, которое для них отнюдь не выдуманное, но реальное расширение реальности. Ничего не делать – худшая из возможных мук для ребенка. Мимика у детей меняется мгновенно, как будто каждое впечатление без обработки и какой-либо внутренней фильтрации сразу отражается на лице. И дети не делают вид, когда играют, - они на самом деле сливаются с персонажами игры, переживая выдуманные события, которые подчас захватывают гораздо сильнее вялотекущей окружающей жизни взрослых.

Дети не притворяются перед взрослыми, даже когда врут им, пытаясь скрыть свои «проступки»: вырванная страница из дневника с двойкой – символ неколебимой, пламенной веры в могущество родителей и в домашний мир, устроенный ими. В глубине души не наказания боится ребенок, о наказании он и не думает. И не правы назидательные детские книжки, когда изображают нашалившего ребенка размышляющим над тем, что ему не дадут за его проступок сладкого на ужин…  По сути он ни о чем не думает, не анализирует свое состояние, которое в подобные минуты практически приближается к трепетному ужасу. Ему не жалко расстраивать родителей, в раннем детстве вообще понятие «жалко» большинство детей может относить только к себе. Да и чего родителей жалеть? Ведь ребенок верит, что власть над действительностью в их руках, значит и изменить любое положение они могут в два счета. Сейчас ребенку просто страшно, как страшно было нашим далеким предкам во время грозы или когда случалось недоброе предзнаменование. Он боится гнева «богов», в силу которых, несмотря на все пререкания и ссоры, верит не меньше, чем шаман в вызываемых духов. Гнев «богов» разрушит спокойствие привычного домашнего мира, а нарушенное спокойствие в доме равносильно снятию защищающей преграды между привычным n-комнатным космосом и хаосом неведомого большого мира.

Еще в мифологических представлениях древних народов пространство делилось на две главных зоны: на зону центра и зону окраины. В «центре» жили люди, и «центр» обязательно отделен от «окраины», скажем, непроходимым лесом, чтобы защитить людей от воздействия «окраинного хаоса». Выпадая из «милости» родителей, ребенок чувствует, что теряет их защиту, но встретиться лицом к лицу с ответственностью большого мира он не готов, да и готовым пока становиться не хочет. Интересно, что дети перестают бояться  «проступков» как раз тогда, когда начинают активное взаимодействие с окружающим миром. Страх внешнего мира прямо пропорционален страху «разгневать» родителей.

Ребенок постоянно занят, динамика его времени интенсивна: либо сейчас, либо никогда. И в этом ключ ко многим истерикам по типу "я хочу сидеть у окна". Аргумент о том, что сядешь там в следующий раз, ребенка только еще больше раздражает. Восприятия пространства и времени всегда связываются в нашем сознании. И это значит, что время тоже делится на время центральное, понятное и близкое, и на время окраинное, хаотичное. Настоящее и прошлое – вот она, временнАя территория, знакомая ребенку и не пугающая его. Обжитое время.

Если ребенку пообещать купить мороженое или еще что-нибудь хорошее и приятное, скажем, через несколько часов, то, скорее всего, тут же произойдет истерика. И не потому будет встревожен ребенок, что он именно сейчас неимоверно хочет того, что ему пообещали. Причина паники (а такие истерики всегда напоминают какую-то бешеную панику) – «хорошая вещь», «источник радости» находится в опасности, в зоне окраинного времени. Ребенок просто не хочет потерять эту «хорошую вещь», хочет уберечь то, что ему дорого. И не стоит думать, что дети так любят сладкое, раз решились отчаянно спасать какое-то мороженое, шоколадку или пирожное. Если мороженое покупают ребенку нечасто, он может воспринимать сам факт покупки мороженого ритуально, как символ, что все хорошо, что домашний мир процветает и стены его крепки.

Естественно, все это происходит абсолютно бессознательно, исключительно на уровне ощущений. Но в поведении ребенка, на самом деле, гораздо меньше спонтанного и беспричинного, чем в поведении взрослого. И это логично, потому что ребенка в мире больше всего занимают именно причины. Ведь дети обитают в волшебно-магическом мире: ожившие куклы с причудливым прошлым, говорящий только по ночам плюшевый медведь, смертельное зелье из чернил, шампуня и зубной пасты, подслушанные разговоры в доме, нарисованном на коробке новогодних конфет, волшебные палочки, веревочки, платочки, камушки; целые деревни в глубине вентиляций на кухне и в ванной… Освоившись в нашем материальном мире, ребенок замечает, что причина влечет за собой следствие, - значит, обладатель знания о причинах становится магом. И он начинает свои неугомонные поиски причин ежедневными залпами всевозможных вопросов. К каждому своему действию ребенок тоже постарается подобрать причину, если явной причины нет. Хотя таковая, явная, ему и не особенно интересна, поэтому даже если явная причина есть, более чем вероятно, что ребенок предпочтет изобрести ее заново. Отсюда эти раздражающие родителей приступы беспричинного вранья. А ребенка, в свою очередь, раздражает дотошное «выведение на чистую воду», потому что это рушит так кропотливо созданный им мир.

И вы даже представить себе не можете, что живете со своими детьми в совершенно разных квартирах. Точнее, это вы живете в квартире, а ребенок может жить в пещере, в юрте, в приюте для нищих (моя излюбленная детская придумка – все время воображала себя бродягой; недавно прочитала у Д.Лихачева, что склонность к бродяжничеству – исторически русская отличительная черта), во дворце, на корабле посреди самого глубокого океана, просто под открытым небом на необитаемом острове и даже под водой или вообще на Луне. И многие предметы бытового обихода становятся символами предметов бытового обихода в воображаемом «доме» ребенка. Шкаф – каюта или пещера. На роль пещеры еще, естественно, подходит стол, точнее «под столом». Помню, как сама считала колесо у напольной швейной машинки – штурвалом, а большую ножную педаль – качающейся палубой. Пальто и куртки на вешалке в прихожей могут превратиться в джунгли, где ты прячешься, пока из коридора не уйдут аборигены-людоеды. Поэтому перестановка мебели, а тем более покупка новой мебели вместо старой, вряд ли будет одобрена вашим ребенком, хотя у всех бывает по-разному.

Обостренное ритуальное восприятие ребенка может быть связано с освоением навыков речи как сигнальной системы. Язык исходит из  знакового восприятия действительности, а детям очень важны эффект узнавания и повторяемость, поэтому ребенок с превеликим удовольствием и завидным усердием начинает применять какую-нибудь одну понятую закономерность по отношению к другим, уже не согласующимся с ней, предметам. То есть, если можно говорить с людьми, когда под набором звуков понимается нечто большее и другое, почему нельзя общаться с вещами, прочитывая их как символы и видя за ними более просторную и завораживающую реальность? Насколько реален смысл слов, настолько же реален мир ребенка по ту сторону символов.

Почти все анекдоты серии «что говорят дети…» основаны на «неверных» применениях закономерностей по аналогии. Но если приглядеться или вслушаться, то станет понятно,  эти неверные применения не так далеко уводят от истины. Изобразительные возможности искусства напоминают как раз подобные, «неверно» направленные закономерности, за которыми зреют волшебные грозди созвездий и смыслов невиданные материки.

Если закономерность можно применить, связь между общепризнанно не связанными явлениями – проследить, значит, мы называем неверным то, что нам просто не привычно. Точнее то, что нам некогда было привычно, да мы забыли.

Наверное, каждый из нас помнит, каким странно неинтересным в детстве казался нам мир взрослых. Это чувство жути: они ведь совсем не играют, неужели я тоже вырасту и перестану играть? Думаешь – и даже не вообразить. А потом вдруг через несколько лет задумаешься снова – и уже не вспомнить, почему было не вообразить. В детстве взрослых воспринимаешь как иностранцев каких-то, которым все почему-то приходится долго объяснять, хотя они знают гораздо больше тебя. Поэтому со всем, что говорили взрослые, приходилось мириться, делая скидку на возраст.

Все мы играли в детстве, следовательно, у всех есть дар творчества, дар воображения, дар созерцания. Точнее, был. А распоряжаемся мы уже им по-разному.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 06 Май 2013, 07:58:16, Саша»


Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов Яндекс.Метрика