Киноклуб
Наум Клейман. Лекции о кинематографе.

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Недавно исполнилось 115 лет со дня рождения С. М. Эйзенштейна. К дню рождения были приурочены два вечера с участием Наума Ихильевича Клеймана – выдающегося киноведа, основателя и директора Музея кино, в круге интересов которого значительное место занимает личность и творчество Эйзенштейна.

Лекция «Генеральная линия Эйзенштейна» была прочитана 23 января в кинотеатре имени Моссовета, был показан фильм «Генеральная линия» –  экспериментальная, почти неизвестная зрителю работа режиссера.


24 января в доме-музее А. И. Герцена, недавно возобновившем работу после реставрации, была прочитана лекция «История в человеке» и показан документальный фильм «Дом мастера».


____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 02 Сентябрь 2014, 21:51:59, ВОЗ»

Продолжаю здесь размещать репортажи о выступлениях Н. И. Клеймана, в связи с чем я переименовал эту тему.

1 октября прошлого года открылся новый сезон кинолекториев в кинотеатре им. Моссовета. Параллельно идут три тематических цикла: о немом кино, о раннем этапе звукового кино (до начала 60-х годов) и о кинематографе последней трети  XX века.

Киносеанс 1 октября был частью второго из циклов. Н. И. Клейман рассказал об общемировых процессах, связанных с появлением звука и подробнее – о первых звуковых опытах в советском кинематографе. Охарактеризовал фильм М. Цехановского «Пасифик 231» – эксперимент по визуализации музыки Артура Онеггера, и игровой фильм Николая Экка «Путевка в жизнь».


____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 02 Сентябрь 2014, 21:52:40, ВОЗ»

В январе в ГМИИ им. Пушкина проходила выставка фотопортретов Ман Рэя – художника, скульптора, фотографа и поэта, крупнейшего деятеля французского художественного авангарда. Есть и несколько кинематографических опытов Ман Рэя конца 1920-х годов, где из необычных визуальных решений выстраивается ткань кинодействия, почти бессюжетная, апеллирующая к ассоциативному восприятию и пониманию логики других искусств.

16 января в рамках этой выставки были показаны четыре небольших фильма с обстоятельным рассказом Наума Клеймана об эпохе авангарда в кино, об актуальных для него задачах и его отзвуках в последующем развитии искусства.

Я записал весь вечер, включая сами фильмы, поскольку по ходу их демонстрации продолжались интересные комментарии. В результате у меня получился своеобразный аудиовариант фильмов. По нему нельзя составить представление о визуальном языке режиссера, однако, поскольку в новой восстановленной версии фильмов была очень тактично подобрана музыка (по большей части, видимо, специально для этого написанная), этот музыкальный ряд хорошо передает атмосферу французского искусства 20-х годов, и в целом звуковой образ должен получиться достаточно полноценным. Когда я сокращал некоторые фрагменты, я старался при этом не разрушать целостность музыкальной ткани.


____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 02 Сентябрь 2014, 21:53:01, ВОЗ»

Сейчас в музее имени Пушкина (в отделе личных коллекций) проходит выставка Сюрреализм и livre d’artiste, где представлены работы европейских художников-сюрреалистов в жанре «книги художника». Этот жанр объединяет усилия художника и издателя, превращающих изданную малым тиражем книгу в самоценный художественный объект, где единому замыслу подчинена каждая деталь, вплоть до специально изготовленной бумаги и специально разработанных шрифтов. Нередко воспроизводится рукописный текст (факсимильно), бывает и участие художника в окончательном оформлении каждого экземпляра книги (раскраска, подробности рисунков и текстов), благодаря чему каждая книга становится неповторимым авторским произведением.

Подробнее о livre d’artiste можно узнать в статье посвященной предыдущей аналогичной выставке в Пушкинском музее.

В рамках выставки 25 апреля Наум Клейман выступил с лекцией «Сюрреализм и Сергей Эйзенштейн (режиссер, рисовальщик, теоретик)». Тысячи рисунков Эйзенштейна, которые создавались им на протяжении всей творческой жизни, становились непосредственным отражением его неосознанных творческих импульсов, и в этой непосредственности можно усмотреть аналогию с работами сюрреалистов. На лекции демонстрировались серии рисунков, возникшие в Москве, Париже и Мексике, эскизы к театральным и кинопостановкам, рассказывалось о неосуществленных замыслах Эйзенштейна.


____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 02 Сентябрь 2014, 21:53:33, ВОЗ»


Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов Яндекс.Метрика