Животное царство
Первые христиане и животные

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #1 : 17 Январь 2010, 23:52:12 »
Святой Герасим Иорданский

Один из самых ярких и хорошо известных примеров дружбы святого с животным.
Святой Герасим Иорданский, дружба святого с животным.
Преподобный Герасим Иорданский (? – ок.475 г.) был родом из г. Ликии (Каппадокия, Малая Азия), из богатой семьи. Уже и юности он решил оставить мирскую жизнь и посвятить себя служению Богу. Приняв монашество, он ушел в Египет, в Фиваидскую пустыню. Затем, около 450 года пришёл на берег реки Иордан в Палестине, где основал монастырь и стал его настоятелем.  Устав обители отличался большой строгостью. Начинающие монахи жили в самой обители.
Опытные монахи селились в пустыне, в уединенных кельях. Пять дней в неделю пустынники проводили в одиночестве и совершенном молчании. Молясь, они плели корзины из ветвей финиковой пальмы. У отшельников ничего не было, кроме ветхой одежды да плетенной из прутьев подстилки, на которой они спали. Выходя из кельи, они всегда оставляли дверь открытой, чтобы всякий мог войти и взять, что ему понравится. Питались отшельники только сухарями, финиками и водой. Огнем пользоваться не разрешалось. По субботам и воскресеньям отшельники собирались в обитель. После святого причащения они шли в трапезу и обедали - ели вареную пищу и пили немного виноградного вина. Затем приносили плетеные корзинки, клали их к ногам старца и снова расходились по кельям, взяв с собой небольшой запас сухарей, финики, воду и пальмовые ветви.
Сам преподобный Герасим являл братии замечательный пример совершенного подвижничества и воздержания. Например, во время Великого поста преподобный ничего не вкушал до самого светлого дня Воскресения Христова, когда причащался Божественных Тайн.

Всемирно известна история о приручении святым Герасимом дикого льва.
Однажды он шел по пустыне и встретил льва. Лев хромал, потому что занозил лапу, она распухла, и рана была полна гноя. Он показал преподобному больную лапу и жалобно смотрел на него, словно прося о помощи.
Приручение святым Герасимом дикого льва.
Старец сел, вынул из лапы колючку, рану очистил от гноя и перевязал. Зверь не убежал, а остался с пустынником и с тех пор ходил за ним повсюду, как ученик, так что преподобный удивлялся его благоразумию. Старец давал льву хлеб и кашу, и тот ел.
В монастыре был осел, на котором возили воду с Иордана, и старец велел льву пасти его у реки. Однажды лев далеко ушел от осла, лег на солнцепеке и уснул. В это время мимо ехал купец с караваном верблюдов. Он увидел, что осел пасется без присмотра, и увел его. Лев проснулся и, не найдя осла, с унылым и печальным видом пошел к старцу. Преподобный Герасим подумал, что лев съел осла.
- Где осел? - спросил старец.
Лев стоял, опустив голову, как человек.
- Ты его съел? - спросил преподобный Герасим.- Благословен Господь, ты не уйдешь отсюда, а будешь работать на монастырь вместо осла.
На льва надели упряжь, и он стал возить в обитель воду.
Как-то в монастырь пришел помолиться один воин. Увидев, что лев трудится как вьючное животное, он пожалел его и дал монахам три золотых монеты - на них купили другого осла, и лев больше не ходил на Иордан за водой.
Купец, который увел осла, вскоре снова проходил поблизости от монастыря. Он вез пшеницу в Иерусалим.
Увидев осла, идущего с верблюдами, лев узнал его и, рыкнув, бросился к каравану. Люди очень испугались и кинулись бежать, а лев взял в зубы уздечку, как всегда делал, когда пас осла, и повел его вместе с тремя привязанными друг к другу верблюдами в монастырь. Лев шел и радовался и от радости громко ревел. Так они пришли к старцу. Преподобный Герасим тихо улыбнулся и сказал братии:
- Зря мы ругали льва, думая, что он съел осла.
И тогда старец дал льву имя - Иордан.
И тогда старец дал льву имя - Иордан.
 
Иордан жил в монастыре, часто приходил к преподобному и брал из его рук пищу. Так прошло пять лет. Преподобный Герасим умер, и братия похоронили его. Случилось, что льва тогда не было в обители. Вскоре он пришел и стал искать своего старца. Отец Савватий, ученик преподобного, сказал ему:
- Иордан, старец наш оставил нас сиротами - отошел ко Господу.
Он хотел покормить его, но лев не брал пищи, а повсюду искал преподобного Герасима и горестно ревел.
Отец Савватий и другие монахи гладили его по спине и говорили:
- Отошел старец ко Господу.
Но не могли этим утешить льва. Иордана повели ко гробу преподобного возле церкви.
- Здесь погребен наш старец,- сказал отец Савватий и, став над гробом на колени, заплакал.
Лев с громким ревом начал биться головой о землю и, страшно рыкнув, испустил дух на гробе преподобного.


 Использован материал сайта «Православный паломник на святой земле)
http://palomnic.org/history/ort/sv/7/

"Благодать не отрицает природу, а преображает ее." - Николай Бердяев и Св.Фома Аквинат
_______________

Мария Хотина
«Последнее редактирование: 26 Июль 2013, 23:55:09, ВОЗ»

Священномученик Власий, епископ Севастийский
 
Священномученик Власий, епископ Севастийский

Святой Власий (? – ок.316) жил в городе Севастии (Каппадокийская область Малой Азии). Он с юности отличался праведностью. По единодушному избранию жителей он был рукоположен епископом своего города. Во времена царствования римских императоров Диоклетиана (284-305), а затем и Ликиния (307-324) христиане подвергались жестоким гонениям. Когда гонения коснулись Севастии, некоторые христиане из общины Власия покинули город, иные остались, но хранили свою веру в тайне. Власий горел желанием рассказать гонителям о Христе, но по просьбам своих духовных детей решил скрыться в пустынном месте на горе Аргеос. Там он стал жить в пещере. В городе епископ был очень занят делами своих прихожан, а в уединении у него появилась возможность посвятить гораздо больше времени молитве.
Вскоре епископа обнаружили дикие животные. Они некоторое время присматривались к Власию, и, почувствовав его доброту и кротость, перестали его бояться. Первыми осмелели птицы. Епископ делился с ними хлебом, и вскоре пернатые без страха опускались к нему на плечи и радостно чирикали. Потом и звери подружились со святым. Зайцы, волки, медведи сперва наблюдали за ним издалека, затем стали подходить все ближе и ближе. Святой привлекал их. Он много молился, и в это время животные не беспокоили Власия, ждали, пока святой окончит молитву и благословит их.
Однажды к святому Власию пришел раненый лев. В глазах зверя святой увидел боль и мольбу о помощи. Епископ возложил руку на голову хищника и стал молиться о его исцелении. Льву стало легче, и он заснул у ног старца. Вскоре лев поправился и ушел, но не забывал своего спасителя и иногда навещал его. Об исцелении льва узнали другие лесные жители, и потянулись к святому больные зверюшки, травоядные и хищные, большие и маленькие, и всем Господь помогал по молитвам святого Власия. Так старец стал звериным доктором.
Мирный и кроткий дух святого укрощал хищников. Около него сидел медведь, и резвились зайцы. Антилопа не боялась льва и спокойно лежала рядом с ним. Теперь старец редко бывал один, он жил в окружении зверей.
 Между тем, по приказу игемона Агриколая, нового правителя области, на горе Аргеос начался отлов хищных зверей, которых Агриколай намеревался использовать для терзания христиан. Убежище святого Власия было обнаружено.  Слуги донесли своему господину, что на горе скрываются христиане. Агриколай приказал схватить их. Однако посланные увидели одного лишь Севастийского епископа в окружении зверей. Они вернулись и доложили Агриколаю, что нашли христианина, который, словно языческий бог, повелевает животным. Агриколай приказал привести и христианина, и животных, и отряд отправился на гору снова.
В ту ночь отряд заплутал в лесу, а Власию во сне Господь открыл, что наступает час его страданий. Власий долго молился Иисусу Христу об укреплении сил. Он отпустил всех зверей и велел им спрятаться. Когда отряд подошел к пещере, солдат и ловцов встретил один лишь улыбающийся старец. Он сказал, что живет в пещере отшельником, и охотно последовал за воинами.
Слух о том, что ведут епископа Власия, быстро разнесся по окрестностям. Многие люди приходили к нему за ободрением, исцелением, напутствием, просто чтобы попрощаться. Солдаты не смели препятствовать приходящим, так как испытывали к старцу почтение.
По пути в город святой исцелял больных и совершал чудеса.  Он исцелил ребенка, подавившегося рыбной костью и бывшего уже при смерти.
К Власию в слезах обратилась одна бедная вдова, у которой волк унес поросенка – единственное ее достояние. Епископ улыбнулся и сказал ей: "Не плачь, твой поросенок будет тебе возвращен...". И, действительно, случилось чудо: волк прибежал обратно и принес свою добычу невредимой.
Агриколай встретил епископа льстивыми словами, называя его другом богов. Святой ответил на приветствие, но языческих богов назвал бесами.  Спокойствие, достоинство и непоколебимость веры Власия привели Агриколая в ярость. Он приказал жестоко избить старца и бросить в темницу. Ночью святого Власия навестила бедная вдова, которой по его молитве волк вернул поросенка, и принесла святому Власию пищу для подкрепления сил. Во многих источниках указывается, что вдова заколола возвращенного ей волком поросенка и приготовила вкусное блюдо из свинины и овощей со своего огорода. Власий с благодарностью принял дар бедной вдовы и пообещал ей, что она больше никогда не будет в нужде, так как отдала последнее и самое дорогое, что у нее было.
На другой день святого опять подвергли мучениям, но он остался непоколебимым. Когда же его вели обратно в темницу, семь жен шли за ним и собирали капли его крови. Всех их схватили и пытались заставить поклониться идолам, жестоко истязали. Жены стойко переносили мучения, укрепляемые благодатью Божией. У одной из жен было два юных сына, которые просили мать, чтобы она помогла им достигнуть Царствия Небесного и поручила их попечению епископа Власия. Семи святым женам отсекли головы.
На третий день святой Власий снова был приведен к Агриколаю и опять непреклонно исповедал свою веру во Христа. Правитель приказал бросить мученика в озеро. Святой Власий, подойдя к воде, осенил ее крестным знамением и пошел, как по суше. Удалившись от берега на значительное расстояние, он повернулся лицом к своим мучителям. Такого чуда никто здесь еще не видывал. Агриколай был в ярости. Языческие жрецы стали прыгать в воду, призывая на помощь своих богов. На это дерзнули 68 приближенных правителя, и все они утонули. Святой, повинуясь велению явившегося ему Ангела, вернулся на берег. Агриколай, в бешенстве от того, что потерял своих лучших слуг,приказал обезглавить святого Власия, а с ним двух порученных его попечению юношей, детей мученицы. Перед смертью священномученик молился обо всем мире и особенно о тех, кто будет чтить его память. Событие это произошло около 316 года.(1, 2)

Мощи священномученика Власия были перенесены на Запад во время крестовых походов, частицы их хранятся во многих странах Европы, в том числе и в Соборе Успения Богородицы в Лондоне (Сурожская епархия). (5)

Святой Власий почитается как Православной, так и Католической церковью. День почитания священномученика Власия в Православии - 24/11 февраля, в Католичестве - 2 февраля.  Однако, покровителем животных он признается только в Православии. Католики молятся о животных другим святым, но об этом речь пойдет в одном из следующих постов.
На Руси св. Власий считался покровителем домашнего скота, который нередко от имени этого угодника назывался “родом Власиевским”, особенно коровы — часто попросту назывались власиевками. В старину во имя св. Власия, покровителя скота, устраивали приделы и часовни. В “Сказании о святых” св. Власию назначается особая молитва от скотского падежа. Крестьяне в день памяти св. Власия служили молебствия, прося у него защиты для домашнего скота. Существовал обычай сгонять коров к церквам, где они окроплялись св. водой, особенно это практиковалось во время болезней и падежа скота. В этих же случаях хозяева, заботившиеся о благосостоянии своего домашнего скота, носили образ св. Власия по хлевам и окропляли весь домашний скот крещенскою водой, окуривали его ладаном. (3)
На некоторых старинных иконах св. Власий изображался сидящим на коне, вокруг него представлялись лошади, а вдали зеленые поля. Вот икона, на которой святой  Власий изображен сидящим на скале в окружении животных.

Священномученик Власий, епископ Севастийский, сидящий на скале в окружении животных. 

Закончить рассказ о Святом Власии хочу словами митрополита Антония Сурожского, сказанными на проповеди 24.02.1974 в день почитания священномученика. (4)
«Святой Власий Севастийский дорог Церкви тем, что он, в IV веке, когда мало еще кто дерзал быть Христовым учеником, стал таковым. Он исповедовал православную веру, за нее он был гоним, за свою верность Богу и вере он пострадал мученической смертью.
     И одна из черт его личности, которая в течение всей его жизни делала его близким и дорогим окружающему его народу, была его способность, что бы с ним ни происходило, каковы бы ни были обстоятельства его жизни, забыть о себе до конца, совершенно, и вспомнить только о нужде тех, которые вокруг него находились. Нам рассказывается о том, что его милосердие распространялось не только на людей, но на всю Божию тварь, которую он любил ласковой, действительно Богоподобной любовью, и когда его вели на мучения, то на пути встретилась хромая собака, и, забыв, что он идет на смерть, он остановился, ее благословил, и она ушла цела...
     Его любовь действительно была той любовью, которую нам заповедал Господь – любовью к родным, дорогим людям, к своим и к дальним, которые Богу близки и поэтому нам родные, кровно свои; любовью ко всему тому, что сотворил Господь Своей державой и Своей любовью.»
_________________________________________

Источники
1) О.Лихачева. «Святой священномученик Власий. Старец, животные и игемон.» По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. - Брошюра
2) http://days.pravoslavie.ru/Life/life428.htm - сайт “Православный календарь»
3) [удалена нерабочая ссылка]  - сайт проекта Хронос «Русская национальная философия в трудах ее создателей»
4) [удалена нерабочая ссылка]  - из электронной библиотеки «Православие и современность» информационно-аналитического портала Саратовской епархии РПЦ
5) [удалена нерабочая ссылка] - сайт Рождества Богородицы Свято-Пафнутьевского Боровского  монастыря


Очень хорошо житие святого Власия, епископа Севастийского, изложено Дмитрием Ростовским. Если возникло желание почитать более подробное жизнеописание святого, можно воспользоваться этим адресом (ссылка непосредственно, к сожаленью, не работает):
ru.wikisource.org/wiki/Жития_святых_(Димитрий_Ростовский)/Февраль/11

"Благодать не отрицает природу, а преображает ее." - Николай Бердяев и Св.Фома Аквинат
_______________

Мария Хотина
«Последнее редактирование: 03 Сентябрь 2015, 02:13:32, ВОЗ»

Святая Мария Египетская, святая Татиана, святой Пантелеимон Целитель

В этом посте речь пойдет не о каком-то одном конкретном святом, особо милостивом к животным. Я хочу рассмотреть три примера просветления хищных зверей христианскими святыми, традиционно не считающимися покровителями животных. В отличие от святого Власия, святого Георгия, святого Франциска Ассизского (о нем речь впереди), им не принято молиться о животных. К ним обращаются за помощью в других нуждах. Тем не менее, в этих примерах очень показательно то, что звери преображаются при встрече со святым, поражает их любовь и готовность служить угодникам Божьим.

Святая Мария Египетская (? – 522 г.)

Святая Мария Египетская

Жизнь Марии Египетской считается образцом совершенного покаяния, в результате которого  сила Божия во всём преобразила как душу её, так и тело. Святая в течение 47 лет пребывала в пустыне, в полном уединении, в посте и молитвах. Единственным человеком, который видел Марию после её ухода в пустыню, был иеромонах Иорданского монастыря Зосима. Было всего три встречи.
Первый раз Зосима встретил Марию, когда удалился в пустыню на время поста, согласно уставу монастыря. Он стал свидетелем нескольких чудес: Мария во время молитвы поднималась на локоть над землей, цитировала тексты Писания, которые были открыты ей чудесным образом, так как она не умела ни читать, ни писать. Во время первой встречи Мария рассказала Зосиме о своей жизни и попросила его через год причастить ее, но не переходить Иордан, а ждать ее на другом берегу.
Вторая встреча Зосимы и Марии состоялась через год, в Великий четверг. В тот год Зосима по причине болезни не покидал монастыря и не пересекал Иордан. В Великий Четверг он со Святыми Дарами пришел на берег реки и увидел Марию, идущую по другому берегу. Он недоумевал, как сможет она перебраться через реку, не имея лодки, но Мария пошла к изумленному Зосиме прямо по воде. После причастия она попросила его прийти на место их первой встречи через год, опять перешла по воде через Иордан и удалилась в пустыню.
Третьей встречей стало погребение Марии. Когда Зосима после 20 дней пути по пустыне пришел на место их первой встречи, он увидел тело святой, а рядом на песке чудесную надпись, гласившую: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии, отдай прах праху. Моли Бога за меня, скончавшуюся в месяце, по-египетски Фармуфий, по-римски апреле, в первый день, в ночь спасительных Страстей Христовых, по причащении Божественных Тайн». Зосима понял, что Мария умерла год назад, после причастия, чудесным образом перенесясь в место, расположенное в двадцати днях пешего пути. Он долго плакал и молился над телом святой, а затем сказал себе: "Пора уже тебе, старец Зосима, совершить повеленное тебе. Но как сумеешь ты, окаянный, ископать могилу, ничего не имея в руках?" Сказав это, он увидел невдалеке в пустыне лежавшее поверженное дерево, взял его и начал копать. Но слишком суха была земля, сколько ни копал он, обливаясь потом, ничего не мог сделать. Распрямившись, авва Зосима увидел у тела преподобной Марии огромного льва, который лизал ее стопы. Старца объял страх, но он осенил себя крестным знамением, веруя, что останется невредим молитвами святой подвижницы. Тогда лев начал ласкаться к старцу, и авва Зосима, возгораясь духом, приказал льву ископать могилу, чтобы предать земле тело святой Марии. По его слову лев лапами ископал ров, в котором и было погребено тело преподобной. Исполнив завещанное, каждый пошел своей дорогой: лев - в пустыню, а авва Зосима - в монастырь, благословляя и хваля Христа, Бога нашего.


Святая Татиана (?конец II в. – 226 г.)

Святая Татиана

Святая мученица Татиана родилась в знатной римской семье - ее отец трижды избирался консулом. Он был тайным христианином и воспитал дочь преданной Богу и Церкви. Достигнув совершеннолетия, Татиана решила все свои силы отдать Церкви. Она была поставлена диаконисой в одном из римских храмов и служила Богу, ухаживала за больными и помогала нуждающимся.
Когда Римом в 222 г. начал править юный Александр Север, вся власть сосредоточилась в руках злейшего врага христиан Ульпиана. Начались жестокие гонения за веру. Была схвачена и Татиана. Ее зверски пытали в течение нескольких дней, требуя отречения. И каждый раз на следующее утро после истязаний святая Татиана  являлась перед своими мучителями исцеленной и еще более прекрасной, чем прежде. Было явлено множество других чудес, и многие присутствовавшие при этом люди обратились в христианство.
В те времена в Римской Империи существовал обычай травить неугодных власти людей дикими хищниками. Было решено поступить так и с Татианой. Святую привели в цирк и выпустили на нее страшного льва, чтобы он растерзал ее. Но свирепый и голодный зверь стал ласкаться к ней и покорно лизать ее ноги. Когда же льва хотели увести обратно в клетку, он внезапно устремился на одного знатного сановника и растерзал его.
Мучения Татианы на этом не кончились. Еще несколько дней гонители безуспешно пытались сломить её дух. Святая Татиана была казнена 12 (25) января 226 года.


Святой Пантелеимон Целитель (? – 305 г.)
Святой Пантелеимон Целитель
Один из наиболее чтимых Русской Православной Церковью святых. Но он почитается не только в православии, к нему обращаются с молитвами о помощи и католики, и даже мусульмане. С его именем связано множество чудес.
Святой Пантелеимон родился в Никомидии. Его назвали Пантолеоном (во всем как лев), но впоследствии он получил имя Пантелеимон (всемилостивый), потому что он был очень добрым и милосердным ко всем.  Отец Пантелеимона был знатным и богатым человеком, язычником, мать – христианкой. Она воспитывала сына в духе христианской веры, но после ее смерти мальчик попал под влияние отца. Он прошел  курс языческого образования, учился врачебному искусству у известного в то время врача и делал большие успехи. Был приближен императором Максимианом ко двору и служил некоторое время придворным лекарем.
Вернул в христианство Пантелеимона старец пресвитер Ермолай, который подолгу беседовал с юношей о жизни, Боге, вере. К принятию окончательного решения Пантелеймона подтолкнуло чудо. Возвращаясь от Ермолая, Пантелеимон увидел и дороги ребенка, умершего от укуса ехидны. По горячей молитве Пантелеимона к Иисусу Христу ребенок ожил, а ехидна издохла. После этого Пантелеимон поспешил к Ермолаю и принял святое крещение.
Вторым чудом стало исцеление слепого, который до этого безрезультатно лечился у многих знаменитых врачей и лишился остатка зрения. Слепой, а также отец Пантелеимона, ставший свидетелем этого чуда, обратились в христианство. Вскоре после этого отец умер. Пантелеимон даровал свободу всем рабам, продал имение, помогал нищим и нуждающимся, безвозмездно исцелял людей.
Завистники донесли Максимиану о христианском вероисповедании Пантелеимона.  Максимиан пытался уговорами заставить Пантелеимона отречься от Христа и принести жертву языческим богам, но святой был непреклонен. После исцеления расслабленного по молитве Пантелеимона  - чуда, произошедшего прямо в суде, Максимиан перешел к пыткам. Они были ужасными, святой героически переносил их, и было явлено много чудес. Так же как в случае со святой Татианой, Пантелеимона было решено отдать на растерзание диким хищным зверям в цирке. И опять, как в предыдущем примере, свирепые хищники, приблизившись к святому, стали кроткими и ласковыми. Дальше привожу цитату из (5).
«… Подползая к святому, они лизали его ноги. Он гладил их рукой, и каждый из зверей старался, чтобы рука святого коснулась его, оттесняя один другого. Народ же, видя это, изумился и громогласно восклицал:
 - Велик Бог христианский! Да будет отпущен неповинный и праведный юноша!
Тогда царь, преисполнившись гнева, вывел солдат с обнаженными мечами на тех, которые славили Христа Бога, и многие из народа, уверовавшие во Христа, были убиты; приказал царь и зверей всех убить. Видя это, мученик возгласил:
 - Слава тебе, Христе Боже. Не только люди, но и звери умирают за тебя!
Царь удалился с места зрелища, скорбя и гневаясь, а мученика бросил в темницу. Убитые люди были взяты своими и преданы погребению, а звери оставлены на съедение псам и плотоядным птицам. Но и тут совершилось великое чудо: звери эти много дней лежали без всякого прикосновения не только со стороны псов, но и птиц, и более того – трупы не издавали запаха. Узнав об этом, царь приказал бросить из в глубокий ров и засыпать землей.»
Мучения Пантелеимона на этом не кончились. Максимиан казнил пресвитера Ермолая, учителя Пантелеимона, и двух его друзей и сослужителей. Видя, что вера Панелеимона несокрушима, Максимиан осудил священномученика на смерть.
Святого вывели из города, привязали к маслине, и палач, приблизившись, нанес удар мечом. Но меч стал мягким, как воск, и погнулся, а Пантелеимон остался невредим, так как он еще не окончил молитвы. Пораженные чудом, воины закричали: "Велик Бог христианский!" В это время Господь еще раз открылся святому, назвав его Пантелеимоном, сообщая ему благодать миловать всех молящихся ему в бедах, и призвал его к Себе.
Когда мученику отсекли голову, то из раны вместе с кровью истекло и молоко, а маслина, к которой был привязан святой, в этот момент покрылась плодами. Видя это, много людей уверовало во Христа Иисуса. О чудесах, явленных при казни Пантелеимона, тут же сообщили царю, и он повелел немедленно срубить и сжечь ту маслину вместе с телом святого.
Но когда костер погас, люди увидели тело святого,  не поврежденное огнем. Верующие с честью похоронили святого Пантелеимона. Позднее честные мощи Великомученика разошлись по всему миру. Чудеса, связанные со святым Пантелеимоном, продолжаются до нашего времени.

В этом примере особенно поразительно то, что просветление распространилось даже и на физические тела животных и растения. Воистину, безгранична благодать Божия, распространяющаяся через святого не только на людей, но и на всё Его творение!
___________________________________
Источники:
Святая Мария Египетская
1)   ru.wikipedia.org/wiki/Мария_Египетская
2)   http://palomnic.org/history/ort/sv/1/
Святая Татиана
3)   http://days.pravoslavie.ru/Life/life198.htm
4)   http://pravoslavie.ssau.ru/?page=49
Святой Пантелеймон Целитель
5)   Святой Пантелеимон Великомученик и Целитель. Его жизнь, мученическая кончина и чудотворения, бывшие после его кончины. Ред.: А.В.Бугаевский и др. М., Скиния, 1996

"Благодать не отрицает природу, а преображает ее." - Николай Бердяев и Св.Фома Аквинат
_______________

Мария Хотина
«Последнее редактирование: 08 Декабрь 2015, 05:52:04, ВОЗ»

« #4 : 02 Февраль 2010, 00:48:26 »
Святой Галл (550 – ?)

Святой Галл

Этот раннехристианский святой почти неизвестен в России, т.к. он жил и проповедовал в Западной Европе. У католиков он считается покровителем птиц. О его милостивом отношении к животным повествуют многие легенды.

Святой Галл родился, согласно преданию, в благочестивой дворянской семье в Ирландии и с самого детства был предназначен для служения Богу. В ранней юности он был отдан в монастырь Бангор, и его наставником стал святой Колумбан. Там Галл был рукоположен в священники, а потом избран в число двенадцати спутников Колумбана, с которыми тот покинул Ирландию около 590 года, чтобы проповедовать Слово Божие на территории современной Франции. Святой Колумбан был непримирим в борьбе с язычеством, отличался строгостью как к себе, так и к окружающим. Этим он вызывал неприязнь многих. Его со спутниками неоднократно изгоняли из мест, где они проповедовали. Святой Галл разделял с учителем все тяготы его пути. Они прошли от Люксоя в землях франков в Алеманию, через Цюрих и Тидден в Бригантиум (совр.Брегенц) на берегах Боденского озера. Здесь в 612 году пути Колумбана и Галла разошлись. Колумбан отправился в Италию, а Галл остался в диких лесах Брегенца. Возможно, причиной этого была тяжелая болезнь (лихорадка) святого Галла, но может быть, разлука была вызвана не болезнью, а идейными разногласиями. (2)
Итак, святой Галл остался в непроходимой глуши лесов и основал там поселение. Именно об этом рассказывается в немецкой народной легенде «Жизнь святого Галла в долине Хармерсбах» (1):

«Во времена, когда долина Хармерсбах еще представляла собой непроходимую чащу, жил там пустынник святой Галл. Его хижина находилась радом с лесным родником, возле большого тернового куста, из которого по особым дням звучало чудесное пение.
Однажды к пустыннику наведался медведь. Он протянул Галлу лапу, в которой засел большой терновый шип. Святой Галл вытащил занозу, и благодарный медведь привел его к утесу и показал в расщелине скалы место, где было много дикого меда. С того времени медведь не отходил от отшельника. Он приносил ему дрова для очага и исполнял другую работу.
Святой Галл исцелял многие недуги водой источника. Но со временем число тех, кто приходил к отшельнику, настолько возросло, что такое служение людям стало ему не по силам. Поэтому он обосновался подальше в том же урочище, на расстоянии часа пути от прежнего места. Галл остановился в Оберхармерсбахе  - там, где теперь стоит церковь, освященная в его честь. Отсюда Галл вместе со своим медведем отправился в Швейцарию и основал там монастырь, названный впоследствии его именем: Санкт-Галлен.
Хотя святой Галл давно уже не жил в Хармерсбахской долине, паломничество к хижине у лесного источника никогда не прекращалось. Когда однажды паломники услышали пение из тернового куста, то приблизились к нему и нашли там образ Девы Марии. На том месте сначала построили часовенку для паломников, а позже церковь Девы Марии с Цепями.»


Есть и другие свидетельства о дружбе святого Галла с животными. Так, в (3) рассказывается о дружбе святого с выдрой, которая помогала отшельникам ловить рыбу и получала за это половину улова. Говорится, что Галл регулярно кормил своего медведя остатками ужина. Хлеб получали также и все другие дикие животные, навещавшие отшельников.  Когда еще не было выстроено жилье, отшельники вынуждены были ночевать под открытым небом. Они ложились спать спокойно, так как Галл объяснял, что не надо бояться диких зверей, приводя в пример Даниила, который и мало не потерпел ото львов. Своим словом, благочестием, целительством, любовью к людям и природе святой Галл покорил сердца местных жителей.

К сожалению, мне не удалось обнаружить ничего о дружбе святого Галла с птицами, гусями, покровителем которых считается святой.

Дата смерти святого Галла - 16 октября. Год смерти точно не известен, согласно (1) – 645 или 646, согласно (2) – 627 или 628, согласно (3) – между 630 и 640. Но это и не важно. Важно, святого Галла помнят. День памяти святого Галла отмечается до сих пор с немалым размахом. Монастырь Святого Галла привлекает многочисленных паломников. При монастыре есть прекрасная библиотека, самая древняя в Швейцарии. Она является одной из самых значительных собраний старинных книг и манускриптов в Европе. Важно то, что она открыта для публичного посещения. Монастырские строения с залом библиотеки входят в состав всемирного наследия ЮНЕСКО.

Монастырь Святого Галла

___________________________________
Источники:
1)   О славе небесной и вечной радости. Народные христианские легенды. Средневековая агиография. - Ред. В.А.Обухов. ООО «Издательство «Совпадение»», г.Томск, 2008 г.
2)   drevo.pravbeseda.ru

"Благодать не отрицает природу, а преображает ее." - Николай Бердяев и Св.Фома Аквинат
_______________

Мария Хотина
«Последнее редактирование: 08 Декабрь 2015, 05:53:03, ВОЗ»

Святой Макарий Александрийский (ок.295 г. – ок. 395)

Святой Макарий Александрийский


Святой преподобный Макарий происходил из города Александрии. Первое время своей жизни, он был торговцем овощей и святое крещение принял уже сорока лет от роду. После сего, отрекшись от мира, он сделался иноком и, когда достаточно потрудился в иноческих подвигах и трудах, сподобился принять священный сан, вместе с которым принял начальство над монастырем, называемым Кельи, и находившимся в египетской пустыне между Нитрией и скитом.

Был другом святого Макария Великого Египетского, вместе с которым за веру был изгнан из отечества. Оба Макария по своему характеру и образу жизни были весьма похожи друг на друга и имели одного и того же общего учителя и наставника — преподобного Антония Великого, от которого они неоднократно получали наставления для усовершенствования в добродетельной жизни.

Макарий Александрийский и Макарий Египетский соревновались друг с другом в благочестии. Такое соперничество в аскетизме было очень характерно для Макария Александрийского. Когда преподобный узнавал, что кто-нибудь совершает какой либо подвиг, то он всячески сам старался подражать таковому и тщательно выполнял то же самое. Таково было его стремление к совершенству, что он принуждал себя делать вещи, казалось бы, невозможные. Как-то раз в продолжение Великого поста вообще не принимал ни хлеба, ни воды, и лишь по воскресеньям вкушал немного сухих капустных листьев, чтобы не впасть в высокомерие. Держал пост в течение трех лет, «съедая в день только по небольшому куску хлеба, равно также и воды выпивая такою же мерою».

Прославился множеством чудес исцеления больных и одержимых бесами.

Святой Макарий был чрезвычайно строг к себе и принципиален.

«… Он однажды убил на своей ноге сильно его беспокоившего комара, из которого вытекло много крови. После сего он раскаялся и стал укорять себя, как убийцу и мстителя до тех пор, пока не отомстил сам себе, отдавшись нагим для уязвления комаров.» (1)
Сверхтребовательность к себе сочеталась у него с милостью и почтением ко всякой твари Божьей, пусть даже кусачей букашке.

В этом примере меня поражает близость позиции христианского святого к практике джайнизма (индийсая дхармическая религия, нач. с VI в. до н.э.). Кратко основные положения джайнизма можно свести к следующим пунктам:
 - ненанесение вреда любому живому существу,
 - самосовершенствование души для достижения всеведения, всесилия и вечного блаженства путем практики аскетизма,
 - предписание не только последовательности действий, но и норм умственного поведения. (2)

Конечно же, такое отношение святого Макария к миру не могло не вызвать отклика со стороны природы и Бога.

Вот описание поразительного случая, произошедшего с Макарием Александрийским по пути из  Кипотафиона.
Кипотафионом назывался сад камней с гробницей, построенный для себя двумя известными египетскими братьями-волхвами. Святой Макарий отправился туда, чтобы «там побороться с бесами; ибо про это место говорили, что в нем было множество лютевших бесов, которых собрали туда названные волхвы посредством своего волшебства». (1)
Рассмотрев все подробно, святой без препятствий и затруднений покинул Кипотафион и, по прошествии двадцати дней, отправился обратно в свою келью.

«Во время обратного пути у него вышли весь хлеб и вода, которые он взял с собою на дорогу. Макарий стал ослабевать от голода и жажды, так что едва не упал. Тогда, - как он впоследствии сам о том рассказывал, - предстал пред ним призрак какой-то девицы, одетой в белые одежды и несущей в далеком от него расстоянии, - как бы с версту, - ведро чистой воды. Часто останавливаясь, девица показывала ему воду и звала его к себе, обещаясь дать ему напиться. Однако Святой не был в силах дойти до нее. Впрочем, увлекаемый возможностью утолить жажду, он, употребляя страшные усилия, шел за нею три дня, в течение которых девица появлялась впереди него. Затем показалось стадо буйволиц (в той стороне их очень много), одна из которых, имеющая при себе малого теленка, стала против уставшего и изнемогшего старца; из сосцов же ее вытекало молоко. При этом преподобный услышал голос, говорящий свыше:
- Подойди, Макарий, и пей ее молоко.
Приступив, он долго пил молоко и укрепился телом.
Святой Макарий добавлял при этом следующее: "Господь мой, желая явить на мне еще большую Свою милость и научить мою немощь надеяться лишь на его благой промысел, явил такое чудо. По его повелению, я приказал той буйволице идти за мною до моей кельи и кормить меня во все время моего пути. Покорная буйволица, по повелению Создателя своего, действительно последовала за мною и не подпускала теленка к сосцам своим, чтобы питать лишь меня одного".» (1)


А вот еще один не менее поразительный случай из жизни преподобного Макария, связанный с животными. Его изложил ученик святого блаженный Пафнутий. 

«Однажды преподобный сидел на дворе; вдруг прибежала гиена, и принесла в зубах своего щенка, который был слеп; подбежав к Макарию, гиена бросила щенка к его ногам.

подбежав к Макарию, гиена бросила щенка к его ногам

Святой, подняв щенка, плюнул ему в глаза, помолился Богу, - и щенок прозрел. Гиена, взяв своего щенка, убежала.

подбежав к Макарию, гиена бросила щенка к его ногам и щенок прозрел

На утро она снова прибежала к преподобному, неся огромную баранью шкуру, увидав которую святой сказал гиене:
- Откуда у тебя эта кожа, разве ты съела чью-нибудь овцу? Если ты добыла ее насилием, я не возьму ее.
Гиена же, наклонив голову к земле и приклонив колена, положила принесенную шкуру к ногам святого. Но преподобный сказал зверю:
- Я сказал, что не возьму до тех пор, пока ты не обещаешься мне, что не станешь более обижать бедных, съедая их овец.
Тогда гиена наклонила свою голову, как бы соглашаясь со словами святого и обещаясь повиноваться ему. После сего преподобный Макарий взял кожу у гиены и отдал ее святой Мелании Римлянине, часто посещавшей святых отцов в пустыне. С тех пор кожу эту прозвали "дар гиены". И что удивительно в мужах отрекшихся от мира, так это то, что даже зверь, получив во славу Божью и в честь святых его благодеяние, уразумел то и принес дар блаженному. Укротивший львов для пророка Даниила (Дан.14:31), дал и гиене разумение полученного благодеяния и научил ее благодарности.» (1)

Это - поразительный пример именно просветления животного святым.
Во-первых, гиена испытывает чувство благодарности к святому старцу – чисто человеческое, казалось бы, чувство!
И, во-вторых, гиена обещает святому больше воровать овец у бедных крестьян, что еще более поразительно и кажется совсем уж невероятным! Но… Вспомним свирепого волка из Губбио, укрощенного святым Франциском Ассизским!

Дивны дела Твои, Господи, во святых Твоих!

________________________________

Источники:
1.   Житие святого Макария Александрийского в изложении свт. Дмитрия Ростовского.
2.   ru.wikipedia.org/wiki/Джайнизм

"Благодать не отрицает природу, а преображает ее." - Николай Бердяев и Св.Фома Аквинат
_______________

Мария Хотина
«Последнее редактирование: 08 Декабрь 2015, 05:53:32, ВОЗ»

Иоанн Зедазнийский, Шио Мгвимский, Давид Гареджийский – Святые Грузинской Православной Церкви (VI век н.э.)

История христианства Грузии восходит к первому веку нашей эры. После Вознесения апостолы во исполнение Божьих слов о проповеди Евангелия всему миру стали бросать жребий: кому в какую страну идти. Пресвятая Богородица тоже решила участвовать , чтобы иметь свой удел для проповеди. Ей выпала Иверия (Грузия).  Пресвятая Дева Мария была готовилась отправиться в длительное путешествие, но ей было видение с Небес. Она узнала, что Грузия станет Ее земным уделом впоследствии, при скончании времен, а Промысл Божий уготовал Ей апостольское служение на Афоне (также именуемом Уделом Божией Матери). Она рассказала об этом апостолу Андрею Первозванному,  и он отправился для проповеди в Грузию вместо Пресвятой Девы Марии, захватив с собой Её нерукотворный образ, отобразившийся на доске из яслей Господних. Вместе со Святым Андреем в Западной Грузии проповедовал апостол Симон Кананит, который и похоронен там же, в селе Команы. Грузинская земля приняла ещё одного апостола св. Матфея; он проповедовал на юго-западе Грузии и похоронен в Гонио, вблизи современного Батуми. Древнейшие грузинские источники указывают на пребывание в Восточной Грузии апостолов Варфоломея и Фаддея.
Государственной религией Грузии христианство стало в IV веке благодаря Святой Равноапстольной Нине. Родом из Каппадокии, близкая родственница Святого Георгия Победоносца, она отправилась в Грузию по велению Божьей Матери, явившейся ей во сне. Проповеди Святой Нины сопровождались многими чудесами и знамениями. Она обратила в христианство Царицу Нану, исцелив ее от тяжелой болезни, а затем и царя Мириана. По его просьбе византийский император Константин Великий для крещения царской семьи и народа, прислал духовных лиц, под руководством епископа Иоанна. Крещение Иверии датируется 326 годом.

А теперь перенесемся на два столетия вперед.  В первой половине VI века в Сирии жил подвижник Иоанн. О его семье, родителях ничего не известно, мы знаем лишь, что он родился в селении близ Антиохии, города, где он в юности учился. Еще в молодые годы он принял монашество и, повинуясь зову сердца, предался уединению. Его внутренняя борьба с силами зла увенчалась успехом: он стяжал власть над страстями и дар чудотворения. Со временем к обители святого потянулись люди, у него появились ученики. Святой Иоанн всячески старался избежать земной славы, но люди все равно находили его. Известность его росла. Он желал уединиться в земли, где его никто не знал бы. И вот однажды Святому Иоанну явилась Божья Матерь  и велела избрать из числа его учеников 12 достойных мужей  и вместе с ними отправиться в дальнюю Иверскую страну, чтобы потрудиться в новой Церкви Христовой. Так как Святой Иоанн всех своих учеников любил одинаково, и каждый из них горячо желал последовать за своим наставником, решено было тянуть жребий. Святой Иоанн утешил тех, кому выпало по жребию остаться, назначил вместо себя настоятеля и отправился с 12 верными учениками в далекую Иверию, по пути получив благословение Святого Симеона Столпника младшего.
 
Преподобный Иоанн Зедазнийский и 12 его учеников: Авив, епископ Некресский, Антоний Марткопский, Давид Гареджийский, Зенон Икалтский, Фаддей Степанцминдский, Исе, епископ Цилканский, Иосиф, епископ Алавердский, Исидор Самтавийский, Михаил Улумбийский, Пирр Бретский, Стефан Хирский, Шио Мгвимский, – считаются основателями грузинского монашества.


Жизнь отшельника теснейшим образом связана с природой. Поселяясь в диком, уединенном месте, он не может не сталкиваться постоянно с стихиями, дикими животными. Многие святые отшельники явили миру образец любви и милости к животным. Такое отношение покоряло и просветляло братьев наших меньших. Таков был и Святой Иоанн Зедазнийский.

 Святой Иоанн Зедазнийский

«Однажды ученик святого, диакон Илия, пошел к источнику за водой. Черпая воду, он взглянул и увидел против себя медведя необыкновенной величины, идущего на источник. Илия очень сильно испугался, оставил водонос и в ужасе пустился бежать к святому схимнику, великому Иоанну, сообщил ему о виденном звере и сказал: "Пойдем, отче, я укажу тебе этого медведя у самого источника". Св. Иоанн последовал за учеником своим и увидел медведя, пьющего воду. Иоанн с кротостью сказал: "Пей, если жаждешь, и иди отсюда, но, говорю тебе, чтоб ты и твой род отныне на этой горе не смели никому и никогда причинять какого-либо вреда".
Услышав слова святого, медведь, опустив голову, как раб покорный, немедленно удалился от источника. Так давал заповедь даже и бессловесным зверям благой наставник этот, св. Иоанн. И с тех пор все дикие звери, которых на этой горе огромное множество, так твердо сохраняют эту заповедь святого, что при всякой встрече с людьми немедленно бегут в обратную сторону, исполняя веление св. Иоанна, и не причиняют никому никакого вреда.»
(1)
Очень радует то, что такое же отношение к животным было свойственно и ученикам Преподобного Иоанна. Примеры этого мы находим в житиях Шио Мгвимского и Давида Гареджийского.


Святой Шио Мгвимский родился в Антиохии. Он был единственным ребенком богатых и благочестивых родителей, которые уделяли большое внимание религиозному воспитанию сына. Когда Шио было 20 лет, в пустыне близ Антиохии поселился Святой Иоанн. Юноша сразу почувствовал в нем своего Учителя. Вскоре ему представился случай удалиться от мира. Родители его решили уйти в монастырь, оставив все состояние сыну в надежде, что он женится. Шио не стал разочаровывать их, но, как только проводил мать и отца в монастыри, тут же роздал все состояние и ушел в пустыню к Святому Иоанну, который сразу и постриг его в монахи.  Спустя 20 лет он вместе с Иоанном и другими учениками отправился в Грузию. После прибытия они около 2 лет жили вместе, а затем было веление всем разойтись для проповеди в разные земли. Шио, любивший уединение, испросил у Иоанна позволения остаться отшельником. Перенеся тяжкую борьбу с искушениями, он имел видение Пресвятой Богородицы. Она обещала, что отныне ему будет посылаться пища с неба. И действительно, с того дня голубь стал регулярно носить ему белый хлеб. Однажды свидетелем этого стал  знатный царедворец Евагрий, охотившийся  в той. Увиденное чудо и общение со святым настолько потрасло его, что он рассказал о дивном отшельнике всем родным и знакомым и вскоре стал первым учеником Шио. С тех пор слава о Шио стала распространяться. Все больше людей приходило к святому, и со временем вокруг его крошечной пещерки возникла большая обитель.

«По причине большого стечения народа к святому, пустыня наполнилась разными хищными зверями. Они пожирали коней, лошаков и ослов, принадлежащих приходящим к святому и даже самим подвижникам, которые держали у себя нескольких ослов для перевозки тяжестей.
 Однажды иноки пришли к святому и сказали ему, что дикие звери причиняют большой вред. Святой, услышав это, сильно опечалился, ибо имел жалость как к людям, так и к животным, стал молиться и просить Бога, чтобы все звери той пустыни собрались к нему. Окончив молитву, святой вышел из пещеры, и что же? Перед ним было множество зверей со всеми их детенышами.
Звери эти стояли с поникшими головами, как будто ожидали от святого Шио какого-то суда. Блаженный стал с кротостью увещевать их, как людей, говоря: "Видите смирение мое и послушайте меня. Я говорю вам, и знает Христос, что у меня болит сердце о вас, хотя вы и дикие звери. Богу угодно, чтобы эта пустыня наполнилась людьми, славословящими Его, и потому, говорю вам, идите отсюда выберите себе другое место для вашего успокоения и, отходя, не делайте вреда никому. Один же из вас пусть останется здесь, чтобы пасти ослов моей братии и тем заплатить за убытки, нанесенные вами.
Когда святой кончил говорить, все звери пустились бежать от него, и остался перед ним один только волк, которому святой сказал: "Именем Господа нашего Иисуса Христа тебе повелеваю: с этого времени паси ослов братии моей. За убытки же, которые понесли иноки, ты будешь питаться той же пищей, которую вкушаем мы. Выгоняй ослов утром, - продолжал святой, - а пригоняй вечером, береги их; я назначаю тебя пастухом их".
Волк повиновался словам святого, каждый раз с холма он воем давал знать, что настало время выходить ослам на пастбище, днем волк пас их на горах, а к вечеру пригонял к обители. Все дивились такому чуду и славили Бога, даровавшего рабу Своему силу повелевать даже дикими зверями. Но вот что еще особенно удивляло всех: волк в продолжение всей своей службы не ел мяса. Он довольствовался только тем, что давал ему преподобный Евагрий, а святой обыкновенно утром и вечером бросал ему по куску хлеба, намоченного в воде. Вечером, приняв обычную пищу из рук Евагрия, волк уходил в свою берлогу, выкопанную для него в горе самим святым Шио близ его пещеры. Шесть лет служил волк всей братии. По прошествии этого времени он получил от святого свободу, и вот по какому случаю.
Однажды, во время обычного возвращения ослов с пастбища, между ними не оказалось одного осла, принадлежащего иноку Конону. Впоследствии обнаружилось, что осел инока провалился в пропасть и совершенно разбился. Волк раньше обыкновенного пригнал ослов в монастырь и начал громко выть. Слыша вой, инок Конон вышел из келий и, осмотрев стадо, не нашел в нем своего осла. Полагая, что его съел сам пастух - волк, инок с гневом явился к святому Шио и сказал ему: "Не слыхано от века, чтобы волк пас ослов, ты виновен в потере моего осла".
Вслед за иноком пришел к святому и волк, стараясь хвостом и глазами показать, что он невиновен. Заметив же, что его не понимают, волк ухватился зубами за посох Конона и стал тащить его за собой, давая тем знать, что хочет, чтобы инок последовал за ним. Святой Шио, увидев это, велел монаху следовать за волком, но инок отвечал ему на это: "Горе мне, грешному! Ты, отче, хочешь погубить душу мою. Что, скажи мне, причиной твоего презрения ко мне? Ты погубил осла моего и хочешь, чтобы еще и я был растерзан этим волком?" Так монах, постепенно возвышая голос, упрекал святого. Но святой Шио кротко и тихо вышел из пещеры и велел еще двоим из братьев следовать за волком.
Иноки пошли, и волк привел их к пропасти, где лежал разбившийся насмерть осел. Возвратясь, они объяснили все святому Шио. Конон, видя свой грех, раскаялся, пал преподобному в ноги и просил прощения. Святой же, призвав к себе волка, сказал ему: «Ты уже довольно времени служишь нам, благодарю тебя за это, будь свободен, иди к своим и не делай вреда братии моей. Пусть они сами найдут пастуха для своих ослов, чтобы более не винили меня в чем-нибудь». Волк, получив свободу, удалился от святого в горы.»
(1)

Волк, получив свободу, удалился от святого в горы.

 Этот случай с волком-пастухом удивительно напоминает историю Святого Герасима и его верного льва Иордана.

Святой Шио Мгвимский скончался около 556-557 года. В конце жизни он с благословения святого Иоанна Зедазнийского и католикова (патриарха) удалился в затвор в глубокую яму, назначив вместо себя настоятелем обители Евагрия и оставив братии свои наставления для чтения в воскресные дни.

Святой Иоанн ушел вслед за своим учеником, около 557-560 года.


Святой Давид Гареджийский, так же как и Святой Шио Мгвимский, с юности был учеником Святого Иоанна, всюду следовал за своим учителем и отправился с ним в Грузию. Там, согласно жребию, ему достался для проповеди город Тифлис. Он жил в убогой пещере на горе вблизи Тифлиса и раз в неделю спускался для проповеди в город. Однако, вскоре он был оклеветан одной нечестивой женщиной, и ему пришлось удалиться вместе со своим верным учеником Лукианом в пустыню. Та пустыня была местом, почти непригодным для жизни человека: страшный зной летом сменялся морозом зимой. Им удалось найти место, где в расщелине пещеры было собиралось немного воды для питья, и была тень, спасавшая от палящего зноя. Поначалу они питались корнями некоторых растений и травой. Но вскоре жара убила всю растительность, и они остались совершенно без всякой пищи. Лукиан впал в отчаянье, а Давид утешал его словами из Евангелия.
 «В это время при словах Давида - о, Промысл Твой, Христе Боже! - вдруг прибежали три оленихи с молодыми оленятами и остановились перед иноками тихо и кротко. Тогда Давид велел Лукиану взять сосуд и подоить посланных Богом животных. Лукиан, удивленный этим необыкновенным зрелищем, встал и исполнил повеление святого, и поставил перед Давидом наполненный молоком сосуд. Преподобный же, изобразив на нем знамение креста Господия, обратил молоко в свежий сыр. Вкусив немного с благодарностью, святые мужи встали и произнесли следующий псалом: Ядят убозии и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его, жива будут сердца их в век века (Пс. 21 27).» (1)
Лукиан обещал больше не впадать в уныние от страха за свое бренное тело и не роптать из-за недостатка пищи и страданий, а молоко олених с тех пор сделалось постоянной пищей отшельников.  Это напоминает эпизод из жизни Святого Макария Александрийского, когда его в пустыне сопровождала сопровождала буйволица с теленком, чтобы кормить своим молоком.
Спустя некоторое время в жизни отшельников и их животных произошел следующий случай.
«Ниже той пещеры, в которой жили подвижники, была другая пещера. Там обитал огромный, страшный дракон, змей, с глазами большими и светлыми, как у животного, на голове у него был большой рог, а на шее - щетина.
В один день олени святых мужей подошли ко входу в пещеру, где обитал дракон. И чудовище неожиданно напало на них и похитило одного из молодых оленей. Испуганные животные прибежали в пещеру святых. Лукиан, увидя их, сказал Давиду; "Отче снятый! Олени эти по обыкновению пришли, чтобы послужить нам, но они беспокойны и смущены, и среди них нет одного из молодых оленей". Преподобный тотчас взял свой посох с изображенным на нем крестом Христовым и пошел по следам, оставленным животными, оглядываясь по сторонам, чтобы увидеть обидевшего их.
Приблизившись к пещере дракона, св. Давид вдруг увидел страшное и удивительное по величине чудовище и, не устрашившись, сказал ему: "Злодей! Зачем ты обидел оленей моих и похитил у них детеныша? Теперь же уходи отсюда в места необитаемые, чтобы с этого времени пустыня эта была обителью отшельников". Поднимая вверх посох, святой с гневом сказал: "Если не уйдешь отсюда, то этим посохом и крестом Христовым рассеку чрево твое и отдам на снедение червям, чтобы отомстить тебе, так как ты обидел оленей моих, данных Богом на подкрепление немощных моих сил". Диавол, поселившийся во чреве дракона, человеческим голосом ответил: "Не гневайся на меня, раб Бога Живого. Если тебе угодно, чтобы я удалился отсюда, взойди на вершину этой горы и не отводи глаз твоих от меня, пока не войду в реку. Ибо я боюсь погибнуть от гнева твоего".
Дракон вышел из своего жилища, и от его движения стали трескаться большие камни. Лукиан, увидев это, в ужасе и трепете упал на землю, как мертвый. А когда Давид взошел на высокую гору, чудовище поспешно спустилось вниз на равнину. Когда оно приблизилось к реке Куре, преподобный услышал позади себя голос Ангела, который звал его: "Давид! Давид! Давид!" Оглянувшись на голос Ангела, он увидел спадающий с неба огонь, который мгновенно сжег дракона, как сено. (На том месте, где сожжен был дракон небесным огнем, не растет трава, что служит доказательством подлинности рассказа об этом событии).
Давид же, увидя это, весьма огорчился и воззвал к Богу: "Боже, Боже мой! Что сотворил Ты! Тот дракон положился на меня с упованием, а Ты огнем истребил его". На эти горестные слова святого Ангел Божий отвечал: "Что ты так беспокоишься, отче, об одном червяке? Разве ты не знаешь, что, если бы он вошел и реку, то отсюда пошел бы в море и там истребил бы множество кораблей. Не скорби о погибели его, ибо так изволил Бог. Иди и спою пещеру, где твой ученик лежит подобно мертвому, укрепи и утешь его. Лучше тебе заботиться о духовных детях твоих".»
(1)
После этих слов Давид спустился к Лукиану, лежавшему в обмороке, и ободрил его.

Первые христиане и животные.

Жизнь святых вернулась в прежнее русло.

Спустя некоторое время в долину пришли охотники.
«Испуганные охотниками олени преподобных по обыкновению побежали в пещеру святых, вслед за ними пошли и охотники, рассчитывая, что в тесном скалистом месте охотиться будет удобнее. Но, подойдя к пещере, они увидели преследуемых ими животных кротко стоящими, как если бы они были домашними, перед Лукианом, который> по обыкновению, доил их. Объятые ужасом, они припали к ногам св. Давида и сказали ему: "Угодниче Божий! Какое дивное чудо! Эти дикие олени стоят смирно и кротко, как будто на скотном дворе, словно выкормленные человеком". Св. Давид отвечал им: "Что вы, братья, удивляетесь? То, что вы видите, происходит по воле Божией. Творец всех, пекущийся и о птицах, по Своей великой благости, питает и нас, немощных, через этих животных. Всякий ожидает от Бога в свое время даяния пищи. Прошу вас, братья мои, идите охотиться в другое место: эти олени даны нам Богом для подкрепления немощных сил наших".
Охотники, удивившись, воскликнули: "Велик, воистину, Господь, ради Которого ты решился терпеливо понести труды в этой пустыне, где часто недостает самого необходимого для подкрепления телесных сил. Поскольку мы единоверцы твои, то сделай и нас, богоносный отец, учениками твоей святости, чтобы и нам поучаться у тебя исполнению воли Божией. С этой минуты мы не оставим тебя, как отца и пастыря, и будем служить тебе как наставнику и руководителю ко спасению душ наших". Преподобный скачал: "Нет! Братья и дети мои! Не делайте сего, так как место это, как вы сами видите, нестерпимо жаркое и неудобное для человека. Лучше возвратитесь в свои дома и там служите Богу, удаляясь от всякого зла и раздавая бедным и немощным милостыню, ибо творящий милостыню взаим дает Богу".
Охотники, выслушав святого, разошлись по своим селениям и возвестили всем о том, что видели и что слышали от св. Давида.»
(1)
После этого многие люди, пораженные их рассказами, стали посещать пещеру, чтобы увидеть дивных отшельников и принять благословение. Некоторые посетители оставались насовсем, и со временем здесь возникла большая обитель.

Однажды Святой Давид взошел на ту гору, в которой жили его братья, и, по обыкновению, начал молиться с простертыми к небу руками под одной скалой. «В это время прилетела и села у ног его куропатка, испуганная ястребом, которого напустил на нее охотник из варваров по имени Бубакар. Варвар, подойдя ближе к тому месту, где стоял святой, увидел его молящимся с простертыми руками и у ног его куропатку, а ястреба - сидящим вблизи куропатки. Удивленный этим зрелищем варвар сказал св. Давиду: "Кто ты такой, человече, и откуда ты, и как здесь поселился?" Преподобный ответил: "Я раб Господа нашего Иисуса Христа, Милосердного, Которому я приношу моление о том, чтоб Он простил множество грехов моих и удостоил меня спокойного переселения из этого суетного земного мира в небесный". Варвар снова спросил: "А кто здесь питает тебя и утешает?" Снятой ответил: "Тот на Которого я уповаю и Которому поклоняюсь. Он заботится обо мне и о всех тварях Своих". И добавил: "Прошу тебя, оставь жить эту птицу, прилетевшую ко мне, грешному чтоб избавиться от рук убийцы".
Гордый варвар, сидящий на коне, нагло сказал блаженному Давиду: "Бедный монах, я хочу убить тебя, а ты велишь мне оставить живой птицу. Следовало бы тебе прежде просить о себе, а не об этой птице" Но смиренный инок кротко отвечал; "Ты не имеешь никакой власти убить меня, не только меня, но и эту слабую птицу, ибо Бог- Помощник мне, Он несомненно избавит меня от того, чем ты грозишь" Варвар, разгневанный этими словами, размахнулся мечем, чтобы ударить отшельника, но сила Христова мгновенно удержала поднятую правую руку его. Тогда гордый варвар, прийдя в сознание своей вины, смирился. Одержимый трепетом, он слез с лошади, как раб, припал к ногам святого и, обливая их слезами, просил прощения, с плачем взывая: "О раб Бога Живого, Благого! Будь ко мне милостив, исцели мою душу и тело и прости преступление, которое я сделал по неразумию моему".
Угодник Божий, милостивый Давид, услышав от него такие жалобные слова, умилившись душою, начал молиться Богу, воздев к небу руки: "Господи Иисусе Христе, Преблагий и Человеколюбивый Боже! Владыко, Который помиловал молящегося Тебе раба Твоего и окаменил руку врага его! Умилостивись и ныне, исцели руку этого бедного варвара, гордо поднятую им на меня, недостойного раба Твоего, дабы он исповедал Тебя, единого Истинного Бога, творящего чудеса, и прославил бы имя Твое святое во веки" По окончании этой молитвы отшельник прикоснулся к неподвижной руке, и та мгновенно стала здоровой.» (1)


Бубакар, уверовавший в силу молитвы Святого Давида, стал просить его об исцелении своего хромого и расслабленного сына. Святой утешил Варвара, обещав что дано ему будет по вере. Когда Бубакар вернулся домой, его встретил совершенно здоровый сын. Бубакар и вся его семья обратились в христианство и приняли крещение.
Этот случай можно сравнить с чудом из жизни Антония Падуанского, когда во время проповеди в Падуе в Великую Пятницу горлица искала у него защиты от хищных птиц. Он не только спас горлицу, но и силой своего красноречия привел к покаянию разбойников, собиравшихся грабить дома, пока все горожане слушали Святого на площади.
Много еще чудес совершил Святой Давид Гареджийский, но это уже другая тема.

___________________________
Источник:
1)   Жития грузинских святых (неофициальный сайт Грузинской Православной Церкви)
[ссылка не работает, удалена] 

___________________________
PS: Я хочу поблагодарить Наталию Королёву (режиссера фильма «Просто любовь» о Данииле Леонидовиче и Алле Александровне Андреевых) за ее совет познакомиться с житиями этих святых.

"Благодать не отрицает природу, а преображает ее." - Николай Бердяев и Св.Фома Аквинат
_______________

Мария Хотина
«Последнее редактирование: 08 Декабрь 2015, 05:54:30, ВОЗ»


Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов Яндекс.Метрика