Искусство слова
Ткань времени (2009-2013)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #31 : 02 Июль 2016, 23:29:02 »
Красивое, грустноватое стихотворение.  Здесь  мне не к чему придраться.

Путинцева Т

« #32 : 12 Июль 2016, 00:13:01 »
                 Родник

                      2.

Времён родник сквозь мир два рукава –
живой воды и мёртвой, но не лживой, –
переливаясь в лица и слова,
влечёт к бескрайним памяти разливам.
В них смотрится с небес душа, полна
любви речей и тишины забвенья.
И дарят ей, мерцая, отраженья
то быль-тоску, то небылицы сна;
и зим, и лет ведут круговорот.
Но вдруг, как ропот рыб глухой со дна,
мгла исподлобья – лик наоборот –
безлунный ритм доносит лживых вод.
Остывший дух в зерцале их хохочет,
безумьем снулым мажет небосвод
и сажей слов – неискренние очи.

                                             11 июля 2016

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 12 Июль 2016, 06:49:16, Ярослав»

« #33 : 27 Июль 2016, 12:15:57 »
У этого диптиха глубокое поэтическое дыхание. Тут есть то качество, когда течение стиха становится чем-то отдельным от слов, его составляющих. В других случаях можно было бы сказать – стих летит над словами. А здесь другое: стих идет где-то на глубине, у него глубокий подводный ток. Всё остальное тоже есть: серьезная мысль, серьезная культура поэтических образов. Это само по себе тоже бывает хорошо, но не обязательно рождает такую вот целостность и ощущение как бы неостановимого движения большого корабля. А здесь движение есть, неторопливое, но несущее с собой большой груз смыслов и жизненного опыта.


____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

« #34 : 27 Июль 2016, 17:47:12 »
Евгений, как же мне близко то, что Вы пишете об этих стихах Ярослава. Когда прочла их, было странное ощущение, похожее на мандельштамовский образ упавшего камня. Камень падает на дно, камень глубоко, а на поверхности замирают последние круги. Читаю слова, но смысл каждой строки, каждого образа и стихотворения в целом звучит только эхом: в него нужно вслушиваться. Благодаря этим стихам еще раз убедилась: поэзия - это совершенно особый способ познания мира, близкий к интуиции, к тому, что только частично поддается сознанию и другим органам чувств. Чтобы стихотворение смогло создать новое в существе человека, нужно смиряться с этой щекочущей неисчерпаемостью, возвращаться к ней снова и снова. Органы чувств и сознание не могут вместить всю красоту, весь "смысл" океана. Это нечто непредставимое в своем многообразии, но самое парадоксальное, что эта красота волнует нас настолько, насколько мы не можем вместить ее, насколько глубока наша тоска по ней.

Недавно совсем по-другому взглянула на стихи Хлебникова. Пока знакома только с небольшим количеством его вещей, однако раньше читала его неправильно. Читала его головой, но не видела самой поэзии. А сейчас понимаю, что это музыкальный, осязаемый поэт, достигавший предельной плотности поэтической, метафорической ткани.

Этим двум стихотворениям оказалось созвучно одно стихотворение Хлебникова, по дате - написанное в год смерти поэта. Мне это стихотворение открылось, когда я стала читать его буквально. Кажется, что это абстракция, но стихи оживают, когда начинаешь в них верить, когда представляешь ровно то, что написано, и не сомневаешься в переданном опыте. В этом плане, стихотворение можно назвать мистическим, так как в нем идет речь о глубинном, сокровенном, то есть мистическом переживании души на языке этого переживания, так сказать, без перевода.



Велимир Хлебников



             *   *   *

Я умер и засмеялся.
Просто большое стало малым, малое большим.
Просто во всех членах уравнения бытия знак «да» заменился знаком «нет».
Таинственная нить уводила меня в мир бытия, и я узнавал Вселенную внутри моего кровяного шарика.
Я узнавал главное ядро своей мысли как величественное небо, в котором я нахожусь.
Запах времени соединял меня с той работой, которой я не верил перед тем как потонул, увлеченный ее ничтожеством.
Теперь она висела, пересеченная тучей, как громадная полоса неба, заключавшая текучие туманы, и воздух, и звездные кучи.
Одна звездная куча светила, как открытый глаз атома.
И я понял, что все остается по-старому, но только я смотрю на мир против течения.
Я вишу как нетопырь своего собственного я.
Я полетел к родным.
Я бросал в них лоскуты бумаги, звенел по струнам.
Заметив колокольчики, привязанные к ниткам, я дергал за нитку.
Я настойчиво кричал «ау» из-под блюдечка, но никто мне не отвечал, тогда закрыл глаза крыльями и умер второй раз, прорыдав: как скорбен этот мир!

1922



В стихах Ярослава мне прозвучала такая же сильная мистическая нота. Конечно, все стихи - это мистика, то есть глубинный, внутренний смысл человеческой жизни. Но здесь даже самим изображаемым предметом оказался мир переживаний, без перевода на язык конкретных событий и трехмерных, привычных явлений.

И просто в качестве впечатления. Не с первого раза, а только сейчас перечитав эти стихи, я заметила, насколько оригинальна и глубока мысль о том, что в тоске по умершим человек начинает понимать Бога. Только тогда человек "на деле" перестает сомневаться в Боге, а значит может довериться Ему = начать понимать.

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 27 Июль 2016, 17:54:58, КАРР»

« #35 : 27 Июль 2016, 21:18:30 »
Спасибо. Я не избалован по жизни неформальными откликами о своих стихах. Поэтому все такие отклики помню почти дословно, осмысливаю годами: они для меня - всегда открытие (в прямом смысле слова). Сам о своих стихах я ничего толком сказать и даже думать не умею (когда начинаю думать - не могу писать, да и читать тоже - ничего не понимаю...) Максимум, что могу выжать из себя, так это порассуждать о формальной стороне дела, но эта сторона мне представляется наименее интересной в поэзии вообще. И предпочитаю её оставлять "по умолчанию".

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран


Рейтинг@Mail.ru Союз образовательных сайтов Яндекс.Метрика