Искусство слова
Ткань времени (стихи последних лет)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

А религиозная философия тоже не смогла подняться к общей методологии жизни. В ней как бы всё было правильно, но не было надёжного доказательства вершины Сознания и Духа

Над этим сейчас работает Роман Сибирский, точнее, в последней работе своей  выходит и на это тоже.

Путинцева Т

Вы всё ближе и ближе к тому, что нужно. Уже почти вплотную.
Это да... Но стихи-то тут при чём?

А может, всё несколько проще: и Вы, и Сергей просто постепенно привыкли к моей поэтике, как читатели, и она перестала вам казаться чем-то незаконным? Привычка огромную роль играет в искусстве, как и в жизни...

А последнее далеко от того что нужно и уж тем паче не самое лучшее из того что было и что не нужно.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

ОффлайнСергей С.

  • Небеса наполнены музыкой так же, как океан водой.
А может, всё несколько проще: и Вы, и Сергей просто постепенно привыкли к моей поэтике, как читатели, и она перестала вам казаться чем-то незаконным?
Почему "незаконным", Ярослав? Может быть - незнакомым?..

Конечно, привычка и узнавание играют свою роль в восприятии. Но всё дело в том, что это качественно новые стихи. От глубоко личного в начале, а затем от соединения (ситнеза) глубоко личного со вселенским (не с общественным, его почти нет в стихах Ярослава Тарана), стихи (как история жизни и становления личности автора) гармонично и закономерно переходят сейчас ко всеобъемлющему, в котором глубоко личное органично растворяется, становясь частью этого всеобъемлющего и выражая одновременно как глубоко личное, так и всё остальное, не разделяя их. Это качественно новые стихи, как по красоте, так и по выразительности, и по воздействию на читателя. Каждая неисчислимая мелочь в них становится гигантской величиной; каждая величина способна превратиться в неисчислимую мелочь: где-то для того, чтобы сойти на нет и показать свою ничтожность, а где-то для того, чтобы просто уместиться в сердце читателя. В этом и есть выражение подлинной гармонии вселенной. Ну, или приближение к ней  |-:-|

Зажги во мгле свою звезду!
___________________________
Сергей Сычёв

Сергей, спасибо. Это большое счастье для поэта, когда его слово нашло такой живой отклик в другом сердце.

это качественно новые стихи
Ты дважды повторяешь эти слова. Тебе, как читателю, виднее, конечно. Но я ничего принципиально и качественно нового в этих стихах пока не вижу. Пока всё в русле сборника "Ткань времени", это ещё оттуда стихи - и формально, и по сути. Именно по тем характеристикам, что ты дал (я это тоже считаю главным у себя и люблю, когда через самое интимное и личное удаётся выйти в иной масштаб, я так и философские свои опусы пишу, не только лирику). И некоторые старые свои стихи я считаю сильнее и глубже этого последнего стихотворения. Его бы я, к слову, в сборник вряд ли стал включать... Впрочем, это всё неважно.

Меня и поразило, и порадовало больше всего вот что: различие восприятия автора и читателя. Это хороший признак. Значит, стихи живые - и потому они сами по-разному реагируют на разных людей (не все те немногочисленные, но верные мои читатели так высоко оценили эти стихи, как ты). Такое различие в восприятии меня всегда радовало гораздо больше, чем единодушие. Например, некоторые вещи (те же аксиомы сумалётовские) всегда вызывали однозначный восторг, из-за чего я стал их просто ненавидеть.

У меня бывает, что какое-то конкретное стихотворение или даже одна строка вдруг пробивает, входит в резонанс с душой и после этого начинаешь открывать для себя автора, и удивляться, почему раньше скользил по поверхности и не видел: у меня так было чуть ли не с половиной любимых поэтов. С Мандельштамом, например. Тешу себя надеждой, что такие метаморфозы будут происходить и с моими читателями. Надежда - это ведь хорошо, правда?

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 31 Августа 2014, 17:05:54, КАРР»

Как всегда, не остановился вовремя...
Почему "незаконным", Ярослав? Может быть - незнакомым?..
Так это почти синонимы в данном контексте. Я и написал сначала "незнакомым", но подумал, что слишком в лоб, а значит отскочит. Шучу. Законно и есть то, что знакомо. В искусстве. Знакомое и становится в нём законным.

Неприлично много рассуждать о своём творчестве, как-то это всегда глуповато выглядит. Саша права, я крайний экзистенциалист во всём, и это уже натура, тут ничего не попишешь (буквально). Здесь и плюсы, и минусы мои (минусов больше, естественно) - стихов ли, эссе ли, сумалётовщины ли - что на бумаге, что в жизни. Меня поражал и не устаёт поражать бред, когда так долго и настойчиво тыкают меня носом в мои дела (соседи по рм-палате и доброжелатели из прошлой жизни) и кричат о несоответствии моих "красивых слов" моим "поступкам". Уж чего-чего, а соответствия этого выше крыши. Зашкаливает. Что плохо и для искусства, и для быта. Вот и сейчас я нагородил в прямом эфире кучу личного лишнего. Вечером жалеть буду, наверное. Хотя чего терять?..

Печалит меня вот что. Люди, которые лучше знают меня - как субъект бытия, лучше и стихи мои воспринимают. Именно из-за соответствия материалу. Получается, что не грозит мне стать поэтом для многих, даже если поэзия вновь станет нужна человечеству... Такая связка поэзии с эмпирикой жизни не есть хорошо, это слишком короткая дистанция. И чем абстрактнее стараешься писать, тем прочнее связка. Что меня серьёзно печалит. Но радует самая что ни на есть банальная банальность: жизнь ужасно интересная штука, даже когда тебя окружает вопиющий абсурд. Сам по себе и многословный бред жизни интересен. Но тишина её поэзии интереснее.
Всё, пожалуй.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 31 Августа 2014, 11:07:37, Ярослав»

ОффлайнСергей С.

  • Небеса наполнены музыкой так же, как океан водой.
Например, некоторые вещи (те же аксиомы сумалётовские) всегда вызывали однозначный восторг, из-за чего я стал их просто ненавидеть.
Такое случается у каждого настоящего автора. Это неизбежность. Сперва удивляешься этому однозначному восторгу, а потом начинаешь ненавидеть собственное творение. Эдакая защитная реакция - отторжение попсы.
Надежда - это ведь хорошо, правда?
Всем знакомо избитое: надежда умирает последней. Это в корне неверно. Надежда не умирает. Мы губим надежду сами. Надежда вечна и надежда - это всегда хорошо!
Печалит меня вот что. Люди, которые лучше знают меня - как субъект бытия, лучше и стихи мои воспринимают. Именно из-за  соответствия материалу. Получается, что не грозит мне стать поэтом для многих, даже если поэзия вновь станет нужна человечеству...
Не стоит этому удивляться. Многих популярных сегодня авторов, тех, кем мы гордимся, литературоведы и исследователи творчества открыли для любви широкого читателя именно таким образом - через бытие. Далеко не каждый умеет как ты - разглядеть автора, угадать его в отдельной строчке.


Алексей Горобец

* * *

Зацепиться за слово, движенье, случайную мысль,

За случайный клочок отдождившей, иссякнувшей тучи,

Но остаться с тобой, рядом с небом, простудами, близь

Этих серых рассветов, Бог знает, куда нас несущих.

 

Засмотреться на ветер, на мокрое утро, на тень

Потерявших себя белых птиц у подножья прибоя.

Как случиться смогла эта синяя сень, эта звень

Непокоя воды и небес неземного покоя!

 

Нам довольно далось – и упасть, и друг друга найти

В сенокосье лугов, где звенят свиристелей цевницы,

Где забыть – и не слушать,

Не слышать, как время стучится

И потерянным птицам стремится на помощь придти

 

Чтоб случилось,

Сбылось,

Всё, что с нами не может случиться.

Сборник "Простудятся в траве босые осы" (2002). Библиотека Воздушного замка.

Зажги во мгле свою звезду!
___________________________
Сергей Сычёв
«Последнее редактирование: 31 Августа 2014, 17:08:44, КАРР»

Но стихи-то тут при чём?

А я как раз о них говорила.

Вот Сергей привёл стихотворение Алексея Горобца, и "в процессе чтения" я поняла (или кажется, что поняла), что "не устраивало" меня в Ваших стихах: в них другая музыка. Даже не "иноходь"  ритмов Ваших стихов, хотя многое в музыкальном ощущении от стиха зависит от ритма, делает эту музыку "другой".
Скажем так, в "канонической" поэзии звучит Пётр Ильич, а в Ваших стихах - Шнитке.
Можно порассуждать о "перенасыщенности" Ваших стихов образами (есть стихи с образностью такой плотности, что, кажется, образы кристаллами начнут выпадать из строчек в текущую жизнь. Видимо, это Вы воспримете, как похвалу. Нееет, это я Вас ругаю. :)  ), сменяющими друг друга с кинематографической скоростью, почти "наползающими друг на друга", что непременно требует многократного перечитывания стиха - хотя бы для того, чтобы их "отследить" без потерь.
Учтите, это всё я говорю о старых Ваших вещах, в "Ткани" с этим много лучше,
а ещё  в стихах "Ткани" - выход на "общечеловеческое"
(помните, я пеняла Вам за "излишнюю субъективность" стихов. Пример приводила ехидный - со шмяканьем человека лиловым, допустим, предметом во время трансляции по радио, допустим, Брамса. После чего - лиловое, Брамс и тяжёлый удар навсегда для этого человека связаны в единое целое. Если он отразит это в стихах, читатель не сможет проникнуться его мироощущением, поскольку в его жизненном опыте лиловое, Брамс и бряк по башке - ну никак не стыкуются...  )
 

Путинцева Т
«Последнее редактирование: 31 Августа 2014, 17:38:07, КАРР»

и Вы, и Сергей просто постепенно привыкли к моей поэтике, как читатели, и она перестала вам казаться чем-то незаконным?

Не думаю.

Путинцева Т

Учтите, это всё я говорю о старых Ваших вещах, в "Ткани" с этим много лучше,
а ещё  в стихах "Ткани" - выход на "общечеловеческое"
О совсем старых, Татьяна. До 2001 года. Стихи 2005-2008 ничем принципиально от "Ткани" не отличаются. А так, да, Вы правы, у меня сложная и ритмика, и поэтика в целом. Вернее, к ней трудно привыкнуть, потому что с каждым нужно перестраиваться на другую ритмику. Ну да мы это не раз обсуждали. Только поэтому я всегда настаивал на конкретике: я, как поэт, не берусь периодами и сборниками: каждое конкретное стихотворение имеет свою палитру, и образную, и звуковую, отличающуюся от соседей. Что касается последнего, так в нём, наоборот, перенасыщенность образов, что даже меня не устраивает. И тем не менее оно Вам пришлось. Звёзды сошлись просто. Я не шучу. Так бывает. У меня постоянно. Посему люблю возвращаться спустя несколько лет к прочитанному ранее - бывает потрясающая несхожесть впечатлений, до полярности, как в одну, так и в другую сторону. Стихи, как люди, не все с первого впечатления раскрываются. Некоторые люди раскрываются десятилетиями, и представление о них может изменяться до неузнаваемости. А некоторые - сразу и навсегда. Так и со стихами. Некоторые требуют труда от читателя. Это и не плюс, и не минус, это просто особенность личности стиха и автора. Плюсы и минусы совсем в другой шкале лежат... Ну да и это мы не раз обсуждали тоже.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 01 Сентября 2014, 11:12:07, Ярослав»

ОффлайнСергей С.

  • Небеса наполнены музыкой так же, как океан водой.
Что касается последнего, так в нём, наоборот, перенасыщенность образов, что даже меня не устраивает.
Плотный ряд образов последнего стихотворения находится в единстве и гармонии между собой. Здесь нет лишних или случайных образов. Так что, перенасыщенность - это не отсюда.

Зажги во мгле свою звезду!
___________________________
Сергей Сычёв

Ребята, я уже начинаю тихо ненавидеть это стихотворение: ну не вижу я в нём никакого качественного прорыва и принципиального отличия от стихов последних 10 лет (не всех, разумеется, но тех, что включал в сборники). Не вижу!  :'(

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

ОффлайнСергей С.

  • Небеса наполнены музыкой так же, как океан водой.
Тогда надо сделать длинную паузу...

Зажги во мгле свою звезду!
___________________________
Сергей Сычёв

Можно подумать, это в нашей воле: стихи писать, паузы делать...

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

В результате обоюдного непротивления сторон в Сборной размещена аннотация Сергея Сычёва к сборнику "Ткань времени", непроизвольно родившаяся в процессе моего упорного противостояния столь лестной оценке последнего стихотворения. Но в качестве оценки всего сборника я смиренно приемлю эту характеристику и втайне ею наслаждаюсь.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

                 Родник

                      1.

Грусть в памяти разлитая – родник:
свечением воды живой и мёртвой
исполнена поэзия. Над ним
свои душа склоняет ветви гордо,
бессмертия испытывая негу.
Хранят листы, как отпечатки рук,
судьбы журчащую строку и почерк
её пера, что предавалось бегу
событий, встреч, рождений и разлук.
Там, в коридоре тёмных одиночеств,
мечтали много и грешили где мы,
мерцает искрой вечного огня,
как эпилог неконченой поэмы,
немое человеческое «я».
И радугою в воздухе – родник
поэзии, в чьих каплях Божий Лик
мы узнаём, по умершим скорбя.

                                             2 июля 2016

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 12 Июля 2016, 00:11:40, Ярослав»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика