Искусство слова
Ткань времени (стихи последних лет)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

   Ткань времени



       Приснилось…

От нарядов утомилась,
разрыдалась донага
осень в парке. Ночь ложилась
на пушистые снега.

Утром солнцу улыбнулась –
обнажается земля.
Птичьим щебетом взметнулась,
шепчет в ландышах: твоя!..

Прошумит зелёным платьем –
звёздный август на хвосте.
Смотришь, жизнь прошла – в объятьях,
в женской, вечной суете.

4 февр. 10

 
Читать (скачать) сборник в Библиотеке Замка

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 21 Ноября 2013, 15:09:14, Ярослав»

Герман Гессе.

Я считаю, что действительность – это то, о чём нужно заботиться меньше всего, ибо она достаточно назойлива и всегда тут как тут, в то время как более прекрасные и нужные вещи требуют нашего внимания и забот. Действительность – это то, чем ни при каких обстоятельствах нельзя быть довольным, чему ни при каких обстоятельствах не надо поклоняться и что не следует превозносить, ибо она есть случай, отбросы жизни. И эту жалкую, постоянно разочаровывающую нас и безрадостную действительность невозможно изменить никаким другим образом, как только отрицая её, как показывая, что мы сильнее.

В связи с тем, что так называемая действительность не играет для меня большой роли, прошлое часто переполняет меня, как настоящее, а действительность кажется мне бесконечно далёкой, я и будущее не могу отделить от прошлого, как это обычно делают. Я подолгу живу в будущем, и поэтому мне не обязательно заканчивать биографию сегодняшним днём, я спокойно могу её продолжить.

_______________________________________________
Роза Мира не является новой религией и новой культурой,
но ансамблем и диалогом религий и культур.

Навеяно этой дискуссией о звукописи в стихах и т.д.


                                                                      ***

                                                      Что поём и что потом?
                                                      Дыры только штопаем –
                                                      дыры времени. Душа
                                                      в них сочится, чуть дыша

                                                      ловит слово ...................
                                                      .........................................
.                                                      ................. Время лечит,
                                                      сквозь лицо летит – навстречу.

                                                      Переливы, пересказы,
                                                      переправы... Рвутся фразы.
                                                      Шепчут вещи, сроки всходят.
                                                      И предатель взор отводит.
 
                                                      Через пропасть лживых глаз
                                                      перекинув пару фраз,
                                                      стих сбывается, кружится.
                                                      Гром крадётся, львам не спится.

                                                      Что поём и что потом?
                                                      Что посеем, что пожнём?
                                                      Мы вздыхаем вечерами...
                                                      Звёзды ходят рядом с нами.

                                                      И окутанная снами,
                                                      перекличками, стихами,
                                                      в хороводе зим и лет,
                                                      избранная из планет,

                                                      в облачной фате небесной,
                                                      Солнца верного невеста,
                                                      примет нас сыра-земля.
                                                      Здесь любили ты и я.

                                                      ... Белоснежной тропкой вьётся
                                                      одинокая строка.
                                                      И придёт апрель – напьётся
                                                      музыкой из родника.

                                                                                                 28 июня 2013

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 27 Ноября 2014, 22:12:22, ВОЗ»

Ткань времени

Протянув друг другу строки,
ткали времени пергамент…

Время вольное и равнодушное
нас безжалостно лечит и лепит.

Закат разгорается. Осень.
Чуть слышно шуршит метроном

Не суд, но сад – судьбы свершенье.
Звук солнца, падающий с древа.

Что поём и что потом?  Дыры только штопаем –
дыры времени.



Мой небольшой отклик, возник именно ответом на сборник Ярослава "Ткань времени", а потом (собственно тем же утром) немного разросся по касательной, поэтому вычленить его "из кустов" долго казалось странным.

                     ***
С каждым днём жить становится проще,
и от этого только больней
видеть снова осенние рощи
и бездонные души ночей.
С каждым днём будто ближе и чётче
раздаётся шептанье вещей.
Иглы звёзд – неизбежней и зорче,
полотно бытия – нежней.



И только сейчас вдруг мне вспомнилась цитата, которую я приводила в работе "Священная жертва":

"...риши говорили о себе, что они ткут гимны: с ткачеством сравнивали процесс жертвоприношения, как космогонической силы: «протянувшийся через все небо процесс тканья, в котором приняли участие все боги».[X. 130]

А вот и гимн 130 из десятой книги Ригведы, очень интересное получается эхо сквозь тысячелетия, просто ковёр-самолёт!


X, 130. Создание жертвоприношения

1 Жертва, которая во все стороны протянута (своими) нитями,
Распространена сто одним действием, (служащим) богам, -
(Ее) ткут эти отцы, которые пришли.
Они сидят возле протянутой (жертвы, говоря) так: Тки вперед! Тки назад!

2 Муж тянет ее (и) прядет,
Муж дотянул (ее) до этого небосвода.
Вот колышки. Они уселись на сиденье.
Напевы они сделали челноками, чтобы ткать.

3 Что было образцом? (Что) подражанием? Какова связь (между ними)?
Жертвенным маслом что было? Оградой что было?
Что было поэтическим размером, речью жрецов, что гимном,
Когда Все-Боги принесли в жертву бога?

4 (Размер) гаятри был сопряжен с Агни;
С (размером) ушних был связан Савитар;
С (размером) ануштубх – Сома, возвеличенный гимнами;
Речь Брихаспати подкреплял (размер) брихати.

5 (Размер) вирадж – преимущество Митры-Варуны;
(Размер) триштубх – здесь дневная доля Индры;
(Размер) джагати вошел во Всех-Богов.
С этими сообразовывались риши людские.

6 Сообразовывались с этим риши людские,
Отцы наши древние, когда родилась жертва.
Я считаю, что вижу мыслью-взором тех,
Кто первыми пожертвовал эту жертву.

7 Повторяющиеся действия (обрядов) соответствуют восхвалениям, соответствуют размерам.
Семеро божественных риши соответствуют (древнему) образцу.
Мудрые, озирая путь древних,
Взяли в руки вожжи, словно колесничие.
 


Хочу привести одну цитату, которая мгновенно встала бок о бок с только что прочитанным, тогда же я нашла ее и скачала. Но сначала зову стаю цитат из "Ткани времени", чтобы напомнить атмосферу:

И молча тайну в омут обронить…

Но не дремлет лучник света:
есть вопросы – смерти нет.

Припоминанье добрых рук,
и яблок падающих звук
в полночной тишине большой.
Звёзд перекличка – слово друг,
рождаясь, видит нас с тобой.

Свобода терпелива, как молчанье.

И придёт апрель – напьётся
музыкой из родника.

Молчать и петь. Тьма круговерти.
Терпенье матери – бессмертье.
Любви росток – ждёт человека.
Тоска твоя – светлее света.

Твои разорванные нити
уходят в тишину таких времён,
где звёзды – лишь стежки событий.


"Расскажу тебе о своем впечатлении. Идя сегодня к  бывшему магистру, которого  не видел полгода, я после намеков его помощника почти или совсем ничего не ждал от этого визита; я  просто  испугался,  что  старик может  нас  вскоре внезапно  покинуть,  и поспешил сюда, чтобы по крайней мере увидеть  его еще  раз.  Когда он  узнал меня  и поздоровался со мной, лицо  его  просияло, но он только произнес мое имя и подал мне  руку, и это движение и рука тоже,  казалось мне, светились, весь он или, во всяком случае, его глаза, его  белые волосы  и его розоватая кожа  излучали какой-то  тихий, прохладный свет. Я сел рядом с ним, студенту он взглядом приказал удалиться, и тут начался самый странный разговор, какой мне когда-либо приходилось вести. Сначала,  правда,  мне  было  очень не  по себе, очень  тягостно, да и  стыдно, ибо я то и дело что-то  говорил старику или задавал  ему  вопросы,  а он  отвечал  на все только взглядом; я не  был уверен, что  мои вопросы  и новости не представляются ему просто  докучливым шумом.  Это смущало, разочаровывало и утомляло меня, я казался себе ненужным и  назойливым; что бы я ни говорил  мастеру, в ответ я получал только улыбку или кроткий  взгляд. Право, не будь эти взгляды так полны доброжелательности и  сердечности, я  мог бы подумать,  что старец откровенно  потешается  надо мной,  над моими рассказами и вопросами, надо всей этой  пустой затеей моего приезда сюда и моего прихода к нему. Что-то подобное,  впрочем, его молчание и его  улыбки,  в  общем, и  содержали,  они действительно  выражали отпор и одергивали, только как-то  иначе, на другом уровне и в другом смысле, чем то могли  бы сделать насмешливые слова. Мне пришлось сдаться  и признать полный крах своих, как мне думалось, вежливо-терпеливых  попыток завязать разговор, прежде чем до меня  дошло,  что и во сто  раз  большие, чем  мои,  терпение, упорство  и  вежливость были  бы  этому  старику нипочем. Продолжалось  это, возможно, четверть  часа  или  полчаса, но казалось, что прошло полдня, мною овладевали уныние, усталость, досада, я жалел, что приехал, во рту у меня пересохло. Вот он сидел, этот достопочтенный  человек, мой покровитель, мой Друг, всегда, сколько я помнил себя, владевший  моим сердцем  и  обладавший моим доверием, никогда не оставлявший без ответа ни одного  моего слова, вот он сидел  и  слушал  или  не  слушал,  что  я  говорю,  сидел,  окутанный  и заслоненный  своим  сияньем  и  своими   улыбками,  своей   золотой  маской, неприступный,  принадлежащий  другому миру  с другими законами, и  все,  что стремилось проникнуть от меня  к нему, из нашего  мира в его мир, - все это стекало  с  него,  как стекает с  камня  дождевая  вода. Наконец -  а я уже потерял надежду  -  он  проломил  волшебную  стену,  наконец-то помог  мне, наконец  произнес  что-то! Это были единственные слова, которые я сегодня от него услыхал. "Ты утомляешь себя, Иозеф", - сказал он тихо, голосом, полным той трогательной заботливости  и доброты, которые тебе в нем знакомы. И все. "Ты утомляешь себя,  Иозеф". Словно  долго глядел, как я слишком  напряженно тружусь, и  хотел теперь образумить меня. Он произнес эти слова с  некоторым усилием, словно  уже давно не размыкал губ для речи. Одновременно он положил руку мне на  плечо - она была легка, как  бабочка, -  пристально посмотрел мне в глаза и улыбнулся. В эту минуту  я был побежден.  Какая-то частица его ясной тишины, его терпения и покоя перешла в меня, и вдруг мне стали понятны и этот старик, и перемена, с ним происшедшая, его уход от людей к тишине, от слов  к музыке, от мыслей к цельности. Я понял,  что мне посчастливилось тут увидеть, и только теперь понял эту улыбку, это  сияние; святой и совершенный человек позволил мне побыть  часок в своем  сиянии, а  я-то,  болван,  хотел развлечь его,  расспросить  и  вызвать на  разговор.  Слава богу, у меня еще вовремя  раскрылись  глаза.  Он  мог  бы и  выпроводить  меня  и  тем  самым отвергнуть навсегда. И я лишил бы себя  самого поразительного и прекрасного, что когда-либо выпадало на мою долю."

(Герман Гессе "Игра в бисер")

___________________________________
Красота – это память о лице Бога.
Александра Таран
«Последнее редактирование: 27 Ноября 2014, 22:13:35, ВОЗ»

        Косноязычие
               стансы

Как быт ныряет в бытие,
блажит, сжигая бред блаженства,
так тает солнца снег в корыте – и
страшит неуловимость совершенства!

Есть мера смертная тоске
и звёзд мерцанье измеримо,
росинкой жизнь висит на волоске,
её любви безмолвие – незримо.

На счастье жмурясь, циферблат,
как пёс цепной, минуты цедит,
но вздох грудной, но мимолётный взгляд –
под страхом смерти сторож не оценит!

Музейных ниш всеведущ страж,
листы исчислены на древе,
но шелест милый, нежный шёпот наш –
числу неуловимы, нераздельны.

                                                  27 авг. 2014

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 02 Июля 2016, 22:20:12, Ярослав»

ОффлайнСергей С.

  • Небеса наполнены музыкой так же, как океан водой.
Всё, что хочется сказать, а хочется сказать много - оно косноязычно оказывается между строк. Потрясающе глубоко, тонко, красиво... Новые ощущения, рождённые новым опытом, новой встречей.

Зажги во мгле свою звезду!
___________________________
Сергей Сычёв

ОффлайнГеннадий

  • В Ясной Поляне
Ярослав, мне иногда кажется, что человек, наделённый талантом от Бога, обязан своими делами, своей реализацией соответствовать этому таланту в жизни. Он обязан свой талант трансформировать в ярчайший смысл, вдохновляющий других людей.

Я видел людей, которые, зная о своём таланте, не соответствовали ему, не понимали этой истины. Мне же кажется, что в данном случае мы все это понимаем. Спасибо!

Геннадий Мир (Геннадий Мирошниченко)

Сергей, это просто бред какой-то... Я зашёл сейчас сюда с одной целью - удалить эти стихи. Горячка прошла - и как всегда началась рефлексия, вплоть до отвращения. Я был уверен, что этот сумбур слов никому не может быть понятен, что его лучше удалить. И тут твой отклик... Если я скажу, что ты меня удивил и удивило это совпадение, я ничего не скажу. Но если есть человек, кому это близко, то пусть будет тогда. Хотя мне кажется, что непонятно написано. И что это не есть хорошо.

Геннадий Георгиевич, если я Вас правильно понял, то Вы меня хвалите? Я не знаю меры своего таланта, гораздо чаще я уверен в своей бездарности. Стихи накатывают спонтанно, и это состояние похоже на горячечный бред. Впрочем, приступы его с возрастом стали намного реже и короче, чем в юности. Насчёт же своей жизни и её соответствия таланту я не только ни разу не обольщаюсь, но всё как раз наоборот. Какое уж тут соответствие - бурелом один. И вряд ли он может кого-то вдохновлять, разве что - от обратного, как не надо. Я совсем не кокетничаю, но правда не вижу ни малейшего повода для какого-то вдохновляющего примера в своей жизни. Просто по-другому вряд ли могло быть, но это только моя кривая, за мной никому туда ходить не нужно...

Что же касается Замка, то мне просто очень интересно принимать участие в его созидании. И люди безумно интересны здесь, их творчество. И сам процесс, сам замысел, сам дух проекта, который ведёт и открывает новые горизонты, раскрывается... Не могу объяснить. Но интересно очень...

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 27 Августа 2014, 19:09:22, Ярослав»

ОффлайнСергей С.

  • Небеса наполнены музыкой так же, как океан водой.
Я зашёл сейчас сюда с одной целью - удалить эти стихи.
Вчитайся в то, что ты написал, Ярослав. Это одно из твоих лучших стихотворений.
Хотя мне кажется, что непонятно написано. И что это не есть хорошо.
Мне понятна и близка каждая строка. И это хорошо O0 Не торопись расправляться с тем, что создаёшь, и строго судить созданное.

Зажги во мгле свою звезду!
___________________________
Сергей Сычёв

ОффлайнГеннадий

  • В Ясной Поляне
Уважаемый Ярослав!
Я не договорил. В силу моих контактов с людьми проблемными, приходилось встречаться с теми, кто так или иначе был наделён талантом или талантами от Бога, но они не могли найти своего места в жизни, мучились, сомневались, умаляли свой талант. И какое же необыкновенное чувство возникает, когда удаётся помочь, и человек осознавал свою избранность. Я нисколько не умаляю  последнее. Бог, давая человеку талант, ждёт от него отдачи соответствующей. Но ждёт не бесконечно. Если не получает, то либо отбирает талант, делая человека несчастным, изгоем, либо забирает к себе, если человек начинает себя нивелировать под других.

Поверьте мне, второй Виссарион Григорьевич Белинский литераторам не нужен. Почему? Потому что его труд - вторичен. Первична поэзия.

Ваше участие в становлении Портала как площадки роста для людей совершенствующихся состоялось. Эту задачу Вы выполнили. Пора реализоваться таланту.

Геннадий Мир (Геннадий Мирошниченко)
«Последнее редактирование: 28 Августа 2014, 08:02:46, ВОЗ»

Поверьте мне, второй Виссарион Григорьевич Белинский литераторам не нужен.
А при чём тут Белинский? Разве других примеров литературной критики, ставшей в прямом смысле слова глубокой философией, нет? И я не считаю критику чем-то вторичным по отношению к искусству. Впрочем, я никогда не писал в этом жанре.

Портала как площадки роста для людей совершенствующихся
Это лишь одна из функций. Задачи и замысел портала шире и многоаспектнее. Одна из них - это портал как явление культуры, произведение нового искусства, имеющее самостоятельное значение, а не только как средство и площадка. И это тоже только одна из задач, есть и другие, не менее интересные.

Пора реализоваться таланту.
Что Вы имеете в виду? Если моё литературное творчество, то им я занимаюсь уже четверть века и... что выросло, то выросло. Благодаря Замку, к слову, я стал осваивать, как писатель, и новые для себя жанры, в частности религиозную философию.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 28 Августа 2014, 10:12:09, Ярослав»

ОффлайнГеннадий

  • В Ясной Поляне
Что Вы имеете в виду?

Поэзию.

Геннадий Мир (Геннадий Мирошниченко)

ОффлайнГеннадий

  • В Ясной Поляне
я стал осваивать, как писатель, и новые для себя жанры, в частности религиозную философию.

Дорогой Ярослав! Только не обижайтесь на меня. Хочу высказать своё мнение о философии. Недавно, Вы знаете, меня посетил очередной инфаркт. Могу не успеть сказать Вам, чтобы Вы не теряли дорогого времени на философию. Классическая философия закончилась к 1980-му году. Она исчерпала себя псевдофилософскими рассуждениями физиков. Достаточно прочитать книгу "Почему я не христианин" английского философа, лауреата Нобелевской премии Бертрана Рассела, чтобы понять смысл её кризиса. А религиозная философия тоже не смогла подняться к общей методологии жизни. В ней как бы всё было правильно, но не было надёжного доказательства вершины Сознания и Духа. А вершина - это главное мерило, главный критерий.

В философском поле невозможны однозначные доказательства, а стохастичность делает их расплывчатыми. Вы же как поэт требуете и от себя, и от других чётких однозначных образов и понятий. Вот здесь Ваша душа испытывает непримиримость к указанному противоречию. Ибо допущение философией смысловой размытости, стохастичности и примитивной логики совершенно неприемлемо в высокой поэзии.

Геннадий Мир (Геннадий Мирошниченко)
«Последнее редактирование: 28 Августа 2014, 14:52:46, Геннадий»

Цитата: Ярослав от Сегодня в 08:12:34

    Что Вы имеете в виду?


Поэзию.
То есть?

Вот здесь Ваша душа испытывает непримиримость от указанного противоречия.
Не испытывает. Не вижу в упор никакого противоречия между поэзией и философией. Философия, как и поэзия, бывает разная...

Ладно, я понял Вас. Спасибо за неравнодушие, Геннадий Георгиевич. Здоровья Вам!

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Я был уверен, что этот сумбур слов никому не может быть понятен, что его лучше удалить.

Неправильно Вы решили. Вы всё ближе и ближе к тому, что нужно. Уже почти вплотную. Имхо.

Путинцева Т


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика