Музыка Замка
О музыке на портале. Размышления

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Немного об истории вопроса. Осенью 2006 года, когда готовилась конференция к 100-летию Даниила Андреева, мы с Володей Камским готовили DVD-диск, который собирались распространить среди участников конференции. Это была уже вторая, расширенная версия диска: первую Володя сделал сам и она имеется у всех участников встречи в Тарусе.

Там были представлены разнообразные материалы, имевшие, на наш взгляд, отношение к духу Розы Мира – моменты ее сквожения в земном творчестве. Были тексты,  картины, фотографии, фрагменты фильмов и радиоспектаклей, некоторые материалы с rozamira.org. Я составил тогда первую версию поэтической библиотеки, несколько десятков выпусков рассылки. Еще я собрал там много музыкальных записей, объединив их в разделы «Классика» и «Музыка национальных традиций». Всему музыкальному разделу предпосылался такой текст:


Предлагаемая на диске программа классической и этнической музыки является первым шагом к созданию звуковой энциклопедии «Звучание метакультур». В основе этого замысла лежит представление о том, что каждая из существовавших и ныне существующих культур, имея свои неповторимые черты и собственные трансфизические источники духовной силы, сумели, насколько это возможно в земных условиях, выразить свою внутреннюю сущность на внятном для всего человечества языке искусства, в том числе искусства музыкального.

Картина музыкальной культуры различных цивилизаций очень многообразна. У одних народов она ограничивается устными фольклорными формами – от довольно простых до весьма развитых и утонченных. В других культурах, кроме этого, возникала и собственная профессиональная музыка, никак не связанная с европейской традицией (Индия, Китай, Иран, Турция, Индонезия и др.). В еще большем количестве стран можно отметить своеобразные национальные формы культовой музыки (тоже, естественно, развивавшихся в рамках локальных профессиональных традиций). В Европе постепенно сформировались (особенно активно этот процесс проходил в XVII – XVIII веках) универсальные основы профессионального музыкального творчества и основные жанры, играющие ведущую роль до сегодняшнего времени. В орбиту именно европейского музыкального мышления в XVIII веке включилась Россия, а на протяжении  XIX и XX веков – практически все страны мира.

Таким образом в каждой из стран сегодня существуют несколько слоев музыкальной культуры. Это и национальный фольклор (в той степени, в какой он сохранился до наших дней), и собственные профессиональные традиции (в такой же степени), и слой музыкального быта – наиболее подвижный слой, сегодня во многом определяемый средствами массовой коммуникации, но, тем не менее, всегда сохраняющий некоторую инерцию национального вкуса и в силу этого также включенный в процесс накопления непреходящих ценностей; и, наконец – собственно профессиональное композиторское творчество.

Процесс приобщение композиторов к европейской традиции находится в различных странах на разных этапах. То, что кажется при взгляде на уже достигнутые результаты естественным и простым, на самом деле требует в процессе своего формирования длительного исторического времени и огромных духовных усилий. Так, России потребовалось все XVIII столетие для того, чтобы, войдя в круг европейского культурного влияния, осознать в этом контексте свою собственную сущность, найти и видоизменить жанры европейского искусства (речь идет не только о музыке), и в XIX веке на этой основе включиться в создание культурных ценностей мирового значения. Так и сегодня композиторы многих стран находятся на стадии поиска национального музыкального архетипа, перерабатывая и синтезируя обрушившееся на них многообразие идейных и стилистический влияний и стараясь в то же время сохранить основы национального самосознания.

Дать представление об этих процессах – задача составляемой энциклопедии «Звучание метакультур». Работа над ней сейчас находится на стадии первоначального накопления материала. Пока у меня нет возможности дать характеристику каждой из национальных музыкальных культур и прокомментировать положение в ней представляемых музыкальных примеров (разумеется, это не может быть делом одного человека – предполагается участие в этом проекте искусствоведческого коллектива). Весь отобранный материал пока располагается в двух разделах: музыка национальных традиций и европейской традиции («Классическая музыка»).

Раздел «Музыка национальных традиций» включает и собственно этнографические записи, и национальную профессиональную музыку (индийские и непальские раги, индонезийский гамелан, грузинское хоровое пение и др.), и культовую музыку (тибеткую и др., сюда же можно отнести и традицию русского колокольного звона). Включены также записи профессиональных коллективов, работающих в жанре реставрации народных традиций (ансамбль Д. Покровского и другие коллективы в разделе «Россия»). Среди исполнителей и ансамблей, выступающих с профессионально обработанным этническим материалом, отобраны несколько, транскрипции которых максимально приближены к духу и характеру народного исполнения (например, С. Старостин, ансамбли в разделах «Кельты», «Шотландия», «Скандинавия», «Иран», «Румыния»). Включена и запись оркестра национальных инструментов из Китая – явно композиторская обработка народных мелодий, ярко передающая, однако, колорит и тембровый облик национальной музыки.

Среди современных транскрипций народной музыки значительное место занимают обработки с участием электронных звучаний – именно они сегодня в огромном количестве распространяются под названием «этническая музыка». На самом деле подавляющее большинство их не имеет отношения ни к характеру, ни к традиционным формам бытования народного творчества. Тем не менее, некоторые из таких композиций представляют музыкальный интерес – в качестве одного из развивающихся сегодня направлений профессионального творчества. Такие примеры включены в раздел «Полиэтнические и электронные композиции».

Раздел «Классическая музыка» построен более традиционно, однако в силу незавершенности его составления может показаться не всегда понятным отбор произведений. Основная идея – показать постепенное развитие, взросление европейской и российской культур, все более серьезные и сложные задачи, решаемые профессиональной музыкой; возникновение, развитие и видоизменение отдельных художественных тенденций. Акцент сделан на музыке высоких духовных задач, на посильном проникновении композиторов в глубины метакультуры и человеческой души, а также на постоянном диалоге между профессиональным творчеством и народными истоками. Проследить все это в данный момент невозможно в силу того, что не все разделы и композиторы представлены нужным количеством примеров, некоторые важнейшие имена отсутствуют вовсе, совершенно не представлена музыка Возрождения и XVII века, почти нет европейской музыки ХХ века. Однако и в таком виде данная антология может дать представление о многообразии и сложности существующей музыкальной культуры.


 
Как видите, проект был задуман весьма масштабный и универсальный. Несколько комплектов из двух DVD-дисков Володя действительно изготовил и у кого-то они есть. Затем мы решили в два раза увеличить объем такого комплекта, чтобы он занимал 4 диска. Но вскоре творческий импульс иссяк. Главным образом из-за того, что к нашей работе никто не присоединился, а мы изначально рассчитывали на коллективные усилия.

И вот теперь, по прошествии трех с лишним лет, я могу сказать, что музыкальная часть проекта мне по-прежнему интересна, и именно в таком виде, как я ее тогда заявил. Но некоторые коррективы я бы теперь внес. Попробую их обозначить.

Тогда это было задумано в виде дисков, т. е. замкнутой в себе структуры. Сейчас это можно осуществлять в виде структуры разомкнутой и растущей на территории портала, занимая несколько форумных разделов со свободным включением в нее новых авторов. Те люди, которых я собирался три года назад привлечь к проекту, и сейчас готовы в нем участвовать, появились и новые. Моя личная фонотека с тех пор стала на порядок полнее. Это всё – положительные факторы. Но с другой стороны, составляя подобную замкнутую структуру, я тогда видел себя первооткрывателем многих вещей. Я тогда еще не общался с Интернетом и не знал о множестве сайтов, предлагающих классическую, этническую и другую музыку. Теперь я вижу опасность сделать еще один из таких сайтов, а миновать эту опасность можно только требовательным отношением к качеству размещаемого материала и осмысленной его подачей.

Кое-что я уже начал делать. Выкладываю собранный материал по этнике. Появляются записи сегодняшней музыки (то, что теперь находится в разделе «Музыка», когда-нибудь будет отделено в подраздел – «Новости от композиторов» или что-нибудь подобное). Приглашаю в «Замок» участников московских фольклорных ансамблей. Надеюсь на участие человека, который будет вести очень профессиональный разговор об истории массовой культуры.

Но самая масштабная и трудоемкая часть проекта касается европейской и русской музыки последних нескольких столетий – того, что в обиходе называют классикой. Пока не знаю, как к этому подойти и хотел бы по этому вопросу услышать ваши соображения. Один из путей: вести подробный и последовательный рассказ об истории музыкального искусства. Но в этом есть что-то слишком академичное, нетворческое. Можно постепенно открывать темы по принципу «концерта по заявкам», т. е. начать с тех тем, к которым читатели портала выразят особенный интерес и так постепенно отдельными точками заполнять пространство музыкальной культуры. Или отталкиваться от вопросов, уже затрагиваемых в дискуссиях исторических, культурологических, философских, и предлагать их музыкальные параллели. Какие еще могут быть варианты? Предлагаю совместно об этом подумать.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 19 Марта 2013, 23:51:33, Е. Морошкин»

Или отталкиваться от вопросов, уже затрагиваемых в дискуссиях исторических, культурологических, философских, и предлагать их музыкальные параллели.
Мне кажется, это наиболее эффективный и живой способ подачи материала. Своего рода "музыкальный дискуссионный ключ".

И пора, наверное, параллельно потихоньку начинать развивать идею "Радио РМ".
Женя, возьмёшься написать в подразделе Радио заглавный пост с обозначением стратегических направлений и ближайших задач?
Можно делать там тематические "музыкальные странички". Для начала, например, на час или два в неделю по определённым дням. А там - постепенно, по мере роста человеческой и содержательной части, расширять и время вещания, и тематику. Главное, чтоб "лошадь" (люди и содержание) шла впереди "телеги" (деклараций и технического обеспечения). Делать всё постепенно, капля за каплей, не впадая в кратковременную буйную эйфорию, не подкреплённую практическими шагами, как это было с идеей "Радио Розы" на ВС. 

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Текст-обращение про радио напишу, но чуть позже. Сейчас не получается. А подготовленный музыкальный материал уже есть, хватит надолго.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

Поклон Николаю Миронову за музыкальные ссылки:
https://rmvoz.ru/forums/index.php?topic=90.0#msg1012

Но, как и можно было предполагать, авторы большинства этих сайтов не проводят различия между музыкой продолжающей этнические традиции и музыкой, представляющей собой популярную, упрощенную и обезличенную, обработку традиционных мелодий.

Я успел посмотреть ссылки на сайте "Аквариум": [удалена неработающая ссылка]
Там всё вперемешку: есть и очень качественные вокальные и инструментальные раги, а есть фоновая, дискотечная музыка. Со временем постараюсь прокомментировать каждого из исполнителей с этого сайта - в соответствующей ветке "Этнической музыки". Посмотрю и другие ссылки, по некоторым темам открою новые ветки. Мне хочется развить у слушателей чувство стиля, умение распознавать настоящее. Современные обработки тоже могут быть по-своему интересными, о таких примерах я тоже буду говорить и пытаться понять их художественную направленность.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 29 Ноября 2014, 05:10:34, Ярослав»

Прошу прощения: дискотечной музыки на сайте Аквариума нет. Это я спутал с какой-то другой ссылкой, которую посмотрел перед этим. А о музыке, выложенной Аквариумом, я очень кратко написал здесь: https://rmvoz.ru/forums/index.php?topic=255.0#msg1021

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 29 Ноября 2014, 02:43:03, ВОЗ»

« #6 : 13 Октября 2019, 01:24:41 »
Появилось радио "Орфей":

http://www.muzcentrum.ru/orpheusradio/livebroadcast

Кажется что оно в какой-то степени реализует идею "радио РМ". Подборки мне нравятся по большей части. Что не хватает - не уверен, может быть структурированности по эмоциональным темам?

Вот про эмоциональные темы как раз, нравится в этой музыке первая и восьмая минуты:

https://www.youtube.com/watch?v=T-4JuDCoq4g

Кто-нибудь знает что-то похожее на эти две минуты?

Интересуют дела и мысли, касающиеся популяризации творчества Даниила Андреева, а также светлой духовности вообще — через поиск, создание и распространение коллекций картинок, аудио и видео.

ОффлайнСергей С.

  • Небеса наполнены музыкой так же, как океан водой.
« #7 : 13 Октября 2019, 08:27:20 »
Михаил, вы затронули самую важную и самую сложную тему в восприятии музыки человеком - эмоциональное влияние её на человека и через это влияние на формирование личности, ее развитие, направленность мыслей и чувств; музыка как побудитель к действию, к изменению жизни (как в узком, так и широком смысле), как мотивирующий (к созиданию или же разрушению) фактор; музыка как живая, творящая среда.

Вряд ли у участников найдётся единое понимание вопроса влияния той или иной музыки на человека.  Всё это зависит от множества особенностей как самой личности, так и обстоятельств ее формирования и развития. И это очень хорошо. Я думаю, интересным (в предложенном вами русле обсуждений) представляется разговор о том, что именно в той или иной музыке влияет на конкретного человека, к чему призывает, куда ведёт, что открывает. Как то или иное прочтение (дирижером, исполнителем, коллективом исполнителей) влияет на слушателя, способность увидеть в музыкальном произведении что-то новое, помогает раскрыть и увидеть замысел автора, ответить на личные вопросы слушателя и т.д.

У разных людей разный уровень музыкальной подготовки, воспитания и разные вкусовые предпочтения. Это исключает единое чувствование и понимание музыки, но зато позволяет обогащать собственный мир и мир другого человека в предметном и содержательном разговоре о музыке. Например, когда собеседник, вдохновленный музыкальным произведением, смог донести радости собственных музыкальных переживаний до другого и разбудить в нём что-то новое, ранее ему неведомое. Меня, к примеру, всегда волновала эта сторона взаимодействия музыки и человека, но я так и не дорос до того, чтобы суметь внятно высказаться по этому поводу.


Зажги во мгле свою звезду!
___________________________
Сергей Сычёв
«Последнее редактирование: 13 Октября 2019, 10:03:37, Сергей С.»

« #8 : 13 Октября 2019, 12:34:36 »
Предполагаю что собрать личные впечатления эмоциональные от музыки это полезно, в том числе если они разные. Не исключено что можно как-то систематизировать и в этом случае.

Согласен с общими рассуждениями. Было бы интересно ещё обсудить конкретные примеры музыкальные.

Интересуют дела и мысли, касающиеся популяризации творчества Даниила Андреева, а также светлой духовности вообще — через поиск, создание и распространение коллекций картинок, аудио и видео.
«Последнее редактирование: 13 Октября 2019, 12:53:26, Михаил123»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика